[an error occurred while processing this directive]
С. САВИН, ректор Московской международной высшей школы бизнеса "Мирбис", вице-президент Российского Союза менеджеров, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Институт МИРБИС: Подготовка руководителей нового поколения

Станислав Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», вице-президент Российского Союза менеджеров, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Станислав Леонидович Савин в 1959 году закончил Военно-Морское училище. Капитан 2 ранга запаса. Вскоре он продолжил обучение в Томском политехническом институте на физико-техническом факультете, по специальности физик-ядерщик. В это же время, будучи студентом 4 курса, он заведовал проблемной лабораторией «Электроника, диэлектриков и полупроводников». С 1966 по 1971 год работал в партийных органах и возглавлял отдел науки и учебных заведений в Томске. В 1974-76 гг. – кандидат экономических наук, старший преподаватель академии.
С 1976 по 80 гг. работал в Центральной Америке на Кубе консультантом в отделе образования ЦК КП Кубы. Одновременно преподавал экономику и управление в рамках внешнеэкономических отношений. С 1980 г. – доцент, доктор, профессор Академии общественных наук при ЦК КПСС. С 1988 года директор по образовательным и исследовательским программам «МИРБИС». С 1990 г. – генеральный директор и ректор «МИРБИС».




Международный Центр переподготовки и экономических исследований» был создан в 1988 году как учебное заведение нового типа на основе межправительственного соглашения СССР и Италии. Идея создания института принадлежала ректору Московского Института Народного Хозяйства им. Г.В.Плеханова – профессору Грошеву Владимиру Павловичу и генеральному директору Итальянского Общества экономических исследований «НОМИЗМА», действующему Президенту Европейской комиссии – профессору Роману Проди. Они же и выступили его учредителями.
В 1991 году «МИРБИС» принял участие в Симпозиуме «Конверсия -91» в Италии, где глава Римской католической церкви в Ватикане Иоанн Павел Второй горячо поддержал деятельность школы. В следующем, 1992 году, был осуществлен первый набор на специализированную программу МВА, а в 1995 году школа получила статус Высшей. В этом же году более 30 ведущих учебных и научных центров из 22 стран мира стали постоянными партнерами «МИРБИС». В 1997 году Комиссия экспертов Лондонского университета Гилдхолл аккредитовала программу МВА «МИРБИС» для обучения по совместному диплому МВА. В 1999 году был подписан договор с Центром европейских программ Маастриктского Университета о присуждении лучшим студентам «МИРБИСа» именной стипендии. В 2000 году первые выпускники программы «Международные корпоративные финансы» получили Диплом Магистра Лондонского Университета Мидлсекс.
С момента основания «МИРБИСа» почти 13 тысяч студентов прошли обучение по программам профессионального обучения, МВА, повышения квалификации.
МИРБИС является полноправным членом ряда международных и национальных ассоциаций, союзов, объединений Европы, Азии, Америки. Среди них представлены: Российская ассоциация бизнес образования, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация негосударственных высших учебных заведений, Союз негосударственных вузов города Москвы и Московской области, Ассоциация консультантов по подбору персонала, Европейская ассоциация развития менеджмента (efmd), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы «CEEMAN», Общество Дружбы «Россия-Германия», Ассоциация российских банков, Российско-Британская Торговая Палата.


– Станислав Леонидович, вы работаете в «МИРБИСе» с первого дня его основания. Пройдя нелегкий путь развития и становления, «МИРБИС» занял достойное место среди других столичных вузов и пользуется заслуженным авторитетом среди работодателей. Скажите, на какие критерии вы ориентировались, когда вуз только создавался? И что сейчас вы считаете в его работе самым главным?
– Двенадцать лет назад «МИРБИС» был единственным в стране вузом, который был создан по соглашению между правительствами двух стран. В то время мы уже начали понимать, что экономика во всем мире живет по единым законам. И для того, чтобы войти в мировое экономическое сообщество, надо было учить наших экономистов этим всеобщим законам.
Мы сотрудничаем с университетами 32 стран мира. Особенно на этом фоне хотелось бы выделить четыре международных образовательных программы «двойного диплома», которые проводим вместе с Лондонским университетом Guildhall. Но наше сотрудничество с западными вузами – это не улица с односторонним движением. Мы посылаем своих студентов на год в Лондон. И точно также в программе университета предусмотрено обучение 30-40 английских студентов в «МИРБИСе».
Такое сотрудничество стало возможным потому, что мы с самого начала работали по европейским стандартам. А там очень жесткие требования. Мы никогда не переписывали западные учебные программы, создавая их сами. Все представленные нами программы получили аттестацию наших зарубежных партнеров. В 1997 году «МИРБИС» первым из российских вузов прошел аудит Европейского фонда образования, и мы получили признание как действительно международная школа бизнеса.
Мы стараемся внести свой вклад в развитие международного образовательного пространства. Очень важным направлением сейчас стало сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии. Например, у нас проводили занятия бывший глава Национального банка Японии, ученые и руководители ведущих фирм Юго-восточного региона. Это очень важно, чтобы студенты получали информацию об экономике этих стран из первых рук.


