В июле 2000 года Владимир Путин заложил символический пятак на строительстве “Завода по производству труб большого диаметра” (“Завод ТБД”), который станет самым мощным современным трубным производством в Европе. По решению Президента и Правительства России в Свердловской области с мая 2000 года сооружение завода идет на базе Нижнетагильского металлургического комбината (ОАО “НТМК”). Здесь будут выпускать толстолистовую сталь, а главное — 18-метровые трубы большого диаметра для магистральных газопроводов, рассчитанные на экстремальные условия эксплуатации. По своим характеристикам эти трубы превзойдут все аналоги зарубежного и отечественного производства. Площадка для строительства — Нижнетагильский металлургический комбинат — была выбрана на конкурсной основе среди семи других претендентов.
И вот, крупнейший импортозамещающий проект набирает ход. В январе состоялось подписание учредительных документов ОАО “Завод ТБД ”.
Проектируется завод по последнему слову европейской научно-технической мысли, а на повестке дня регистрация завода. Встретившиеся в Кремле на состоявшемся 16 января совещании в Администрации Президента учредители подтвердили свои намерения и доли в уставном капитале завода. По 25% плюс одна акция будут принадлежать государству и НТМК. “Газпром” приобретает 19,9 процентов акций, стратегический инвестор — швейцарская компания Duferco S.A. — 30,1 процентов минус две акции. В двухмесячный срок “Газпром” должен решить вопрос о заключении с ОАО “Завод ТБД” долгосрочного контракта на поставку труб большого диаметра. По мнению генерального директора НТМК Сергея Носова, “этот контракт станет основой для составления схемы финансирования” всего проекта.
Достигнутое — результат компромисса, между главой “Газпрома” Ремом Вяхиревым, президентом “ЕвразХолдинга” Александром Абрамовым и гендиректором НТМК Сергеем Носовым. Эксплуатация завода начнется в 2005–2006 году и по расчетам “Завод ТБД” сможет выпускать до 1 миллиона тонн труб ежегодно, но реальные объемы будут зависеть от заказа “Газпрома”. Окупаемость проекта гарантирована при производстве не менее 400 тысяч тонн в год, и именно такое количество труб, согласно уточненным прогнозам, понадобится “Газпрому” после 200 5 года. В любом случае новый завод сможет удовлетворить все запросы газового монополиста, а расчеты экспертов показывают, что кризиса перепроизводства труб не предвидится.
Технические проблемы строительства решаются строго по намеченному графику. Так, 9 февраля в Австрии в рамках визита Президента РФ Владимира Путина подписан контракт на 86 млн. евро между НТМК и Voest Alpine на строительство машины непрерывного литья заготовок, а также протокол о намерениях между НТМК, Duferco S.A., Voest Alpine и SMS Dema g по комплексу “Стан–5000” + трубосварочное производство. Машина непрерывного литья заготовок важнейший узел нового производства. Поставщиком оборудования для новой машины по отливке заготовок станет ОАО “Уралмаш”. Мощность агрегата составит 1,5 млн. тонн стали в год.
Закономерный вопрос: а во сколько обойдется эта затея российским налогоплательщикам? Оказывается, на строительство “Завода ТБД” бюджетных средств будет затрачено не так уж много: при общих затратах на сооружение гиганта 700–800 млн. долларов на плечи российского государства, кроме 10 млн., израсходованных на приобретение своего пакета акций, не лягут никакие расходы.
Почему именно сейчас, в начале ХХI века, России понадобился такой завод?
Первые в мире магистральные газопроводы диаметром 1420 мм были построены еще в начале 70-х годов от месторождения Медвежье в Западной Сибири. в 1978 году проложили первый экспортный газопровод от оренбургских месторождений к западным границам СССР. Вскоре экспорт голубого топлива стал весомой частью доходов страны. Основная часть газопроводов из труб большого диаметра строилась в 80-е годы от месторождений Уренгой и Ямбург. Тогда ежегодно в строй вводилось до 12 тысяч километров магистральных газопроводов, и общая их протяженность к сегодняшнему дню составляет около 50 тысяч километров. Срок службы газопроводов, рассчитанный на 33 года, после 2020 года истекает, и “большие” трубы придется менять.
