[an error occurred while processing this directive]
Елена Панина, вице-президент РСПП(р), председатель МКПП(р)

«ТОЛЬКО ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ МОЖНО ДОБИТЬСЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ»

В феврале 2001 года Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (МКПП) вступила в десятый год со дня начала своей деятельности. Что же помогло этой крупной общественной организации выстоять, завоевать авторитет, развиваться дальше? И что же объединяет представителей предприятий различных форм собственности, разных отраслей промышленности и видов деятельности?! Об этом – наше интервью с председателем МКПП, вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Еленой Владимировной ПАНИНОЙ.
– Наша Конфедерация объединяет более трех тысяч членов. Я специально не употребляю сочетание «более трех тысяч предприятий» (хотя это было бы правильнее), потому что сегодня мы стеснены рамками Закона «Об общественных объединениях». После поправок, внесенных в 1996 году, он, к сожалению, перестал отражать разнообразие общественных объединений вообще и специфику таких, в частности, какими являются объединения промышленников и предпринимателей.
В составе МКПП – промышленные ассоциации, союзы (отраслевые и территориальные), предприятия (которые выпускают 80% промышленной продукции Москвы), банки, страховые компании. Но в связи с тем, что закон в основном разработан в расчете на политические организации, партии, мы вынуждены принимать в члены Конфедерации руководителей предприятий как физических лиц, а не предприятия как субъекты хозяйствования. Закон запрещает членство юридических лиц в общественных объединениях, кроме таких же общественных организаций. На мой взгляд, эта ситуация нуждается в корректировке.
В настоящее время в Государственной думе идет работа сразу над двумя законопроектами: «Об объединениях работодателей» и «О взаимодействии органов власти с объединениями товаропроизводителей». Они идут в одном пакете. Почему? Я считаю, что трудно разделить социальную и экономическую функции работодателя. По определению Гражданского кодекса и Закона «О профсоюзах», работодатель – юридическое лицо, от имени которого зачастую выступает руководитель предприятия, который и заключает трудовой и коллективный договор с коллективом наемных работников, представляемых профсоюзной организацией. Для того чтобы работодатель мог бы создать хорошие социальные условия для работников своего предприятия, он должен в первую очередь выполнять свою экономическую функцию. Обеспечить эффективный менеджмент, эффективное хозяйствование на предприятии, где и создаются те самые средства, необходимые для решения социальных проблем. И выполнение работодателем своих социально-экономических функций в значительной мере зависит от того, насколько правильно построено отношение власти к своим хозяйствующим субъектам и к их объединениям, через которые решаются вопросы правового регулирования, ценовой, тарифной политики, налогового и таможенного законодательства и т.д.
Таким образом, взаимоотношения товаропроизводителей с властью, решение всего комплекса экономико-правовых вопросов должно быть обеспечено соответствующими законами. Они позволят власти и профсоюзам договариваться о социальных условиях деятельности на каждом хозяйствующем субъекте.
Конфедерация ведет большую работу по защите интересов предприятий на разных уровнях власти, оказывает им реальную помощь в решении целого ряда вопросов. Считаю, что в разрабатываемых и обсуждаемых законах должно быть дано четкое определение объединениям промышленников, предпринимателей, работодателей, их особенностям. И, что самое главное, – закон должен четко определить взаимоотношения этих объединений с органами власти на всех уровнях: федеральном, региональном, на уровне местного самоуправления.
Разве может считаться нормальной ситуация, когда законы или другие нормативные акты принимаются без согласования с теми, для кого они пишутся? Мало того, даже вопреки интересам людей, работающих в реальном секторе экономики, занимающихся хозяйственной деятельностью!
Недавно, по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей и аналогичной структуры из Италии – Конфиндустрии – была проведена крупная встреча российских и итальянских деловых кругов. Так вот, и в Италии, и в Германии, и в Финляндии, и в других странах ни одно постановление правительство в сфере экономической деятельности, затрагивающей интересы промышленников, не принимается, пока в проекте не будут согласованы все вопросы именно с объединениями промышленников.


– Как вы оцениваете экономическую ситуацию, сложившуюся в России в целом и в Москве?


