[an error occurred while processing this directive]
Игорь ШИТАРЕВ, президент Союза работодателей Самарской области

МЫ СИЛЬНЫ СВОИМ ЕДИНСТВОМ

Отечественные товаропроизводители — это огромная сила, она способна и обязана влиять на положение дел в обществе и, прежде всего, в области экономической политики. Среди производственников все более назревало понимание, что справиться в одиночку с разрушительным радикально-либеральным курсом реформирования экономики невозможно. Встал вопрос, как защитить интересы предприятий, выжить, во что бы то ни стало под постоянной угрозой разрухи и банкротства, отстоять свои интересы в рамках непредсказуемой политики государства, которое на словах заявляет об оздоровлении экономики и процветании общества, а на деле поступает в точности наоборот. Тогда-то, 1 августа 1996 года, хлебнув сполна “меда” реформ, директора пятнадцати ведущих предприятий Самарской области собрались вместе и после предварительных встреч с губернатором договорились о создании Союза работодателей Самарской области (СРСО). Сегодня в своих рядах он насчитывает более 200 членов — практически все крупные и средние предприятия Самарской губернии. На долю входящих в него предприятий и организаций приходится около 70% промышленного производства области. Параллельно мы организовали во всех крупных городах области свои филиалы: в г. Сызрани, Чапаевске, Новокуйбышевске, Тольятти, в самой Самаре.

В тот период мы прекрасно понимали: создать союз мало; главное при этом найти тесные контакты взаимопонимания с областной администрацией и профсоюзами и на этой основе объединить усилия в решении проблем товаропроизводителей. Важным вопросом для нас было прямое участие в становлении отношений между бизнесом и властью. Речь прежде всего, идет о взаимной ответственности и постоянном переговорном процессе по поиску взаимовыгодных решений. Только на такой основе, при учете интересов обоих сторон, можно обеспечить рост экономики региона. Становилось все более очевидным, что защищать отечественного товаропроизводителя нужно не только в исполнительных структурах власти, но и в законодательных, как на федеральном, так и региональном уровнях. Наша организация за короткий срок выросла, окрепла и приобрела довольно широкую известность как в России, так и за ее пределами. Для СРСО отношения с властью — не самоцель. Это инструмент стабильности, предсказуемости экономики, обеспечение промышленного роста, поддержки товаропроизводителей, создание понятных правил в области налогов, влияющих на каждодневную жизнь предприятий и организаций.

Только при взаимовыгодном сотрудничестве, при учете интересов сторон промышленников и органов власти сегодня можно обеспечить рост экономики региона, всей страны в целом. Такие контакты были созданы, и мы сегодня готовим пятое трехстороннее соглашение о социальном партнерстве, направленное на максимальное раскрытие социально-экономического потенциала региона, ускорение рыночных преобразований, решение проблем переходного периода рыночной экономики для создания демократического, правового государства, как это записано в Конституции страны.

Надо особо подчеркнуть, что все стороны относятся к созданию такого документа очень серьезно. Собираемся регулярно, раз в квартал. Рассматриваем решение наиболее актуальных проблем Самарской области, такие как: своевременная выплата зарплаты, занятость населения, загрузка предприятий производственными заказами, повышение роли товаропроизводителей в социально-экономическом развитии региона, вопросы налогообложения, ценовая и тарифная политика предприятий монополистов, реструктуризация предприятий и т.д. — вот те вопросы, которые мы держим под постоянным контролем, и по которым нам приходится готовить заседания трехсторонней комиссии, а также докладывать по ним, предлагая наше видение, решение этих вопросов.

Многое делается по конкретным вопросам оказания помощи отдельным предприятиям: это защита предприятий ОПК от необоснованного действия ОАО “Самараэнерго” по возбуждению арбитражных дел о банкротстве по несвоевременной уплате за тепло и электрическую энергию, процессов реструктуризации долгов предприятий в областной и местный бюджеты, налаживании кооперационных и деловых связей, продвижении товаров и услуг самарских производителей на внешние и внутренние рынки и многое другое. Эти и другие вопросы регулярно рассматриваем на заседании Совета Союза, выносим их на заседания трехсторонней областной комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. Активно работаем с Губернской Думой в продвижении законодательных инициатив, способствующих устойчивому росту промышленного производства, выпуску конкурентоспособной продукции.

