Как известно, радикальный период экономических преобразований завершился дефолтом 1998 года. Он явился закономерным итогом проводимой в те годы либеральной модели рыночных преобразований. Наметившийся затем экономический подъем показал, что разраставшийся кризис был обусловлен не незавершенностью рыночных реформ, а безостановочными разрушительными нововведениями.
Особенно очевидными оказались после 1998 г. позитивные сдвиги в промышленности. Это связано не только с некоторыми положительными последствиями многократной девальвации рубля в результате дефолта, но и с осуществлением антикризисной политики государства. Здесь необходимо выделить сдерживание масштабного передела собственности и недопущение растаскивания естественных монополий. Приостановлена безудержная, без разбора приватизация госсобственности. Сделаны попытки упорядочить управление госкапиталом в промышленности. Осуществляется переход от противопоставления крупного и малого бизнеса к признанию целесообразности их взаимодействия и взаимодополнения. Изменена политика государственных заимствований, что способствовало свертыванию спекулятивного финансового рынка. Началась борьба с бесконтрольным вывозом капиталов за рубеж. Приняты меры по увеличению денежной массы в условиях всеобщего дефицита оборотных средств, наметилось облегчение налогового бремени.
Однако радикальных изменений в российской экономике не произошло и проблем в отечественной промышленности практически не убавилось.
Основные проблемы
в развитии отечественной промышленности
В финансовой сфере среди важнейших факторов, ограничивающих возможности роста промышленного производства, следует выделить ограниченность финансовых ресурсов федерального бюджета, не позволяющая наращивать объем прямого финансирования перспективных отраслей реального сектора экономики. Остается достаточно тяжелым налоговое бремя на товаропроизводителей, приводящее к снижению уровня экономической эффективности производства и ограничению роста прибыли. У предприятий остается значительным недостаток оборотных средств, не позволяющий наращивать объемы выпуска продукции при максимальном использовании всех имеющихся производственных мощностей. У них остается и продолжает нарастать кредиторская задолженность по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, что во многих случаях ставит предприятия перед угрозой банкротства. “Замороженный” в ГКО и ОФЗ инвестиционный потенциал (накопления) промышленных предприятий лишил их наиболее доходной и ликвидной формы капитализации свободных собственных средств;
Недостаточность внутреннего спроса. Важным ограничением роста производства является низкий конечный спрос на отечественные товары. Снижение величины спроса вызвано двумя главными причинами - ощутимым увеличением цен на товары и услуги конечного потребления и их опережающим ростом по сравнению с ростом доходов населения. Внутренний рынок потребительских товаров России все еще находится в состоянии значительной зависимости от поставок товаров по импорту - продовольствия, одежды, обуви, электронных и электротехнических бытовых товаров.
Низкая инвестиционная активность.
Осуществлению активной промышленной политики, реструктуризации депрессивных отраслей и развитию высокотехнологичных обрабатывающих секторов промышленности препятствует ряд объективных факторов, ограничивающих активизацию инвестиционной деятельности.
Так, в результате утраты значительной части национальных сбережений из-за кризисного обесценивания производственного капитала и его сокращения у российской экономики крайне ограниченны возможности для накоплений. В стране сохраняется сложившаяся экспортно-сырьевая структура экономики и связанная с ней необходимость все большего переключения финансовых ресурсов сырьевого экспорта на инвестиции для поддержания производства в самих же экспортоориентированных отраслях из-за ухудшения условий добычи и первичной переработки сырья.
Даже имеющиеся инвестиционные ресурсы вынужденно направляются не столько для обеспечения экономического роста, сколько на поддержание безопасного функционирования существующих технических систем, что ограничивает возможности перетока капитала в высокотехнологичные сферы производства, определяющие перспективные структурные сдвиги. Особенно серьезным тормозом в привлечении инвестиций в развитие промышленности является низкая инвестиционная привлекательность российских предприятий и сохраняющиеся высокие инвестиционные риски.
Из-за обесценивания в 2-3 раза накопленных инвестиционных ресурсов и оборотных средств предприятий, отвлечения остатков их накоплений (сбережений) на пополнение оборотного капитала крайне незначительны инвестиции в основной капитал за счет собственных средств предприятий. Не способствует притоку частных инвестиций низкий уровень реальных денежных доходов населения и соответственно сокращение валовых сбережений в секторе домашних хозяйств, а также сохраняющееся недоверие граждан к организованным формам сбережений. При этом в стране еще неразвиты рыночные институты, обеспечивающие трансформацию сбережений различных институциональных секторов на инвестиции в производство.
Состояние производственного аппарата. Серьезные ограничения на осуществление реконструкции и рост промышленного производства накладывает крайне неудовлетворительное состояние основного производственного капитала.
