этим мнением своего руководителя самарские металлурги полностью согласны. В 2000 году завод отметил свое 40-летие. Самое крупное предприятие Европы по переработке алюминиевых сплавов твердо занимает сегодня передовые позиции. Ориентированное на нужды авиационной промышленности, которая в годы реформ вошла в глубокий штопор, оно смогло в короткие сроки перестроиться, выйти с минимальными потерями из экономического кризиса и, более того, “поднять глиссаду своего полета”. И это в тех условиях, когда со стороны государства резко сократился заказ на производство проката для космических и оборонных нужд. Для авиации, в частности, он сегодня составляет всего лишь 10 процентов в объеме производства. Несмотря на это, СМЗ не перестал быть национальной гордостью России.
Самарские металлурги гордятся тем, что изготовленные ими алюминиевые профили вошли в оригинальные конструкции Кремлевского Дворца съездов, Останкинской телебашни, гостиницы “Россия”, Дворца пионеров в Москве, Шереметьевского аэропорта, Ленинского мемориала в Ульяновске, в различные сооружения столицы Украины, других городов СНГ.
По официальным данным, Самарский металлургический завод производит половину всех выпускаемых алюминиевых полуфабрикатов в стране. А по выпуску их для пищевой промышленности после вхождения в компанию Русский алюминий — чуть ли не впереди планеты всей. У новой крупнейшей компании после завершения процесса объединения суммарные активы превысят 8 млрд долларов (для сравнения: капитализация фирмы Alcoa США, возглавляющей тройку ведущих алюминиевых компаний мира составляет около 25 млрд долларов, канадской Alkan — 7,8 млрд), и она обеспечит более 70 процентов алюминиевого производства в РФ и около 10 процентов мирового выпуска первичного металла. На сегодня суммарный годовой оборот предприятий Русского алюминия составляет свыше 4 млрд долларов США. И по рейтингу, а это можно считать событием года, СМЗ занимает первую строчку в объемах производства компании. И почти 70 процентов проката поставляет на экспорт — показатель высокого качества работы.
— За прошлый год мы достигли многого, — рассказывает директор СМЗ Михаил Васильевич Федоров. — Мы смогли увеличить объемы производства почти на 30 процентов. Для промышленности, согласитесь, рост далеко не пустячный. И это позволяет мне утверждать, что наш завод был, есть и будет оставаться флагманом отечественной металлургии в области алюминиевого проката.
Сказано не ради красивого слова. Свои передовые позиции коллектив завода постоянно укрепляет. За последние три года металлурги провели реструктуризацию своего производства, улучшили организацию труда, инвестиционную политику, и это позволило вплотную заняться модернизацией оборудования. В прошлом году, к примеру, введены в строй новый литейный агрегат емкостью 60 тонн, печи по светлому отжигу рулонов и листов. Впервые за последние десять лет выполнен и большой объем капитальных ремонтов. В частности, в литейном цехе прочищены с применением новых технологий сливные и входные трубопроводы. 45 лет этим никто не занимался, естественно, полезные емкости ввода сократились до 20 процентов.
Рост выпуска продукции и на текущий год подкреплен техническими и иными решениями. На предприятии разработана и успешно действует инвестиционная программа развития производства до 2003 года, защищен рад инвестиционных проектов, которые позволят довести выпуск алюминиевого проката к концу года до 234 тысяч тонн. Для этого планируется в развитие СМЗ вложить 23 млн долларов, что обеспечит высокий уровень технологии производства на ближайшие десять лет. Главный финансовый поток придется на модернизацию стана горячей прокатки, который на мировом уровне по мощности и сегодня выглядит очень внушительно. После его реконструкции настанет очередь станов холодной прокатки.
Металлурги пережили три волны реконструкции в условиях действующего производства. Первая пришлась на осень 1971-го, когда коллектив завода принял решение о реконструкции прокатного производства в целях резкого повышения объемов производства и качества продукции. Девиз тех дней: “Не выполнил задания — не покидай рабочее место!” и массовый патриотизм позволили в короткие сроки повысить производительность стана горячей прокатки и впервые в стране освоить прокат горячекатаной полосы толщиной 3 мм.
Модернизация и автоматизация управления техпроцессами, в том числе кузнечно-прессового и другого оборудования, позволят коллективу выйти на новые передовые рубежи, как это произошло за последние два года — налажен промышленный выпуск баночной ленты с использованием самых современных технологий. Сегодня по основным параметрам ее проката самарские металлурги сравнялись с ведущими мировыми производителями. И наращивают объемы. Кстати, в Дмитриеве построен завод по производству банок для напитков.
