“Мы все – команда Института, наши партнеры, тьюторы и студенты – можем гордиться результатами, которые были достигнуты вопреки существующим трудностям.
Я верю, что круг наших друзей и единомышленников
будет расширяться”.
Сергей Щенников, ректор МИМ ЛИНК.
Международный институт менеджмента ЛИНК был образован в апреле 1992 года в подмосковном городе Жуковском. Главными учредителями МИМ ЛИНК выступили Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского (ЦАГИ) и социологический факультет МГУ.
МИМ ЛИНК работает в партнерстве с Британским Открытым Университетом (The Open University) и обладает эксклюзивным правом на проведение в странах СНГ обучения с использованием его учебно-методических материалов.
The Open University был основан в 1969 году Указом Королевы Великобритании. У него довольно интересная история создания. Так, в 1962 году лорд Михаэль Янг в журнале “Where” выдвинул идею образования университета, целью которого была бы подготовка взрослых работающих людей к получению степеней Лондонского Университета. В 1963 году Гарольд Винсон пошел дальше и предложил объединить существующие учебные заведения, использующие телевидение и радиовещание для заочного обучения взрослых студентов. Став премьер-министром в 1964 году, Вильсон воплотил эту идею в проекте самостоятельного Открытого Университета.
За весь период существования в университете обучилось более 2 млн. студентов. Университет располагает 305 собственными региональными центрами в Великобритании, а также учебными центрами в 42 других странах. Разработано 37 учебных программ для получения степени бакалавра и 21 программа для получения степени магистра. Общее количество курсов — более 300, из них свыше 100 курсов используют исключительно информационные технологии. Все программы включают печатные материалы, аудио и видеокассеты, а также электронные версии курса.
По словам основателя Открытого Университета сэра Уолтера Перри, “Объем и темп появлений новых знаний сегодня таков, что первоначальное образование может устареть к моменту достижения середины профессиональной карьеры”.
Именно поэтому Открытый Университет стремится обеспечить для работающих людей возможность получать необходимые знания, обучаясь по ускоренной, гибкой системе автономных курсов за относительно невысокую плату и испытывая при этом минимум неудобств.
За 30 лет своего существования Открытый Университет по праву занял место мирового лидера в дистанционном обучении как в Великобритании, так и в других странах. Сейчас в 400 учебных центрах, преподающих по программам Университета, обучается более 150 тыс. человек.
В России программы и методики Открытого Университета привлекли к себе внимание тем, что оказались в наибольшей мере подходящими для решения задачи качественной подготовки большого числа руководителей практиков к новой работе в условиях рынка.
В июне 1991 года в Подмосковном городе Жуковском первая группа из 20 российских студентов начала изучать на английском языке курс “Эффективный менеджер”.
К концу 1992 года в 15 центрах ЛИНК обучалось уже боле 500 студентов. В 1994 г. МИМ ЛИНК получил государственную аттестацию, а в 1997 г. был аккредитован. В том же году первые 34 студента приступили к изучению программы МВА на английском языке. В 1998 г. МЦДО ЛИНК переименовали в Международный институт менеджмента ЛИНК, он успешно прошел конкурс и начал обучение студентов в рамках Федеральной программы “Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ”.
В 2000 году была сформирована программа МВА на русском языке и региональными центрами совместно с МИМ ЛИНК учредили “Открытый образовательный консорциум ЛИНК”. Количество студентов в осенний набор превзошло 5600.
Такова краткая хронология развития МИМ ЛИНК с первого дня его создания, пути становления и полноценной работы в качестве престижного российского ВУЗа. На сегодняшний день МИМ ЛИНК имеет высокий авторитет и представляет собой одну из крупнейших в России школ бизнеса. Он дает качественное образование руководящим и административным работникам без отрыва от основной деятельности, что экономит их силы, деньги и время. Особенность данной школы в том, что в процессе обучения студенты не только осваивают новые знания, но и практикуются в умении применять теоретические модели к собственной управленческой деятельности.