– «МИРБИС» сотрудничает с множеством российских и международных университетов, различными деловыми кругами и другими организациями. Каких принципов вы придерживаетесь в работе с вашими партнерами?
– Мы ведем открытую политику с нашими заказчиками. Мы прямо говорим о том, какие условия можем предоставить, и если это устраивает обе стороны, то наше сотрудничество состоится. Примерно та же самая ситуация у нас складывается и с партнерами. Если мы не видим его заинтересованности, то уже не верим тому, что наше сотрудничество будет плодотворным. Мы не нуждаемся в «бесплатных обедах» и бескорыстной помощи, так как с первых лет своего создания изначально были настроены на работу как равноправные партнеры. Мы в состоянии платить, но при одном условии – цены должны быть реальные.
– Станислав Леонидович, контингент читателей журнала «Промышленник России» в основном представлен людьми уже определившимися в жизни. Среди них немало руководителей российских предприятий и фирм различного уровня. Какие формы обучения МИРБИС может предложить для этой категории людей?
– Когда мы говорим о ведущих специалистах, руководителях, государственных служащих, то имеем в виду людей, которые уже имеют базовое высшее образование и нуждаются только в укреплении уровня своей компетенции и профессиональной подготовки с помощью дополнительного образования. Здесь существуют стандартные государственные программы, которые обычно называют вторым высшим образованием. Я считаю, что его следует называть не вторым или третьим, а «другим» высшим образованием с другой специализацией и направленностью.
Помимо этого есть целая система послевузовской подготовки по новым краткосрочным программам и различные курсы повышения квалификации. Все эти три формы обучения сегодня успешно существуют и имеют право на жизнь.
Применительно к нам, помимо классических программ МВА, мы также предлагаем программы профессиональной переподготовки: менеджмент в коммерческой деятельности, корпоративные финансы, оценка и управление собственностью и т.д. Выпускники этих программ приобретают знания и практические навыки в управлении предприятием, в состоянии провести мониторинг и маркетинговые исследования, способны глубоко анализировать деловые ситуации и предлагать неординарные управленческие решения.
Также одним из направлений деятельности «МИРБИСа» является разработка и проведение корпоративных и открытых бизнес-тренингов по следующим направлениям: маркетинг, менеджмент, управление персоналом, деловая коммуникация, корпоративные финансы. Тренинг – это непродолжительный по времени, но интенсивный, динамичный и емкий по содержанию курс обучения, рассчитанный на приобретение конкретных навыков и технологий для достижения определенных целей.
В этой связи мне бы хотелось предложить оценить степень эффективности проводимого обучения или иными словами, ради чего его следует проводить? Конечно, желание повысить свой культурный уровень похвально, но в этом вопросе должно присутствовать больше прагматизма. В данной ситуации следует обратить внимание на такие факторы, как экономичность и эффективность. Прежде чем принимать окончательное решение каждый человек должен серьезно подумать и решить для себя: что для него будет лучше – и по срокам, и по объему, и по оплате. Также следует определиться в том, обучение какого рода вам необходимо. Для одной категории слушателей нужны действительно новые профессиональные знания в новом направлении, но в большинстве своем почти всем нужны навыки и опыт управления.


