Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), представляющий российские компании, отраслевые объединения и союзы, которые производят около двух третей ВВП страны, обращается к правительствам государств – членов Всемирной торговой организации.
РСПП считает, что присоединение Российской Федерации к ВТО в целом отвечает долгосрочным интересам экономического и социального развития страны, является неотъемлемой частью курса на более полное вхождение в многостороннюю торговую систему и более эффективное использование всех преимуществ международного разделения труда.
Признавая необходимость присоединения к ВТО, российские деловые круги считают, что членство России в данной организации отвечает интересам всех ее участников, стремящихся видеть в нашей стране равноправного, стабильного и предсказуемого партнера. Неучастие России в ВТО лишает членов этой организации потенциальных экономических выгод, вступает в противоречие с нынешним статусом России как стратегического партнера развитых и развивающихся стран, разделяющих основополагающие ценности рыночной экономики и свободы личности.
Однако у нас вызывает опасения излишне жесткая позиция, занимаемая ведущими членами организации как по вопросу вступления России в ВТО, так и по всему спектру торгово-экономических отношений.
Так, в последнее время все более усиливается дискриминация российского экспорта на рынках западных стран. В 1992 году, когда Российская Федерация еще только вступила на путь кардинальных преобразований и партнерства с западными государствами, количество ограничительных мер в отношении российского экспорта не превышало 13. Сейчас число подобных мер в отношении России превысило 120. Таким образом, чем быстрее мы продвигаемся по пути реформ, тем больше к нам применяется ограничительных мер из-за якобы «нерыночного» статуса России. Основными жертвами таких действий являются черная металлургия и химия. Не отрицая правомерности того, что введение ограничительных мер – неотъемлемое право каждого государства, в то же время необходимо признать, что правом любого государства является справедливое расследование ситуации, приведшей к их применению. К сожалению, приходится констатировать, что большая часть расследований, сопровождающих ограничительные меры, исходит из признания нерыночного статуса Российской Федерации и фактически вытекающей отсюда «презумпции виновности».
Это происходит на фоне существенной и односторонней либерализации торговой политики России – снижения импортных тарифов, ликвидации различного рода нетарифных мер регулирования.
Поддерживая эту принципиальную линию Правительства России, члены РСПП отмечают необходимость встречных и немедленных изменений дискриминационной политики отдельных членов ВТО в отношении российских товаропроизводителей.
В контексте переговоров о присоединении к ВТО Россия возьмет на себя серьезные долгосрочные обязательства в сфере доступа на рынок товаров и услуг. Она должна будет привести свое законодательство в полное соответствие с требованиями организации, изменить правоприменительную практику. Таким будет взнос России за членство в организации.
Вместе с тем партнеры России по переговорам не должны требовать от нее принятия обязательств, выходящих за рамки стандартных требований ВТО, а Правительство РФ не должно на них соглашаться. ВТО – это юридически обязательная для всех участников система многосторонних правил торговли, где четко определен баланс прав и обязательств. Среди них определяющими служат принципы наибольшего благоприятствования и недискриминации. Эти принципы должны быть в полной мере реализованы и при выработке окончательных условий присоединения России. Одновременно должны быть достигнуты и другие цели, отраженные в преамбуле Марракешского соглашения, где члены ВТО согласились, в частности, с необходимостью развития международной торговли «для повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости и роста реальных доходов и эффективного спроса».
Российские деловые круги считают, что при выработке условий членства России в ВТО, должен учитываться и тот факт, что ряд секторов экономики находится в тяжелом положении. Поэтому для выполнения ряда обязательств, вытекающих из членства в организации, нам необходимы адаптационные периоды. В то же время очевидно, что такие периоды должны носить точечный характер, должны быть строго ограничены по времени и не являться основанием для специальных условий членства России в ВТО на постоянной основе, что привело бы к размыванию основополагающих принципов организации.
История ГАТТ и ВТО знает немало примеров того, как члены организации гибко подходили к проблемам учета интересов отдельных стран как в ходе выработки условий их членства в международной системе, так и в ходе выработки новых правил регулирования международной торговли в рамках раундов многосторонних торговых переговоров.
Российские деловые круги исходят из того, что реализация таких подходов на переговорах в Женеве позволит найти решение существующих проблем к быстрой выгоде всех их участников.
Российский союз промышленников
и предпринимателей (работодателей)
Москва, 28 февраля 2002 г
|