Региональные учебные центры ЛИНК расположены в 80 городах России и ближнего зарубежья. Почти все они юридические лица, сотрудничающие с головной организацией по договору о совместной образовательной деятельности. В их числе такие организации, как государственные и негосударственные вузы, образовательные фонды и просветительские организации, инновационные центры, институты переподготовки кадров, службы занятости и кадровые службы крупных заводов.
Стоит отметить, что только по программам Открытого Университета здесь осуществляется подготовка около 8000 менеджеров в год. За время существования ЛИНК свою квалификацию смогли повысить более 30 тысяч специалистов российских и зарубежных компаний. Это: Уралмаш, Автоваз, Азовсталь, Атоммаш, Федеральный ядерный центр ВНИИЭФ, Бурятнефтепродукт, Видео-Интернэшнл, Кавминстекло, Кольская Сверхглубокая, комбинат “Североникель”, Сибирский Химический комбинат, Альметьевский трубный завод, Автомир, Брянский машиностроительный завод, Билайн, Сбербанк, Северсталь, Рыбинские моторы, Объединенный Эстонский банк, Запсибгазпром, Иркутскэнерго, КампоМос, МГУ, Московская сотовая связь, Магнитогорский металлургический комбинат, Объединенная компания Сибирский Алюминий, Норильский Никель, Новочеркасский электровозостроительный завод, МФТИ, Мурманскэлектросвязь, ЦАГИ, Читаэнерго, Ювелиры Урала, ЮКОС, ЕБРР, Adidas, Arthur Andersen, Baltic Petroleum, Bristol Mayers, IBM, Coca Cola, General Electrical, Lufthansa, Kodak, Mobil Oil, Pepsi-Cola, Stimorol, SmithKline Beecham.
МИМ ЛИНК — член Российского союза промышленников и предпринимателей, Российской ассоциации бизнес-образования, Ассоциации негосударственных вузов, Европейской ассоциации дистанционного образования, Ассоциации консультантов по экономике и управлению, Российской Ассоциации Маркетинга и других организаций.
СТУДЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
ИНСТИТУТА МЕНЕДЖМЕНТА.
КТО ОНИ?
Можно отметить сразу, что состав студентов института неоднороден, но установить определенные закономерности вполне реально. Вначале немного социологических данных.
Основную часть обучающихся — 76% от общего числа студентов — составляет контингент в возрасте от 25 до 49 лет. 21 % приходится на молодых людей до 25 лет. Как правило, у них уже есть высшее (70%) или незаконченное высшее образование (12%). Студенты со средним и средним специальным образованием составляют около 20 %. Доля руководителей старшего и среднего звена в общей сумме составляет около 60 %, младших руководителей и менеджеров без подчиненных 10 и 12 % соответственно. Около 7 % студентов не работают. В сфере деятельности первое место занимает торговля — 26 %, около 20 % работают в промышленности. На услуги, рекламу и посредническую деятельность в среднем приходится по 8 % по каждому из направлений. Количество студентов, пришедших из сфер науки, СМИ, медицины, банков относительно невелико — около 3-4% в каждой из них.
Есть еще один фактор, на котором стоит остановиться более подробно. Речь идет об оплате за обучение. Здесь различают две категории студентов: индивидуальные, которые платят за обучение сами, и корпоративные клиенты, направляющие сотрудников в обучающую организацию. Практика показывает, что наиболее целеустремленно обучаются те, кто платит за свое обучение сам, а самая низкая мотивация наблюдается у тех, кто учится не по своей инициативе.
