[an error occurred while processing this directive]
Иван Мазур, президент РАО "Роснефтегазстрой"
ОПИРАЯСЬ НА ЭНЕРГЕТИКУ

Bозpаcтающая потребность в повышении качества жизни общества на базе устойчивого развития экономики все в большей мере требует энергетического насыщения производства и, как следствие этого, приоритетного развития энергетических отраслей.

Это обстоятельство возводит отрасль нефтегазового строительства и ее составляющую — компанию РАО “Роснефтегазстрой” — на уровень важнейших факторов динамичного развития нефтегазового комплекса в новом столетии.

РАО “Роснефтегазстрой” вобрало в себя лучшие традиции Миннефтегазстроя СССР и при всех неизбежных потерях переходного периода сохранило потенциал ведущей нефтегазостроительной компании России. Стратегической целью своего развития РАО “Роснефтегазстрой” определило поэтапное преобразование в международный производственно-инвестиционный холдинг РАО “Роснефтегазстрой”, идущий по пути формирования нового образа надежного строительно-промышленного комплекса предприятий как основы устойчивой экономики России.

 

НЕФТЕГАЗОВЫЙ
КОМПЛЕКС И НОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА

Путь к процветанию России проходит через форсированное энергетическое насыщение производства. Опираясь на энергетику, предстоит резко увеличить темпы роста производительности труда, и на этой основе обеспечить динамичное наращивание объемов внутреннего валового продукта, который за двадцатилетний период нового века должен вырасти более чем в три раза (по сравнению с 1998 г. двадцатого столетия).

Говоря о динамичном развитии нефтегазового комплекса, следует иметь в виду, что Россия — одна из самых энергетически благополучных стран мира — имеет 12% мировых прогнозных запасов нефти, более 30% запасов газа.

В конечном итоге все это диктует необходимость завершить разработку новой научно обоснованной энергетической политики на ближайшие 15-20 лет.

В этой связи целесообразно охарактеризовать основные аспекты новой энергетической политики.

Прежде чем рассматривать аспекты новой энергетической политики, уместно обратиться к ретроспективе создания нефтегазового комплекса России, феноменом второй половины XX века явилось освоение уникальных месторождений нефтегазовых провинций Западной Сибири и Крайнего Севера и на этой базе — форсированное создание мощного нефтегазового комплекса России.

Переломным моментом в формировании нефтегазового комплекса стало образование в 1972 г. Миннефтегазстроя СССР, преемником которого является РАО “Роснефтегазстрой”. По существу была создана качественно новая индустриально-мобильная отрасль строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. В связи с этим индустриально-мобильное строительство позволило к 1990 г. обустроить промыслы на добычу в год 600 млн. т нефти и 700 млрд. куб. м газа. Таким образом, к этому времени страна уже имела 600 тыс. км трубопроводов, было введено в эксплуатацию 899 компрессорных станций, обустроено свыше 60 новых нефтяных месторождений, возведены газоперерабатывающие заводы мощностью свыше 15 млрд. куб. м газа в год. К концу 80-х годов строители сдавали в эксплуатацию более полусотни компрессорных и насосных станций и 25 тыс. км новых трубопроводов в год.

Для обеспечения устойчивого развития экономики нефтегазовому комплексу России в таких же темпах необходимо развиваться и в начале XXI века. В этом сущность новой энергетической политики в предстоящем столетии.

О реальности такой политики говорит следующее. Располагая 2,8% населения и 12,8% территории мира, Россия имеет 11-13% прогнозных ресурсов и около 5% разведанных запасов нефти, 42% ресурсов и 34% запасов природного газа, около 20% разведанных запасов каменного и 32% запасов бурого угля. Суммарная добыча за всю историю использования ресурсов составляет в настоящее время по нефти около 20% от прогнозных извлекаемых ресурсов, по газу — 5%. Обеспеченность добычи разведанными запасами топлива оценивается по нефти и газу в несколько десятков лет, а по углю и природному урану — значительно выше.

РАО “Роснефтегазстрой”, следуя в кильватере энергетической политики России, приняло стратегическую программу реструктуризации и развития компании. Программа направлена на создание международного холдинга, концентрирующего функции стратегического и финансового управления с вертикальной интеграцией входящих в него предприятий, диверсификацией деятельности на основе научных исследований и инновационных процессов вхождения в новый бизнес, обеспечением накопления капитала и реинвестирования его в развитие компании, интеграцией в мировую экономическую систему.

