[an error occurred while processing this directive]
СВЕТИТЬ ВСЕГДА, СВЕТИТЬ ВЕЗДЕ!

Георгий Гуров,
генеральный директор Научно-технической ассоциации «Технопол-Москва», действительный член Международной академии информатизации, кандидат технических наук

Начинал работу в ЦНПО «Вымпел», где прошел путь от инженера до заместителя главного конструктора опытно-конструкторскиой работы. В 1992 – главный специалист, заместитель начальника отдела ГНТУ Министерства промышленности, науки и технологий РФ. В 1992–1993 годах – главный специалист главного управления внешнеэкономической деятельности Роскомоборонпрома. В 1993–1996 годах – главный специалист, начальник отдела, заместитель начальника, и.о. начальника научно-технического управления Госкомитета РФ по промышленной политике. В 1996–1997 годах – начальник управления научных разработок и инновационной деятельности Министерства промышленности, науки и технологий РФ. В 1997–1998 годах – директор департамента по инновационной и инжиниринговой политике ОАО «Нефтяная компания «Роснефть». В 1999 году – советник президента фирмы патентных поверенных «Городисский и партнеры».
В 1999 году основал и возглавил в качестве генерального директора Научно-техническую ассоциацию «Технопол-Москва», о деятельности которой Георгий Гуров рассказал корреспонденту «ПР».
Георгий Борисович Гуров в 1983 году окончил с отличием физический
факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Кандидат технических наук,
действительный член Международной
академии информатизации.