Что касается студентов, самостоятельно принимающих решение продолжить образование, то здесь ситуация складывается более или менее ясно. Пять-шесть лет назад основной частью этих студентов двигала необходимость адаптации к новым экономическим условиям. Те, кто приходит учиться сегодня, ставят перед собой уже иные цели — они думают о лидерстве в организации и на рынке, о своем положении, о карьере. Они осознали тот факт, что им не хватает знаний, и, приходя на курсы повышения квалификации, отдают себе отчет в том, какого рода информацию хотят получить. Но есть и другая категория студентов — корпоративные клиенты.
Какую цель ставит перед собой организация, решая обучить большинство своих менеджеров всех уровней, например основам маркетинга, менеджмента или управления финансами? Вариантов ответа, по крайней мере, три. Первая и самая худшая ситуация складывается тогда, когда предприятие находится в состоянии кризиса. Собственно говоря, им более ничего не остается делать, как направить свой управленческий персонал за пополнением знаний. Но есть и другие, более оптимистичные варианты развития событий, в которых потребности корпоративных клиентов в обучении нацелены на будущее организации. Часто это вытекает из разрыва между существующим уровнем работы персонала сегодня и требованиями к его работе в будущем. В любом случае, когда предприятие принимает решение об обучении хотя бы одного сотрудника, это означает, что имеющиеся у этого сотрудника знания, навыки и установки в той или иной степени не соответствуют требованиям к выполнению работы на нынешней должности или в связи с предстоящим карьерным ростом. Если же организация принимает решение, по выражению одного из представителей корпоративных клиентов, “промыть мозги всему управленческому персоналу”, то помимо пополнения недостающих знаний у своих менеджеров, она стремится удовлетворить более глобальные потребности. Эти потребности можно представить как стремление изменить или скорректировать существующую в организации культуру.
Корпоративную культуру обычно связывают с разделяемыми сотрудниками организации ценностями, убеждениями, установками и т.д. В данном случае обучение может проходить “компактно”, когда формируется единая учебная группа из менеджеров одной компании под конкретную учебную программу. В этом случае институт имеет возможность выбрать преподавателя, чей опыт, знания, манера и стиль преподавания наилучшим образом соответствуют специфике данного корпоративного клиента. По согласованию с руководством компании и специалистами по персоналу могут быть разработаны дополнительные учебные материалы для более глубокой проработки определенных тем.
Заметим, что существует ряд корпоративных клиентов, которые предпочитают “рассредоточенное” обучение, направляя своих студентов в учебные группы, состоящие из представителей разных компаний. При “рассредоточенном” обучении возможность влиять на выбор преподавателя меньше, но такой подход позволяет менеджерам их компании не “вариться в собственном соку”, а обмениваться идеями, устанавливать полезные контакты с представителями других организаций.
ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ
И КУРСЫ
МИМ ЛИНК предлагает широкий диапазон курсов и программ, ориентированных на обучение и переобучение руководителей старшего и среднего звена. Вот лишь некоторые названия курсов: “Эффективный менеджер”, “Практический маркетинг”, “Финансовая стратегия”, “Управление человеческими ресурсами”, “Международный бизнес”, “Управление ресурсами в условиях рынка”. Среди программ МИМ ЛИНК особое внимание стоит обратить на программы МВА OUBS и МВА ЛИНК.
Степень “Master of Business Administration” — наиболее престижная квалификация менеджеров высшего звена управления, признанная на международном уровне и предназначенная для подготовки работающих менеджеров. Программа МВА OUBS — комплексная, в ней гармонично сочетаются вопросы менеджмента, маркетинга и управления финансами. Вместе с тем она предоставляет студенту возможность специализации в соответствии с особенностями его практической деятельности.