Надо признать, что оздоровительный процесс в экономике идет достаточно тяжело. И хотя в экономике региона начиная с 1999 г. наблюдается промышленный рост (объем промышленной продукции в 2000 г. составил % к уровню 1999 г., рост инвестиций %, примечательно, что в первую очередь это происходит не только в экспортоориентированных сферах производства, но и в машиностроительной, легкой, пищевой и других отраслях промышленности региона).

Хотел бы особо подчеркнуть, что подавляющее большинство наших предприятий преодолевших спад производства строили свою деятельность, практически не имея доступа к кредитным ресурсам, не имея ощутимой поддержки как со стороны федеральных, так и региональных органов власти и несмотря на это, по нашим данным, уже полностью овладели рынком, расширяют свое производство, добиваются высокой прибыли примерно 10% промышленных предприятий, около 20-25% хорошо адаптировались к рыночным условиям.

Мы понимаем, что это лишь робкие ростки в нынешней системе хозяйствования. Упомянутое мной оживление промышленного производства пока не создает достаточных предпосылок для продолжительного устойчивого роста на основе обновления производственных фондов, внедрения в современных технологий.

Который год мы настаиваем на принятии федерального закона “О промышленной политике в РФ”. Очень долго мы ждем принятия законов об объединениях работодателей, о тарифных соглашениях, о социальном партнерстве в целом, которые должны подвести более прочную базу для взаимодействия и сотрудничества участников трехсторонних соглашений. У себя в области нами разработаны проекты законов “О социальном партнерстве”, “Об объединениях работодателей, их правах и гарантиях деятельности”, “Об основах промышленной политики”, однако они более года “гуляют” по кабинетам Администрации Самарской области и Губернской Думы. Не решаются вопросы, которые мы ставим перед Администрацией области по вопросам реструктуризации долгов предприятий в областной и местные бюджеты, оказании помощи в проведении реструктуризации предприятий, совершенствовании и контроле за тарифами, ценообразованием услуг предприятий монополистов и др.

И все же именно социальное партнерство позволило нам создать относительно благоприятную ситуацию в экономике региона, принимать меры по повышению эффективности производства и улучшению жизни людей. При этом примечательно, что программа экономического и социального развития Самарской области выстраивается на основе взаимного уважения и доверия. Многое делается Союзом для оказания помощи предприятиям в продвижении продукции, товаров и услуг товаропроизводителей на внутренние рынки, повышении эффективности управления предприятиями, внедрения современных информационных технологий. Используя научную и техническую базу Самарского государственного аэрокосмического университета мы совместно с университетом в 1998 г. создали Учебно-деловой Центр для оказания комплекса образовательных, информационных, маркетинговых и консалтинговых услуг в области управления бизнесом. Созданы базы данных “Продукция, услуги, технологии” промышленных предприятий региона, электронные представительства предприятий в сети Интернет. Используя современные технологии мы помогаем предприятиям в получении информации о состоянии рынка наличия качества и стоимости интересующих товаров (услуг) о фирмах конкурентах в проведении реструктуризации предприятий и т.д.

Подчеркну одну особенность: имея тесные связи, мы не подменяем друг друга. Наверное, именно поэтому достаточно высок потенциал наших, так называемых пробивных способностей. И, скажем, после того, как мы активно занялись долгами по зарплате, задолженность предприятий перед работниками снизилась в три раза. Остро стояла проблема заключения коллективных договоров. Сегодня 80 процентов наших предприятий их заключили. Те же позитивные процессы наблюдаем в обеспечении загрузки рабочих мест. Сегодня, если проанализировать, у нас в СРСО более 30% предприятий, которые производят детали и узлы для ВАЗа. Здесь, конечно, нужно сказать доброе слово в адрес руководства автозавода, которое пошло навстречу нашим пожеланиям. И многое из номенклатуры этого славного предприятия, еще недавно ввозимое из-за рубежа, сегодня выпускается на самарской земле. Вот что, значит, действовать сообща, когда в одной упряжке и администрация области, и профсоюзы, и работодатели.

