Информация — основа процесса принятия решений
Мир изменяется постоянно. Развитие телекоммуникаций подгоняет перемены. В настоящее время одним из важных показателей технического развития передовых стран мира становится информационная структура. Всемирная компьютерная сеть объединяет деловые круги, учебные заведения, исследовательские организации и частных лиц в одно глобальное информационное сообщество, соответственно формирует и лексикон общения, вводит в обиход новые термины и определения.
Что же такое Интернет? Почему он сегодня занимает такое место в мире? Почему частный, хотя и очень важный, проект (ARPAnet) превратился в глобальное явление?
Сегодня во многих странах Интернет — неотъемлемая часть повседневной реальности, привычное средство общения, работы, развлечений. Например, в США более 104 миллионов человек (56% взрослого населения) — интернет-пользователи, в Канаде же масштабы интернетизации еще более велики — 62% (около 15 миллионов человек), в Финляндии — 47%, в Норвегии — 35%, в Исландии — 45%.
К сожалению, в России развитие Интернет отстает от Америки, Европы и Азии, однако темпы роста по многим показателям не уступают и даже превышают зарубежные. По некоторым оценкам, российская аудитория Интернет составляет 5–6 миллионов человек (5–6 % взрослого населения страны), из них 1,5–2 миллиона пользуются доступом в Сеть регулярно (не реже одного раза в месяц). Почти 2 млн. россиян старше 18 лет проводят в Сети не менее 1 часа в неделю, из них около 270–300 тыс. — москвичи. Среди постоянных пользователей Интернет 70% — младше 34 лет, 80% — мужчины, 20% — женщины.
Исследователи российского рынка Интернет выяснили также, что основную массу российской аудитории (83%) составляют люди умственного труда, в том числе 17% — руководители, 43% — служащие и 23% — учащиеся. При этом в состав первых двух групп в основном входят люди с доходами выше среднего. К 2002 году ожидается увеличение числа постоянных пользователей до 3,8 млн. человек, причем в значительной мере за счет регионов. По некоторым прогнозам, в 2003 году доступ к Сети в России будут иметь около 20 миллионов человек, а в мире — более одного миллиарда.
Совсем недавно понятие “информация” мы трактовали просто как “осведомление, сообщение о положении дел, сведения о чем–либо”. Все это так и есть, но сегодня уже любой старшеклассник скажет, что “информация — это характеристика результата прямых и обратных связей в процессе взаимодействия различных субъектов”.
Наш мир устроен так, что деятельность любой организации — это, по сути, процесс принятия решений. Чем быстрее и точнее происходит этот процесс, тем эффективнее деятельность субъекта, будь то простейший биологический организм или современное промышленное предприятие. А быстрота и точность принятия решения напрямую зависят от способов и средств передачи информации, то есть от реализации прямой и обратной связи.
В эпоху перехода предпринимателей на современные рыночные технологии информационный обмен между участниками бизнеса становится ключевым средством достижения успеха. Какой бы вид товаров или услуг не производил предприниматель — от жевательной резинки до авиалайнеров — он не будет востребован на рынке, пока потенциальный потребитель не получит о н- м достаточную информацию.
Информационные технологии на службе у бизнеса
Информационные технологии представляют собой такую целостную систему современных средств и способов поиска, анализа, обработки, передачи и хранения информации, применение которой позволяет предпринимателям вырабатывать и принимать максимально эффективное решение в бизнесе.
“Кто владеет информацией, тот владеет миром” — эту избитую фразу сегодня не слышал разве что глухонемой. Именно поэтому каждый сейчас и пытается заставить работать на себя информационную технику и информационные технологии.
Мировое сообщество идет по пути создания глобальных информационных структур, среди которых наиболее мощной стала Интернет, предоставляющая широкие возможности для телекоммуникационного взаимодействия. Стремительный рост пользователей Интернет вынуждает предпринимателей кардинально пересмотреть свое отношение к организации контактов с поставщиками сырья и потребителями своей продукции. Возросший темп жизни требует повышения оперативности и степени информативности таких контактов.
Бурный рост Сети вызвал коммерческий бум вокруг нее — рост электронной коммерции, увеличение рекламных расходов и т. п., что, в свою очередь, ускоряет процесс интернетизации, создавая цикл с положительной обратной связью.
С самого начала освоения Сети предприятия использовали е- возможности в основном для рекламы собственной продукции и услуг. В последнее же время вс- большее развитие получают интернет-ресурсы, предоставляющие своим клиентам возможность не только рекламировать свой товар, но и реально осуществлять сделки по купле-продаже товаров через Интернет. Самым распространенным видом представления продукции в сети Интернет становится создание электронных магазинов, виртуальных витрин, интернет-ярмарок и пр. По сути, все это можно объединить в одно понятие — торговая площадка.