– К сожалению, в нашей стране с начала 2001 года началось ухудшение экономической ситуации. Покажу это на примере Москвы. Если 2000 год промышленность столицы закончила с достаточно хорошими экономическими показателями (достигнут почти 14-процентный рост к уровню предыдущего года), то первый квартал нынешнего года к соответствующему периоду прошлого дал прирост всего лишь 2,3 процента. А в некоторых отраслях, в том числе и легкой промышленности, наблюдается снижение производства. Возросли остатки нереализованной продукции на складах предприятий, увеличилась дебиторская задолженность и количество нерентабельных предприятий.
Причины, на мой взгляд, кроются в том, что таможенная и налоговая политика не адаптированы к реальной жизни, к интересам отечественных промышленников и предпринимателей, их поддержке.
Так были введены сниженные таможенные тарифы на ввоз в страну готовой продукции легкой промышленности, то есть для иностранных компаний были созданы преференции. Чего не скажешь об отечественных, чье положение в результате этих действий ухудшилось. Одновременно был введен налог на добавленную стоимость на ввоз из СНГ хлопка, шерсти, то есть сырья именно для легкой промышленности. А с первого июля еще на 20% увеличилась пошлина на ввоз сырья из дальнего зарубежья. Соответственно значительно возрастет и стоимость продукции – только по НДС на те же 20%.
С ноября 2000 года неоднократно происходило повышение железнодорожных тарифов, а также тарифов на энергоносители. Все это в конечном итоге может привести к ценовому дефолту, означающего, что себестоимость произведенной продукции достигла такой отметки, когда она не может быть реализована на внутреннем рынке, не может (по цене) конкурировать с экспортной, не говоря уже о конкуренции на рынках зарубежных стран.
Можно прогнозировать обвал нашей промышленности, спад, а то и остановку производства, очередной крах банковской системы. Одновременно с этим экономика начнет все более и более уходить в тень, потому что легально производить и реализовывать продукцию станет практически невыгодно и невозможно. И никаких контролеров, которых и так сегодня великое множество, не хватит, чтобы воспрепятствовать этим негативным процессам. Опять возрастет теневой оборот и товаров, и наличных денег, которые для расчета между предприятиями будут возить чемоданами, как это уже и было в начале 90-х годов!


– Но даже и в такой ситуации есть ли какая-то возможность что-либо предпринять?


– Крайне необходимы сегодня законы, связанные с экономическими методами и формами регулирования ценовой и тарифной политики, с дебюрократизацией экономики. К сожалению, не всегда законы принимаются в том виде, в каком они были задуманы законодателями. Министерства и ведомства очень любят издавать всевозможные подзаконные акты. Иногда, даже неплохо написанный закон ими меняется до неузнаваемости, из-за чего предприятия зачастую несут ущерб. А должностные лица, подписавшие эти документы, остаются как бы в стороне. По этому поводу мне неоднократно приходилось беседовать и в Высшем арбитражном суде России, и в Московском городском арбитражном суде. Оказалось, что у нас нет ни одного закона, карающего чиновника за невыполнение своих решений (для чего тогда ставил свою подпись?) или за принятие решений, приводящих к тому, что предприятия несут экономические потери.
Нередко бывает так, что один и тот же документ в начале своего «пути» по инстанциям и в конце оного противоречит сам себе. Если взять Закон «Об общественных объединениях» и Гражданский кодекс, можно обнаружить множество «несоответствий». Когда мы после Девятой конференции МКПП, состоявшейся в феврале 2001 года, занялись перерегистрацией устава, приводили его в соответствие с нормами закона, то столкнулись именно с такими несоответствиями. Как нам объяснили в Минюсте, это называется «юридическим казусом».
Вышедший недавно Указ президента России, направленный на укрепление юридических ведомственных служб административной юстиции, имеет огромное значение. На юридические службы министерств и ведомств, издающих нормативные акты, накладывается большая ответственность за их соответствие действующим законам.
После встречи президента страны с представителями РСПП была дана команда на доработку проектов законов на дебюрократизацию экономики. Это – проекты федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О государственной регистрации юридических лиц», «О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»».


– Елена Владимировна, и все-таки, как же быть с таким огромным количеством проверяющих, согласовывающих, консультирующих организаций?


