[an error occurred while processing this directive]
<эГригорий БАДО, генеральный директор ОАО ПО «Легкие вертолеты МИ»/td>

Легкие вертолеты МИ

Григорий Давидович Бадо родился в 1949 году. Имеет высшее техническое образование, окончил Московский электротехнический институт связи и бизнес-школу “Инженер”. Работал начальником лаборатории ЦНИИСвязи, заместителем генерального директора по автоматизации Центра управления сетями связи, заместителем генерального директора “АСУ-Связь” Министерства связи СССР. С 1995 года – заместитель генерального директора, а с 2000 года – генеральный директор ОАО ПО “Легкие вертолеты МИ”.
«…нигерийская сторона выставила условие: вертолет должен летать не на авиационном, а на автомобильном бензине. И российская сторона это требование выполнила, не только адаптировав двигатель к автомобильному бензину с октановым числом не меньше 92, но и сертифицировав его и в России, и за рубежом. Так что, если теперь увидите
вертолет на автозаправке,
не удивляйтесь – это Ми-34С прилетел.»


Вертолетный парк
олее половины всего мирового парка вертолетов – это легкие машины с дальностью полета не более 300–500 км. Обычно они выполняют рейсы на местных воздушных линиях по правилам визуального полета. Вместимость – от одного до пяти пассажиров. В индустриально-развитых странах такие вертолеты почти столь же привычны, как автомобили.
В 60-80-х годах вертолетный парк СССР был одним из крупнейших в мире, но состоял практически только из машин среднего и тяжелого классов типа Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ка-26, Ка-32. Около 95% машин составляли вертолеты фирмы Миля. Они интенсивно эксплуатировались в различных отраслях хозяйства, перевозя от 6 до 30 пассажиров или грузы от одной до 15 тонн.
Самый распространенный вертолет Ми-8 производился более чем в 30 различных модификациях и приносил нашей стране 50% средств от продаж авиационной техники за рубежом. Наиболее «легкими» вертолетами были Ми-1 и заменивший его шестиместный Ми-2. Эта машина формально, по международным правилам, даже не относится к легким вертолетам, взлетная масса которых не должна превышать 2724 кг. Вертолет Ми-2 широко эксплуатировался в гражданской авиации, но отличался большим расходом топлива и малой дальностью полета.
Такое отличие в составе парка винтокрылых машин у нас и за рубежом было обусловлено низким приоритетом легких машин в условиях сложившихся авиаработ в народном хозяйстве и отсутствием парка частной авиации. В этот период вертолетный парк западных стран наращивал выпуск легких вертолетов.
Большинство легких вертолетов – однодвигательные. Для западного рынка характерны многотипность и разработанность класса легких вертолетов. На нем наиболее широко представлены трех- и пятиместные машины. По нише четырехместных машин прошла граница вертолетов с поршневыми и газотурбинными двигателями (ГТД). Все вертолеты до трех мест имеют поршневые двигатели, все пятиместные и более – газотурбинные двигатели. До 90-х годов сектор четырехместных вертолетов практически пустовал – их задачи выполняли в основном пяти- и шестиместные вертолеты фирм Bell, McDonnell Douglas, Eurocopter. Большой расход топлива и высокие эксплуатационные расходы вертолетов с газотурбинными двигателями повлияли на заполнение ниши четырехместных машин вертолетами с поршневыми двигателями. Сегодня ниша четырехместных машин на мировом рынке заполнена в основном вертолетами фирм Schweizer, Robinson, Hiller и Enstrom. Наиболее успешно на коммерческом рынке с 1992 года представлена фирма Robinson с ее моделью R-44, оснащенной поршневым двигателем Lycoming.
Первый блин – не комом
В перестроечный период «экономной» экономики остро встал вопрос о переносе авиаработ на легкие вертолеты с целью замены Ми-2, Ми-8, Ка-26 и других вертолетов среднего класса в качестве транспортных, патрульных и учебно-тренировочных машин.
В 80-е годы, несмотря на финансовые и организационные трудности, Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля проложил дорогу легкому четырехместному вертолету Ми-34, хотя серийный выпуск был освоен только в 1993 году Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс». По инициативе фирмы Миля специально для продвижения программы легких вертолетов было создано ОАО ПО «Легкие вертолеты Ми», учредителями которого выступили уже упомянутые МВЗ им. М.Л.Миля, ААК «Прогресс», а также ВМП «Авитек», Ульяновский завод «Агрегат», Национальный институт авиационных технологий (НИАТ) и ряд других предприятий авиапромышленности России. Предметом деятельности ОАО ПО «Легкие вертолеты Ми» стали серийное производство легких вертолетов Ми-34С и их модификаций, организация продажи, организация гарантийного и послегарантийного обслуживания, организация ремонта, организация обучения летного состава.
