История одного закона
Нe исключено, что еще до начала эксклюзивного реформирования естественных монополий, РАО "ЕЭС", МГТС, "Газпрому", оборонному комплексу, а также многим крупным российским компаниям придется работать В условиях новейших законодательных реалий. В настоящий момент Главное правовое управление Администрации Президента заканчивает согласование поправок в законе "О холдингах". Рождение данного нормативного акта - история длительная, в чем-то поучительная, а в его создании успели поучаствовать депутаты настоящего и предыдущего составов Госдумы и Совета Федерации, лично Владимир Путин и Администрация Президента.
Как закалялись холдинги
Федеральный закон "О холдингах" был внесен на рассмотрение Государственной Думы 14 мая 1999 года депутатами комитета по промышленности, транспорту и энергетики В. Гусевым, Анатолием Лукьяновым и Адрианом Пузановским. Поводом для законодательной инициативы стало то обстоятельство, что де-факто холдинги в России существуют с середины 90-х годов. Во многих отраслях отечественной промышленности, как и в любой капиталистической, в процессе акционирования предприятий и свободного котирования акций, сложились конгломераты профильных компаний с вертикально-интегрированной структурой управления. Другими словами, холдинги (англ. holding владеющий) - акционерные компании, использующие свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними. Однако, не взирая на фактическое существование российских холдингов, юридически холдинговые отношения до сих пор не закреплены. Вероятно, этот пробел и явился причиной для возникновения множества скандально-криминальных имущественных споров. Зачастую отстаивать свои интересы владельцам контрольных пакетов было эффективней с привлечением силовых структур, нежели по суду, поскольку размытость законов предоставляет большие возможности для "заматывания вопроса" в суде любой инстанции. Действующий же ныне норматив, который косвенно мог бы регулировать холдинговые отношения - федеральный закон "О финансово-промышленных группах" не состоятелен, поскольку ориентирован на бюрократизированную экономику. Закон об ФПГ регламентирует разрешительный характер регистрации, по многим позициям не адекватен экономическим реалиям, в частности, не обеспечивает привлечение инвестиций, прозрачность финансовой деятельности и содержит множество бюрократических препон.
Вероятно, данные аргументы произвели впечатление на депутатов и в течение с 20 октября по 1 декабря 1999 года закон "О холдингах" был принят Государственной Думой в трех чтениях. Однако, 22 декабря Совет Федерации отклонил закон и, по мнению наблюдателей, это было вызвано скорей эмоциональными порывами российских губернаторов - "холдинги ущемят интересы регионов". Однако, созданная вскоре согласительная комиссия сняла все "опасения и озабоченности" сенаторов, а 7 июля 2000 года Совет федерации одобрил согласованный с Государственной Думой вариант закона. Однако, уже через две недели, 20 июля закон "О холдингах" был отклонен Президентом РФ по причине "наличия в законопроекте большого количества неясных положений...". Спустя полгода, 18 октября Государственная Дума постановила создать согласительную комиссию, призванную доработать закон с учетом замечания Президента.
Очевидно, и в правительстве, и в администрации президента прекрасно понимают, что закон "О холдингах" нужен. Хозяйствующих субъектов, владеющих контрольными пакетами акций, и на этом основании управляющих по вертикали "заводами, газетами и пароходами", в России пруд пруди. И для их цивилизованного существования необходимы законодательные нормы. В итоге закон получил второе (или даже третье) дыхание в середине марта 2000 после выступлений Владимира Путина о развитии оборонного комплекса и его послания Федеральному собранию, в которых говорится о необходимости консолидации усилий государства и частных вертикально-интегрированных структур в оборонном комплексе. В итоге за доработку закона принялось Главное государственно-правовое управление президента РФ. И, как считают наблюдатели, у нынешней редакции закона есть реальные шансы на существование. По мнению администрации, в законе должно быть определено три возможных условия для возникновения холдинговых отношений. Первым является "преобладание головной компании в капитале прочих юридических лиц". Кроме того, холдинг может быть учрежден на основании договорных отношений, и третья холдинговая форма - нормативно-правовое положение, изданное собственником имущества. Очевидно, что таким образом будут создаваться госхолдинги в структуре оборонной отрасли. По мнению вице-президента Лиги содействия оборонным предприятиям России, постоянного члена комиссий Госдумы и Правительства РФ по вопросам обороны Алексея Шулунова: "Объединение оборонных предприятий в холдинги позволит сконцентрировать на "прорывных" направлениях кадры и ресурсы". Создание новых технологий и образцов оружия очень затратное и требует целенаправленного финансирования, что могут позволить себе только холдинги.
Также Главное государственно-правовое управление Президента РФ предложило внести в законопроект запрет на перекрестное владение контрольными пакетами акций. Другими словами, кроме головной компании, любой участник холдинга не имеет права владеть контрольным пакетом акций другого участника холдинга, в том числе и самой головной компании. По мнению одного из авторов и идейного вдохновителя закона, депутата Л. Пузановского - данный запрет обеспечит "чистоту управления в холдинге, а решения будут приниматься только головной компанией".
Кому это выгодно?
По мнению разработчиков, закон "О холдингах" выгоден всем. С точки зрения макроэкономики страны - холдинги, прежде всего, полезны тем, что культивируют современные корпоративные стандарты управления, внедряя их повсеместно в отрасли экономики. Второе важное обстоятельство - активизация фондового рынка страны, поскольку холдинги, по определению, ведут активную инвестиционную деятельность, привлекая и аккумулируя финансы, как внутренние, так и внешние.
Самим холдингам данный закон необходим, прежде всего, для получения статуса консолидированной группы налогоплательщиков. Благодаря этому положению головная компания производит сводные выплаты налогов за все аффилированные структуры. Помимо упрощения организационных издержек, данный статус оптимизирует налоговые отчисления, позволяет, к примеру, не платить НДС при взаимных поставках и делать зачет прибылей и убытков между участниками холдинга.
В свою очередь для фискальных органов консолидация налогоплательщиков значительно упрощает работу. Всегда будет с кого спросить - головные компании берут на себя ответственность за всех участников холдинга и будут обязаны по закону отвечать за их финансовые и прочие обязательства. И, наконец, будет юридически определена финансовая прозрачность работы холдинга, на которой, кстати, настаивает Главное государственно-правовое управление президента РФ, предлагая внести пункт "о раскрытии холдингом информации о себе и аффилированных структурах". По мнению авторов поправок, это позволит предотвращать фальшивые банкротства, эффективней препятствовать утечке капитала за рубеж и ограничить участие организованной преступности в финансовой деятельности компаний.
Очевидно, что под юрисдикцией закона "О холдингах" окажутся не только естественные монополисты, но также крупные авиаперевозчики, нефтяные, машиностроительные и металлургические компании. Можно ожидать, что с выходом закона холдингов в России заметно прибавится, поскольку закон носит уведомительный характер регистрации и пристальное вмешательство налоговых служб потребуется лишь для получения статуса консолидированной группы налогоплательщиков. Кстати, данное положение еще не зафиксировано в Налоговом кодексе, и может появиться лишь после создания механизма перераспределения налогов между региональными и федеральным бюджетами. Возможно, претворение в жизнь этой законодательной инициативы станет не менее сложным и кропотливым процессом, чем рождение закона "О холдингах".
Статья любезно предоставлена
редакцией газеты "Известия"
|