– Начиная с 1990 года «МИРБИС» осуществляет обучение по программе МВА. Что включает в себя данная программа?
– «МИРБИС» изначально создавался для реализации такого международного проекта в России, как подготовка специалистов по программе МВА. Были приглашены множество российских и зарубежных специалистов: представители банковских и финансовых кругов, крупнейшие предприниматели, руководители российских предприятий, профессорский состав ведущих экономических вузов России, Италии, Голландии и Финляндии. Усилиями этой группы был собран обширный материал международной практики обучения по программам МВА и переработан с учетом требований российской экономики. В результате была создана первая в России программа МВА – программа подготовки менеджеров нового типа. Цель этой программы – подготовка нового поколения руководителей, способных комплексно решать задачи экономики, разрабатывать стратегию развития бизнеса, формировать команду профессионалов и эффективно использовать новейшие бизнес – технологии. В 1994 году была разработана МВА-маркетинг, а в 1995 – МВА-финансы.
В 1997 году программы МВА-МИРБИС получили аккредитацию London Guildhall University. С этого момента обучение осуществляется по совместным российским и британским программам. С 1999 года программа МВА-МИРБИС осуществляется в соответствии с государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации, утвержденными в ноябре 1999 года Министерством образования РФ.
Обучение по программе включает в себя тренинги, деловые игры, консультации, анализ конкретных ситуаций из практики российских и зарубежных компаний, сочетание лекций и семинаров – все это с целью развития практических навыков управления.
«МИРБИС» обладает редкой по актуальности и широте охвата библиотекой, что с успехом используется нашими слушателями. Она содержит как базовую учебную литературу, так и новые методические разработки, современные исследования, монографии. Это происходит благодаря личным налаженным контактам с руководителями целого ряда российских университетов, с самими учеными, а также благодаря, японскому центру менеджмента, который находится в нашей структуре.


– С 1991 года в вашей школе действует Банковская школа «МИРБИС». Расскажите, пожалуйста, о ее деятельности более подробно.
—На протяжении уже 10 лет совместно с Ассоциацией российских банков нами успешно проводятся курсы обучения банковских работников. На учебу приглашаются специалисты подразделений коммерческих банков и их ведущие клиенты. Центральным Банком России неоднократно высоко оценивалась деятельность школы, что подтверждалось официальным разрешением. За эти годы было подготовлено более 10 000 специалистов. Среди выпускников – директор расчетной палаты ММВБ Мещерякова Л.Л., председатель Правления АКБ «Кранбанк» Давыдов В.И., Председатель Правления Ставропольского банка Сбербанка России Гаврилов В.В. и многие другие руководители и специалисты финансово-кредитных учреждений России. Сегодня, реагируя на требования времени, Банковская школа «МИРБИС» ведет обучение более чем по 30 направлениям.


—Станислав Леонидович, помимо работы с разнообразными учебными программами, «МИРБИС» имеет большую практику отправления студентов и слушателей на профессиональные и языковые стажировки за границу. Что вы делаете для работы в данном направлении?
– Да, действительно, наши международные программы предусматривают языковые стажировки в Великобритании, Франции, Германии. Создана система обмена студентами с университетами-партнерами в Великобритании, Германии, Франции, Голландии и Австрии. Преддипломную практику наши студенты проходят не только в российских, но и в зарубежных компаниях. За много лет работы у нас сформировался интереснейший актив партнеров, которые составляют программы на самом высоком уровне. За годы сотрудничества в этой области у нас сложилась определенная система работы.
Если от нас за границу поедет ребенок, то мы не только гарантируем его безопасность, но и можем с полной уверенностью сказать, где он будет жить, чем будет заниматься, и что в итоге должен вынести из этой поездки. Когда на стажировку едет взрослый человек, а это могут быть студенты старших курсов или слушатели программы МВА, то мы стараемся приложить максимум усилий, чтобы какая-то часть времени стажировки прошла на рабочих местах. Нередко из подобных поездок наши студенты возвращаются с заключенными договорами и контрактами. Этот факт является наглядным свидетельством высокого уровня подготовки наших стажировок.


—Какие новые образовательные технологии вы используете в обучении?
—Я считаю, что новые технологии не должны быть только ради самой технологии. Они должны быть ориентированы на повышение качества обучения и в первую очередь это касается обучения взрослых людей. Один из Лондонских университетов, расположенный в финансовом центре Великобритании – London City, стал широко использовать видеоконференции. Сейчас мы вместе с ними работаем в этом направлении. У нас есть уникальная программа – «Стратегии управления человеческими ресурсами», слушатели которого должны прослушать курс лекций западных преподавателей. Это является обязательным, так как по окончании обучения, студенты получают диплом Российского и Британского университетов. Но для того, чтобы обучение состоялось в полном объеме, необходимо либо самим ехать за границу, либо вызывать преподавателей сюда. Затраты и в том, и в другом случае оказываются весьма высокими. Видеоконференция позволит решить эту проблему. Профессор находится в Лондоне, слушатели в Москве, но это не мешает им вести нормальный диалог. В данном случае учебный процесс ничем не отличается от обычной лекции, студенты так же задают вопросы и получают на них ответы. К тому же преподавателю нет необходимости везти с собой свои вспомогательные материалы, он находится на привычном рабочем месте и имеет под рукой таблицы, наглядные пособия и т.д. Сейчас мы находимся на стадии разработки этого проекта и ищем партнеров для его реализации.
Каждый год мы предлагаем новые программы, которые разрабатываем с учетом изменений на рынке и прогнозов на несколько лет вперед. С этого года «МИРБИС» предлагает современные программы по специальности «Интернет-бизнес и электронная коммерция». Я не могу сказать, что эти программы существуют только у нас, таких специалистов готовят и в других Вузах. Вопрос заключается скорее в том, какие знания они получают. В этой связи к началу нового учебного года у нас идет много дискуссий и споров. Мы встретились с большим количеством специалистов, часть из которых будут принимать участие в учебном процессе, определились с финансовой стороной дела, оборудовали Интернет – кабинеты для самостоятельной работы, и сейчас занимаемся тем, что замыкаем всю обозначенную систему в единую цепь.


