|
Вячеслав Черноиванов,
академик РАСХН,
директор Государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта
и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ)»
|
Агропромышленный комплекс России (АПК) представляет совокупность отраслей народного хозяйства, тесно связанных между собой в единую технологическую цепь производства, получения готового продукта, доведения его до потребителя и создания условий для жизни и дальнейшего развития. |
Основу АПК составляет сельское хозяйство, а также отрасли, занимающиеся переработкой и сбытом продукции. Кроме того, в агропромышленный комплекс входят отрасли производственной и социальной инфраструктуры, развития сельскохозяйственного машиностроения, строительства, обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, материально-технического и научного обеспечения АПК, конструкторские и проектные организации, высшие и средние специальные учебные заведения по подготовке и переподготовке кадров для нужд агрокомплекса.
В целом агропромышленный комплекс – это важнейшая межотраслевая составная часть экономики страны, связанная с обеспечением населения продуктами и товарами, без которых невозможна жизнь человека. На АПК приходится примерно более трети всей производимой продукции в стране, одна треть основных производственных фондов и численности работников, занятых в народном хозяйстве и населения в целом.
В то же время за последнее десятилетие объем инвестиций в этот сектор экономики резко снизился и в 2000 году составил всего 2,8 процента от всех вложений в народное хозяйство страны и 7,5 процента от объема произведенного валового внутреннего продукта. Вследствие разрушительных мер последних десяти лет посевные площади под сельскохозяйственными культурами сократились со 117,5 миллионов гектаров в 1990 году до 85 миллионов в 2000 году, или на 27 процентов. А посевы основной сельскохозяйственной культуры – зерна – за тот же период уменьшились с 63,1 до 45,6 миллиона гектаров, или почти на одну треть. Это привело к значительному увеличению импорта зерна и резкому снижению выделения зерна на откорм скота и птицы.
Аналогичная ситуация сложилась и в кормопроизводстве, где посевные площади уменьшились на 15,5 миллиона гектаров, или на 35 процентов, что заведомо обусловило резкое, почти наполовину, снижение производства продукции животноводства.
За годы реформирования в агропромышленном комплексе в корне изменился в негативную сторону созданный ранее технический потенциал. Износ основных фондов сельского хозяйства превысил их восстановление более чем в 10 раз. Произошло катастрофическое сокращение всего парка основных видов машин и оборудования. Все это привело к существенному ухудшению использования основного богатства страны – земли. Сроки проведения большинства агроприемов нередко превышают оптимальные в 2–3 раза, а часть из них в ряде регионов совершенно не выполняются, поля зарастают сорняками, резко падает плодородие почвы.
Из-за развала основных производственных структур – многих колхозов и совхозов, резкой недостачи тракторов, комбайнов, другой сельскохозяйственной техники, горюче-смазочных материалов, инженерных и механизаторских кадров, только в 2000 году по сравнению с 1990 годом подъем зяби как важного фактора в борьбе за будущий урожай сократился в 2,1, а посев озимых – в 1,7 раза. Только из-за невыполнения этих агроприемов страна ежегодно недобирает как минимум 10–15 млн. тонн зерна.
Или другой пример. За анализируемый период площадь орошаемых земель сократилась на 1,6 миллиона гектаров, в которые ранее вложены многомиллиардные средства. При хозяйском использовании этих земель Россия могла бы получить дополнительно около 7,0 миллиона тонн зерна и только за счет этого полностью избежать лишних затрат на закупку его за рубежом.
В целом в результате нерационального использования земельных ресурсов в стране за последние 10 лет объем выпуска продукции отечественного сельского хозяйства всеми производителями села из года в год снижается. За 1990–2000 годы он сократился на 30 процентов, в то время как в США увеличился на 19, Канаде – на 26, Китае – на 52, Австралии – на 20 процентов.
Для компенсации искусственно созданного дефицита в продуктах питания Россия стала в значительно больших объемах прибегать к закупкам их за рубежом в ущерб собственной экономике. Такое положение лишь обеспечивает процветание фермеров зарубежных стран, в первую очередь США, Канады, Австралии, Великобритании, Германии, Франции, Голландии и Нидерландов. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что к ежегодным 7,4–13,4 млрд. долларов США, которые тратит Россия на закупку сельхозпродуктов и сырья, за последние четыре года добавилось более 2 млрд. долларов на закупку сельскохозяйственной техники, производившейся нами ранее.