– В Госдуме на рассмотрении находятся законопроекты об ограничении числа контролирующих организаций и лицензирования видов деятельности. Очень хотелось бы, чтобы они были приняты сразу в трех чтениях, чтобы побыстрее снять путы с экономики. Однако дело приняло затяжной характер. У нас опять может произойти то же самое, что и со второй частью Налогового кодекса: пока приняли, назрела пора менять.
Мы подготовили необходимые материалы для мэра столицы Ю.М. Лужкова, чтобы хотя бы на уровне города уменьшить количество согласований, разрешений, число структур, которые «ненавязчиво» «консультируют» промышленников и предпринимателей, взимая за это немалые деньги. Да, за консультации надо платить, но непосредственно там, где оформляются соответствующие документы, а не «левым» фирмам. Сегодня государственным служащим министерств и ведомств запрещено давать консультации. Поэтому они направляют предпринимателей в коммерческие фирмы, где их «обдирают как липку». Лучше уж пусть госслужащие консультируют, но по разумным расценкам.
Вы не представляете себе, столько развелось бюрократических структур! Многие функции, считавшиеся до недавнего времени чисто государственными, оказались «приватизированными» какими-то фирмами: то ли консалтинговыми, то ли афилированными с некоторыми госструктурами.
А что касается Налогового кодекса и таможенного законодательства, то Конфедерация, в тесном сотрудничестве с РСПП активно включилась в работу по подготовке предложений (внесению изменений) в эти важные документы. Мы считаем, что необходимо законодательно ввести порядок регулирования цен и тарифов. Иначе те, явно завышенные «планки», что устанавливают естественные монополии, могут привести к серьезным негативным последствиям.


– В связи с этим возникает вопрос: следует ли и как проводить реструктуризацию таких естественных монополий, как РАО «ЕЭС России»?


– Если производство электроэнергии передать различным, не очень крупным частным структурам, то нашей экономике будет нанесен большой ущерб. Пострадает промышленность, сфера коммунальных услуг и, конечно же, население. Все это, безусловно, приведет к росту цен. Большинство цивилизованных стран мира уже прошли этот этап. И там нигде нет мелких производителей в таких сферах, как энергетика и нефтяной бизнес. Может быть, целесообразнее (в зависимости от административно-территориального деления) иметь на рынке две-три крупные корпорации. Нет, не полностью государственные, но государство все-таки должно владеть контрольным (блокирующим) пакетом акций. Только при соблюдении таких условий можно эффективно управлять компанией, эффективно хозяйствовать на рынке электроэнергии.


– Сегодня на всех уровнях обсуждается вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)…


– Да, эта проблема занимает сейчас всех. В РСПП создана специальная рабочая группа, в которую вхожу и я. Группа уже несколько раз собиралась на свои заседания, где обсуждались аспекты вхождения нашей страны в эту мощную организацию. Конечно, членство в ВТО расширяет наши возможности на международном рынке, может дать более широкие преференции на мировой арене. Но это, если при вступлении в ВТО мы тщательно проработаем все условия, которые нам предъявляются, и выставим свои. Мы не должны быть бедными родственниками, которые слезно просят принять их, нет, мы должны быть равноправными партнерами международного торгового сообщества. Ибо огромный, емкий рынок России заслуживает того, чтобы к нам относились с уважением!


– Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, более подробно o трехстороннем соглашении.