Сегодня в промышленности порядка 70% всех машин и оборудования эксплуатируется свыше 10 лет, что не позволяет поддерживать текущую конкурентоспособность экономики. В итоге значительная часть машин и оборудования функционирует за пределами экономически оправданных сроков службы. К настоящему времени средние фактические сроки службы промышленно-производственного оборудования - превысили 30 лет. Это более чем в 2,5 раза превышает установленные нормативные сроки службы техники, и в 3-3,5 раза - аналогичные показатели развитых стран. При этом старение фондов не сопровождается соответствующим вводом современных эффективных мощностей.
Особую проблему представляют объективно высокие масштабы выбытия физически изношенного и морально устаревшего основного капитала. В ближайшие годы возникает угроза новой волны выбытия устаревшего капитала, именно из зоны ныне работающих мощностей. Поэтому без их модернизации велика опасность потери и этого источника экономического роста страны. Таким образом, резерв интенсивного повышения загрузки мощностей для обеспечения экономического роста по сути будет исчерпан уже за 2-3 года. Причем, значительное повышение загрузки устаревших мощностей без дополнительных инвестиций в модернизацию производства проблематично.
Во внешнеэкономической сфере одними из важных факторов, ограничивающих возможность ускорения роста промышленного производства, является отсутствие в стране эффективной внешнеторговой политики, приводящей к нерациональному использованию значительного экспортного потенциала России. Кроме того имеет место усиление международной конкуренции на фоне растущей государственной поддержки экспорта за рубежом. Внешнеэкономические партнеры России все активнее, зачастую на дискриминационной основе, применяют защитные меры в интересах своих национальных производителей.
Предложения РСПП
по совершенствованию законодательной базы
Критическое осмысление последствий пережитого страной реформаторства и масса нерешаемых проблем приводит к выводу о том, что необходимо исправление и усовершенствование законодательной базы рыночной экономики. Кроме того, в области законотворчества часто происходит заимствование норм, применяемых в других правовых системах или государствах с иным уровнем институционального и культурного развития. Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы.
Наиболее пристальное и первоочередное внимание необходимо уделить совершенствованию законодательства, имеющего наиболее важное значение для промышленников и предпринимателей.
Следует особо остановиться на требовании товаропроизводителей о пересмотре деструктивного по последствиям применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, принятом в самом начале 1998 г.
Это тем более актуально, что данный закон в совокупности с постановлением Правительства РФ по ускоренному банкротству создал особую ситуацию в развитии имущественных отношений в промышленности. Появилась правовая база активизации передела собственности в реальном производстве, обремененном неплатежами. В результате в стране развернулась борьба прежде всего за обладание и распоряжение наиболее успешными и привлекательными предприятиями. Начался захват еще сохранившегося госкапитала в задолжавших, но вполне доходных акционерных обществах.
В отличие от рыночных экономик Запада и Востока у нас безнадежными должниками являются, в следствии экономических реформ, слишком многие промышленные предприятия и их огромные долги перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, банками сохраняются и нарастают. По действующему законодательству несостоятельным у нас можно объявить практически каждое предприятие, особенно крупное, даже вполне рентабельное. Основная причина в том, что установлена крайне низкая величина допустимой совокупной просроченной задолженности. При этом она не согласована с масштабом хозяйственной деятельности предприятия.
Закон исключает из числа кредиторов рядовых работников, не получающих вовремя и полностью свою зарплату, хотя такая задолженность учитывается при определении платежеспособности предприятия. Работники, они же частично и акционеры, не имеют по закону права участвовать в определении судьбы своих предприятий, в выборе и назначении внешних управляющих. Этим законом никак не учитывается и такая задолженность перед трудовым коллективом, как инвестиционная и инновационная. Расходование амортизации не на цели реновации, увод чистых накоплений из производства его руководством и налоговыми службами вместо использования на цели перевооружения труда на новой технической и технологической основе лишают рабочих современных средств труда. Эта задолженность должна юридически признаваться и количественно учитываться, в том числе при процедуре банкротства.
Вообще инвестиционному и инновационному оздоровлению предприятий в законе фактически не уделено никакого внимания. Говорится только о возможности перепрофилирования производства как одного из путей восстановления платежеспособности должника. При этом закон не дает ответа как это сделать, за чей счет, на каких условиях, в каких случаях это можно осуществить? В тоже время подробно расписана процедура распродажи имущества должника для удовлетворения претензий кредиторов.
По нашему мнению этот закон должен быть пересмотрен так, чтобы в нем были заложены механизмы защиты наиболее значимых российских предприятий и корпораций, обеспечивающих конкурентоспособность нашей промышленности. При осуществлении процедуры банкротства необходимо, чтобы и государство несло свою долю ответственности за разорение в результате проводимой в стране экономической политики каждого конкретного производства и всей огромной массы товаропроизводителей.