Особую тревогу вызывает ситуация, когда в настоящее время в Российской Федерации идет активный процесс деиндустриализации сельскохозяйственного производства и, прежде всего, из-за отсутствия денежных средств у товаропроизводителей села. По этой причине произошло свертывание тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Все это привело к тому, что ежегодный выпуск тракторов сократился с 214 тыс. в 1990 г. до 19 тыс. штук в 2000 г., или в 11 раз, соответственно: плугов – с 85,7 до 2,1 (41 раз), культиваторов – с 101,0 до 4,5 (22,4 раза), комбайнов зерноуборочных – с 65,7 до 5,9, кормоуборочных – с 10,1 тыс. до 439 штук, грузовых автомобилей с 665 до 175 тыс., или в 3,8 раза. Производство отдельных видов техники в последние годы полностью прекратилось.
До критического уровня низведено научное обеспечение и НИОКР. Материально-техническая база в российском сельскохозяйственном производстве по сравнению с другими странами достигла критического трудно восполнимого уровня с учетом выбытия в ближайшие 2–3 года трудоспособных селян по возрасту. Если на сегодня в России на одного работника, занятого в сельском хозяйстве, приходится 15 человек, им кормимых, то в Финляндии – 24, Норвегии – 33, Франции – 57, Канаде – 50, Германии – 68, США – 91, Бельгии и Великобритании – 98 человек. Сельские производители Европы перешли на работу по единому принципу (запросу): сколько надо продукции, столько и производится. От своих правительств они требуют малость – соблюдать ценовую политику и обеспечить рынком сбыта.
Наше же сельское хозяйство в обозримом времени не сможет достигнуть даже собственного уровня 1990 года прежде всего из-за отсутствия техники. Наличный парк тракторов не соответствует потребностям отрасли ни по количеству, ни по структуре, ни по техническому уровню машин. Около 80 процентов парка тракторов, 84 процентов зерноуборочных комбайнов отслужили 10–15 и более лет, то есть находятся за пределами сложившихся амортизационных сроков. Поэтому многие технологические операции в растениеводстве выполняются по упрощенным схемам с нарушением агротехники, с высокими затратами ручного труда и большими потерями продукции.
Существенные возможности ресурсосбережения заложены в развитии вторичного рынка техники. Однако в России рынок подержанной техники развит крайне слабо, несмотря на то, что примерно 40–45 процентов деталей списываемых тракторов пригодны для дальнейшего использования и еще не менее 30 процентов – для восстановления. В Германии, например, тракторы эксплуатируют обычно 5–8 лет, а затем после ремонта их продают во вторые и даже в третьи руки. На каждый новый купленный трактор приходится 2–3 подержанных. Растут объемы продаж подержанной техники за рубеж (в основном в страны Восточной Европы и, в частности, в Россию). В США ежегодная продажа подержанных тракторов составляет 150–200 тыс. штук в год (новых приобретается около 100 тыс. шт.).
Учитывая, что сейчас около 90 процентов российских хозяйств не имеют необходимых средств для закупки новой техники, развитие рынка подержанных машин было бы как нельзя кстати. Ресурс таких машин после их восстановления на ремонтных предприятиях достигает 80 процентов ресурса новой машины, а стоимость их после должной предпродажной подготовки могла бы быть не выше 50% от цены новой машины.
Перелома ситуации в отечественном агропромышленном производстве можно ожидать только при существенном повышении уровня использования новейших достижений науки и техники. В мировом производстве сельскохозяйственной и продовольственной продукции наступает качественно новый этап, и главная ставка делается на наукоемкие технологии, обеспечивающие малоотходное производство, повышение его экологической безопасности, снижение затрат труда и энергии. Проектом федеральной целевой программы «Техника для продовольствия России» на 2000–2006 годы предлагается создание для АПК машин нового поколения, среди них 350 наименований приоритетной техники. Всего для АПК требуется 1400 машин для растениеводства, 996 – для животноводства и 6621 – для перерабатывающих отраслей. Из них серийно выпускается соответственно лишь 810, 593 и 3786 машин.
