Сегодня внутренние производственные резервы на большинстве шинных заводов России скудны и близки к исчерпанию, технологическое отставание от уровня мировых лидеров исчисляется десятками лет, ощущается острая потребность в долгосрочных инвестициях и квалифицированных кадрах. ОАО «Ярославский шинный завод» в этом смысле исключением не является. Весь спектр проблем, присущих отрасли в целом, знаком ярославским шинникам не понаслышке. Потребовались серьезные усилия, чтобы заводу сохранить за собой одно из лидирующих мест в отрасли и упрочить репутацию надежного партнера в бизнесе. В результате производственные мощности завода загружены сегодня полностью.
Ни шагу назад
Успешно справляться с нависшей над отраслью угрозой депрессии Ярославскому шинному заводу во многом помогает состоявшаяся интеграция предприятия в структуру крупнейшего нефтегазохимического комплекса «Сибур», дочернего предприятия «Газпрома». В текущем году при финансовой поддержке «Сибура» ЯШЗ планирует вложить в модернизацию производства за счет закупки оборудования фирм «Matador», «Herbert» порядка 10 млн долларов. Была решена проблема стабилизации поставок сырья на ЯШЗ, в частности, синтетических каучуков, хотя говорить о полном снятии сырьевых проблем не приходится. Современная шина состоит более чем из ста компонентов и обеспечить потребности крупного шинного производства в рамках одного холдинга нереально. Часть закупок мы вынуждены делать за рубежом – в США, странах Европы, Азии.
В целом увеличить выпуск продукции в 2000 году удалось семи из тринадцати предприятий отечественной шинной отрасли. 9-процентный рост производства подтвердил статус Ярославского шинного завода как одного из лидеров отрасли. За год на старейшем в стране ярославском предприятии выпустили 6200 тысяч шин, из которых 73 процента составили шины прогрессивной конструкции типа R. Последних произвели на 7,6 процента больше, чем в 1999 году.
На треть возросло производство грузовых шин, объемы выпуска шин для сельскохозяйственной техники увеличились более чем на 9 процентов. Ярославские шинники сохранили за собой первое место в отрасли по суммарному выпуску этих видов продукции. Незначительно сократилось производство легковых шин. Удельный вес продукции Ярославского шинного завода среди отечественных производителей составил 21,7 процента.
Сегодня на предприятии выпускается более 150 моделей автопокрышек практически для любых марок легковых, легкогрузовых и грузовых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной, авиационной и спецтехники. В 2000 году в производство запущено 35 новых моделей шин – 28 легковых, 5 грузовых, 2 – для сельхозтехники. Все производимые на заводе модели шин – собственные разработки конструкторских бюро Ярославского шинного завода. Инженерная служба ОАО «ЯШЗ» с момента создания предприятия в начале 30-х годов и поныне – сильнейшая в стране.
Изделия ярославского завода неоднократно становились победителями и дипломантами конкурса «100 лучших товаров России» и региональных конкурсов качества потребительских товаров. Тем не менее повышение качества, а значит и конкурентоспособности продукции, выпускаемой на оборудовании далеко не первой молодости, остается на сегодняшний день основной точкой приложения усилий.
Важные шаги в этом направлении уже сделаны. Не так давно предприятие сертифицировало систему управления качеством в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-96, Немецкого Совета по аккредитации ISO 9001: 1994/DIN EN ISO 9001: 1994 и «Оборонсертифики». ОАО «ЯШЗ» – единственный в России шинный завод, который владеет Сертификатом разработчика авиационной техники, выданным предприятию в 1997 году Авиарегистром Международного авиационного комитета (МАК).
Прошедшая на ОАО «Ярославский шинный завод» сертификация системы управления качеством позволяет нам рассчитывать на возрождение прерванного сотрудничества с АвтоВАЗом. Нет необходимости говорить о том, что деловое партнерство с крупнейшим автомобильным концерном, где предъявляются жесткие требования к качеству комплектующих, сулит нам немалые выгоды и одновременно возлагает большую ответственность. В минувшем году в Тольятти была поставлена и принята пробная партия шин модели Я-511, ведутся переговоры о начале поставок шины Я-525 на комплектацию автомобилей ВАЗ.
Стоит добавить, что по результатам опроса, проведенного компанией Gallup Media среди жителей Москвы, самой популярной маркой шин в российской столице в 2000-м году была названа продукция ОАО «Ярославский шинный завод». О своем приятном знакомстве с ней заявило наибольшее число опрошенных – 14,1 процента. Продукция ЯШЗ поступает на рынок под торговой маркой «МЕДВЕДЬ».
Дороги, которые мы выбираем
В качестве приоритетных направлений дальнейшего развития производства, которые уже сегодня аккумулируют основные объемы инвестиций, ЯШЗ избрал выпуск бескамерных шин с применением металлокорда в брекере для легковых автомобилей, а также целиком металлокордных грузовых шин (ЦМК). На предприятии создан специализированный научно-технический центр, который занимается техническим развитием производства, разработкой новых и совершенствованием существующих видов продукции, внедрением прогрессивных технологий и материалов. Одновременно с НТЦ организована служба качества, в обязанности которой вменяется обеспечение качества продукции на каждой стадии производственного цикла.