Программа состоит из двух ступеней. Первая ступень может быть пройдена двумя путями: “Открытый путь” — предполагает изучение пяти полугодовых курсов программ “Менеджер-профессионал” и “Корпоративный менеджер” на русском языке, “Быстрый путь” заключается в изучении годового курса “Основы высшего менеджмента” на английском языке. Вторая ступень программы состоит из одного обязательного курса “Стратегия” и трех полугодовых курсов по выбору из числа предлагаемых. Обучение ведется на английском языке тьюторами OUBS по дистанционной технологии ОУ. Для полноценного освоения программы студентам необходимо иметь доступ в Internet, чтобы участвовать в компьютерных конференциях, которым отводится существенная роль в обучении. По окончании каждого курса студенту выдается Курсовой Сертификат ОУ, а по окончании программы –Диплом “Master of Business Administration” Британского Открытого Университета.
В настоящее время в России программы МВА еще проходят свою стадию становления. Министерство образования РФ разработало проект государственных требований по подготовке соответствующих стандартов. Специфика предлагаемых стандартов состоит в обязательном изучении не только менеджмента, маркетинга и финансов, но и таких блоков знаний, как экономика, правоведение, законодательство, иностранный язык.
Программа МИМ ЛИНК полностью соответствует стандартам Министерства Образования РФ и в основном комплектуется курсами Открытого Университета, соответствующими Британским стандартам, то есть признанными на международном уровне. В частности, эти программы получили в 2000 году престижную европейскую аккредитацию EQUIS фонда EFMD. Однако преподавание этой программы будет вестись на русском языке.
Количество российских студентов, участвующих в программах МВА постоянно растет. Среди них сотрудники таких компаний, как Аэрофлот, Еврофинчермет, Вымпелком (Билайн), Онексим банк, Росконсалт, Тюменская нефтяная компания, Посольство Великобритании, Росконсалт, Лондонский Стандарт Банк, Югра холдинг, АВВ, BNP-Dresdner Bank, Bristol-Myers, Coca Cola, Comstar Telecommunications, Du Pont, Energizer, Federal Express, Gillette, Hewlett Packard, IBM, Japan Tobacco International, Johnson & Johnson, Kodak, Mars, McDonalds, Mobil Oil, Motorola, Nestle Food, Panasonic, Siemens, Shell, Stimorol, World Bank, Xerox.
Рассказ о программах МИМ ЛИНК был бы неполным без упоминания об участии института в государственной программе “Подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ”. Данная программа реализуется согласно Указу Президента от 1997 года и финансируется в основном из средств федерального бюджета. В ее задачи входит ежегодная подготовка 5000 человек для создания резерва из высококвалифицированных руководителей. Благодаря участию в этой программе предприятия могут не только повысить уровень компетентности своих руководителей, но и установить новые контакты с зарубежными предприятиями, решить конкретные задачи получения инвестиций и заказов.
МИМ ЛИНК успешно прошел конкурс учебных заведений на право преподавания по данной программе. Специально для этого был разработан курс “Менеджмент в бизнесе”. Обучение проводится по дистанционной технологии Открытого Университета в течение 6-9 месяцев.
По данным на 1999 год всего на участие в Президентской программе было подано 25000 заявлений, из них первый, российский этап обучения, прошли 8000 человек и около 3000 побывало в зарубежных командировках. 25 % стажеров по окончании программы были повышены в должности и примерно 20 % поменяли работу.
ОТКРЫТОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
На сегодняшний день МИМ ЛИНК — одна из немногих организаций в России, предлагающей качественно новый вид обучения — открытое дистанционное образование, сделавшее реальным преодоление таких барьеров между студентом и преподавателем, как расстояние, занятость и возраст.
Наибольшее влияние на создание ОДО оказали фундаментальные достижения в таких областях, как образовательные методики, информационные технологии, маркетинговые методы обслуживания потребителей. Важнейшую роль сыграло также осознание необходимости перехода в образовании от использования отдельных методик к комплексным учебным технологиям, широкому применению труда, системного и сетевого подходов, обеспечивающих высокое качество при массовом предоставлении услуг.
Открытое дистанционное образование — образование XXI века. Понадобится еще немало времени, чтобы понять до конца его философию и методологию.