— Я его строил, — говорит Михаил Федоров. — Был директором. И считаю, хорошее для страны дело свершили.
Теперь, вот, уже в качестве директора СМЗ обеспечивает дмитриевцев бесперебойными поставками лучшей в стране баночной лентой, во внедрении производства которой принимал самое живое участие.
На чем планируют специализироваться самарские металлурги в составе Русского алюминия? Помимо баночной ленты предстоит выпуск консервной, из фольги, ленты с покрытиями, рулонов и листов, крупногабаритных панелей и длинномерных профилей, сложных поковок, штамповой и, конечно, бурильных труб.
В Книге рекордов Гиннеса значится Кольская сверхглубокая скважина — 12262,2 метра. Более 200 тонн специальных алюминиевых труб. Изготовленные умелыми руками самарских металлургов, они не подвели даже тогда, когда на конечной глубине температура подскочила до 280° С.
У нефтяников и газовиков появились денежные ресурсы, а с ними и заказы в адрес СМЗ. Смогут ли они удовлетворить растущий спрос на легкосплавные бурильные трубы (ЛБТ)? Специалисты ответили утвердительно. Для этого завод успешно защитил на инвестиционном комитете компании Русский алюминий свой бизнес-план. Он призван сыграть решающую роль в модернизации и обновлении прессового оборудования и инструмента. Так, чтобы продукция полностью соответствовала международному стандарту на бурильные трубы, внедрение которого падает на конец 2001 года. И в нем заложена, кстати, только трапецеидальная резьба, обеспечивающая по сравнению с традиционной треугольной большую надежность резьбовых соединений ЛБТ. Новые станки для нарезания более прогрессивной резьбы планируется закупить в Рязани.
Появились новые возможности в изготовлении алюминиевых труб и водоотделяющих колонн (райзеров) для глубоководного бурения — при глубинах, превышающих 1500-2000 метров. Пока в условиях океана первая такая установка из колонн и труб СМЗ делается американцами. Постепенно разворачиваются работы и у нас — по освоению шельфа Берингова моря.
В планах предприятия и закупка современного оборудования для производства… пассажирских вагонов. Таким образом реализуется еще одно направление, ориентированное на отечественного потребителя. Не секрет, вагонный парк МПС лучше не становится, а тут интересное и заманчивое предложение от СМЗ с гарантией выпускать вагоны, полностью отвечающие западным стандартам.
С вхождением в Русский алюминий жизнь на заводе стала ощутимо интереснее.
— У нас создалась довольно нормальная позиция, — продолжает тему разговора М.В.Федоров. — Свои бюджетные планы мы направляем в центральную компанию, где они консолидируются. И в итоге мы уже знаем программу каждого года и по объемам производства, и по поступлениям денежных средств, а самое главное — по инвестиционным потокам. Таким образом, при защите инвестиционных проектов появляется реальная возможность направлять финансовые средства в ту отрасль, которую в данный момент и нужно финансировать. Русский алюминий — это и консолидация сырьевых потоков, когда есть возможность иметь нормальные скидки и обеспечивать полнее и с меньшими затратами потребности своих предприятий. Это и растущее признание за рубежом, в частности, таких известных фирм, как французская Pechiney. Она уже выразила свою заинтересованность в сотрудничестве с нашей компанией.
Плюсов множество. Но один, который назвал директор СМЗ под занавес беседы, наиважнейший — стабильность. Стабильность для всех работающих на предприятии. Она позволяет уверенно продвигаться к уровню производства 1989 года, когда трудовой коллектив достиг самого высокого показателя — 660 тысяч тонн проката. И не без основания мечтать о том, что Россия вернет себе утраченные позиции и по уровню жизни выйдет на рубежи мировых держав. А значит, востребует растущие объемы выпуска алюминиевых полуфабрикатов, так как по всем мировым понятиям — потребление алюминия напрямую зависит от благосостояния страны и людей, которые в ней живут. Но пока в год выпускается по пять пассажирских самолетов при вконец изношенном парке летательных аппаратов, о лучших временах остается только мечтать.
Самарские металлурги претендуют на большее, заявляя, что будут всегда лучшими. И подкрепляют свою решимость конкретными делами.
Материал подготовил
Иван Фомин
|