Не менее важна и другая сторона дела: в мировой практике в последние годы широко налажен выпуск машин, обеспечивающих совмещение ряда технологических операций. По расчетам специалистов, замена традиционной технологии обработки почвы безотвальной при возделывании зерновых позволяет сократить необходимый набор техники с 15–20 до 5–6 базовых машин. Соответственно уменьшаются финансовые затраты на техническое оснащение и трудовые затраты на производство зерновых.
Для нашей страны это особенно важно. Комбинированные агрегаты включают, как правило, несколько орудий (для обработки почвы, посева, внесения удобрений, мульчирования и др.). Их использование позволяет существенно снизить уплотнение почвы, благодаря сокращению числа проходов техники, эффективнее использовать мощности современных тракторов и сэкономить общие затраты труда и энергии.
Существенную роль в обеспечении АПК техникой может оказать лизинговая деятельность (продажа машин с рассрочкой платежа или аренда с оплатой стоимости по частям). Необходимо развивать все формы лизинга на основе гарантий федеральных, региональных, коммерческих. С введения лизинговых поставок техники началось некоторое оживление в техническом обеспечении сельских товаропроизводителей. Но все это капля в море. По данным Росагроснаба на условиях лизинга поставляется только 5–7 процентов техники от заявок регионов.
В то же время основной предпосылкой для технического укрепления села должно стать восстановление платежеспособного спроса на технику сельского товаропроизводителя, создание условий для восстановления паритета цен на сельскохозяйственную и машиностроительную продукцию, освоение выпуска отечественных машин, не уступающих по всем качественно-технологическим параметрам зарубежным аналогам.
В сложившихся условиях восстановление технического потенциала российского АПК в немалой степени зависит от развития регионального машиностроения на базе крупных специализированных заводов федерального уровня путем создания в регионах дочерних предприятий, сборочных цехов, производств и пр.
В целях достижения определенной стабилизации положения с производством новой техники нами на общественных началах 2 года назад был учрежден Союз производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК – «Союзагромаш».
В последнее время на основе заключенных соглашений с Минпромнауки РФ, Минсельхозом РФ, межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга», «Сибирское соглашение», «Уральский регион», «Северный Кавказ» Союзагромашем ведется настойчивая работа по координации деятельности предприятий машиностроения для АПК на федеральном и региональном уровнях, а также в рамках межгосударственных соглашений со странами СНГ. Заводы-учредители Союзагромаша в интересах финансовой поддержки системы создания новой техники создали внебюджетный фонд «Агромаш-НИОКР», который будет пополняться за счет отчислений до 1,5 процентов к себестоимости выпускаемой продукции, не облагаемых налогом. За счет этих средств уже ведутся некоторые работы по НИОКР и техническому перевооружению предприятий отрасли.
В целях изыскания дополнительных источников финансирования в прошлом году при Союзагромаше создана компания «Трактор-сельмаш-Инвест», которая совместно с предприятиями разрабатывает инвестиционные проекты предприятий, прорабатывает схемы финансирования и сопровождает их до включения в Федеральную целевую программу мер по реализации стратегии развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения России.
Созданное в составе Союзагромаша «Агромаш-Экспоцентр» осуществляет комплексное информационное обслуживание предприятий отрасли, используя новейшие Интернет-мультивизионные технологии.
Мы рассчитывали на большую результативность проведенного в прошлом году Советом Федерации Федерального собрания РФ совместно с Союзагромашем «круглого стола», на котором обсуждались вопросы развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а также проблемы взаимодействия всех органов и предприятий сельскохозяйственной отрасли.