– Значительная часть коллектива ассоциации состоит из бывших сотрудников Министерства промышленности Российской Федерации, где они занимались поддержкой инновационной деятельности, в том числе содействовали участию российских разработчиков в проходящем ежегодно в Брюсселе Всемирном салоне изобретений «Брюссель-Эврика». В ходе работы салона российские специалисты познакомились с бельгийской организацией «Технопол-Брюссель», работавшей в том же направлении и искавшей партнеров. В результате проведенных с этой фирмой переговоров заключили соглашение о сотрудничестве, которое с российской стороны подписал Госкомитет по промышленной политике. После этого встал вопрос поиска источников финансирования, определения формата деятельности создаваемой российской компании. К 1999 году мы пришли к согласованному решению: это должна быть некоммерческая независимая общественно-научная организация, точнее, научно-техническая ассоциация.
Учредителями НТА «Технопол-Москва» выступили фирма патентных поверенных «Городисский и партнеры» и Межведомственный аналитический центр Министерства экономики Российской Федерации (в настоящее время МАЦ Минпромнауки России). «Технопол-Москва» поставил перед собой задачи содействовать российским предприятиям в сфере обмена технологий, методически и юридически обеспечивать контракты, оказывать консультационные услуги в области охраны интеллектуальной собственности, а также вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выставочную деятельность. Основная наша цель – защита прав клиентов при передаче их технологий как в России, так и за рубежом.
Мы предложили комплекс услуг, связанных с юридической стороной продвижения разработки, проблемами лицензий, продажи и патентования разработок, поиском потенциальных инвесторов. Предоставляемые нами услуги оказались востребованными, тем более что мы поставили эту практику на достаточно серьезную, научную основу. Наладили сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти РФ: Министерствами промышленности, науки и технологий, торговли, образования, атомной энергетики, Российским авиационно-космическим агентством, Российским агентством по патентам и товарным знакам, Российским агентством по системам управления.
На основе соглашения с Роспатентом создали весьма представительную технологическую базу данных, включающую новые разработки российских научных и производственных предприятий и организаций. Сегодня в ней 2 тысячи данных. Это дает возможность информировать широкий круг российских и зарубежных партнеров о научно-технических достижениях с целью налаживания партнерских отношений между иностранными и российскими производителями.
– Что представляет собой эта база?
– С ней можно ознакомиться в Интернете. Доступ двухуровневый: к простому описанию технологий – свободный, к полному описанию – закрытый, то есть заинтересованное лицо может получить полные сведения по разработке, только связавшись с нами.
– Как бы вы оценили коммерческую ценность и привлекательность этих данных для потенциальных инвесторов?
– Для инновационно-технологической деятельности важно не просто располагать новыми технологиями, сколь уникальными и необычными бы они не были. Основное для достижения экономического эффекта – наличие платежеспособного спроса на конечный продукт, технологическая воспроизводимость при заданных ресурсах, наличие необходимых инвестиционных ресурсов. Если даже это конкурентоспособный и востребованный товар или принципиально новый товар, рождающий новый рынок, это еще не все. Коммерциализация технологий немыслима без инвестиций. Обязательными условиями должны быть: перспективные технологии, рынок перспективного продукта, кадры, финансы, а также инфраструктура, базовые элементы которой составляют организации, удовлетворяющие определенному набору требований.
Одно из таких требований, на наш взгляд,  – участие предприятий и организаций в инновационных выставках и ярмарках, которые дают возможность не только ознакомиться с достижениями современной изобретательской мысли, но и обменяться опытом работы, наладить новые полезные связи, заключить контракты и соглашения по реализации инновационных проектов, обсудить ряд ключевых проблем.
НТА «Технопол-Москва» – официальный представитель в России Международного салона инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель-Эврика» (проводится ежегодно в ноябре в Брюсселе) и Международного салона изобретений «Конкурс Лепин» (ежегодно в апреле–мае в Париже). Эти салоны являются эффективным способом поиска потенциальных заказчиков на результаты научно-технической деятельности. Следует отметить, что в наших экспозициях представлен широкий круг разработок – от созданных на крупных предприятиях до разработок отдельных изобретателей. Например, в 2000 году салон «Брюссель-Эврика» посетил в качестве изобретателя Ю.М. Лужков, разработка которого была удостоена золотой медали с отличием.
Мы также входим в число организаторов Московского международного салона инноваций и инвестиций.
О последнем хочу сказать особо. В феврале 2002 года состоялся второй Московский международный салон инноваций и инвестиций. Мы готовили его совместно с Министерством промышленности, науки и технологий и Всероссийским выставочным центром. НТА «Технопол-Москва» принимала непосредственное участие в формировании экспозиции, особенно зарубежной ее части, отборе участников и представляемых ими разработок, организации переговоров между участниками и посетителями, проведении семинаров, конкурсов и презентаций. После успешного проведения первого Московского салона мероприятие получило широкую известность как в научных кругах, так и среди заинтересованных бизнесменов и инвесторов. Организационным комитетом во главе с министром промышленности, науки и технологий Российской Федерации И. Клебановым была проведена огромная работа по подготовке салона. В итоге – число участников второго салона по сравнению с первым возросло в полтора раза. Было представлено более 1500 разработок, созданных научными и производственными организациями, предприятиями малого и среднего бизнеса, высшими учебных заведениями из 14 регионов России, рядом инновационных организаций зарубежных государств – Бельгии, Австрии, Франции, Голландии, Польши, Болгарии, Румынии. И, наконец, успеху содействовало и представительное международное жюри под председательством вице-президента РАН, лауреата Нобелевской премии Ж. Алферова.
Мы сумели встроить Московский международный салон инноваций и инвестиций в систему международных салонов и можем утверждать, что это первый салон изобретений в России такого уровня.
– Чем объясняется успех формируемых вами экспозиций?
– Думаю, успеху способствовал ряд факторов. Во-первых, безусловно, имеет значение наблюдающийся общий экономический подъем в России. В условиях, когда снижена инновационная восприимчивость крупных предприятий к научно-техническим новшествам и высоким технологиям, возрастает роль малых и средних предприятий, отличающихся повышенной мобильностью и способностью в меньшие сроки и с меньшими затратами разрабатывать и внедрять наукоемкую продукцию.
Во-вторых, изменился принцип финансирования участия в международных салонах изобретений. Раньше, когда участие оплачивало государство, участников меньше волновали результаты. Теперь предприятия посылают представителей за свои деньги, и это ощутимо активизировало их деятельность. Есть и еще один экономический аспект: везти оборудование на выставки дорого и хлопотно, особенно с учетом таможенных проблем. На международных салонах изобретений на стендах представлены макеты, мультимедийные установки. Таким образом, значительно облегчая предприятиям и организациям проблему финансирования, салон позволяет достойно представить их потенциал.
– Легко ли продавать изобретения?
– Я занимаюсь этим 9 лет. Раньше мы вывозили за рубеж высокие супертехнологичные разработки, которые чаще всего нам не удавалось продать. Так, оказался никому не нужным орбитальный комплекс «Молния». Почему? Потому что такие изобретения продаются на уровне межгосударственных соглашений, в салонах же участвуют малые и средние инновационные фирмы, их конкретный продукт имеет конкретную цену. Сейчас мы научились вывозить разработки, представляющие конкретный потребительский интерес.
Потенциал российских изобретателей остается очень высоким. Сейчас, к счастью, на его реализацию стали работать экономический подъем, больше денег вкладывается в экономику. Однако отношение к нашим разработчикам за рубежом несколько изменилось. Раньше к нам относились с умилением: такая нищая страна – и какой потенциал! В последние два года мы почувствовали отношение к себе как к конкурентам. Приходится сталкиваться с такой ситуацией: когда видят, что мы можем выйти на серьезный контракт, начинаются придирки с целью «выпихнуть с ковра». Для нас такое поведение – свидетельство того, что мы стали полноценными, конкурентоспособными партнерами. Мы осознаем, что нас никто не ждет на зарубежных рынках с распростертыми объятиями. Борьба идет как честными, так и нечестными способами, мы готовы к ней и будем продолжать бороться за международное признание. Я уверен, что со временем изобретения будут все более востребованы и на зарубежном, и на емком российском рынке.
– Как профессиональный участник этого рынка как вы оцениваете его состояние и перспективы?
– Экономический кризис сопровождался свертыванием производства наукоемких видов продукции и, как следствие, разрушением технологической структуры промышленности, резким спадом спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора. К счастью, несмотря на все трудности переходного периода, в России продолжает сохраняться достаточно высокий научно-технический потенциал, высококвалифицированные кадры. Многие компании стали уделять внимание внедрению научно-технических разработок. В этом смысле наибольшей активностью отличаются предприятия отраслей связи, радиоэлектроники, топлива и энергетики, машиностроения и экологии. Особенно высок интерес к разработкам в области медицинского оборудования, биотехнологий, средств защиты, систем контроля состояния и очистки окружающей среды.

Римма ШЕВЧЕНКО


           103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:
Наверх На главную
Copyright © 2002 ПромРос. Все права защищены. Designed by Nova Telecom Designed by Nova Telecom 2002

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!