[an error occurred while processing this directive]
ДАДУТ ЛИ ЛУКОЙЛУ ПОДНЯТЬ СЕВЕРО-ЗАПАД?

Вот уже несколько лет ЛУКОЙЛ уделяет самое пристальное внимание Северо-Западу России. И не безосновательно. Этот регион самый перспективный в стране: огромные природные богатства сочетаются с выгодным экономико-географическим положением, мощным научно-технологическим и культурным потенциалом Санкт-Петербурга. Даже в основной трудности — неосвоенности территории можно найти положительную сторону: с самого начала ориентироваться на самые современные технологии, развивать производство и транспорт на качественно новой технологической основе.

ЛУКОЙЛ пришел в Северо-Западный регион с крупными инвестициями в несколько сотен миллиардов рублей и их последовательно наращивает. Понятно, что стратегические приоритеты компании определяются именно значимостью инвестиций. Почти двойное падение добычи нефти в России до середины 90-х годов объясняется исключительно резким снижением инвестиций.

Уже в1998-1999 годы первые сотни миллионов рублей ЛУКОЙЛа оживили разведку и добычу нефти. Чтобы добиться большой нефти, компания отнюдь не концентрирует свои усилия на новых богатых месторождениях. Приходится работать на полуистощенных месторождениях юга региона, где новые технологии и инвестиции позволяют рачительно использовать недра.

Планы у компании продуманные, обоснованные, выверенные. За 10 лет в Северо-Западном регионе ЛУКОЙЛ собирается инвестировать не менее 130 млрд. рублей. И к тому же, соединить инвестиции с новыми технологиями. В результате, вложения компании равно как и региональное развитие достигнут наибольшей эффективности.

Такое инвестиционно-технологическое сочетание позволит ЛУКОЙЛу значительно увеличить добычу нефти и газа. Как следствие, Северо-Запад будет не только полностью обеспечен топливом и электроэнергией, но и в комплексе с новыми транспортными решениями повысится экспортный потенциал региона. Таким образом, у Северо-Западного региона появляются все шансы на активное участие в глобальной политике.

По оценкам экспертов, Северо-Запад мог бы стать, наряду с Каспием, ведущим нефтегазовым регионом страны. Только разведанные запасы 190 месторождений углеводородного сырья Тимано-Печорского региона близки к 2 млрд. тонн одной лишь нефти, а неразведанные запасы, включая Баренцево море, как ожидается, существенно превысят этот потенциал. Помимо крупных запасов нефти, Северо-Запад богат залежами газа. Но при всех радужных прогнозах регион требует внушительных вложений.

Когда ЛУКОЙЛ пришел в регион, то столкнулся с жутким состоянием разведки и добычи нефти. Экспертов ужаснуло почти полное отсутствие нового бурения и даже капитального ремонта скважин, их растущее бездействие, низкий и даже уменьшающийся уровень добычи нефти. Тогда и был разработан план развития топливно-энергетической составляющей региональной экономики, который содержится в разработанном с активным участием ЛУКОЙЛа проекте Федеральной целевой программы комплексного освоения нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции до 2005 и последующих годов.

Выполнение программы на две трети планируется осуществить за счет финансирования ЛУКОЙлом, который готов принять на себя и роль основного координатора ее выполнения при участии и контроле региональных властей. При этом компания не претендует на монопольное положение в регионе. Только на территории Республики Коми в нефтяном секторе работает 26 компаний. Такие компании могут эффективно работать на мелких месторождениях, и ЛУКОЙЛ готов предоставить им транспорт. Однако ясно, что крупные месторождения им не освоить. Поэтому необходимо взаимодополнение ЛУКОЙЛа с малыми независимыми компаниями.

Для осуществления программы нефтяная компания предусматривает большую группу мероприятий на 2000-2010 годы. Планируется значительное развитие геологоразведочных работ с ожидаемым приростом за 10 лет около 400 млн. тонн запасов нефти и 30 млрд. м 3 запасов газа, прежде всего в Ненецком АО и Архангельской области. Затраты ЛУКОЙЛ на геологоразведку превысят 13 млрд. рублей. К тому же компания рассчитывает освоить более 30 новых месторождений с увеличением добычи нефти в 2010 году до 30 млн. тонн против 13 млн. тонн в 2000г.