Эти же вопросы нами настойчиво ставились и на состоявшемся в IV квартале прошлого года втором съезде машиностроителей сельскохозяйственной техники. Мы ожидали действенной поддержки машиностроения со стороны государства, но, к сожалению, такой поддержки пока не чувствуется. Что имеется в виду, когда мы говорим о государственной поддержке? Все привычно понимают, что вот, мол, нужно выделить деньги на развитие машиностроения, а потом их распределить между заводами. Я же имею в виду другой подход. При осуществлении технической политики государство может и должно поддерживать процессы разными подходами, позволяющими наращивать положительный потенциал для дальнейшего развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
К сожалению, пока все идет обычным, эволюционным путем, который может лишь ухудшить ситуацию. А ведь есть специалисты, в чьих силах правильно проанализировать создавшееся положение и внести предложения по реанимации отрасли. Пока же даже незначительные финансово-инвестиционные средства используются крайне неэффективно. Я не говорю о выделяемых лизинговых средствах, они в основном идут на приобретение тракторов и комбайнов. Однако даже незначительные вкладываемые средства частных инвесторов и финансово-промышленных групп тратятся, прежде всего, на приобретение собственности заводов, а не на инвестирование проектов по выпуску новых машин. Именно в этом требуется государственное регулирование, чтобы инвесторы вкладывали средства на создание новых машин и механизмов. Тогда бы возникла определенная перспектива в тракторо- и сельхозмашиностроении, поскольку новые машины и механизмы могли бы составить конкуренцию западной технике не методом запрещения – «не пускать на наш рынок!», а методом соревновательности и конкурентности, когда главный критерий – цена/качество был бы в пользу отечественного производителя, и отечественные машины нового поколения пошли бы в российское сельское хозяйство.
Эта проблема приобрела сейчас особую остроту потому, что выйти селу из кризиса без обновления техники, без внедрения научно-технического прогресса, основу которого составляют сельскохозяйственные машины и механизмы, нельзя вообще. Никакими другими способами, как только через научно-технический прогресс, село поднять невозможно! А научный прогресс – это не только новые технологии, новые сорта, культуры, но главная составляющая – сельскохозяйственные машины и механизмы. И здесь государству следовало бы направить часть бюджетных средств на сельхозмашиностроение, аккумулировать их и затем инвестировать в разработку и выпуск новых машин и механизмов, так необходимых нашему сельскому хозяйству.
А пока на нашем рынке продаются в основном машины, которые были созданы давно, как я уже говорил, более двух десятков лет назад. Вообще в сельском хозяйстве страны 95 процентов машин, оборудования и механизмов отработали свой амортизационный срок. Скажем, из необходимого нам парка в 420–450 тысяч зерноуборочных комбайнов мы имеем сегодня только около 200 тысяч с коэффициентом готовности 0,7–0,75.
Поэтому главное, на чем все держится, – это ремонт, правильное использования техники, ее техническое обслуживание. Это как раз те самые проблемы, которыми занимается наш институт. Мы разрабатываем всю нормативно-техническую документацию. Причем к нам в последнее время идут просьбы о том, чтобы документацию, которая была раньше, следует обновить – она не переиздавалась более десяти лет.
Кроме того, институт ведет разработку и выпуск нового ремонтно-технологического оборудования, который за последние годы по существу прекратился, и только наш институт, единственный в стране, разрабатывает и производит в штучном порядке большое количество различного ремонтно-технологического оборудования с нормативно-технической документацией к нему.
Если бы в свое время не была создана такая мощная система, как «Сельхозтехника», и не было бы ремонтных предприятий на периферии, то скорее всего сельское хозяйство развалилось бы окончательно. А так наличие мастерских различного уровня еще позволяет поддерживать этот парк машин в рабочем состоянии и получать позитивные результаты в сельском хозяйстве, как, скажем, в прошлом году.
Тем не менее, обеспечение села машинами и механизмами остается главным вопросом. Кое-что здесь делается государством в пределах тех средств, которыми оно обладает, возросли ассигнования на лизинговые операции, изыскиваются средства на развитие «Россельхозбанка» и даже на некоторые инвестиционные проекты. Но, повторюсь, этого явно недостаточно. Нужно как можно быстрее на государственном уровне создать предпосылки для развития тракторо- и сельхозмашиностроения, и тогда агропромышленный комплекс заработает лучше и эффективнее.
|