В 2000 году в производство легковых металлокордных шин было инвестировано 90 млн рублей, в году наступившем эту цифру, как уже было сказано, планируется увеличить втрое. Производственная база этого направления активно развивается: на предприятии создан специализированный цех с собственной линией резиносмешения. Для членов коллектива нового подразделения предусмотрены дополнительные меры стимулирования качества труда, поэтому кадровые службы при отборе кандидатов в коллектив цеха предъявляют к профессионализму претендентов повышенные требования.
Что касается производства целиком металлокордных грузовых шин, то Ярославский шинный завод как первое в России предприятие, освоившее выпуск шин ЦМК десять с небольшим лет назад, располагает в настоящее время богатым опытом изготовления качественных и надежных шин этого типа. Благодаря вводу дополнительных мощностей по выпуску шин ЦМК в 2000 году был достигнут уровень производства в 215 тысяч покрышек в год (на 20 процентов больше, чем в 1999 году), в том числе новых перспективных моделей посадочного диаметра 22,5 дюйма. Новая модель ярославских шин ЦМК 275/80R22,5 Я-605 для эксплуатации на городских автобусах МАЗ-104 по многим характеристикам уникальна и не имеет аналогов у отечественных производителей.
Оборудование концернов «Krupp» и «Mitsubishi», а также 100-процентный рентген-контроль продукции – надежная основа авторитета шин ЦМК у потребителей. Подтверждением тому – Серебряная медаль, полученная ярославской шиной 295/80R22,5 модели Я-454 на мартовской выставке «Регионы России».
При всем том масштабные структурные преобразования не носят революционного характера. Традиционной популярностью у российских автомобилистов пользуются ярославские шины с текстильным брекером и отказываться от их производства нецелесообразно. Качество этого вида продукции ЯШЗ недавно было вновь подтверждено: в середине марта в столичном спорткомплексе «Олимпийский» по итогам конкурса «Лучшая автомобильная шина на дорогах России», проходившего в рамках IV Московской Международной выставки «Шины, РТИ и каучуки», ОАО «Ярославский шинный завод» получил Золотую медаль за зимнюю радиальную бескамерную шину с текстильным брекером 175/70R13 модели Я-620 для легковых автомобилей малого класса.
Среди новых разработок ЯШЗ стабильно высокий интерес вызывает так называемая «лесная шина» Я-565. Необходимо отметить, что в Европе производством подобных шин для лесозаготовительной техники занимаются только две компании – одна финская и одна шведская. Неудивительно, что появление верхневолжской новинки «на публике» сопровождалось неизменным успехом. Кроме того, удачно завершились сертификационные и приемочные испытания и запущены в производство шина 215/75R17,5 модели Я-482 для комплектации автомобилей ЗИЛ-5301 и шина 205/65R15 Я-546 для автомобилей ГАЗ-3111 .
За кадром
Сегодня на ОАО «ЯШЗ» работает более 8300 человек – на 5 процентов больше, чем годом раньше. В марте 2001 года состоялось очередное повышение заработной платы, она теперь существенно превышает 3 000 рублей.
Как и многие предприятия региона, дефицит квалифицированных кадров Ярославский шинный завод ощутил в полной мере, и причин тому немало. За годы экономических потрясений в малый бизнес ушли самые молодые – от 20 до 40 лет, российская система профессионально-технического образования переживает сегодня не лучшие времена, да и зарплата в промышленной сфере, какой бы достойной не была, далеко не каждого сможет привести в цех. Службе управления персоналом ЯШЗ в этих условиях приходится прикладывать немалые усилия по обеспечению заводских подразделений квалифицированными рабочими и специалистами. Особый дефицит наблюдается в рабочих сквозных профессиях – слесарях, электриках. Специалистов по теплотехнике, теплоэнергетике приходится «рекрутировать» в соседних областях, поскольку ярославские учебные заведения их не готовят.
Успешным было проведенное несколько месяцев назад пробное мероприятие под названием «Презентация технологических профессий», на котором все желающие смогли получить максимально полную информацию об условиях труда на Ярославском шинном, причем из уст не только менеджеров по персоналу, но и самих работников. Серьезная «артподготовка» в ярославских средствах массовой информации, предшествовавшая мероприятию, существенно повысила его КПД.
Важнейшим пунктом реализованной в 2000 году программы обучения персонала стало повышение квалификации ответственных за эффективную работу системы управления качеством в подразделениях и аудиторов по внешней проверке в рамках курса «Внедрение, поддержание в рабочем состоянии и улучшение системы качества предприятия». Содержание программы было построено с учетом прогнозируемых изменений стандартов ISO. Это дало специалистам ЯШЗ возможность понять логику ожидаемых изменений в требованиях к системе качества и подготовиться к переходу на новую версию.
Перспективной представляется работа с персоналом, направленная на снятие затянувшихся конфликтов и стрессов, для проведения которой приглашаются высококлассные специалисты. На выездных семинарах руководители предприятия осваивают приемы эффективного администрирования, «элегантного противостояния в конфликте» и другие тонкости функционирования системы «начальник-подчиненный». Всего же за минувший год квалификацию на ЯШЗ повысили почти 150 руководителей и 65 специалистов.
Материал подготовил Е. Кононов
ОАО «Ярославский шинный завод»
150040 г. Ярославль,
ул. Советская, 81
тел. (0852) 30-54-33,
факс (0852) 79-10-04
e-mail: [email protected]
http://www.yashz.yaroslavl.ru
|