В своем классе вертолет Ми-34С не уступает западным аналогам, а по маневренности, по устойчивости, управляемости и в особенности по прочности фюзеляжа, по оснащенности пилотажно-навигационным оборудованием даже превосходит зарубежных конкурентов. Фирма Миля разработала легкий вертолет Ми-34С как многоцелевое воздушное судно (транспортное, учебно-тренировочное, спортивное, пилотажное), предназначенное для коммерческих перевозок пассажиров и легких грузов, для авиапатрулирования магистральных трубопроводов, ЛЭП, дорог, других объектов, для мониторинга окружающей среды, для применения в операциях спецслужб, для обучение и тренировок пилотов и спортсменов.
Потенциальный объем продаж легких вертолетов на ближайшие 10 лет составляет 450–750 машин, исходя из потребности в авиаработах на отечественном рынке, в том числе: вертолеты для частных владельцев – 100–150 машин; вертолеты для корпоративного транспорта – 100–200 машин; вертолеты для мониторинга и патрулирования – 150–250 машин; учебно-тренировочные вертолеты – 100–150 машин.
При проектировании Ми-34 в его конструкцию заложили прогрессивные технические решения, позволившие улучшить эксплуатационную технологичность, надежность, увеличить срок службы и безопасность.
Конструкция и состав оборудования легкого вертолета Ми-34С обеспечивают перевозку трех пассажиров днем по правилам визуальных полетов при температурах от минус 30°С до плюс 45°С. Максимальная взлетная масса Ми-34С – 1450 кг., крейсерская скорость полета – 170 км/час, высота полета до 5000 м, максимальная дальность – 420 км, скорость набора высоты – 90 км/час.
Летающий джип
На сегодняшний день Ми-34 – единственный гражданский вертолет в мире, конструкция которого допускает маневры с перегрузкой более 3 g и выполнение всех фигур высшего пилотажа, включая петлю Нестерова и «бочку». Вертолет отличается высокой мощностью управления при хороших характеристиках устойчивости – вертолет «ходит за ручкой».
Кабина вертолета с большой площадью остекления обеспечивает хороший обзор. В передней части кабины размещаются пилот и пассажир. Сзади кабины пилота расположен пассажирский салон, где могут находиться еще два человека или груз массой до 300 кг. Фюзеляж вертолета выполнен в виде полумонокока. Основная часть обшивки – металлическая. Однако в целях облегчения конструкции ряд элементов изготовлен из композитных материалов, в том числе лопасти несущего и рулевого винтов, что обеспечивает им безопасную повреждаемость. Применение четырехлопастного винта позволяет снизить уровень вибраций и шумов, увеличить ресурсы несущего и рулевого винтов. Втулка винта оборудована торсионами, гидравлическими и эластомерными демпферами.
Большое внимание на всех этапах работы над вертолетом уделялось требованиям безопасности. Все агрегаты в двигательном отсеке выполнены пожаробезопасными, кабина вертолета отделена от моторного отсека противопожарной перегородкой. Для аварийного покидания машины предусмотрены сбрасываемые двери в кабинах экипажа и пассажиров. Конструкция вертолета, в первую очередь несущей системы и системы управления, как показали многочисленные испытания, позволяет успешно сажать вертолет в режиме авторотации несущего винта при отключенном двигателе.
Ми-34С отличается высокой степенью аэромобильности и может быть доставлен к месту назначения на самолетах Ан-124 (до 8 вертолетов), Ил-76 (до 3 машин), вертолетом Ми-26 (до 2 машин), автомобильным транспортом и в течение 20 минут подготовлен к полету.
По оценкам опытных пилотов, если в западных аналогах Ми-34С чувствуешь себя «как в скорлупке», то в нашем – «надежно, как в танке», за что Ми-34С и получил в кругу специалистов прозвище «летающий джип».
Предусмотрено все
Для вертолета Ми-34С внедрена система эксплуатации по техническому состоянию, которая позволяет отказаться от капитального ремонта машины. Обслуживание вертолетов производится как в местах базирования, так и в технических центрах.
