В этом году всемирно известный
Московский завод шампанских вин
ОАО «Корнет» празднует свое
60-летие. О прошлом и будущем,
об успехах и буднях завода нашему корреспонденту рассказал
генеральный директор
Михаил Алексеевич Гагарин. |
– Михаил Алексеевич, ваш завод начал работать в Москве в военном и голодном 1942 году. Довольно странное время и место для производства шампанских вин...
– На самом деле, история завода тянется из далекого 1803 года, и до сих пор существуют остатки отдельных строительных конструкций того времени. Поэтому мы можем спокойно праздновать две даты – и 200 лет, и 60. Юридически же мы действительно возникли в 1942 году, если точнее, то 25 октября, когда вышло постановление ГКО (Государственный Комитет Обороны – В.М.) о создании завода шампанских вин в городе Москве.
Кроме того, существует еще и легенда появления завода в столице. Во время Великой Отечественной войны в СССР дважды приезжал Уинстон Черчилль. Так вот, в один из своих приездов в Москву английский премьер-министр задал вопрос Сталину о том, как он собирается праздновать победу, которая уже не за горами. Верховный главнокомандующий ответил, что мы что-нибудь придумаем, и вскоре возникло данное постановление ГКО.
Если же серьезно, то, надо сказать, что в 1942 году немцы подошли к Кавказу, точнее, к побережью Черного моря, где находился знаменитый завод Абрау-Дюрсо. Оборудование, виноматериалы, сырье и часть работников завода были эвакуированы в Москву. На этой основе и создали Московский завод шампанских вин. В те годы мы выпускали до 350 тысяч бутылок в год классическим бутылочным способом.
Интересно, что появление завода шампанских вин в Москве было как бы предначертано судьбой, так как здесь, на этой территории, раньше находился виноконьячный завод. А еще раньше, в XIX веке, завод представлял собой винный склад. До возникновения винного склада здесь располагалась текстильная фабрика. Один из корпусов предприятия сохранился еще с тех времен и построен из типичного для дореволюционных ликероводочных и винных заводов красного кирпича.
– Какое место по производству шампанского в стране занимало ваше предприятие в советские времена?
– Могу сказать без ложной скромности, что наше предприятие было и есть флагман в производстве шампанских вин в стране. Завод имеет даже мировую известность, потому что в те годы мы усиленно занимались экспортом. Не забывали и о расширении, и об автоматизации производства. Нам удалось почти на 100 процентов создать завод-автомат, осталось всего несколько ручных операций, связанных с упаковкой и укладкой.
Сегодня «Корнет» – лидер среди аналогичных предприятий. В этом можно легко убедиться с помощью цифр. В советское время мы постоянно наращивали мощности и с 350 тысяч бутылок в год дошли до 8 миллионов на тех же площадях. В прошлом году нам удалось перешагнуть планку уже в 17 миллионов, а сегодня у нас стоит задача – достичь 20 миллионов бутылок в год.
Говоря о заслугах, надо сказать, что завод в настоящее время разработал и внедрил новую технологию производства шампанских вин, по которой сейчас работают практически все заводы на территории бывшего Союза. Поэтому на своей контрэтикетке мы пишем, что 95 процентов шампанского Советского Союза выпускалось по методу шампанизации вина в непрерывном потоке, освоенном и внедренным на Московском ордена Трудового Красного Знамени заводе шампанских вин, предприятии коммунистического труда и образцовой культуры. Говорю об этом, чтобы подчеркнуть – все, что было можно заводу получить в советское время, он получил: орден, звание предприятия коммунистического труда, вся продукция имела знак качества и т. д. Мы имеем и большое количество медалей, завоеванных на различных конкурсах и выставках. Московский завод шампанских вин в 1969 году впервые для всех советских предприятий получил за границей самую высшую награду – Гран-при. Всего же «Корнет» награжден 61 медалями, из них 36 – золотых и 24 – серебряных.