Особенно крупные проекты реализовывать будут в Ненецком автономном округе. Один только проект “Северные территории”, ориентирован на добычу более 100 млн. тонн нефти на основе СРП с капитальными вложениями свыше 3 млрд. долларов. В результате поступления государству превысят 2,3 млрд. долларов. Другой крупный проект “Тиман-Печора Компани” с разведанными запасами нефти до 160 млн. тонн и общими затратами до 50 млрд. долларов. Этот перспективный проект, к сожалению, законсервирован и требует реанимации.

Кроме увеличения запасов и добычи нефти ЛУКОЙЛ решает задачи по использованию ресурсов природного газа с увеличением его поставок за предстоящие 10 лет не менее чем в 5 раз (в 2000г. 0,5 млрд. м 3).

Необходимо отметить, что ЛУКОЙЛ ориентируется не только на наращивание добычи нефти и газа. Инвестиции в нефтегазодобычу составляют чуть более половины вложений компании. Остальная их часть направляется на комплексное развитие района, который нуждается в новых транспортных системах, мощностях нефтепереработки, нефтепродуктообеспечении, рабочих местах, социальной и природоохранной структуре.

В этой связи, ЛУКОЙЛ поддерживает проект создания Балтийской транспортной системы, которая позволит осваивать южную группу нефтяных месторождений Тимано-Печорской провинции. Соответственно компания будет ориентировать на БТС свои нефтепромысловые нефтепроводы, в том числе строительство нефтепровода от Харьягинского месторождения до Усинских головных сооружений.

Вместе с тем, тщательный анализ показал, что для северных месторождений Тимано-Печеры выгодно производить транспортировку нефти морским путем. Поэтому ЛУКОЙЛ совместно с известной американской компанией КОНОКО подготовил обоснования создания северной транспортной системы, позволяющей ежегодно перекачивать до 7,5 млн. тонн нефти. Система включит сухопутный и морской трубопроводы из стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала.

Уже сейчас ЛУКОЙЛ имеет начальную возможность вывоза нефти с терминала танкерами ледового класса. Эта схема успешно была опробована в текущем году с использованием временного терминала в поселке Варандей.

Решая актуальные транспортные задачи, ЛУКОЙЛ не соглашается с выдвигаемыми требованиями: сделать все транспортные пути экспорта нефти и нефтепродуктов исключительно государственными. У государства просто нет для этого ресурсов и дожидаться их прихода бесперспективно. Выходит, что для успеха дела расширения транспортных возможностей нужно сочетать частные и государственные транспортные системы и инвестиции. При этом, конечно, если в регионе имеется только один частный нефтепровод, то тарифы для компаний должны устанавливаться с участием соответствующего государственного органа. Это элементарное требование антимонопольной политики.

Наряду с ростом добычи нефти ЛУКОЙЛ стремится развивать ее глубокую переработку с производством нефтепродуктов, которых должно хватить и для региона, и для экспорта. Так, ЛУКОЙЛ добивается роста мощностей Ухтинского завода. В 2000 году инвестиции сюда составили около 400 млн. рублей. Компания планирует приступить к строительству Мурманского завода для обеспечения потребностей Северного флота, бункеровки судов, Северного завоза.

ЛУКОЙЛ наметил и осуществляет программу развития на Северо-Западе сети нефтепродуктообеспечения — нефтебаз и автозаправочных станций. Так, ЛУКОЙЛ-Коминефтепродукт обеспечивает 90% потребности Республики в нефтепродуктах. Но износ основных фондов составляет не менее 50% и часто до 75%. Большинство нефтебаз и АЗС требует реконструкции, что и планируется осуществить, причем при соблюдении самых строгих экологических стандартов.

