|
Сергей Прущак, генеральный директор ГУП «Ростэк» |
Десять лет назад российскому государству досталось 35 тысяч километров внешней и внутренней таможенной границы в значительной степени не только не обустроенной, но даже и не демаркированной. Для выполнения задач Государственного таможенного комитета по организации строительства и дальнейшей эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры был создан «Ростэк». Его аналога во времена СССР не было. Начинать все пришлось в буквальном смысле с нуля. За прошедшие годы утекло немало воды, у руля предприятия сменилось несколько руководителей. Нынешний генеральный директор «Ростэка» Сергей Прущак возглавляет предприятие с мая 2000 года. Сегодня компания, помимо строительства, занимается целым рядом других направлений околотаможенного бизнеса: оказанием брокерских услуг, строительством и эксплуатацией складов временного хранения, подготовкой таможенных брокеров и т. д. В настоящее время холдинговая система компании насчитывает более 200 дочерних предприятий и филиалов. |
– Сергей Федорович, два года назад вы стали руководителем ГУП «Ростэк». Ваши первые впечатления?
– С одной стороны, достаточно высокий экономический потенциал холдинга, с другой громоздкая и неэффективная система управления. Это вполне объяснимо. Двумя сотнями предприятий невозможно управлять из одного центра. Кроме того, практически отсутствовала система экономического планирования и учета. Два года назад здесь невозможно было выяснить даже основные показатели деятельности предприятия. Анализом ситуации в компании просто не занимались. Мне достались долги – несколько миллионов долларов, да не кому-нибудь, а бюджету.
Государственное унитарное предприятие «Ростэк»
в этом году подводит итоги десятилетней деятельности
|
– Неприятная ситуация... Какие действия вами были предприняты?
– Прежде всего был обновлен высший менеджмент в центральной компании и целом ряде дочерних предприятий в регионах. Параллельно пришлось реструктурировать долги. И это удалось сделать. Сейчас в компании выстроена наиболее оптимальная для нашего предприятия трехзвенная система управления – через семь региональных дирекций – по количеству федеральных округов.
– Руководителей подбирали молодых и энергичных?
– Профессионалов. Дело не в возрасте, а в способности правильно оценивать ситуацию, умении управлять процессом, опыте, в конце концов. Например, один из моих заместителей – он курирует капитальное строительство – принимал участие в строительстве города Набережные Челны. Я считаю, что такой многолетний опыт дорого стоит. Наш главный бухгалтер признан лучшим бухгалтером России в 1999 году. В том, что сегодня удалось создать абсолютно прозрачную систему учета в компании, во многом заслуга его профессионализма.
– Можно ли уже говорить о результатах новой системы управления?
– Средняя рентабельность 2001 года по системе предприятий увеличилась по сравнению с 2000 годом в 1,5 раза. Общая выручка, полученная предприятиями ГУП «Ростэк» от всех видов деятельности, в прошлом году составила 1,1 млрд рублей. Балансовая прибыль – 179 млн рублей. На долю ГУП «Ростэк» в 2001 году приходилось более половины общего объема капитальных вложений по системе ГТК России. В прошлом году компанией обеспечено освоение 1,3 млрд рублей капитальных вложений по 21 строящемуся таможенному объекту. Это почти на 20 процентов больше показателей 2000 года.
– Основным видом деятельности «Ростэка» остается строительство?
– Одним из приоритетных. С участием ГУП «Ростэк» в 2001 году завершено строительство и введены в эксплуатацию шесть объектов, в том числе здание Подольской таможни, многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Кяхта» на российско-монгольской границе, еще один корпус в комплексе зданий ГТК России в Москве. В 2002 году компании предстоит обеспечить строительство более 20 объектов, в том числе сдать в эксплуатацию пять МАППов: «Цаган Толгой», «Шара Суур», «Ташанта» на российско-монгольской границе, «Нижний Зарамаг» в Северной Осетии, «Багратионовск» в Калининградской области, конференц-зал ГТК России на четыреста мест и другие.