Ректор МИМ ЛИНК Щенников С.А. говорит: “Мы используем эту технологию 9 лет и постоянно открываем для себя новое, поражаемся глубиной и комплексностью заложенных в ОДО идей. Многие российские университеты, которые с разной целью назвали себя “открытыми”, к сожалению, пока не в полной мере отвечают этому требованию, если брать за эталон Британский Открытый Университет”.
Системы сетевого дистанционного образования становятся неотъемлемой частью образования различного уровня во всем мире. Это объясняется относительно низкой стоимостью обучения (в 2,5 раза ниже, чем при очной форме обучения) и возможностью получать образование в удобное время в удобном месте. Любой человек может учиться по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, в режиме off-line в среде Internet, а также в режиме регламентированного очного контакта.
В настоящее время помимо процессов, связанных с изменением размеров и структуры корпораций, в бизнесе и промышленности происходят и другие быстро протекающие изменения. В среднем работающий человек должен рассчитывать на то, что за время жизни он сменит 6-7 направлений своей деятельности. Согласно прогнозам Американского Общества Профессионального Обучения и Развития к 2000 году 75 % работающих необходимо будет пройти переподготовку лишь для того, чтобы остаться на уровне. Срок годности технических знаний сегодня не превышает пяти лет и обучение в течение всей жизни становится просто необходимым.
Вместе с тем, существуют препятствия, которые стоят на пути к продолжению образования. Среди них может быть географическая удаленность от университета, семейные обстоятельства, недостаток свободного времени и т. д. Дистанционное образование дает возможность желающим получить знания без отрыва от основной деятельности. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа слушателя с учебными материалами, включающими специально разработанные учебники-рабочие тетради, а также видео— и аудиокассеты, на которых представлены учебные ситуации, беседы с успешными менеджерами из разных организаций, известными учеными в области теории управления.
Говоря о потребностях в обучении, в качестве основных составляющих обычно выделяют недостающие знания, навыки и установки. В свою очередь, эти составляющие можно выделить в три основные категории методов обучения. Как правило, большинство учебных курсов и программ в области управленческих дисциплин в той или иной пропорции сочетают в себе различные способы обучения. Но в любом случае взрослые люди всегда лучше воспринимают знания, представленные в виде целостной системы, чем фрагментарное обучение.
В ходе обучения преподаватели ЛИНК считают важным продемонстрировать непосредственную взаимосвязь изучаемых теорий с практическими проблемами. Клиентов, как корпоративных, так и индивидуальных, с самого начала ориентируют на извлечение уроков из их собственного опыта. Для реализации этой задачи была разработана специальная учебная литература. Интерактивные учебники — принципиально новое явление в системе российского образования. Комплект таких рабочих тетрадей содержит не только информационные материалы, но и чередующиеся с ними задания. Отвечая на вопросы, студент применяет свой практический опыт, анализирует свою рабочую ситуацию и ищет пути ее улучшения, формирует систему представлений об управлении фирмой и самостоятельно контролирует степень усвоения материала. Как правило, учебники изданы на русском языке и рекомендованы Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебных пособий для высших учебных заведений. Для более глубокого усвоения курсов используются интерактивные компьютерные обучающие программы (ИКОП), входящие в состав учебных материалов.
Примерно раз в месяц студенты встречаются в неформальной обстановке на групповых занятиях (тьюториалах) для закрепления и корректировки полученных знаний и умений, освоения методов коллективной работы, обмена опытом посредством дискуссий, деловых игр и т. д. На аудиторных занятиях с преподавателем, студенты разбиваются на 2-3 группы по пять человек и получают задание по разбору практической ситуации. Им необходимо ее проанализировать, сделать логические выводы, предложить эффективные решения. В течение определенного количества времени группа работает, после чего делает доклад. В ходе коллективной работы студенты понимают, что в одной и то же ситуации действовать можно по-разному. Такая работа приносит двойную пользу: с одной стороны студенты самостоятельно разработали свое решение, с другой стороны по их работе преподаватель быстро диагностирует насколько точно и правильно усвоен материал.
