|
Анатолий Николаевич Ветлов вспоминает свой жизненный путь: «Вся моя трудовая биография связана с предприятием, на котором работали еще мои родители. На завод я пришел в шестнадцать лет, стал токарем, за два года работы у станка закончил вечернюю школу, затем по направлению предприятия поступил на учебу в МВТУ имени Баумана. Через пять с половиной лет я вернулся на завод и с тех пор работаю на нем, других записей в моей трудовой книжке нет».
На должность генерального директора А. Н. Ветлов был назначен в марте 1981 года. Если учесть, что государственного финансирования «Карболит» не получает с 1986 года, то становится ясно, что своим нынешним благополучием завод во многом обязан руководителю. А другой составляющей успеха можно считать мощнейшие традиции, сложившиеся за 85 лет упорного труда, постоянного научного и изобретательского поиска.
История
Началось все с... автомобиля. Любимец двадцатого века, едва появившись на свет, потребовал электроискрового зажигания, а следовательно, и высоковольтной изоляции, которой не было. Фарфор здесь помочь не мог, так как без точной механической обработки, в то время просто невероятной, сделать из него распределитель зажигания было невозможно. Целлулоид под воздействием высокого напряжения становился пожароопасным. Серьезных перспектив не было и у шеллака — продукта жизнедеятельности насекомых, отличающегося дороговизной и нестабильными характеристиками. Как говорят англосаксы, первым на вызов судьбы ответил американец Лео Бакеланд, в 1910 году назвавший своим именем только что синтезированную пластмассу. Фенол, формальдегид и катализаторы, смешиваемые при высокой температуре и повышенном давлении, превращались в бакелит.
Второй толчок к развитию дал М.Н. Брашнин, имевший в Москве завод по производству формалина, использование которого в те времена ограничивалось отбеливанием тканей и бумаги, дезинфекцией. Естественно, что спрос на этот реактив был отнюдь не самым высоким, поэтому известие о заокеанской «карьере» формальдегида (то есть, того же формалина) подтолкнуло к экспериментам по получению российской пластмассы, начатым в том же 1910 году. Шли они на малой родине Михаила Никитича в деревне Дубровка Богородского уезда Московской губернии в помещении принадлежащей ему шелкоткацкой фабрики.
Метод российских химиков, окончательно отлаженный к началу 1914 года, заключался в двухфазной конденсации фенола и формальдегида. Название первого российского полимера указывало на фенол или, как говорили в быту, «карболку». Карболит оказался превосходным изолятором, выяснилось, что он не боится действия воды, воздуха, многих кислот и щелочей, хорошо поддается механической обработке.
В 1914 году был получен первый пуд карболита, тем самым эксперименты переходили в промышленное производство. Для эксплуатации изобретения был создан Торговый дом «Васильев и КО», среди совладельцев которого был и М. Н. Брашнин. 29 марта 1916 года его представители обратились к Московскому губернатору с прошением об открытии при селе Крестовоздвиженском завода для выработки диэлектрического материала под названием «карболит». И тут произошла описка, породившая отнюдь не прапорщика Киже, а громадное успешно действующее предприятие. В формулировке, вписанной в свидетельство от 26 октября 1916 года, Московский губернский комитет разрешал: «содержание завода для производства диэлектрического материала под названием «Карболит»». В общем, всего одна строчная «к», ставшая прописной, дала имя предприятию, в цехах которого, ныне раскинувшихся на 78 гектарах, трудятся тысячи человек. Так в 1916 году появился второй «Карболит».
В начале 1919 года завод был национализирован. Государственное финансирование, соединившись с бурно растущими потребностями электрификации страны, радиотехники и машиностроения, привели к интенсивному развитию «Карболита», а его заводской поселок, поглотив село Крестовоздвиженское и деревню Дубровка, стал частью Орехово-Зуева.
Война всё перевернула. 15 октября 1941 года по распоряжению Наркомхимпрома началась эвакуация завода. К середине ноября, после отправки трех эшелонов, в которых находились не только лучшее оборудование, но и большинство рабочих, специалистов и служащих, «Карболит» фактически прекратил свое существование. Эшелоны, пришедшие в Кемерово, стали началом третьего, кемеровского «Карболита», заработавшего 3 февраля 1942 года.
В Орехово-Зуеве тем временем выполняли приказ ГКО о возобновлении производства пластмасс и изделий из них, к началу 1942 года на заводе частично действовали три цеха, а в декабре 1942 года орехово-зуевский завод перекрыл среднемесячный уровень выпуска продукции, достигнутый до эвакуации. Развитие предприятия с тех пор практически не прекращалось, его итогом стало многопрофильное производство, и по сию пору завод остается одним из флагманов российской химической промышленности.
Настоящее
Основные цифры таковы: выпуск продукции предприятия за 2001 год составил 940,2 млн. рублей, что на 14,3 процента больше, чем в 2000 году. Удельный вес «Карболита» в общем объеме товаров и услуг всего Орехово-Зуева составил 33,3 %. За четыре месяца этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года объемы производства в сопоставимых ценах выросли на 16 процентов.
Финансовое состояние предприятия безукоризненно, завод никому не должен, налоги выплачиваются на первое число каждого месяца. На техническое перевооружение в 2001 году израсходовано 20,2 млн. рублей, на этот год запланировано 50 млн. Годовой фонд заработной платы и выплат социального характера в 2001 году увеличился до 132 млн. рублей, среднемесячная зарплата по сравнению с предыдущим годом выросла в полтора раза и превысила четыре тысячи рублей. Своеобразным «ноу-хау» предприятия стала материальная поддержка своих ветеранов, получающих заводскую добавку к пенсии. Еще одно свидетельство подъема завода — рост численности персонала, за прошлый год переваливший за сотню, при этом количество работников предприятия на 1 января 2002 года составило 3055 человек.