Как известно, добыча газа происходит в северных регионах с чрезвычайно суровыми климатическими условиями, подчас в районах вечной мерзлоты. Поэтому и трубы для прокладки газопроводов требовались особые, необычные. Помимо большого диаметра и 18-метровой длины они должны были иметь толщину стенок до 44 мм, трехслойную полимерную изоляцию, выдерживать давление до 200 атмосфер и 60-градусные морозы. Наладить производство таких труб требовалось быстро, и в 1973 году по поручению тогдашнего председателя Совмина А.Н. Косыгина разрабатывался соответствующий проект в Нижнем Тагиле. Учитывалось, что там оптимальные сырьевая и энергетическая базы, близость к оборонным и машиностроительным предприятиям Урала, удаленность от государственных границ, что важно с точки зрения безопасности страны. Однако колоссальные финансовые затраты оказались тогда для государства неподъемными.
Поэтому тогда было решено, не теряя времени и не делая рискованных капиталовложений, закупать трубы за рубежом. Был заключен контракт “газ-трубы”, по которому поставки газа из Западной Сибири в Европу оплачивались встречными поставками труб фирм Europipe, Nippon Steel, Sumimoto и других. Развитие отечественной трубной промышленности надолго застопорилось. Напротив, в Европе производство и технологии бурно развивались с расчетом на необъятный рынок сбыта в СССР. “Альтернативное” производство 12-метровых труб на отечественных трубных заводах оказалось неконкурентоспособным из-за большой протяженности сварного шва: часто случались аварии и разрушения. Разрыв подобной трубы (что, между прочим, произошло недавно в Новосибирской области) чреват техногенной и экологической катастрофой. Доставка газа парализуется на большой территории (отзвуки новосибирского происшествия достигли Кузбасса), а от разрыва трубопровода вблизи места добычи сильно страдает месторождение — вплоть до прекращения разработки.
В начале нового столетия потребность России в высококачественных трубах большого диаметра резко возрастает. Более половины из 50 тысяч километров магистральных газопроводов нуждается в ремонте и обновлении. К 2005 году за счет связанных иностранных кредитов предстоит ввести три новых экспортных газопровода: Ямал — Европа I (Торжок–Кондратки–Франкфурт), “Голубой поток” (по дну Черного моря в Турцию) и Торжок–Кобрин–Словакия (в обход Украины). Лишь незначительные участки будут построены с использованием труб отечественных и украинских производителей: 170-километровый газопровод Заполярный–Уренгой и 540-километровый — Тула–Торжок.
Большие объемы российских труб понадобятся и после 2005 года. Основное строительство магистральных газопроводов развернется в Западной Сибири (в Тюменской области), примерно к 2005–2006 году, когда и выйдет на проектную мощность завод в Нижнем Тагиле. К тому времени “Газпрому” понадобятся трубы для магистрального газопровода Уренгой–Иркутск–Пекин, трех ниток подводящих газопроводов от месторождения Заполярное, а после 2010 года — для семи ниток подводящих газопроводов от месторождения Бованенково на полуострове Ямал. Между 2005 и 2010 годом вероятна разработка Штокмановского месторождения в Баренцевом море, откуда газопровод направится в Выборг, а оттуда по дну Финского залива через территориальные воды Финляндии далее в Германию. В реализации этого проекта особо заинтересована финская энергетическая компания Fortum. Начало строительства — 2007 год. Ждут своего часа и месторождения Гыданского полуострова.
Линии новых газопроводов показаны на рис. 1.
Перспективы участия “Завода ТБД” во всех этих проектах оцениваются фирмами — газовыми аналитиками (в частности, East European Gas Analysis, Inc.) как доминирующие. На чем основаны такие выводы?
Географически Нижний Тагил расположен в непосредственной близости от регионов нового строительства и мест реконструкции действующих газопроводов (в первую очередь — на переходах сибирских рек). Основные магистральные газопроводы — объекты предстоящей реконструкции — лежат вдоль железнодорожной линии, ведущей от Нижнего Тагила в Нижнюю Туру, Ивдель и Приобье. Далее баржами по Оби трубы “Завода ТБД” удобно и экономично доставлять в Салехард, Надым и другие районы севера Тюменской области. Если переправлять туда трубы из европейской части России, то их придется везти мимо Нижнего Тагила, заплатив за это дополнительно по 30 долларов за тонну, что, естественно, приведет к удорожанию газа для российских потребителей. Стоит также учесть, что Урал находится в зоне низких тарифов на газ, а это благоприятно отразится на снижении себестоимости труб, и, в конечном счете, на внутрироссийской цене на газ.