Результат реализации этой программы — трансформация РАО “Роснефтегазстрой” в международную производственно-инвестиционную корпорацию РАО РНГС-Холдинг с развитой производственной и рыночной инфраструктурой, которая обеспечивает эффективное воспроизводство финансового и интеллектуального потенциала нефтегазовой отрасли, эффективное управление совокупными производственными, финансовыми, и интеллектуальными ресурсами акционеров совместных и дочерних структур.

Эти преобразования также подразумевают формирование новой маркетинговой, информационной, финансовой, инвестиционной, кадровой, производственной стратегии и политики, адекватной внешней ситуации и поставленным целям и задачам РАО “Роснефтегазстрой”.

Основой формирования организационно-управленческой структуры РНГС-Холдинг является выделение стратегических зон хозяйствования: строительство, промышленное производство, комплексный инжиниринг, финансово-инвестиционная деятельность, торговля и материально-техническое снабжение, лизинг, внешнеэкономическая деятельность, управление недвижимостью, информационно-аналитическое обеспечение, консалтинг, экология и обеспечение безопасности.

Этим зонам соответствуют стратегические центры хозяйствования: РНГС-Инжиниринг, РНГС-Пром, РНГС-Трубопроводстрой, РНГС-Ин-терстрой, РНГС-Стройинвест, РНГС-КОНЭКС, РНГС-ДСО, РНГС-Лизингстроймаш, РНГС-Интернэшнл, РНГС-Финтраст, РНГС-Кли-ринг, РНГС-Трейдинг, РНГС-Ресурс, РНГС-Сервис, РНГС-Информ, РНГС-Консалтинг, РНГС-Безопасность.и др. Именно эти подразделения связывают деятельность строительно-монтажных, производственных, снабженческих и прочих предприятий компании в ходе реализации бизнес-процессов функционирования холдинга.

Формирование новой организационной структуры холдинга позволяет совмещать преимущества крупной компании с ее мощными производственными и финансовыми ресурсами, сильной научно-технической базой, с гибкостью и положительными качествами мелкого наукоемкого бизнеса. Система стратегического управления деятельностью входящих в холдинг предприятий характеризуется централизованной разработкой стратегии и хозяйственной политики и децентрализованным оперативным управлением.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ —
ОСВОЕНИЕ НОВЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ
ПРОВИНЦИЙ РОССИИ

Основным нефтедобывающим районом России на всю рассматриваемую перспективу останется Западная Сибирь, хотя ее доля к 2020 г. снизится до 58-55% против 68% в настоящее время. После 2010 г. масштабная добыча нефти начнется в Тимано-Печерской провинции, на шельфе Каспийского и северных морей, в Восточной Сибири. Всего на восток России (включая Дальний Восток) к 2020 г. будет приходиться 15-20% нефтедобычи в стране.

В газовой промышленности базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в значительной мере уже выработаны: Медвежье — на 78%, Уренгойское (сеноман) — на 67%, Ямбургское (сеноман) — на 46%. В 2000 г. на месторождениях, вступивших в период падающей добычи, будет получено свыше 85% газа в России.

Основной резервный фонд разведанных месторождений размещен в Западной Сибири. Это уникальные по запасам месторождения полуострова Ямал, Заполярное месторождение, менее крупные и конденсатосодержащие глубокозалегающие залежи в Надым-Пур-Тазовском районе. Открыты крупнейшие месторождения на шельфах Баренцева, Охотского и Карского морей. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке разведано свыше 2,7 трлн. куб. м запасов газа, из которых разрабатывается лишь 7,4%.

Из неразведанных ресурсов газа 42,3% размещены на шельфах северных морей. Из неразведанных ресурсов суши около 45% приходится на Восточную Сибирь и Дальний Восток, 47% — на северные районы Западной Сибири. В Европейской зоне основные приросты прогнозируются в Прикаспии, где газ характеризуется высоким содержанием сероводорода и углекислоты.

Стратегическое направление, которым следует РАО “Роснефтегазстрой”, — это четко определить способы, методы и ресурсы для практической реализации новой энергетической политики России в области нефтегазового строительства и освоения новых нефтегазовых провинций России.

 

Предусматривается освоение ресурсов полуострова Ямал. Другими крупными центрами газодобычи будут Штокмановское месторождение на шельфе Баренцева моря и Ковыктинское в Иркутской области. Динамика добычи газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке будет определяться в значительной степени эффективностью экспорта нефти и газа в страны АТР. При высоком спросе на российский газ в странах АТР и льготных налогово-кредитных условиях добыча в этих районах может увеличиться до 50-55 млрд. куб. м.