Если у студента возникают вопросы по курсу или по своей практической деятельности, он может проконсультироваться у тьютора как по телефону, так и лично. Тем самым между студентом и преподавателем обеспечивается постоянный контакт, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы. Также обучающимся рекомендуется проводить обсуждение неясных моментов курса в периоды между тьюториалами в группах взаимопомощи. При этом, помимо освоения теоретического материала студентами устанавливаются деловые взаимоотношения, решаются вопросы трудоустройства.
В конце курса проводится выездная двухдневная Воскресная Школа, на которой студенты получают возможность в интенсивной форме в режиме “погружения” упорядочить свои знания, развить практические навыки групповой работы, обменяться мнениями.
Курс завершается сдачей письменного экзамена, на который отводится 3 часа. При успешной оценке (не менее 40% баллов) студент получает курсовой Сертификат Открытого Университета.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Вот и пройдены курсы, сданы экзамены, получен сертификат. Что дальше? Согласитесь, что успех любого обучения в первую очередь определяется тем, будет ли или нет бывший студент применять на рабочем месте то, чему он научился. Не всегда возможно использовать в работе приобретенные навыки, знания и установки из-за целого ряда причин. Во-первых, сотрудники могут не соответствовать занимаемым ими должностям. Во-вторых, сказывается отсутствие системы поощрений: карьерный рост, повышение заработной платы, какие-либо нематериальные стимулы т. д. В-третьих, работа в компании поставлена таким образом, что сотрудники не хотят, нет условий или они не считают нужным проявлять свои новые знания. Любая обучающая организация не в состоянии решить все проблемы. Ее задачей является пополнение теоретических и практических знаний обучающихся, приобретение ими новых навыков и установок, но то, как они будут проявлены в реальной деловой жизни во многом зависит от того, какая рабочая атмосфера создана на предприятии.
Только более при активном сотрудничестве обучающих организаций и корпоративных клиентов может решить эту проблему. Такое взаимодействие поможет выявить потребности в обучении, формировании образа желаемой организационной культуры и разрешении проблем переноса обучения. Это предполагает формирование долгосрочных отношений, в которых заинтересованы как корпоративные клиенты, так и обучающие организации.
Специальный корреспондент
Маргарита Каримова
Выпуск программы МВА МИМ ЛИНК
22 февраля в новом задании Британского Посольства в РФ состоялась церемония вручения дипломов первым российским выпускникам программы МВА Международного института менеджмента ЛИНК. В церемонии приняли участие посол Великобритании в России сэр Родерик Лайн, декан Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании Роланд Кей, заместитель директора ЮНЕСКО по образованию. Вице-канцлер сэр Джон Даниэль, мэр города Жуковский Александр Бобовников, ректор МИМ ЛИНК профессор Сергей Щенников.
В торжественной обстановке дипломы МВА получили: Татьяна Терлецкая, Светлана Баланова; Ольга Конеева, Светлана Рашко, Татьяна Морозова, Марина Трушина, Александр Степаненко, Сергей Горохов, Игорь Евтишенков, Александр Рыбальченко, Михаил Прянишников, Константин Клейн и Кевин Маклохлин.
Проректор МИМ ЛИНК Виктор Орехов представил вниманию гостей новинки научной и учебно-методической литературы, разработанной профессорско-преподавательским составом ВУЗа.
От Российского союза промышленников и предпринимателей в торжествах принял участие старший советник по вопросам подготовки кадров Дмитрий Соломахин.
Редакция “Промышленника России” поздравляет выпускников с получением дипломов, желает удачи в делах и успехов в развитии карьеры.
Более детально о программах обучения ЛИНК можно узнать на сайте МИМ ЛИНК www.link.msk.ru по телефону 556-49-89
или по e-mail: .
|