Предварительные прогнозные оценки независимых экспертов показывают, что уже в 2005–2006 годах “Заводу ТБД” предстоит продать “Газпрому” 100 тысяч тонн труб для новых газопроводов. В дальнейшем завод в полном соответствии с потребностями “Газпрома” поставит: в 2007–2011 годах — 360–400 тысяч тонн труб, в 2012–2015 годах — 540–550 тысяч тонн, а с 2020 года — 600 тысяч тонн. Безусловно, время внесет свои коррективы. Однако при любом развитии событий синхронизация объема выпуска продукции с объемом спроса на нее выгодная особенность нижнетагильского проекта. На рис. 2 приведены данные спроса на российские трубы большого диаметра.
Принципиальная новизна проекта в Нижнем Тагиле состоит в том, что в России впервые налаживается выпуск 18-метровых труб с толщиной стенки 44 мм и трехслойным полимерным покрытием. До сих пор у нас делались исключительно 12-метровые трубы с толщиной до 2,8 сантиметра. Почему эти параметры так важны? Дело в том, что в ХХI веке газодобыча выйдет за пределы материка, наиболее перспективные месторождения находятся на шельфе Северного Ледовитого океана. А это значит, что газовикам придется работать в сверхагрессивных природных средах, под толщей льда и воды. Опыт Норвегии, уже не один год ведущей добычу в Баренцевом море, показал, что гарантию прочности в таких условиях дают лишь трубы, изготовленные из сверхвысококачественного толстолистового проката. Делаются они методом двойной обжимки тяжелыми прессами и сварки, десятикратно контролируемыми контрольно-измерительными технологиями (рентгеноскопией, интраскопией, ультразвуком, порошковым напылением, многократным визуальным обзором). Необходимы многослойные антикоррозионные полимерные покрытия. Преимущество 18-метровой трубы перед 12-метровой очевидно: сокращается количество швов на стыках газопроводов. А стоимость шва влетает в копеечку — от 8 тысяч долларов за шов в обычных условиях и до 100 тысяч долларов за шов на морском шельфе. То есть затраты при монтаже сокращаются на треть. Сверхвысокое рабочее давление в трубе тоже располагает к 18-метровому варианту. По признанию германских инженеров, 18-метровая труба имеет стратегическое значение. Поэтому сохранение монополии Запада на ее производство выглядит как прямая угроза интересам России.
Продукция строящегося завода (и это особенность сырьевой базы Нижнего Тагила) будет производиться из специального трубного листа повышенной прочности (класс от Х80 до Х100 по американскому стандарту API-5L) на основе сталей, обогащенных ванадием. Отпадает нужда в импорте западноевропейского сляба для проката труб самых высоких кондиций. Производство качественного штрипса на новом “Стане-5000” позволит выпускать трубу, рассчитанную на высокое (до 250 атмосфер) давление и на более длительные сроки эксплуатации. Повышается устойчивость труб к низким температурам, обычным на Севере России. Эксперты из государственных научно-исследовательских институтов черной металлургии не раз отмечали, что нижнетагильская газовая труба большого диаметра может укладываться без заглубления даже на поверхности вечной мерзлоты. Для нее вообще нет ограничений по климатическим условиям — от северных широт до тропиков.
При всех этих преимуществах, понятных даже человеку, далекому от черной металлургии, строительство завода в Нижнем Тагиле натолкнулось на подспудное сопротивление. Корни его в том, что при осуществлении проекта “Стан-5000” германская компания Еuropipe в значительной мере потеряет свой рынок сбыта в России. Поэтому предпринимаются явные и скрытые попытки затормозить отвечающее интересам национальной безопасности России строительство в Нижнем Тагиле.