Продолжится газификация ряда регионов России, в том числе крупных промышленных центров южной части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, обусловленная прежде всего необходимостью решения здесь экологических проблем. Общий прирост сети распределенных газопроводов составит до 75-80 тыс. км за пятилетие, из них более 75% — в сельской местности при массовом применении полиэтиленовых труб, обеспечивающем снижение стоимости и сроков строительства в 1,5-2 и 3 раза. Это позволит к 2021 г. дополнительно газифицировать до 10,5 млн. квартир, из них 7,5 млн. — в сельской местности.

Параллельно с наращиванием мощностей НТК возникает необходимость в коренном повышении энергоэффективности экономики. Это следует из того, что сегодня энергоемкость национального дохода России в три раза превышает уровень развитых стран. Все это может стать утопией, если новая энергетическая политика не будет направлена на обеспечение всевозрастающей инвестиционной активности, адекватной росту добываемых энергетических ресурсов.

Поэтому освоение новых нефтегазовых провинций будет проблематичным без разработки механизмов государственного стимулирования инвестиций. Это должно стать составной частью новой энергетической политики.

Принимая во внимание высокую капиталоемкость освоения месторождений нефти и газа Восточной Сибири, становится необходимым решение проблем, связанных с увеличением нефтеотдачи пластов, с повышением коэффициента извлечения нефти из недр. Это, естественно, вызовет увеличение расходов в нефтедобыче. А это невозможно без установления специальных налоговых норм для низкодебитных и малопродуктивных месторождений. Это также задача новой энергетической политики.

В области законодательных инициатив целесообразно рассмотреть систему налогообложения, включающую три основных налога: платежи за пользование недрами (роялти), налог на прибыль и налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, а также перенос основной налоговой нагрузки с производителей нефтепродуктов на сферу розничной торговли.

Жизненно необходим закон о трубопроводном транспорте. И вот почему. Магистральные трубопроводные системы размещены на 35% территории России, на которой проживает более 60% населения страны.

Степень надежности трубопроводного транспорта определяет стабильность в обеспечении регионов России важнейшими топливно-энергетическими ресурсами.

Транспортировка продукции топливно-энергетического комплекса, средства трубопроводного транспорта составляют более 30% от общего грузооборота комплекса. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого газа, около 99% добываемой нефти и около 50% производимой продукции нефтепереработки.

Наиболее активное развитие трубопроводных систем в России происходило в 60-80-е годы. Поэтому к настоящему времени около 35% трубопроводов эксплуатируется более 20 лет. Это, естественно, требует повышенного внимания к их эксплуатационной надежности и безопасности. Особенно остро эти проблемы стоят на магистральных нефтепроводах.

Сегодня в основном используются мощности магистральных трубопроводов, которые были созданы 20-25 лет назад. Речь идет об угрозе национальной безопасности страны. Поэтому особое место в энергетической политике должно быть отведено форсированному осуществлению реконструкции эксплуатируемых нефте— и газопроводов.

Закон о трубопроводном транспорте также должен определять порядок использования земель при строительстве и эксплуатации магистральных трубопроводов, а также их возврата землепользователям после вывода трубопровода из эксплуатации на основании подписанного контракта, проведенной оценки состояния окружающей среды перед строительством. Нужно законодательно гарантировать интересы инвесторов, осуществляющих инвестиции в проекты развития магистрального трубопроводного транспорта.

Какова же должна быть стратегия в развитии системы магистральных трубопроводов на первые 20-30 лет XXI века? Вне всякого сомнения, это должны быть высокоэффективные трубопроводы нового поколения с высоким уровнем обеспечения надежности и безопасности, чистые в экологическом отношении. Технические требования к этим трубопроводам должны обеспечивать их системную и конструктивную надежность, безопасность и живучесть. Долговечность таких трубопроводов должна быть значительно выше.

В рамках статьи не представляется возможным рассмотреть влияние всех аспектов новой энергетической политики на деятельность РАО “Роснефтегазстрой”. Акцент был сделан на стержневых проблемах.

Особое место в освоении новых нефтегазовых провинций России занимает Восточная Сибирь.

Геоэнергетический баланс на рубеже XXI века формируется таким образом, что судьба азиатского рынка энергоносителей будет в руках тех инвесторов, которые динамично освоят месторождения нефти и газа Восточной Сибири.

