Анатолий ГОВОРИН, доцент, кандидат экономических наук, и. о. директора МИПК РЭА
им. Г.В. Плеханова
Осуществление современным российским предпринимательством своей миссии стратегического фактора и основного внутреннего источника саморазвития промышленности предполагает трансформацию общих условий воспроизводства, всей инфраструктуры рынка и его важнейших элементов в такое состояние, которое обеспечит нормальное, эффективное функционирование предпринимательской деятельности в стране.
Это, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки концептуальных основ формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства, раскрытия ее возможностей для усиления конкурентоспособности отечественной промышленности.
Инфраструктура поддержки предпринимательства – это канал, по которому государственная и общественная поддержка доводится до ее получателей. Поэтому необходимо, чтобы одновременно по этим же каналам осуществлялась обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы предпринимателей. Кроме того, инфраструктура предпринимательства как система предприятий и организаций оказывает содействие предпринимателям на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т.д.).
Важнейшей составной частью общей инфраструктуры предпринимательской деятельности является инфраструктура его имущественной поддержки. Это различные виды деятельности государственных и негосударственных структур, реализующие имущественные отношения, связанные с передачей средств производства в пользование предпринимателям. Особое развитие должен получить такой вид имущественной поддержки и содружества крупного и малого предпринимательства, как франчайзинг, особенно в таких сферах деятельности, как легкая и пищевая промышленность, строительство, услуги по трудоустройству, бытовое обслуживание населения и т.д.
Важным направлением развития предпринимательства является их интеграция в производственно-технологические сети (субконтрактинг) в рамках финансово-промышленных групп и других экономических структур, выступающих в качестве условия стабилизации производства, гарантии сбыта и др.
Возникновение многообразия форм собственности в современной модели экономического развития, среди которых все более выделяется частная собственность, вызывают острую необходимость в подготовке предпринимательских кадров для рыночной экономики.
Отставание делового образования от потребностей экономических и социальных изменений в обществе стало одним из существенных факторов его социально-экономической дестабилизации. В настоящее время потребность в деловом образовании для предпринимательских структур удовлетворяется в целом по России на 6–7 процентов, в Москве – на 14-16 процентов. По экспертной оценке, на коммерческой основе в России обучалось в 1999 г. около 15 учащихся, в том числе – в общеобразовательной школе около двух процентов, в средних учебных заведениях – 5–7, и около 10–12 процентов – в высших учебных заведениях.
Следует иметь в виду, что существует ряд общих социально-экономических проблем, требующих решения. К ним относятся: создание механизма подготовки кадров на региональном уровне с учетом объективных потребностей; определение требований к системе инфраструктуры подготовки работников на уровне предприятий; формирование критериев эффективности работы системы подготовки кадров на уровне региона, в том числе и на уровне предприятий с различными формами собственности; необходимость получения официального статуса и государственного образовательного стандарта для бизнес-образования; увеличение не только количества учебных заведений почти на 25–30 процентов, но и значительное улучшение качества образовательных услуг (учебных программ, технологий обучения, научно-методической литературы и т.п.), особенно в коммерческих учебных заведениях.
В формировании и совершенствовании инфраструктуры поддержки предпринимательства важную роль играют процессы внедрения информационных коммуникаций, средств распределительной обработки социально-экономических данных и прочих факторов, составляющих феномен процесса информатизации в системе управления предпринимательской деятельностью.
Предпринимательство как творческая экономическая деятельность, связанная с риском, который возникает при реализации новых бизнес-идей, требует различных бизнес-коммуникаций, без которых нет и прибыли.
В условиях жесткой конкуренции современного бизнеса оперативное получение необходимой информации – основа эффективной деятельности предпринимательской фирмы.
Среди важнейших видов информационного потока центральное место занимает внешнее обеспечение. Поэтому проблемы разработки концепции внешнего информационного обеспечения и оценки его стоимости приобрели в последнее время особую актуальность и остроту именно в связи с переходом к той модели экономических отношений, когда побеждает в конкурентной борьбе тот, кто обладает более качественной и имеющей большую ценность информацией.
На фирмах практически отсутствуют внедрение новейших средств телекоммуникаций, информационная среда и информационные сети. Услугами профессиональных информационных центров пользуются только 15,1 процента обследованных фирм малого бизнеса. Проблема информационного обеспечения предпринимательства требует целенаправленной государственной поддержки, реализуемой через государственную федеральную программу поддержки малого бизнеса.
Комплексный подход к классификации информационных структур, учитывающий технический и социально-экономический аспекты, позволяет выбрать наиболее рациональную инфраструктуру для конкретных видов деятельности. К основным элементам инфраструктуры информационной поддержки развития предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести деловую информацию (коммерческую, биржевую и другую), профессиональную информацию (научно-техническую, правовую и другую), массово-потребительскую (новости, справочная, погода, расписание).
Переход к новым информационным технологиям, основанным на программно-сетевых и телекоммуникационных возможностях современных компьютеров, открывает большие перспективы для развития предпринимательства. Причем экономическое содержание различных слагаемых эффекта мероприятий по компьютеризации управления на базе информационных технологий определяет способы их количественного учета.
Значительная часть услуг требует определенных затрат и может быть выделена в категорию ресурсоемких, существенно влияющих на стоимость промежуточного и конечных продуктов – товаров реального сектора. При этом формирующийся отечественный рынок создает предпосылки для конкуренции ресурсоемких услуг, а различные варианты и формы организации рынка услуг требуют наличия систем управления потоковыми процессами с помощью логистики. Это обусловлено тем, что основным оценочным критерием качества деятельности рыночной инфраструктуры являются необходимый уровень и своевременность обеспечения отраслей и самого инфраструктурного комплекса непосредственно на рабочих местах.
Каждый элемент инфраструктуры, специализирующийся на оказании ресурсоемких услуг, сам нуждается не только в информационных, материальных, трудовых, финансовых ресурсах в качестве условий бесперебойной профильной деятельности, но и в различных услугах (в том числе и ресурсоемких) других фирм. В этой связи возникает объективная необходимость и целесообразность определять эффективность любой конечной и промежуточной ресурсоемкой услуги по параметрам составляющих ее поточных процессов для объективной оценки логистизации систем управления в инфраструктурной сфере. Инфраструктура как логистическая система, являясь совокупностью функциональных подсистем, обеспечивает устойчивое функционирование промышленности и предпринимательства (рис. 1).
Комплекс функционирования системы является процессом управления и оптимизации потоков услуг по обслуживанию всех стадий движения продукции от изготовителя к потребителю с обеспечением эффективной эксплуатации изделия у потребителя, алгоритм которого представлен на рис. 2.
К критериям оценки качества услуг инфраструктуры для предприятий промышленности относятся: уровень организации технологических операций (хранение, организация ПРР, сортировка и подсортировка, консервация, комплектация); уровень проведения планово-распределительных операций (реакция на заказ, реализация принципа дифференциальных преимуществ, своевременность выполнения заказа, ритмичность обеспечения, комплектность обеспечения); уровень оказания производственных услуг (материальные услуги (индивидуальные и комплексные), разлив продукции, нарезка и раскрой продукции, термическая обработка продукции); уровень и форма представления сервиса (упаковка, маркировка, доставка, фирменный сервис, информационный сервис и др.).
При этом необходимо иметь в виду, что характер затрат и их величина по входящим блокам системы может быть различен.
На основании выявленных особенностей развития рынка можно сделать вывод, что создаваемые инфрасистемы все в большей степени увязываются друг с другом, образуя, в конечном итоге, единые инфраструктурные сети как на национальном, так и на международном уровнях.
|