Когда я, закончив разговор с директором ЗАО “Бецема”, уже вышел из главного входа в административное здание, мимо меня торжественно проехала колонна белоснежных цементовозов, только что показанных мне на фотографиях, и скрылась за горизонтом, уехав к своему заказчику.
Так я убедился, что прозвучавшие слова о том, что ЗАО “Бецема” - ведущее предприятие в России по выпуску машин и оборудования для цементной промышленности, а также машин для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, машин для перевозки жидких и сыпучих пищевых продуктов, - отнюдь не пустые.
О том, как удалось этого добиться, каким путем развивался завод, и что он представляет собой сейчас – читайте далее в этом материале.
Наверное, никто не мог тогда, в начале 90-х, сказать, каким станет предприятие десять лет спустя. Тогда это был обычный завод, брошенный государством на произвол судьбы. Но уже тогда было принято, как оказалось впоследствии, судьбоносное решение № 1 – метаний из стороны в сторону быть не должно, нельзя делать что попало, того, что не умеешь делать хорошо – было четко решено заниматься тем же направлением, чем занимались на заводе и раньше, а кроме того было решено не ждать помощи государства.
В 1991 году завод произвел акционирование. Этот шаг, сделанный руководством завода вполне осознанно и одними из первых, впоследствии полностью оправдал себя.
Теперь уже ясно, что следствием первого стратегического решения, следствием того, что на предприятии всегда знали, каких целей необходимо добиться, стало участие в акционировании завода нидерландской компании «Begemann». Кстати говоря, факт участия в производстве голландцев отражен в самом названии фирмы. «Бецема» – слово, составленное из первых двух букв названия нидерландской компании, остальные буквы – из названия завода (завод цементного машиностроения). Это было судьбоносное решение № 2, тем более, что вследствие установившегося доверия партнеров к друг другу, успешно начавшееся сотрудничество продолжается и по сей день.
Кстати говоря, схема акционирования основана на равноправии партнеров, и в огромной степени способствовало и способствует конструктивному и взаимовыгодному сотрудничеству.
Сегодня, благодаря правильно выбранной тогда стратегии выхода из кризиса, предприятие ЗАО «Бецема» – современный машиностроительный завод с классической вертикальной структурой, начиная от заготовительного, литейного производств, механообработки, и заканчивая сборкой, покраской изделий, испытаниями – в общем, начиная от листа металла и заканчивая готовым изделием.
Территория завода составляет 23 гектара, 1200 работающих – в российском понимании масштабов – предприятие среднего размера, однако по европейским меркам – это огромный завод. Но основной вопрос не в размерах территории предприятия, а совсем в другом – какова эффективность ее использования.
Перечень продукции, выпускаемой ЗАО «Бецема» настолько большой, что перечислять наименования невозможно, не наскучив читателю. Поэтому, коснемся лишь некоторых новых и очень интересных направлений деятельности фирмы.
Одним из таких перспективных направлений деятельности стало производство машин для дорожного строительства и ремонта: в 1995 году в рамках программы «Дороги России» предприятие выиграло 2 тендера на производство машины для ямочного ремонта дорог и машины-гудронатора. Были закуплены лицензии на их производство соответственно в США и Голландии (кстати говоря, ямочный ремонт – достаточно новая и прогрессивная технология, используемая теперь в России благодаря выпускаемым предприятием машинам).
Кроме того, совсем недавно ЗАО «Бецема» приступило к изготовлению самосвалов совместно с фирмой «Volvo». В изготавливаемых предприятием самосвалах используются шасси известной шведской фирмы.
Осуществляются поставки техники за границу, в Ирак.
В целом, продукция предприятия за последние годы стала конструктивно сложнее, происходит процесс унификации базовых элементов конструкций, но вместе с тем, для гибкого реагирования на запросы заказчиков, возможно изменение тех или иных параметров и характеристик машин.
Очень важно для любого предприятия понимать, каковы перспективы его дальнейшего развития.
Наша программа действий на ближайшие десять лет ясна – развитие в рамках специализации, надеемся, что будет налажена кооперация, сформированы устойчивые связи с поставщиками, что позволит заводу сконцентрироваться на сборочном производстве, разработке и внедрении новых конструкций.
Специальные производства (литье, кузнечное, термическое производства) имеет смысл разместить на других заводах для того, чтобы освободившиеся площади отдать сборке, наладке, покраске, испытанию и тестированию продукции.
Основным ориентиром сбыта выпускаемой продукции останется прежде всего внутренний рынок, а также ставится задача развития экспорта. К сожалению, на данном этапе экономических отношений европейский рынок требует отнюдь не наукоемкой и трудоемкой продукции российских предприятий, скорее они хотят покупать различное дешевое сырье. Поэтому прежде всего экспортные поставки будут осуществляться на уже завоеванные рынки сбыта, где продукция предприятия уже успела себя зарекомендовать.
За счет чего, кроме уже перечисленного, предприятие смогло стать без преувеличения лидером в занимаемой им производственной нише? За счет умелого управления скрытыми ресурсами, имеющимися на заводе, не только материальными, но и человеческими, а попросту говоря – людьми. Ведь заинтересовать человека, будь то рядовой работник или инженер – главное в управлении предприятием.
Заслугой этих лет можно считать тот факт, что сохранился костяк коллектива, опытные специалисты, знающие производство и способные обучить молодых специалистов, передать им свои знания. В конструкторском бюро завода работает около 30 человек, и практически все из них – специалисты очень высокой квалификации.
На базе завода проводится как теоретическое, так и практическое обучение вчерашних выпускников технических учебных заведений – можно сказать, что функционирует «маленький техникум при заводе», или если точнее, курсы повышения квалификации.
Касаемо социальной сферы, можно привести цифру средней зарплаты на заводе, которая составляет около 5 тысяч рублей в месяц. Хотя уровень заработной платы – очень важный показатель благополучия работников предприятия, но все-таки наиболее важным и сильным фактором в этой сфере является то, что люди, работающие на заводе, понимают, что все, что здесь делается – как говорится, всерьез и надолго. Завод постоянно нанимает новых работников, не проводит сокращений, стабильно выплачивает высокую заработную плату, оказывает материальную помощь работникам.
И как следствие, люди держатся за место, видят перспективы для предприятия и для себя. Специалисты завода отправляются за границу для обучения, существуют и другие социальные блага – путевки для отдыха, лечение и прочее.
В заключение, хотелось бы сказать, что главным стремлением и желанием рядовых работников предприятия, инженеров, экономистов, руководства завода было и остается желание создавать и выпускать интеллектуально – и наукоемкую, а также трудоемкую продукцию, учитывая все пожелания и потребности заказчиков. Продукция завода не на много дороже, чем у других российских производителей, но она сложнее технически, и как следствие, более совершенна, имеет лучшие эксплутационные характеристики.
Заказчик, естественно считает свои деньги, и платит прежде всего за качество продукции – ведь ЗАО «Бецема» – лидер по производству вышеперечисленной техники в России, использующий самые современные технологии и разработки.
Подготовил Иван Цесельский
ЗАО «Бецема»
г. Красногорск Московской области,
Ильинское шоссе, 2-й км.
Тел. (095) 562-9032, 562-1046
Факс: (095) 562-0314
|