Согласно выполненной оценке (ИГНГ СО РАН, СНИИГГИМС — Новосибирск, ВНИГРИ — Санкт-Петербург), на территории юга Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) начальные извлекаемые ресурсы свободного и попутного газа составляют 26,7-30,8 трлн. куб. м, нефти — 8-10 млрд. т, конденсата -1,5-2,0 млрд. т. Базовыми месторождениями для формирования добычи газа в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) будут Ковыктинское, Чаяндинское, Собинское, Юрубчено -Тохомское и др. Суммарная годовая добыча газа в регионе может быть доведена к 2020-2025 гг. до 110 млрд. куб. м газа в год, экспорт газа — до 60-65 млрд. куб. м газа в год.

Для освоения ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока срочно необходимо разработать и принять комплексную государственную программу, где будут учтены следующие основные направления развития:

— анализ ресурсной базы месторождений нефти и газа потребует для транспортировки энергоносителей в страны АТР, с учетом рентабельного функционирования трубопроводов в течение не менее 40 лет, многократного увеличения объемов геологоразведочных работ для приращения запасов не менее чем в 3 раза. Мощная сырьевая база должна явиться основой для развития нефтегазового комплекса, в том числе и в восточных регионах страны.

Комплексная программа должна рассматриваться как часть государственного проекта развития энергетического комплекса Российской Федерации. Ее предлагается утвердить на заседании правительства РФ и законодательно в Государственной Думе, а контроль возложить на Министерство энергетики, представителей президента России в соответствующих федеральных округах.

Освоение углеводородных ресурсов потребует крупных инвестиционных вложений. Поэтому возникает задача обеспечения соответствующего правового поля и формирования экономически привлекательных проектов с целью активизации отечественных и иностранных инвестиций в нефтегазовый комплекс восточных регионов России.

Учитывая тот факт, что в большинстве стран АТР энергетический рынок контролируется государством, необходимо скорейшее заключение соглашений в области энергетического сотрудничества со странами АТР на уровне глав правительств.

И, наконец, следует отметить, что у России нет на сегодня базовой стратегии на Азиатско-Тихоокеанском направлении, а это может серьезно затруднить освоение перспективных рынков газа и нефти в странах Восточной Азии. Целесообразно в ближайшее время ускорить разработку такой стратегии с участием заинтересованных правительственных учреждений, ведомств и компаний. Одной из основных задач является формирование баланса российских общефедеральных и региональных, а также корпоративных интересов на столь важном для России с геополитической и внешнеэкономической точек зрения направлении.

Со своей стороны РАО “Роснефтегазстрой” готово осуществить инжиниринговое обеспечение реализации заданий этой программы с проработкой вариантов выбора оптимальных трасс для увеличения экспортной инфраструктуры, их технико-экономического обоснования, мониторинга с использованием новейших технологий интегрированной обработки данных аэрокосмической и наземной съемок, многомерного моделирования сложных структур, экспертного анализа с применением геоинформационных технологий и систем.

В целом понимая значение и роль инжинирингового обеспечения в освоении новых нефтегазовых провинций, РАО “Роснефтегазстрой” принял инжиниринговое направление в своей деятельности как стратегическое.

РАО “РОСНЕФТЕГАЗСТРОЙ” — КОМПАНИЯ
ИНДУСТРИАЛЬНО-
МОБИЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА

Осознавая важность нефтегазового строительства как механизма достижения успеха, мы предприняли усилия по адаптации РАО “Роснефтегазстрой” к решению задач развития нефтегазового комплекса в XXI веке.

Под воздействием вышеперечисленных условий и обстоятельств выкристаллизовалось стратегическое направление: непрерывное совершенствование индустриально-мобильного строительства объектов нефтегазовой промышленности в поточном режиме с применением комплектно-блочных устройств с программированием темпов работ в соответствии с требованиями инвестиционных проектов.

По существу, произошла бизнес-трансформация, в результате которой мы прошли путь от Миннефтегазстроя СССР через РАО “Роснефтегазстрой” к международной компании “РНГС-Холдинг”. Данное эффективное преобразование позволило в максимальной степени адаптировать холдинг к инвестиционным проектам XXI века.

Сегодня “РНГС-Холдинг” успешно сооружает насосные станции на нефтепроводе Тенгиз (Казахстан) — Новороссийск (Россия); в Восточной Сибири обустраивает Юрубченское месторождение в комплексе со строительством трубопроводов с целью транспорта энергоносителей в Китай, газифицирует Якутию и другие регионы России, осуществляет строительство предприятий нефтяной и газовой промышленности на Ближнем Востоке, в Европе и Африке.