Экономический эффект и реальная выгода от применения систем электронного снабжения абсолютно очевидны: это — выход на уровень оптовых закупок и оптовых цен посредством консолидации разрозненных заявок, уменьшение складских запасов с помощью централизованного планирования закупок, сокращение сроков выполнения заказов.
Системы электронного сбыта, рассчитанные на продажу продукции напрямую конечным потребителям или через торговых представителей, позволяют экономить на посредничестве, оптимизировать ценообразование и логистику и, наконец, расширить рынок сбыта.
Объемы электронных продаж в России, конечно, несравнимы с американскими или европейскими. Это вызвано не только более низким уровнем жизни, но и меньшей степенью развития единой банковской системы, механизмов оплаты по банковским чекам и кредитным картам. Тем не менее, все эти инструменты активно развиваются, поддерживая высокие темпы роста электронной коммерции.
Развитие электронной коммерции в России сдерживается чисто специфическими причинами:
- чрезвычайно низкий уровень информационной культуры населения страны и наряду с этим высокий уровень квалификации отечественных компьютерных мошенников, осуществляющих многочисленные попытки противоправного вмешательства в работу национальных и международных сетей;
- правовой нигилизм и отсутствие однозначно установленного правового статуса различных информационных объектов, в силу чего происходит бесконтрольное их использование;
- недостаточная пропускная способность и низкая надежность линий связи и коммуникационного оборудования;
- низкий уровень телефонизации России и др.
Тем не менее, никакие негативные моменты не могут сдержать развитие объективных процессов развития новых революционных технологий, помогающих предпринимателям ориентироваться в современном рыночном пространстве.
Реализация проекта РСПП в СЕТИ Интернет
Одна из главных задач РСПП — создание в России благоприятных условий для ведения бизнеса. В связи с переходом на современные технологии в РСПП по постановлению Бюро правления создан Межрегиональный центр информационных технологий. Наша деятельность направлена на формирование единого информационно-аналитического пространства для повышения взаимодействия членов Союза между собой и структурными подразделениями РСПП.
С этой целью нами был разработан и опубликован в сети Интернет официальный сайт РСПП, на котором предполагалось представление предприятий-членов РСПП по нескольким категориям: от “визитных карточек” до “инвестиционных проектов”. При более подробном изучении потребностей наших клиентов мы пришли к выводу, что для предприятий более актуальным является не “Визитная карточка”, а непосредственное участие в электронных торгах и возможность обмена коммерческой информацией со своими партнерами.
Поиск новых методов виртуального представления предприятий в сети Интернет и изучение опыта крупных компаний, специализирующихся на разработке интернет-решений, показали, что первоначально мы пошли по ошибочному пути.
Визитная карточка и контактные координаты предприятия необходимы посетителю сайта при условии, если он уже знаком с продукцией или потребностью предприятия. Также и для предприятия — важнее сначала предъявить на рынке свои предложения (или спрос), а уже затем дать о себе более расширенную информацию. В связи с этим стала очевидной замена структуры информационного представительства предприятия в сети Интернет с целью максимального сближения спроса и предложения.
Специалистам нашего центра удалось разработать систему обмена торговой информацией, при которой покупатель и продавец общаются в сети Интернет с помощью электронного “торгового менеджера” и могут самостоятельно и оперативно вносить корректировки в свои товарные позиции.
Система “Гиперторг”— это компьютерный программный комплекс, позволяющий превратить броузер Вашего компьютера в полноценного торгового агента в сети Интернет. В задачи комплекса входит предоставление пользователям эффективной навигации и поиска нужной информации, а также возможности прямой связи и обмена информацией с будущим клиентом.
В основу системы “Гиперторг” положена идея объединения торговых файлов, создаваемых каждым клиентом системы, в единую сетевую базу данных, информация из которой доступна для других участников. Тем самым у клиентов появляется возможность самостоятельно публиковать и при необходимости динамически изменять информацию о своих предложениях и потребностях. Более того, участники торгов могут в режиме реального времени наблюдать за поступающим спросом и предложением на эти товары и немедленно реагировать на выгодные сделки, предлагаемые системой в результате автоматического подбора вариантов.
Публикуемая информация тщательно структурирована, что да- т прекрасные возможности навигации, поиска и фильтрации необходимых пакетов информации. Это позволяет клиентам системы заниматься действительно куплей-продажей, то есть выбирать наиболее выгодный вариант сделки, а не тратить время на обработку бесконечного потока информации, большая часть из которой не принес- т прибыли, а, наоборот, потребует лишних затрат. Информация о спросе и предложении, публикуемая в “Гиперторге”, всегда будет заметна тому, кто действительно имеет намерения встречного предложения, и в тоже время не будет поводом для “спампа” (нецелевого массового сброса информации по электронной почте).