Как в Архангельской области, так и Ненецком округе и Республике Коми планируется строительство нескольких десятков новых современных автозаправочных комплексов. На создание современной сети дорог и транспортных баз компания рассчитывает направить свыше 2 млрд. рублей. Планируются необходимые объемы строительства нового жилого и общественного фонда, меры по переселению части людей и ликвидации временных поселений.

В каждом регионе затраты ЛУКОЙЛ на социальные программы составят 1,2 — 2 млрд. рублей. Кроме того, будет осуществлен крупный комплекс экологических работ по очистке и рекультивации ранее загрязненных нефтью земель, резкому сокращению вредных выбросов с обеспечением необходимого уровня экологической безопасности. Затраты на эти цели должны к 2005 году превысить 17 млрд. рублей.

ЛУКОЙЛ не скупится, но совершенно очевидно: для того чтобы поднять регион, компания нуждается в благоприятном инвестиционном климате. И дело не в налоговых поблажках или особом отношении к ЛУКОЙЛу. Очень важно добиться равноправия отраслевых и территориальных сторон в решении вопросов развития нефтегазового комплекса Северо-Запада. Сегодня высокая территориальная автономия нередко мешает решению проблем федерального значения. Это относится, в первую очередь, к лицензионным соглашениям.

Едва разобравшись в региональной ситуации, разработав действенные кратко— и долгосрочные меры и реально приступив к их реализации, ЛУКОЙЛ столкнулся с угрозой отзыва лицензий у “Архангельскгеолдобычи” на ряд месторождений, на освоение которых уже направляются крупные капитальные вложения.

Причины задержки сроков выполнения лицензий заключаются в отсутствии транспортной инфраструктуры, за создание которой в прошлом по общему порядку отвечало государство. Кризис 80 — 90-х годов не позволил государству выполнить свои обязательства и тем самым обусловил формальное невыполнение ряда лицензионных соглашений.

Неоправданно затягивается и решение по заключению и реализации соглашений по разделу продукции (СРП) по проекту “Северные территории” и ряду других месторождений. Даже с учетом незавершенности организационно — правовых правил проблема бюрократизируется в Минэкономики и развития и других федеральных ведомствах. По расчетам экспертов Северо -Западный регион в 2000-2001 годах не получает только из-за задержки СРП не менее 200 тыс. долларов инвестиций ежедневно.

Практика СРП показала также, что остро требуются четкие государственные правила бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, таможенных сборов. Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов связана со многими тысячами решений и согласований со стороны, в основном, региональных и, нередко, федеральных органов. Необоснованные задержки с потерями времени и сил здесь стали скорее нормой, чем исключением. Например, много месяцев администрация НАО не может согласовать выбор трассы и землеотводы для Харьягинского нефтепровода. В результате эффект инвестиций снижается, по оценке экспертов, не менее чем на 30%.

Вывод напрашивается сам собой. Для того, чтобы помочь ЛУКОЙЛу поднять Северо-Западный регион, поддержать его в инвестировании в этот регион, надо исключить имеющиеся нарушения законности, полузакрытость и необоснованность льгот, безтендерную раздачу лицензий на месторождения. Иначе недра будут розданы, а инвестиции не придут. Разрозненные усилия не дадут эффекта. Большая нефть Северо-Запада может не состояться. Освоение и социальное развитие региона вновь будет провалено. А для того, чтобы этого не произошло, чтобы бюрократические препоны в очередной раз не погубили дело, чтобы “не получилось как всегда”, в качестве временной меры, предлагается создание в Северо-Западном регионе специального органа поддержки инвестиционной деятельности, задачей которого стало бы устранение бюрократических и иных препятствий на пути инвестиций, воспитание регионального чиновника, обладающего стратегическим мышлением, заботящемся о людях и государстве, являющегося профессионалом и честно выполняющим свой долг.

Анна Антонова,
специальный корреспондент

 

           103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:
Наверх На главную
Copyright © 2002 ПромРос. Все права защищены. Designed by Nova Telecom Designed by Nova Telecom 2002

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!