Мы считаем, что радикальный сдвиг в отношении к акционерам возможен только после того, как на фондовом рынке развернется конкуренция эмитентов за инвестиции. Для этого необходимо соответствующее правовое обеспечение цивилизованных правил борьбы за контроль в компаниях и ответственности за их нарушения. Поэтому, в Федеральный закон “Об акционерных обществах” должны быть внесены изменения, связанные с порядком проведения общего собрания акционеров (формирование его повестки, сроков и форм сообщения о его проведении, предоставление материалов, заочное голосование, подведение и оглашение итогов и др.) деятельностью совета директоров (состав, срок полномочий, переизбрание и т.д.) и исполнительных органов. Должен быть уточнен порядок осуществления эмиссии дополнительных акций и ценных бумаг, совершения крупных сделок, реорганизации акционерных обществ и т.д.
Полномочиями по преследованию за нарушения прав и законных интересов акционеров должен быть наделен орган по регулированию рынка. Санкции, которые следует закрепить в законе, должны предусматривать дисквалификацию на определенный срок руководителей, нарушивших законодательство об акционерных обществах и ценных бумагах. Соответствующие изменения должны быть внесены в КОАП, федеральные законы “О рынке ценных бумаг” и “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”.
Возможность привлечения инвестиций в развитие российской экономики в значительной мере зависит от совершенства соответствующей законодательной базы. Однако законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Примером может служить несоответствия между положениями основополагающих законов в области инвестирования, в том числе “Об инвестиционной деятельности в РФ”, “Об иностранных инвестициях в РФ”, “Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений”. Имеются несоответствия между налоговым законодательством и Законом “О соглашении о разделе продукции”.
В 1999 году был принят Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”. Однако его принятие не решило проблем, связанных с обеспечением эффективного антимонопольного контроля и создания условий для развития конкуренции в данной сфере из-за отсутствия необходимого методического сопровождения. Это создает трудности для формирования взвешенной антимонопольной политики на рынке финансовых услуг. Необходимо разработать и принять процедуры определения продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовой организации, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Это позволит повысить качество и объемы представляемых финансовых услуг и будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.
Переход России к рыночной экономики и стремление к интеграции в мировое хозяйство существенно изменило форму внешнеторговой деятельности и процессы ее регулирования. Однако помимо положительных результатов либерализации внешнеэкономической деятельности привела и к ряду серьезных отрицательных последствий. Так, сегодня на внешнем рынке многие российские экспортеры конкурируют между собой, что приводит к снижению контрактных цен и разрушению этих рынков. Такое положение особенно характерно в части экспорта вооружений и лесного экспорта. Практически по всем направлениям российского экспорта, особенно при экспорте металлов, лесопродукции, осуществляется поставка высококачественной продукции под видом низкокачественной. Широко практикуется невозврат валютной выручки и уход от налогов через создание подставных фирм и фирм-однодневок, а также другие нарушения.
Для устранения указанных и других проблем в этой сфере необходимо разработать и принять Федеральный закон “О изменении и дополнении Федерального закона “О регулировании внешнеторговой деятельности”. Эти изменения должны предусматривать возможность нетарифного регулирования экспорта, в том числе за счет введения в обоснованных случаях лицензирования внешней торговли по отдельным видам продукции.
Одновременно ключевой областью государственных интересов в российском экспорте является объективная оценка количества и качества экспортируемой продукции, непосредственно влияющая на объем поступающей в страну валютной выручки. Для обеспечения более полного государственного контроля за возвратом валютной выручки целесообразно доработать Федеральный закон “О сертификации продукции и услуг”, имея в виду расширить перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
В целом для законодательного обеспечение развития отечественной промышленности и предпринимательства РСПП считает необходимым:
- ускорить разработку (или уточнение) и принятие федеральных законов “О развитии национальной промышленности России”, “О промышленной политике в Российской Федерации”, “О мерах государственной поддержки отечественного товаропроизводителя”, “Об инвестиционных фондах”, “О лизинге”, “Об иностранных инвестициях”, “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации”, “О защите высоких технологий”, “О холдингах (компаниях) с государственным участием”, “О банкротстве кредитных организаций”, “Об управлении государственными долями акционерных предприятий”, “О рынке ценных бумаг”, “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О естественных монополиях”, “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, “О государственном материальном резерве”, “О социальном партнерстве”, “Об объединениях работодателей”, “О социальной защите трудовых прав граждан” и другие законы;
- завершить создание нормативно-правового механизма управления государственной собственностью, имея в виду максимизацию доходов бюджета от использования этой собственности и реализацию задач промышленной и социальной политики;
- принять законодательные и иные регулирующие меры по деятельности российских структур в так называемых оффшорных зонах в России и за рубежом, имея в виду защиту государственных интересов Российской Федерации.
Российский союз промышленников и предпринимателей готов оказывать в этой работе необходимую поддержку, включая максимальное использование всего имеющегося интеллектуального потенциала.
|