В мире уже сложилась четко отлаженная кооперационная схема производства труб большого диаметра, исключающая участие в этом процессе новых российских комбинатов. Поэтому появление на рынке трубной продукции новых сильных производителей нарушает сложившийся баланс интересов. В случае успешной реализации проекта “Завода ТБД” в Нижнем Тагиле компания Еuropipe фактически потеряет российский рынок “больших” труб. Последствия резкого снижения Россией импорта труб будут печальными и для фирмы Mannesmann, и для европейского отделения компании Eupec, в настоящее время уже работающих не на полную мощность. Поэтому не следует удивляться, что проект “Завода ТБД” встречает жесткое противодействие со стороны зарубежных конкурентов. Они обеспокоены, что снижение традиционных заказов приведет не только к крупному финансовому урону, но и к серьезному осложнению социальной обстановки в странах-производителях, где на трубных производствах заняты десятки тысяч людей. Предвосхищая столь нерадостную перспективу, на Западе не сидят сложа руки. Кроме известного лоббистского влияния на “Газпром”, западные фирмы стремятся предотвратить появление в России передовых технологий, которые, естественно, на Западе защищены патентами. Например, всячески стимулируют изготовку труб в России устаревшим вальцевым способом, хотя сегодня в Европе освоен оптимальный метод формовки трубы — прессовый. Аналогичная , если не более сложная, ситуация с контролем качества труб, оборудованием, нанесением защитных полимерных покрытий. Например, технология нанесения покрытий представляет собой сложное и специфичное производство, до 80% оборудования которого разработано специалистами фирмы Eupec, которая тщательно оберегает секреты своих “ноу-хау”. Ведь потеря заказов “Газпрома” приведет к необходимости свертывать работы европейского отделения фирмы. В качестве компромиссного варианта видится создание совместного предприятия с фирмой Eupec.
Как бы не сложились отношения с иностранными партнерами, вектор движения ясен: трубную монополию западных компаний надо преодолевать. Складывающаяся ситуация такова, что Россия больше не может зависеть от поставок труб из Европы. В стратегической перспективе наша страна не может вверять свою судьбу относительно небольшой германской компании Europipe, трижды перепроданной, к слову, за последние годы. Ведь не исключено, что очередные акционеры Europipe по тем или иным соображениям решат остановить выпуск труб, например, в ожидании более высоких цен на них. Вполне возможно, что поставки Europipe будут прерваны по каким-либо политическим причинам, вроде введения экономических санкций против России, о чем под воздействием событий в Чечне уже шла речь на сессиях Совета Европы. Что тогда мы будем делать?
Логика подсказывает, что нужно наладить производство труб в России. И с акционерным участием российского государства. Вот некоторые расчеты. До сих пор “Газпром” тратил на закупку труб за рубежом 1 миллиард долларов ежегодно. Покупая в России те же трубы и в том же объеме, “Газпром” будет тратить в год только 300 миллионов долларов. А высвободившиеся 700 миллионов направит на освоение новых газовых месторождений: ведь старые уже истощаются. В результате выиграет Россия, выиграет “Газпром”, выиграем все мы. В этом случае страна не только перейдет на самообеспечение стратегической продукцией, но и даст мощный импульс развитию уральского региона (новые заказы, новые рабочие места), развитию транспортной инфраструктуры между разными частями огромной территории. Выпуск новых партий труб, турбин, клапанов, заслонок, арматуры тоже не окажется мелочью. Расширится экспортный ассортимент. Эксперты полагают, что такой подход будет способствовать экономической экспансии России в страны–кредиторы, а это, в свою очередь, обеспечит нам более сильные позиции на любых переговорах.
Сегодня пора вспомнить о государственной дисциплине и ответственности за принятые Президентом и Правительством решения. Наличие в нашей стране двух “альтернативных” проектов создания столь грандиозного производства вызывает усмешку даже на Западе. Такими масштабами не разбрасываются. Разумный подход видится в другом. Трубы разные нужны, трубы всякие важны. Трубы разной длины и диаметра. Трубы разной толщины. С разным покрытием. В Нижнем Тагиле будут производиться трубы для основных участков магистральных газопроводов, а на других металлургических комбинатах — для участков регионального и местного ветвления, а также для оперативных ремонтов поврежденных участков газовых магистралей. Сохранит свою небольшую нишу на российском рынке и Europipe. Эта технология поможет правильно использовать имеющиеся ресурсы и резервы. Россия громадна — работы хватит на всех.
Постановления Правительства о строительстве “Завода по производству труб большого диаметра” в Нижнем Тагиле нужно неукоснительно выполнять, объединив усилия государства, промышленников и частных инвесторов. Эта истина была еще раз подтверждена на совещании по проекту “Стан–5000” в администрации Президента РФ. Отрадно, что “Газпром”, несмотря на давление иностранных партнеров и российских лоббистов, проявил в ответственный момент приверженность государственным интересам и после длительного изучения сложной проблемы принял мудрое, единственно верное решение.
Материал подготовил
Дмитрий ДЕРЖАВИН
|