Львиную долю прибыли приносит цех, с которого начинался завод. Выпускаемые им феноло-формальдегидные смолы применяются во многих цехах завода и отгружаются другим потребителям, среди которых на первом месте стоят предприятия мебельной промышленности, использующие смолы при производстве древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит. На самом «Карболите» эти смолы служат сырьем для производства пресс-порошков, использующихся в электро- и радиотехнической промышленности, и слоистых пластиков (в том числе текстолита и стеклотекстолита), применяемых в разных отраслях народного хозяйства. Кроме того, завод наращивает выпуск карбамидо-формальдегидных и многих других видов смол.
Цех по производству формалина работает в непрерывном графике и останавливается только два раза в год, его продукция используется для выпуска феноло-формальдегидных смол и отгружается потребителям.
Судьба производства, предназначенного для выпуска трехкомпонентного сополимера стирола, к сожалению, сложилась менее удачно. Подводит его относительно высокая себестоимость продукции, поэтому цех этот сейчас загружен не полностью.
Еще сложнее положение цеха по производству полиамида, построенного в 1985 году и оснащенного новейшим по тем временам германским оборудованием. Подвел распад СССР. В результате сырье для цеха, то есть «соль АГ», производимая в Донбассе, стала зарубежным товаром, на нее навалились пошлины, что и «задушило» производство. Дошло до того, что этот цех занимается наполнением готового «чужого» полиамида. Заводчанам видеть это обидно, так как полимер этот дорогой и качественный, в более благоприятной обстановке на нем можно было бы очень хорошо заработать.
Доля товаров народного потребления в общем объеме заводской продукции вот уже несколько лет составляет 6-7 процентов, складывается она из производства многих тысяч изделий, над обновлением ассортимента которых работают специалисты предприятия.
Предметом гордости всего коллектива можно считать социальную сферу завода, успешно пережившую самые тяжелые годы. Достаточно сказать, что из многих пионерских лагерей, в свое время имевшихся у предприятий Орехово-Зуева, сейчас осталось только два, один из которых «карболитовский».
Продолжает работать заводской профилакторий. Если учесть, что одновременно в нем могут отдыхать 84 человека, то путевка на 24 дня доступна каждому карболитовцу. Кстати, при стоимости в 7062 рубля отдыхающему она обходится только в 706, а остальное оплачивает «Карболит».
Сохранен и заводской стадион, спортивный корпус с тренажерным залом, сауной, бассейном и хорошими раздевалками. Девять тренеров, работают в секциях футбола, лыж, легкой и тяжелой атлетики, настольного тенниса, волейбола. Там же работает зал тяжелой атлетики, есть свои мастера спорта, один из которых недавно вошел в сборную юниоров России и готовится к первенству Европы. Футбольная команда предприятия на протяжении десяти лет играет в третьей (любительской) лиге первенства России, она неоднократно выигрывала кубок Московской области, была победительницей зон. В первенстве Московской области от завода участвуют две детские команды. Всех своих спортсменов «Карболит» обувает, одевает, кормит и отправляет на соревнования.
Механика успеха
Анатолий Николаевич Ветлов, генеральный директор завода, говорит: «Когда в начале года приходится подписывать сметы, то дороговизна социальной сферы и спорта становится очевидна, но, тем не менее, их поддержка является нашей политикой». Добавим от себя, что это только часть политики, проводимой с марта 1981 года. В чем ее суть?
Прежде всего, это бережное отношение к людям. На «Карболите» сотрудниками не разбрасываются, да и они, как правило, верны своему предприятию и отдают ему всю свою сознательную жизнь. Завод же отвечает им заботой, которая не заканчивается даже в момент выхода на пенсию.
Другой стороной кадровой политики остается традиционная забота о молодежи, начинающаяся с детского сада, школьных лет и подготовки будущих сотрудников. Ведется и поиск молодых перспективных кадров.
На заводе идет практически непрерывное техническое развитие, направленное на организацию выпуска новой конкурентоспособной продукции, расширение ассортимента изделий, совершенствование действующей технологии, реконструкцию отдельных производств.
Большое значение для успеха имеет и активная маркетинговая политика завода, состоящая в бережном отношении к потребителям, да и ко всем партнерам без исключения, сочетающаяся с непрерывным исследованием рынка и поиском новых потребителей и поставщиков.
Будущее
О перспективах предприятия Анатолий Николаевич говорит так:
«Во-первых, мы намерены развивать выпуск тех видов традиционной продукции, которые имеют перспективу, — к ним, прежде всего, относятся смолы и некоторые товары народного потребления.
Во-вторых, увеличивая инвестиции в производство, мы изучаем возможности создания совместных предприятий. Примером может служить сотрудничество с ООО «Диви», благодаря которому мы развиваем совместное производство средств ухода за обувью. Развивать их мы будем как на базе недогруженных производственных мощностей, так и путем строительства новых корпусов и соответствующих производств».
Мне как человеку, соприкоснувшемуся с «Карболитом», легко понять, что за этими, внешне неброскими словами, стоит точный анализ, расчет возможностей и слаженная работа всего коллектива. Эти планы обязательно сбудутся.
Александр МАТВЕЕВ
|