– Уже восемь лет подряд МКПП от имени объединений работодателей столицы подписывает Московское городское трехстороннее соглашение о социальном партнерстве. В рамках этого документа мы активно участвуем в регулировании социально-трудовых отношений, контролируем выполнение мероприятий по охране труда и коллективных договоров, оказываем практическую помощь в их выполнении.
В последние годы стали заключаться не только городские трехсторонние соглашения, но и отраслевые (на уровне отраслевых объединений промышленников и предпринимателей – в легкой и текстильной промышленности, машиностроении, топливно-энергетическом комплексе и других), а также окружные трехсторонние соглашения в административных округах города. В течение 2000 года успешно действовали 18 отраслевых и 10 окружных соглашений. На заседаниях трехсторонней комиссии мы рассматриваем самые злободневные вопросы. Например, обсуждали проект программы «Молодежь Москвы», проблему реализации системы городских заказов, разрешения трудовых конфликтов на предприятиях. В четвертый раз совместно с правительством и профсоюзами Москвы проводим конкурс профессионального мастерства «Московские мастера». Сегодня уже идут финальные конкурсы по ряду профессий. Новыми видами конкурса этого года стали конкурсы программистов и математиков.
В основу Московского трехстороннего соглашения на 2001 год положен принцип сохранения гарантий, предусмотренных предыдущим соглашением. В него внесено 24 новых пункта, отражающих изменения в политической и экономической областях, готовность сторон продолжить конструктивное взаимодействие в новых условиях.
Соглашение на 2001 год имеет некоторые особенности. Дело в том, что в связи с реорганизацией Московского комитета по труду и занятости, его средства были переданы в распоряжение Министерства труда и социального развития России. И теперь мы не можем, как раньше, самостоятельно планировать выделение средств из этого фонда на создание дополнительных рабочих мест, переподготовку кадров и т.п. Поэтому мы договорились с министром А.П. Починком и подписали теперь уже с ним дополнительное соглашение по этому вопросу. А под трехсторонним соглашением ныне стоят четыре подписи.
Надеемся, что те программы, которые в Москве реализовывались до этого, не будут забыты. Ведь в фонд занятости перечисляют средства именно московские предприятия, и их руководители должны быть уверены, что механизм социального партнерства не будет давать сбоев.
Я работаю в составе промышленной коллегии правительства Москвы. Наша Конфедерация совместно с правительством Москвы участвовала в разработке Комплексной программы развития промышленности на 2001-2003 годы. Теперь мы работаем над ее реализацией, организуем проведение конкурсов на получение финансовой поддержки из городского бюджета в форме налогового кредита, льготных платежей за землю, за прочие городские ресурсы, прямого инвестирования бюджетных средств по целому ряду направлений, которые считаются приоритетными. Это – программы «Химия», «Московская мебель», «Московская одежда», «Инновационные технологии» и другие.
Представители МКПП много и плодотворно работают в комиссиях и по многим направлениям деятельности правительства Москвы. Подписано соглашение между Конфедерацией и Комитетом по делам несостоятельности и банкротства. Мы активно включились в работу, связанную с санацией предприятий, чтобы не допускать необоснованных банкротств, особенно, когда в этот процесс вторгаются неизвестные, а то и криминальные структуры. Они отнюдь не собираются возрождать предприятие, наоборот, чтобы получить сиюминутную выгоду, распродают его по частям: оборудование, здания, территорию, объекты социального назначения и т.д.
Не так давно такая проблема возникла у одного из московских швейных предприятий. Крошечный долг коммунальщикам, который, возможно, не заметила бухгалтерия, стал причиной больших неприятностей. Нашлась структура, которая купила этот долг. Затем потихонечку, за спиной у директора, коллектива подала иск в арбитражный суд. А когда суд выносит решение начать дело о банкротстве, предположим, второго числа, то уже третьего на предприятие приходит внешний арбитражный управляющий и начинает действовать, – и не в интересах коллектива, а своих собственных. Почему так происходит? Потому что принятый в 1997 году закон, который определяет процедуру банкротства предприятий, действительно далек от совершенства.
Будучи депутатом Госдумы прошлого созыва, я с группой коллег-депутатов участвовала в разработке федерального закона о внесении поправок в закон о банкротстве. Нам с большим трудом, под мощнейшим давлением удалось провести поправки к этому закону. И вот, в третьем чтении, когда обычно вносятся только редакционные правки, «заинтересованные» структуры, организовав очередной прессинг, «провалили» эти поправки к закону. А ведь он менял критерии банкротства, вводил ответственность арбитражных управляющих, которые сегодня ни за что не отвечают, а только распродают имущество, разрушают еще работающие предприятия. Как правило, под банкротство подводят не те заводы, которые «лежат на боку», а именно хорошо работающие.
В новой Госдуме в этом направлении что-то делается, но очень медленно, и нам в МКПП приходится снова отстаивать свою позицию: не банкротить безжалостно, без разбору все предприятия, а по возможности санировать их. Мы сформировали группу потенциальных инвесторов, которые могли бы придти на такое предприятие не как вандалы, все разрушающие, а как партнеры, заинтересованные в том, чтобы через какое-то время завод или фабрика стали на ноги и приносили прибыль.


– И все-таки, как бы мы не спорили, но развитие российского предпринимательства идет несколько по иному пути, нежели в других странах. В мире существует понятие «бизнес с социальной ответственностью». Возможно ли это у нас?