– Насколько я понял, «Ростэк» сам эксплуатирует построенные объекты?
– В 2001 году в области технической эксплуатации таможенной инфраструктуры подразделения предприятий «Ростэк» обслуживали объекты в 82 таможнях, шести таможенных управлениях и трех филиалах Российской таможенной академии во всех регионах России, что составляет 60% от общего числа таможенных объектов.
– Как обстоят дела у «Ростэка» со складами временного хранения?
– У дочерних предприятий ГУП «Ростэк» 67 лицензий на право учреждения складов временного хранения. Всего у компании около полумиллиона квадратных метров складских площадей по всей стране. В настоящее время численность специалистов по таможенному оформлению, работающих в системе, составляет около 850 человек. Они обеспечивают законченную технологию таможенного оформления от границы до пункта назначения. На сегодняшний день каждая десятая таможенная декларация в среднем по стране оформлена специалистами «Ростэка».
– Сергей Федорович, успехи вашего предприятия, очевидно, во многом обусловлены его государственным статусом? В силу «приближенности» к ГТК вы поставлены в заведомо выигрышные условия по отношению к конкурентам?
– Мы поставлены в заведомо худшие условия. Помимо «хороших» контрактов, существуют и невыгодные, которые можно исполнить или по «нулям» или даже в убыток, но между тем исполняться они должны, так как обеспечивают интересы государства. Например, работа с так называемым «конфискатом».
– Взгляд дилетанта: золотое дно!
– По этому поводу много разных иллюзий. Этот бизнес выгоден фирмам, которые имеют возможность выбора: какой именно товар, обращенный в федеральную собственность, брать на реализацию. У нас ситуация иная. Таможенники задержали груз и просят нас взять его на хранение до выяснения ситуации. И вот, представьте себе, большое количество различных товаров хранится у нас в течение нескольких месяцев, а потом возвращается владельцу, предоставившему документы, подтверждающие правомерность ввоза в страну. Издержки владельцу склада, как правило, никто не возмещает. На круг, работа с конфискатом оказывается для нас бизнесом с нулевой рентабельностью...
– Если у вас нет заведомых преимуществ, что привлекает к вам клиентов?
– Логика бизнеса. Скажем, какое-либо предприятие имеет постоянные грузовые потоки по многим регионам России. Чтобы владеть консолидированной информацией и возможностью эффективно управлять этими грузопотоками, необходима структура, у которой есть представительства во всех регионах. В таможенном бизнесе России нет организации со столь же разветвленной структурой, как у «Ростэка».
– В какой степени таможенная граница России сегодня обустроена? Наверное, ей далеко еще до идеала, если таковой существует?
– На всех основных трассах уже оборудованы постоянные или временные автомобильные пункты пропуска. Ежегодно сдается в эксплуатацию в среднем 10–12 автомобильных пунктов пропуска. Для «идеала», по вашему выражению, нужно построить еще примерно 150. Вот и считайте...
– А существуют ли какие-нибудь технические средства, способные радикально ускорить процесс прохождения таможни?
– На днях мы участвовали в переговорах с представителями крупной немецкой фирмы. В качестве эксперимента предполагается установить на российско-финской границе рентгеновскую установку – сканер – их производства. Этот аппарат способен в течение 10 минут просветить 40-футовый контейнер.
– А что ждет сам «Ростэк» в ближайшем будущем? Расскажите о планах компании.
– Разработан полномасштабный план стратегического развития «Ростэка» по всем направлениям деятельности. Планируем дополнительно взять в эксплуатацию около 200 тысяч квадратных метров крытых помещений и открытых площадок. Сейчас создается несколько складов временного хранения в Центральном регионе. Мы стремимся создать модель бизнеса, при которой сможем обеспечить заказчику полный комплекс высококачественных услуг: то, что в таможенном бизнесе называется «от двери к двери». Мы забираем груз в любой точке мира и доставляем в указанный пункт, обеспечивая и логистику, и экспедирование, и таможенные формальности, и безопасность.
Александр НИКИТИН
|