Вертолет Ми-34С прошел государственные, сертификационные, эксплуатационные испытания. Он отвечает международными требованиям летной годности FAR-27 и имеет три сертификата Авиарегистра МАК РФ: на вертолет, на двигатель и по шуму на местности.
Ми-34С может успешно эксплуатироваться в России и за рубежом государственными и частными компаниями при перевозке пассажиров и грузов, патрулировании, при обучении пилотов.
Вертолет Ми-34С способен лететь со скоростью 170–225 км/час, выполнять посадки на бетонированные, грунтовые, травянистые площадки размером 20х20 м.
Специально для деловых людей, предприятия которых могут быть разбросаны на десятки километров, ОАО «Легкие вертолеты Ми» провело разработку Ми-34С с VIP-салоном и дополнительными средствами связи. Такая модификация отличается не только высоким уровнем прочности и надежности, но и соответствующим уровнем комфорта, характерным для западных машин.
В России потенциальные покупатели по аналогии с автомобильным рынком нередко, к сожалению, предпочитают бывшие в употреблении воздушные «иномарки» новым отечественным вертолетам, хотя наши машины превосходят продукцию ведущих производителей вертолетной техники по надежности, безопасности, низкой стоимости обслуживания и эксплуатации с учетом отлаженной авиационной инфраструктуры, применения отечественных ГСМ. Порой такие предпочтения оборачиваются трагедией. За последние годы случилось несколько аварий подержанных импортных вертолетов. Последняя катастрофа вертолета SA-341 «Газель» французской разработки 1963 года, произведенного в Югославии и приобретенного МНТК «Микрохирургия глаза» после смены нескольких владельцев в Англии, привела к гибели экипажа.
За рубежом вертолет Ми-34С конкурентоспособен в странах Восточной Европы, Африки, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Многолетний опыт эксплуатации вертолетов фирмы Миля за рубежом предполагает использование для продаж Ми-34С установившихся торговых и экономических связей, сложившихся в этих и других регионах. Позиции вертолета Ми-34С за рубежом достаточно устойчивы из-за низкой цены (базовая модель стоит около 350 тысяч долларов), надежности, маневренности, прочности корпуса.
При установке второго управления легкий вертолет Ми-34С – идеальная машина для обучения пилотов. Оценка представителей Омского летно-технического колледжа однозначна: для подготовки пилотов-курсантов наиболее целесообразно в качестве вертолета первоначального обучения использовать Ми-34С, который прост в управлении, имеет большие допуски в технике пилотирования, позволяет производить подготовку пилотов с высоким качеством и обеспечением безопасности полетов. Летные характеристики Ми-34С близки к вертолетам Ми-8, что позволяет пилотам быстро адаптироваться при прохождении полной программы обучения на Ми-8. При комбинированном обучении расходы на подготовку летного состава сокращаются в два с половиной раза.
Таким образом, базовый серийный вариант легкого многоцелевого Ми-34С обладает хорошими летно-техническими показателями, высокими пилотажными характеристиками, экономичен в эксплуатации. Себестоимость его летного часа в два раза ниже, чем у Ми-2, и – в четыре, чем у Ми-8. Эксплуатационные расходы Ми-34С на 20% меньше, чем у его ближайшего конкурента R-44. Уровень допустимых перегрузок и эффективность управления не имеют себе равных среди легких вертолетов.
Уникальный двигатель
На вертолете Ми-34С установлен поршневой девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-14В26В мощностью 325 л.с. Двигатель за тридцатилетний период эксплуатации на отечественных вертолетах Ка-26 и самолетах Як-18Т, Як-50, ЯК-52, Су-26 показал высокую надежность и экономичность, приемистость, низкую чувствительность к атмосферным осадкам, к песку и пыли. Для него создано соответствующее обслуживание, ремонт, обеспечение ГСМ. Расход топлива составляет 68 литров за час полета или 47 литров на 100 км. Бак вмещает 176 литров.