—Как вы относитесь к дистанционному образованию?
—Любые новые образовательные технологии требуют большие финансовые вливания, но для дистанционного образования это утверждение верно вдвойне. Дистанционное образование, к сожалению, сегодня остается пока только лозунгом, а то, что к нему относят, по сути дела таковым не является. Такой вид обучения требует очень серьезного технического и методического обеспечения, и рассчитывать на это в ближайшее время не приходится. Сегодня, для того, чтобы перейти на дистанционное образование только по одной специальности, по некоторым данным требуется 3-4 млн. долларов.
Помимо финансового фактора существует такое понятие, как специфика преподавания предметов. Я убежден, что математику и другие точные предметы самостоятельно выучить можно. Но когда речь идет об обучении управленческим дисциплинам, эффективность от таких занятий будет небольшой. Для полноценного усвоения учебной программы необходимо личное общение с профессорами, специалистами-практиками, участие в коллективных дискуссиях и т.д. Даже сама организация учебного процесса является одной из форм учебы организации производства и управления. Также нельзя забывать и о налаживании новых личностных контактов, что может сыграть положительную роль в дальнейшей работе.
Я не считаю, что дистанционное образование может быть реализовано в ближайшие годы в полной мере и выступаю за то, чтобы по стране создавалось как можно больше обучающих центров на базе крупных научных заведений.


– «МИРБИС» имеет сеть региональных центров: в Перми, Твери, Новокузнецке и т.д. Каким образом вы строите свою работу с филиалами и как оцениваете их деятельность?
– Наше отличие от других бизнес школ заключается в том, что мы изначально ориентировались не только на центральную Московскую школу, но и на регионы.
Московский учебный центр рассматривался как своего рода лаборатория отработки новых образовательных технологий, нового уровня методического обеспечения, постоянный поиск нового в переподготовки самого профессорско-преподавательского состава. Затем разработанное ноу-хау предполагалось нести в филиалы.
Недавно нами была проведена серьезная инвентаризация региональных центров. Сопоставив действительно истинный интерес и необходимость такого филиала в том или ином регионе, из 23 филиалов мы оставили только 7.
Последний филиал был создан по просьбе администрации Кемеровской области. К нам лично обратился губернатор Аман Тулеев, и я думаю, что там отдача будет достаточно быстрой. Даже имея те богатства, которыми обладает Кемеровская область, необходимо уметь ими правильно распорядиться, и в этом им поможет более высокий уровень менеджмента в крае.
В качестве задачи сегодняшнего дня мы видим создание единых учебных сетей в Москве, а затем планируем выйти на объединение всех региональных филиалов. Для решения этой проблемы мы намереваемся использовать новейшие коммуникационные технологии, что в свою очередь позволит повысить качество подготовки.
Мы не хотели бы заниматься предоставлением только разовых услуг, даже может быть и долговременных. Своей целью мы видим подготовку на месте специалистов из вузовской общественности, практиков. Мы хотим вызвать интерес, показать значимость наших программ, и в дальнейшем проследить эффект этой подготовки и с точки зрения улучшения самой организации управления, и с точки зрения карьерного роста выпускников. Но обеспечить высокое качество вахтовым методом невозможно. Это должна быть серьезная совместная работа с местными вузами, советами ректоров, с администрацией, и только тогда в результате общих совместных усилий можно говорить о современной подготовке высококвалифицированных менеджеров.
Конечно, главное препятствие на нашем пути – наши финансовые возможности. Хотя есть и ряд других ограничителей, в том числе законодательные акты. Возможно, когда-нибудь мы придем к тому, что государственные финансовые средства будут распределяться не по отношению к той или иной форме собственности, а под конкретный проект на конкурсной основе.