Иными словами, публикуемая вами информация не будет “затираться временем” или превращаться в информационный мусор, а, напротив, всегда будет “перед глазами” у того, кто по-настоящему желает приобрести товар или предложить вам лучшие условия сделки. Вся информация, публикуемая в БД системы “Гиперторг”, заносится организациями — владельцами или производителями товара или юридическими лицами, имеющими намерения приобрести что-либо, с которыми немедленно можно связаться напрямую. Никаких посреднических комиссионных и только реальные цены!
Кроме того, по вашей заявке мы можем создать “Персонального торгового менеджера”, который позволит работать с большим объемом прайс-листов и применять специфическую конфигурацию описания товаров.
Есть и еще один несомненно положительный момент — при регистрации предприятия — члена РСПП в системе “Гиперторг” информация о нем автоматически заносится в СУБД “Region” — базу данных членов РСПП, что позволит постоянно ее актуализировать.
В дальнейшем система будет постоянно дорабатываться и пополняться новыми удобствами и возможностями. Мы тщательно следим за новейшими разработками информационных технологий и будем учитывать все пожелания и замечания участников системы “Гиперторг”. В рамках дальнейшего развития проекта “РСПП в Интернет” предусматривается возможность использования технологии “Гиперторг” не только Интернет-пользователями, но и предпринимателями, которые пока не имеют собственного выхода в Интернет.
В этом случае информационный обмен будет осуществляться через региональных представителей РСПП, работающих в 82 регионах России: информация любыми доступными средствами связи переда- тся региональному представителю, который затем публикует е- в сети и осуществляет обратную связь с клиентами. На базе региональных отделений и представительств планируется создание региональных филиалов. Наиболее вероятно, что именно последние станут опорой в формировании корпоративной сети членов Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), как это уже делается во Владимире и в Воронеже.
Развитая региональная информационная структура позволит более активно участвовать в деятельности РСПП не только предприятиям Москвы и Центрального региона, но и всем остальным членам Союза. Новые информационные технологии предоставляют возможность проводить в сети Интернет выставки, семинары и конференции на любые темы, интересующие членов РСПП: от внедрения новых технологий в практическую деятельность до проведения конкурентной разведки.
Использование современных Интернет-технологий — это реальная возможность “выловить” удачное решение конкретной бизнес–задачи из огромного потока информации.
Наш центр сотрудничает с рядом компаний, имеющих большой опыт в проведении подобных мероприятий. Мы отнюдь не прожектеры, наши планы основываются на определенных исследованиях и вполне реальны.
Мы всегда открыты для сотрудничества и надеемся на поддержку руководства РСПП и всех членов Союза.
В начале февраля на официальном сайте Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) состоялась презентация новой технологии обмена коммерческой информацией “ГИПЕРТОРГ”.
Наш корреспондент попросил высказать свое мнение об этом событии Президента РСПП А. И. Вольского.
– Аркадий Иванович, как Вы оцениваете роль электронной коммерции в развитии рыночных отношений в России?
– Западные эксперты полагают, что через пять лет компании, которые не используют возможности современных Интернет-технологий, вынуждены будут уйти с рынка. В нашей стране, конечно, этот процесс может растянуться на более долгий срок, но несомненно одно: российские компании, ведущие свой бизнес посредством электронных торгов, уже сейчас выходят на лидирующие позиции. Поэтому РСПП не должен оставаться в стороне от повсеместного внедрения новых технологий обмена коммерческой информацией.
– Связано ли открытие системы “Гиперторг” с вступлением в РСПП новых членов – магнатов российского бизнеса?
– Я бы не стал проводить такие параллели, поскольку работа в рамках проекта “РСПП в Интернет” была начата задолго до их вступления в Союз. И связано это, прежде всего, с существенным изменением всей работы РСПП. Главное здесь - всемерно способствовать расширению торговых, межотраслевых, производственно-кооперационных связей и контактов. Современные электронные средства позволяют это вделать наиболее оперативно и качественно.
– Многие предприятия в регионах не только не имеют выхода в Интернет, но и не имеют достаточной компьютерной техники. Как предполагается их участие в электронной коммерции?
– Во всех регионах России работают представители Союза, которые способны обеспечить передачу информации в систему электронных торгов через Интернет, при этом получать от предприятий коммерческую информацию можно любыми доступными средствами связи. Таким образом, в эту систему могут быть вовлечены и даже те предприятия, которые пока не имеют собственного выхода в Интернет.
– Что бы Вы хотели пожелать участникам электронных торгов?
– Успехов в освоении информационных технологий и удачного бизнеса.
Межрегиональный центр информационных технологий РСПП присоединяется к пожеланиям Аркадия Ивановича и приглашает всех предпринимателей стать участниками электронных торгов в системе “Гипергорг”.
|