Отрадно и другое, в Самарской области все больше появляется объявлений промышленных предприятий о приеме на работу. Хотя по своей сути вопрос проблемный и тоже требует своего решения. Как ни парадоксально, но даже в условиях частичной безработицы, набрать людей на производство не так просто. Причина? Низкий уровень заработной платы, особенно на предприятиях ВПК. Многие наши работники перекочевали в маленькие фирмы, — там больше платят, и оттянуть их обратно пока не удается. Хотя мы стараемся этим активно заниматься. Как и другим — обеспечить занятость молодых специалистов. Программа, которую мы в свое время наметили на правлении СРСО, направлена на деловое сотрудничество с техническими и экономическими вузами в вопросах подготовки инженерных кадров для предприятий города и области. Сейчас можно смело сказать — они становятся востребованными. Более того, молодежь успешно делает карьеру на наших предприятиях в сфере маркетинга, занимает должности командного состава на самом производстве. В 2001 году нашу молодежную политику подкрепим новыми программными направлениями и, возможно, увяжем с очередным трехсторонним соглашением о социальном партнерстве.

Повторяю, проблема привлечения кадров на производство стала настолько острой, что требует своего решения уже и на уровне государственной власти. Да, мы создаем рабочие места, но заполнить их живым человеком удается все труднее. Но драматизировать ситуацию не собираюсь. У нас сильные предприятия, добрая слава о которых — на всю страну: “Прогресс”, на ракетах которого мы запускаем космонавтов и различные объекты, “Экран”, “Салют”, “Гидроавтоматика”… Они прилагают все усилия к тому, чтобы наращивать объемы производства. И прирост этот просматривается — ежегодно, понемножку, от 5 до 50 процентов, а в целом по области — более 10 процентов. Старые кадры еще держатся, подходит новая смена, и постепенно появляются перемены к лучшему.

Мы сильны своим единством. И планы СРСО основываются как раз на этом. Наша задача простая — защищать интересы товаропроизводителей. Будущее нашей промышленности, убежден, во многом зависит от того, насколько мы окажемся сплочены и организованы, будем использовать различные формы и методы защиты товаропроизводителей.

Для координации наших действий в прошлом году мы создали координационный Совет из региональных отделений РСПП (ассоциаций, союзов) промышленников и предпринимателей, входящих в Приволжский федеральный округ. Намечен план работы на 2000 г., вот некоторые из них: “О подготовке программы развития автомобилестроительного комплекса”, “О поддержке предприятий аэрокосмической отрасли”, “О программе развития предприятий нефтехимической промышленности” и т.п. в масштабах Приволжского федерального округа.

Настоятельно нужен новый Федеральный закон о малом бизнесе, есть потребность в принятии закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, “О холдингах”, “Об инвестиционных фондах” и многие другие. Требуют внесения изменений законы “О банкротстве”, “О бюджете развития РФ” и т.д. Идет “топтание на месте” с принятием законов о Трудовом и Земельном кодексах, Гражданско-процессуальном законодательстве, законодательных актов регулирующих финансово-бюджетные отношения, регулирование цен на федеральном и региональном уровне в целях регулирования ценовой политики, обеспечения добросовестной конкуренции и т.д.

На наш взгляд, необходимо срочное принятие 20-30 законопроектов, нормативно-правовых актов, чтобы обеспечить минимальный, но стабильный рост экономики страны, регионов РФ.

Наши обращения в Правительство РФ и Государственную Думу в последние годы сводятся к одному — возрождение страны возможно лишь на основе развития экономики наших предприятий. И вполне понятно, что они не всегда находят должного отклика, наши позиции по некоторым проблемам не всегда совпадают. Если на региональном уровне многие вопросы нам удается решать, то на федеральном (государственном) уровне мы до сих пор не имеем комплексной государственной, общенациональной программы развития реального сектора экономики. Об этом не так давно четко заявили участники 10-го Всероссийского экономического форума в Кремле, обратив особое внимание российских властей, общественных организаций и бизнесменов на необходимость скорейшего и радикального решения экономических проблем, которые в первую очередь связаны с несовершенством отечественного законодательства.

Государство в лице РСПП(Р) имеет серьезного оппонента и партнера, а не просителя и выбивалы льгот и средств. Зрелость принимаемых решений, настойчивость и инициатива, объединение наших усилий — вот спектр наших действий для нового курса развития России.


           103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:
Наверх На главную
Copyright © 2002 ПромРос. Все права защищены. Designed by Nova Telecom Designed by Nova Telecom 2002

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!