Механизация и автоматизация работ осуществляется мощной лизинговой компанией — “РНГС-Лизингстроймаш”.

В орбиту “РНГС-Лизингстрой-маш” входит система промпредприятий по изоляции труб с использованием ноу-хау и производству прогрессивных строительных материалов.

ИННОВАЦИИ

РАО “Роснефтегазстрой” является носителем важнейших инноваций в нефтегазовом строительстве, одной из которых является разработка технологий интеллектуальных систем как инструмента оптимизации инвестиционных проектов.

В настоящее время мы имеем дело с многообразием вариантов, возможных к осуществлению инвестиционных проектов, кстати сказать, весьма и весьма затратных и как следствие — дорогостоящих. Поэтому очень важно иметь инструмент оптимизации инвестиционных проектов, который бы позволил это делать в короткие сроки. В связи с этим нами была разработана автоматизированная система инвест-проектирования, базирующаяся на интеллектуальных технологиях.

РАО “Роснефтегазстрой” совместно с отделением геологии, геохимии и горных наук Российской академии наук при непосредственном участии вице-президента РАН академика Н.П.Лаверова, академиков А.Н.Дмитриевского, А.Э.Конторовича и В.Н.Осипова образован и продуктивно функционирует новый научный центр технологий интеллектуальных систем.

Сегодня инвест-проектированием занимается “РНГС-Инжиниринг”. По существу, технологии интеллектуальных систем, их разработка и широкое применение в нефтегазовом комплексе стали стратегическим направлением нашей компании в области инноваций.

В рамках интеллектуальных технологий особое место занимают информационно-аналитические и экспертные геоинформационные системы, создаваемые с применением современных технологий интегрированной обработки данных аэрокосмических и наземных съемок для решения широкого спектра задач управления территориями нефтегазопромышленных комплексов. Это инвентаризация, мониторинг, автоматизация проектирования строительства.

В РАО “Роснефтегазстрой” также создан информационно-аналитический центр, ориентированный на разработку и практическое использование наукоемких технологий интеллектуальных систем. Так, например, на основе технологий интеллектуальных систем мы приступили к разработке принципиально нового пилотного проекта, с одной стороны, наукоемкого, а с другой стороны ориентированного на актуальное практическое использование — Национальной электронной библиотеки информации, знаний и технологий топливно-энергетического комплекса (НЭБ “ТЭК-Информ”).

Предлагаемый нами проект ставит вопрос эффективного использования информационных ресурсов ТЭК и, в первую очередь РАО “Роснефтегазстрой”, на базе самых передовых информационных технологий. Для этого наряду с традиционными составляющими (электронные документы) НЭБ “ТЭК-Информ” будет включать информационные базы, базы знаний и технологий, а в качестве надстройки — использовать экспертные, аналитические, расчетные, геоинформационные, проектно-конструкторские, обучающие системы, а также системы искусственного интеллекта.

Концепция и программа создания НЭБ “ТЭК-Информ” вызвали значительный интерес на семинаре по новым наукоемким информационным технологиям в феврале 2000 г., организованном Миннауки РФ, на Международном Российско-Германском симпозиуме “Современные Российские информационные технологии”, проведенном в марте 2000 г. в Берлине (Германия).

Одна из крупнейших в мире компаний-производителей программного обеспечения фирма Software AG (Дармштадт, Германия) проявила интерес к участию и инвестированию пилотного проекта НЭБ “ТЭК-Информ”. Достигнуты также договоренности о совместных работах с Эколого-аналитическим центром Газпрома.

Проект имеет государственную поддержку со стороны Министерства промышленности, науки и технологий России и Министерства энергетики России.

В целом, обобщая опыт РАО “Роснефтегазстрой” правомерно констатировать следующее.

Успех в формировании и реализации стратегических направлений компании зависит от того, насколько полно и всесторонне осуществляется интеграционное взаимодействие между нефтегазовым комплексом и регионами, с одной стороны, и строительными, нефтяными и газовыми компаниями, с другой. Естественно, методы и способы осуществления такого интеграционного взаимодействия требуют соответствующего научного сопровождения, поскольку без этого невозможно динамичное развитие нефтегазового комплекса. Предлагаемая стратегия обеспечит условия для возрождения и процветания России.

Материал подготовила
Наталья ЗАВОДЧЕНКО

 

           103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:
Наверх На главную
Copyright © 2002 ПромРос. Все права защищены. Designed by Nova Telecom Designed by Nova Telecom 2002

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!