– В 1991 году впервые в России начала функционировать программа переподготовки офицеров «ДЕМОС». В чем заключается особенность данной программы?
—Программа «ДЕМОС» неординарна по своей сути и не имеет аналогов в мире. Аббревиатура «ДЕМОС» означает три понятия: ДЕМилитаризация, Образование, Сотрудничество. Именно эти три составляющие предопределили необходимость разработки такой программы. Экспертной комиссией ЕЭС 1991 году в Брюсселе был проведен экзамен по нашим программам. Программы, в число которых также входила и «ДЕМОС», были успешно приняты и получили высокую оценку.
Особенность данной программы заключается в том, что здесь учитываются все нюансы работы с такой социальной группой, как военные. Они обладают высокой профессиональной подготовкой, которая позволяет им мыслить системно, большинство из них имеют практику управления человеческими ресурсами. По роду своей деятельности, а это в основном старший офицерский состав, они дисциплинированы и ответственны. Их личностные характеристики находятся на очень высоком уровне. Нам осталось только адаптировать их к рыночной действительности, помочь определить свое место. Когда мы выпускали первую группу (а сейчас у нас учатся уже сотые группы) большой удельный вес затрат мы взяли на себя. Сейчас с помощью Министерства обороны и Министерства образования их обучение частично оплачивается из бюджета. Но этих денег недостаточно для того, чтобы обеспечить то качество образования, к которому мы стремимся. Не было выпущено еще ни одной группы без дополнительной финансовой поддержки за счет других коммерческих групп и за счет резерва школы.
Надо отметить, что это программа стала кузницей наших собственных кадров.
—Каким образом вы комплектуете свой преподавательский состав? Как вам удается поддерживать высокий уровень его подготовки на протяжении стольких лет?
—Безусловно, качество преподавательского состава во многом определяет успех обучения и самого вуза в целом. В наших программах задействовано более 100 высококвалифицированных профессоров и доцентов. Здесь мы работаем по двум направлениям: проводим подготовку и переподготовку собственных преподавателей и привлекаем специалистов из других вузов.
Мы предъявляем высокие требования к нашему преподавательскому составу, но при этом предлагаем и достойное материальное вознаграждение. У нас в принципе не может быть так, что преподаватель будет читать одну и ту же тему в течение многих лет, не внося в нее никаких изменений. Человек, который несет знания такому большому количеству людей, обязан сам постоянно повышать свой уровень, участвовать в семинарах для преподавателей, разрабатывать новые методики и т.д. У нас платное обучение и наши студенты отдают себе отчет в том, какие знания они хотят получить за свои деньги. И если в течение часа они видят, что лектор или читаемый им курс не отвечают их ожиданиям, то требуют замену преподавателя. И имеют на это полное право.
У нас много форм повышения квалификации, но важную роль играет система мотивации, организации труда, быта и отдыха. Эти, на первый взгляд, незаметные составляющие, существенно стимулируют самообразование преподавателей и стремление работать у нас.
Мы даем нашим слушателям не только сухие академические знания, но и практику ведения бизнеса. Именно в этой связи мы привлекаем к обучению не только педагогический состав, но и самих предпринимателей, бизнесменов, финансистов, реформаторов. И в первую очередь это относится к программе МВА, где доля преподавателей-практиков существенно выше, чем классических профессоров.
Также мы активно занимаемся подготовкой собственных молодых кадров, которые будут в состоянии обеспечить наше традиционно высокое качество. Несмотря на то, что в Москве достаточное количество специалистов, по-прежнему существуют преподаватели-монополисты. Это означает, что только один конкретный человек может преподавать эту дисциплину на самом высоком уровне. У нас есть немало примеров, когда молодые люди, получив у нас образование, поступают в аспирантуру. Затем они возвращаются к нам и начинают у нас работать. Так, именно наши выпускники возглавляют у нас направление МВА, заведуют отделом аспирантуры, работают в информационно-аналитическом отделе.


– Предоставляете ли вы какую-либо часть бесплатных мест для обучения?
– Да, у нас получают бесплатное образование инвалиды и люди, прошедшие горячие военные точки. Также мы оказываем содействие очень одаренным молодым людям, которые не имеют возможности оплатить за обучение. Помимо этого мы активно проводим благотворительную деятельность: ежегодно присуждаем именные стипендии, оказываем материальную поддержку ветеранам войны и труда, финансируем академические мероприятия – конкурсы, семинары, олимпиады.
– Спасибо за интересную и содержательную беседу.
Маргарита Каримова,
специальный корреспондент


           103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:
Наверх На главную
Copyright © 2002 ПромРос. Все права защищены. Designed by Nova Telecom Designed by Nova Telecom 2002

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!