– Еще два-три года назад я сказала бы, что нет, но теперь это действительно имеет место. О том, что социальная сфера у нас находится в сложном экономическом положении, известно всем. Но реальную помощь школам, больницам, детским садам начали оказывать именно промышленники и предприниматели. Возродилось нечто вроде шефской помощи «снизу». Так, советы директоров предприятий, созданные при районных управах, взяли шефство над детскими садами, домами инвалидов. Думаю, не стоит лишний раз повторять, насколько сегодня такая помощь важна для не слишком богатых структур социальной сферы.
Интересен опыт работы организации промышленников и предпринимателей Южного административного округа, которую возглавляет В.М. Тимошенко. У него, как у генерального директора крупного предприятия «Горизонт», хватает и своих производственных проблем. Однако Виктор Михайлович находит время для того, чтобы организовать общественную деятельность руководителей предприятий округа. Это и оказание помощи Черноморскому флоту, Свято-Даниловскому монастырю, объектам социальной сферы округа, и многие другие добрые дела.


– Насколько известно, в Москве наблюдается «кадровый голод» на специалистов различных профессий.


– Вы правы. Сегодня – это колоссальная проблема. За десятилетие реформ молодые квалифицированные кадры разошлись в различные коммерческие структуры. А те, кто постарше, ушли на пенсию. Чтобы как-то решить эту проблему, при МКПП создан учебно-информационный центр, который берет на себя координацию деятельности по подготовке квалифицированных кадров для московских предприятий. Это задача не одного дня.
– Елена Владимировна, а как работают Издательский центр МКПП, газета «Содружество»?


– Да, одним из направлений работы Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей является издательская деятельность. Уже третий год выходит газета «Содружество», которая распространяется не только в Москве, но и в России, государствах СНГ. Не просто шел поиск своей ниши. За последние годы в стране и, в частности, в Москве появилось много изданий экономического, экономико-политического плана. Но наша газета отличается тем, что любой руководитель предприятия, банка, страховой компании, руководитель регионального уровня в процессе интервью высказывает свою точку зрения, может быть, даже не совпадающую с позицией редакции, но, тем не менее, она будет опубликована без купюр. Пусть выскажется каждый, а его коллеги ему оппонируют. Издание имеет авторитет. И у нас появились предложения от руководителей других регионов и отраслей, желающих делать приложения к газете «Содружество».
Кроме этого, мы выпускаем «Бизнес-справочники МКПП». Его первое издание «Бизнес-Москва-2001», вышедшее в начале этого года, охватывает промышленные предприятия столицы. Из всего огромного количества предприятий, зарегистрированных в Московской регистрационной палате, были выделены те заводы, фабрики, комбинаты, где сохранились коллективы, выпускается продукция, оказываются услуги. В справочнике помещены их адреса и номенклатуру продукции. Продолжается работа над справочником «Бизнес-Москва-2002», а также над справочником «Наукоемкие технологии».
В Конфедерации развиваются и другие направления деятельности, такие, как разрешение имущественно-правовых разногласий, проблем земельных отношений. Специально для того, чтобы более профессионально помочь предпринимателям, при МКПП создан Национальный аналитический центр «Право». У нас слишком часто меняется законодательство, и руководителям предприятий, бизнесменам нужна реальная правовая помощь в решении возникающих проблем.


– Елена Владимировна, и все-таки трудно ли было создать такую структуру, как МКПП, чтобы она плодотворно работала, приносила пользу предпринимателям?


– А как вы думаете? Разве легко объединять людей, совершенно разных по своим понятиям и взглядам? Нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией: директор какого-то предприятия считает, что он самостоятельно может справиться со своими проблемами и начинает действовать. Однако не всегда так получается, как запланировано и как хочется. И когда приходит беда, обращается такой человек в Конфедерацию и говорит: «Помогите, ради Бога». Стараешься помочь, но в голове мысль: «Когда же люди поймут, что не бывает у нас какой-то отдельной беды, твоей единственной, собственной, – у нас общие проблемы и решать их надо сообща». Тем более что в нашей стране еще не выработаны правила нормального, цивилизованного рынка. Только вместе, объединив свои усилия и вложив частицу своего труда в общее дело, мы сможем успешно заниматься и развитием производства, и привлечением инвестиций, и решением социальных проблем.
Интервью провел Лев Рудский


           103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:
Наверх На главную
Copyright © 2002 ПромРос. Все права защищены. Designed by Nova Telecom Designed by Nova Telecom 2002

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!