Во время существования Союза наше предприятие было и крупным научно-техническим центром, активно занимавшимся наукой и развитием профессионального обучения. Последнее время многие заводы отказались от приема студентов на практику. «Корнет» же верен старым традициям и остается базой для Московского Государственного университета пищевых производств, и надо отметить, что студенты профильных специальностей этого вуза проходят у нас практику. Не взирая ни на какие трудности, мы это приветствуем и всячески поощряем развитие научно-технического направления нашей деятельности. Думаю, что сохраним это и в будущем.
«Корнет» имел и до сих пор имеет патенты на свой метод, который усовершенствован самым значительным образом в настоящее время и мы вновь патентуем эти изобретения. Мы уверенно говорим о том, что нет такого завода на территории бывшего СССР, который бы создавался и развивался без участия наших специалистов. Следовательно, наш завод – это отец всех заводов, в том числе Московского комбината шампанских вин, Ленинградского, Екатеринбургского, Хабаровского, Новосибирского и других.
Наши специалисты помогали создавать заводы и за границей. Многие из них неоднократно отмечались правительственными наградами этих стран. С нашей помощью построены 5 заводов в Болгарии, 2 – в Чехословакии, 2 – в Венгрии, 1 – в Румынии.
– Как на вашей работе отразился переход на рыночные условия хозяйствования? Раньше ваша продукция была большим дефицитом, но наступил памятный для всех хозяйственников 1992 год...
– Действительно, в старые годы шампанское было дефицитнейшим товаром. Мы имели специальные задания от правительства по обеспечению тех или иных ведомств нашей продукцией. Кстати, сегодня мы тоже являемся поставщиками многих важных правительственных организаций, таких, как Управление делами Президента, Совет Министров, Верховный и Конституционный Суды и других.
В советское время шампанское строго распределялось по заказам, по коллективным заявкам, тогда все было очень четко фондировано и учтено. После 1992 года мы находимся в свободном рынке, поэтому теперь активно его изучаем и вопросы сбыта регулируем сами.
Если же говорить о самом переходе на рыночные отношения, то завод, как и многие, переходил с большим трудом. В этот период мы решали вопросы акционирования. В 1993 году завод из государственного стал частным предприятием. Его владелец – трудовой коллектив, а называемся мы Открытое Акционерное общество «Корнет».
Сейчас можно констатировать, что после трудностей переходного периода наступил процесс стабилизации. Сегодня завод – нормально функционирующее предприятие. Финансово-хозяйственная деятельность развивается в устойчивом режиме, мы не имеем долгов ни по заработной плате, ни по налогам государству. Выход на новые рубежи произошел благодаря коллективу «Корнета» – людей, гордящихся своим предприятием и увлеченных любимым делом.
– Новые времена подразумевали новые подходы к работе. Что было сделано на заводе в минувшее десятилетие, чтобы привлечь и удержать покупателя и одновременно обеспечить рентабельность производства?
– Чтобы идти в ногу со временем, знать обстановку на рынке, мы внесли изменения в организационную структуру предприятия. Создали подразделение маркетинга, которое занимается исключительно решением торговых вопросов. В целях оптимизации труда управленческого состава, специалистов, технологических процессов провели полную компьютеризацию всего предприятия. Думаю, что без решения этой проблемы наши успехи были бы менее значительны.
– Придя на завод, с чего вы начинали свою деятельность?
– Наша команда пришла на завод в середине 90-х годов и получила в наследство технически неустроенное, попросту говоря, разрушенное предприятие. За прошедшие годы мы провели большую реконструкцию, заменили трубопроводы, сделали новую систему холодо– и парообеспечения, то есть практически все, что требуется для производства, пришлось заменить. Закупили и установили много нового оборудования взамен старого и обветшалого.
– Каким образом предприятие рекламирует свою продукцию?
Мы постоянно стараемся рекламировать свою продукцию, хотя проводим неагрессивную рекламную кампанию. Например, участвуем в некоторых сборниках, путеводителях и книгах, издаем календари, буклеты и т. п. Частенько присутствуем и на различных мероприятиях, устраиваемых на радио и телевидении. Кроме того, нас как специалистов регулярно приглашают на разного рода правительственные заседания и совещания, в частности, мы – постоянные участники Экспертного Совета Государственной Думы РФ по алкогольной политике.