По своей неприхотливости и способности работать в любых условиях двигатель М-14В26В сравним с автоматом Калашникова. А недавно он стал вообще единственным в своем роде во всем мире. В 1999 году был заключен контракт на поставку в Нигерию восьми вертолетов Ми-34С. Контракт включал в себя и обучение в России нигерийских пилотов (32 летчика уже прошли подготовку в Уфе), и постоянное техническое обслуживание машин, и возможное более существенное продолжение, но было одно «но». Нигерия – нефтедобывающая страна, сама производит бензин, правда качество этого бензина оставляет желать лучшего. Поэтому нигерийская сторона выставила условие: вертолет должен летать не на авиационном, а на автомобильном бензине. И российская сторона это требование выполнила, не только адаптировав двигатель к автомобильному бензину с октановым числом не меньше 92, но и сертифицировав его и в России, и за рубежом. Так что, если теперь увидите вертолет на автозаправке, не удивляйтесь – это Ми-34С прилетел.
Программа модернизации
Создание новых моделей легких вертолетов или модернизация существующей машины Ми-34С в нынешних экономических условиях – сложная задача, требующая значительных вложений финансовых и интеллектуальных ресурсов. В условиях отсутствия государственных инвестиций ОАО ПО «Легкие вертолеты Ми» и МВЗ им. М.Л.Миля взяли курс на реализацию программ по модернизации Ми-34С с целью повышения конкурентоспособности и коммерческой привлекательности машины.
Важным направлением является завершение работ по сертификации вертолета с двигателем мощностью 370 л.с., имеющего те же габаритно-массовые показатели, что и базовый двигатель. Установка более мощного двигателя на Ми-34С позволит значительно расширить летно-технические характеристики вертолета в условиях повышенных температур, увеличит статический потолок. Модернизированный двигатель улучшит коммерческие возможности Ми-34С, обеспечит его эксплуатацию в странах с жарким климатом и в условиях высокогорья. В этом году двигатель планируется перевести на работу с автомобильными всесезонными маслами.
Один из вариантов расширения функциональных возможностей Ми-34С – установка на борту противопожарного оборудования, которое позволит применять вертолет для тушения пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
Дальнейшим развитием программы станет создание вертолета с одним или двумя газотурбинными двигателями (ГТД). По сравнению с базовым вертолетом на модернизированном вертолете Ми-34 будут увеличены грузоподъемность, дальность полета, статический потолок, максимальная и крейсерская скорости, а также полезный объем кабины, позволяющий использовать его для размещения груза или багажа пассажиров, а также носилок в санитарно-спасательном варианте применения вертолета.
Установка ГТД на вертолете Ми-34 заметно снизит пустой вес машины, за счет чего возрастет полезная нагрузка, энерговооруженность, улучшатся летно-технические характеристики в широком диапазоне высот и температур. Также прорабатываются варианты модернизации топливной системы с целью установки дополнительных топливных баков и увеличения дальности полета до 520 км.
Завершена конструкторская проработка, направленная на оснащение вертолета Ми-34С приборами и оборудованием, позволяющим выполнять полеты не только днем, но и ночью, в сложных условиях, по правилам приборного полета.
Следует выделить еще одно направление модернизации Ми-34С.
В рамках совместного соглашения между ОАО «Легкие вертолеты Ми», ООО «НИИГазэкономика», ООО «Спецгаздиагностика» и израильской фирмой «IAI» проводится работа по созданию аэромобильного диагностического комплекса дистанционного контроля магистральных трубопроводов на базе легкого вертолета Ми-34С с использованием тепловизионной системы РОР-200, технических средств и программно-методологического обеспечения обработки информации. Такой вертолет позволит быстро обнаружить утечку газа, даже если она случилась под землей, на глубине нескольких метров.
Программа производства, реализации и модернизации легких вертолетов Миля создана всерьез и надолго. Чтобы оценить ее перспективы, лучше всего привести слова независимого эксперта, американского пилота Патрика Койла, 12 лет летающего на вертолетах разных моделей и совершившего в качестве второго пилота тренировочный полет на Ми-34С. Он сказал: «Мне никогда не приходилось иметь дело с машиной, которая обладает столь высокой степенью маневренности… На основании имеющейся у меня информации о вертолете и после того, что я видел, я оценил бы вертолет Ми-34 наилучшим образом по сравнению с другими легкими вертолетами. Я с удовольствием воспользовался бы возможностью повторить полет на Ми-34, а когда удастся получить сертификат, то и стать продавцом вертолетов Ми-34». Отечественным покупателям стоит прислушаться к его словам.


           103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:
Наверх На главную
Copyright © 2002 ПромРос. Все права защищены. Designed by Nova Telecom Designed by Nova Telecom 2002

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!