– А как строится работа с коллективом?
– На «Корнете» среди приоритетов стоит и забота о собственном коллективе. Например, не так давно повысили всем зарплату почти в два раза. Теперь средняя заработная плата на заводе составляет 7 тысяч рублей.
– Расскажите о взаимоотношениях руководства «Корнета» с местной властью и совместных планах?
– Мы хорошо контактируем с местными властями, например, с нашей управой и префектурой и регулярно оказываем им помощь в благоустройстве округа. Сейчас на «Корнете» разрабатывается новый проект реконструкции завода. Так как он находится в центре Москвы, недалеко от Кремля, всего в 1200 метров, то мы разработали такой проект, по которому наше предприятие полностью бы вписывалось в общий градостроительный план столицы. По предполагаемому плану часть нашей территории будет специально перекрыта с целью улучшения внешнего вида. Планов и проектов у нас достаточно, было бы время и силы их реализовывать.
– Многие российские предприятия сетуют на засилье продукции иностранных производителей. Вы – в их числе?
– Нет, мы не относим себя к таким предприятиям и, напротив, рады свободной конкуренции, так как покупатель сегодня отлично разбирается и может нормально оценить, что лучше, а что хуже.
– Рецепт «игристого вина» появился уже давно, многие века он был неизменен, внесли ли вы какие-то изменения в его производство и можете ли похвастаться какими-то особыми секретами?
– Да, наш завод внес значительные изменения, поскольку именно мы практически изобрели новый метод шампанизации. Более того, тот метод, о котором я уже упоминал ранее, сегодня мы еще раз усовершенствовали и вскоре хотим внести еще ряд изменений. Так что особые секреты есть, но «Корнет» не собирается их прятать и готов к конструктивному сотрудничеству.
Сейчас мы ведем работу по организации строительства завода в Турции. В последние годы там появилось большое количество наших соотечественников. В связи с этим одна турецкая фирма, ставшая партнером «Корнета», захотела иметь такой завод на территории своей страны, чтобы не экспортировать шампанское из России, а делать все на месте с нашим участием.
– Михаил Алексеевич, кроме работы в ОАО «Корнет», вы еще и профессор Московского государственного университета пищевых производств. Как вам удается совмещать это?
– Действительно, я имею звание профессора этого университета и уже более 10 лет возглавляю кафедру виноделия. А удается мне все совмещать потому, что там у меня есть отличные помощники, на которых можно положиться. Руководитель – он ведь, прежде всего, организатор.
Завод и университет работают в тесном контакте. Кафедра ведет некоторые разработки на базе нашего предприятия, а многие выпускники МГУППа сегодня – сотрудники «Корнета». Это, безусловно, помогает мне в работе, особенно в вопросе обеспечения кадрами. Ведь в настоящее время кадровый вопрос является очень серьезным для большинства предприятий, и многие жалуются на отсутствие специально подготовленных кадров. Так вот у нас такой проблемы не стоит – мы сами куем свои кадры.
Скажу вам немного больше. Успешное развитие в рыночных условиях невозможно без соединения науки и производства. Мы представляем единый научно-производственный комплекс. За такими структурами будущее.
– Сейчас многие российские фирмы уделяют большое внимание благотворительности, а как с этим обстоит дело у «Корнета»?
– Мы не стоим особняком от вопросов благотворительности и меценатства. Наш завод оказывает такую помощь церкви Георгия Победоносца у Ендовы, принадлежащей Соловецкому монастырю и расположенной на нашей же Садовнической улице. Поддерживаем театры, в их числе: Большой, Малый, Драматический, театр на малой Бронной, Классический балет и даже театральный фонд «Маски». Одновременно спонсируем соревнования по спортивным танцам и конному спорту, И, конечно же, постоянно оказываем материальную поддержку ветеранам нашей пищевой промышленности.
– И в заключение, хотелось бы узнать, чем порадуете своих покупателей в будущем?
– Мы готовим сейчас шампанское, которое еще не представляли широкой публике – новую марку «Серебряное» давно забытой кондиции – сладкое. Так что ждите приятных сюрпризов!
Вадим Муханов
|