[an error occurred while processing this directive]
Профессионализм и инициатива
Иван Сердюков,
технический директор ЗАО «Нейроком»

Сердюков Иван Сергеевич утверждает: «Самим надо делать то, что не умеют другие. Вот по этому принципу мы и строили производство».

Сегодня фирма «Нейроком», пожалуй, единственное в своем роде предприятие, которое занимается техническим аппаратным обеспечением безопасности движения, связанной с человеческим фактором. Фирма «Нейроком» образовалась по инициативе Академии наук России 12 лет назад. Деятельность предприятия должна была заключаться в том, чтобы приблизить фундаментальные разработки в области биофизики, радиофизики и радиоэлектроники к реальной практике.
После экономического кризиса в 1991 году фирма акционировалась в ЗАО и стала заниматься техническим аппаратным обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Фирма создавалась практически с нуля ее нынешним генеральным директором Шахнаровичем Вячеславом Марковичем с небольшим коллективом единомышленников, с одним из которых – техническим директором Сердюковым Иваном Сергеевичем, побеседовал наш корреспондент.
– Иван Сергеевич, как все начиналось?

– Основной костяк фирмы «Нейроком» – это научные сотрудники и инженеры Российской академии наук и Особого конструкторского бюро Московского энергетического института (ОКБ МЭИ), а также работники Опытного завода МЭИ (ОПЗ МЭИ). Сам Шахнарович Вячеслав Маркович, прежде чем стал генеральным директором фирмы, работал в НИИ железнодорожной гигиены ведущим научным сотрудником.
Первой задачей, которую решил коллектив нашей фирмы, было создание системы ТСКБМ (телемеханическая система контроля бодрствования машиниста), позволяющей контролировать состояние машиниста на рабочем месте.
Идея работы системы принадлежит Шахнаровичу В.М. Работа велась под руководством заместителя генерального директора по науке Дементиенко Валерия Васильевича.
Аппаратную часть системы, требования к приборам и интерфейсу системы разработал кандидат физико-математических наук Галченков Леонид Аркадьевич, который стал главным конструктором фирмы. В состав системы входила носимая часть в виде наручных часов. Вячеслав Маркович предложил мне, хотя я тогда не был сотрудником фирмы, а работал в ОКБ МЭИ старшим научным сотрудником, разработать миниатюрный передатчик в этих часах. Получилось так, что кроме передатчика, я стал заниматься и приемником, и всей носимой частью прибора. Мы сделали прибор за 6 месяцев. С апреля 1995 года я начал сотрудничать с фирмой «Нейроком».
В том же году мы представили железнодорожникам уже готовый образец, после чего Вячеслав Маркович хотел передать производство и выпуск приборов одному из предприятий в Санкт-Петербурге. Но я посоветовал организовать свое производство, и мне сразу же предложили должность технического директора.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших основных разработках.

– Львиную долю, конечно, занимает ТСКБМ – телемеханическая система контроля бодрствования машиниста. Этот прибор служит для повышения безопасности движения поездов. Машинист может контролировать свое состояние по индикатору и поддерживать нормальный уровень бодрствования. Система состоит из носимой части (в виде наручных часов) и стационарного локомотивного комплекта. При снижении уровня бодрствования машиниста ниже критического, ТСКБМ приводит в действие механизм экстренного автоматического торможения.
Затем мы выпускаем Универсальный ПсихоДиагностический Комплекс – УПДК-МК. Этот прибор предназначен для профессионального отбора водителей, работников железнодорожного транспорта, операторов автоматизированных систем, диспетчеров и представителей других специальностей. В настоящее время с помощью этого комплекса ведется профессиональный отбор машинистов локомотивного железнодорожного транспорта и метрополитена.
Также наше предприятие выпускает устройство контроля бдительности в системе АЛСН модифицированное Л-116У, предназначенное для регулирования периодичности проверок бдительности машиниста.
Еще выпускаем универсальный стабилизированный преобразователь напряжения электропневматического тормоза – СПН ЭПТ М, предназначенный для питания и управления тормозами локомотива. Разработали и готовим к серийному производству автоматизированную систему экспертного определения состояния здоровья – ЭкОЗ, которая в экспресс режиме характеризует общее состояние здоровья машиниста в данный момент. Мы полагаем, что она найдет широкое применение и на автопредприятиях России. Это далеко не весь перечень выпускаемой нами продукции. К тому же мы по-прежнему разрабатываем, конструируем и выпускаем телеметрию, предназначенную для испытания летательных аппаратов.
– В чем заключается ваша работа как технического директора?

– Основные задачи технического директора четко не очерчены. Я человек команды, всегда делаю то, что могу делать, и если вижу, – этого не могут делать другие. Вот, например, составление производственного и финансового плана. Или, скажем, вопрос об аренде. Была такая ситуация, когда нас собирались «вытряхнуть» из этого помещения, создать совместный китайско-российский научно-технический парк. Вроде бы это не функция технического директора. Но поскольку я много лет здесь проработал и многих знаю, вмешался и убедил, что нельзя даже ради хорошего дела разрушать уже созданное перспективное предприятие. Еще один момент. Когда возникают сложные ситуации, я подключаюсь к их решению. Вот, скажем, контроллер для системы ТСКБМ. Его выпускал Ижевский радиозавод. Но выпуск занимал очень много времени, и к тому же это было дорого. Я предложил провести реинженеринг на базе этого контроллера, сделать другую конструкцию, перевести на импортную элементную базу. И сейчас мы эти контроллеры выпускаем.
Когда я пришел в фирму, сразу решил, что буду заниматься конструированием и производством. Почему? Потому что мы являемся системным интегратором (по зарубежной терминологии), то есть наша фирма многие вещи сама не производит. Например, производство печатных плат. Зачем нам этим заниматься, когда в Москве есть десятка два фирм, которые эти платы производят. Самим надо делать то, что не умеют другие, что определяет надежность и качество, – высокие технологии, поверхностный монтаж и заключительные операции, включающие в себя сборку, настройку, испытание. Вот по этому принципу мы и строили производство, учитывая технологические возможности партнеров. Я с ними держу связь, я их знаю.
Сейчас на нашем предприятии произошло разделение производства и конструирования. С одной стороны, это развязывает руки конструкторам и разработчикам, которые могут не оглядываться в своей работе на трудности реализации их идей на практике. Но с другой стороны, я как технический директор, непосредственно связанный с производством, вижу, что такое разделение очень часто порождает проблемы, связанные с началом выпуска новых изделий, а также их корректировкой и модернизацией.
– Иван Сергеевич, расскажите о перспективах вашего предприятия.

– Мы занимаемся разработкой новых приборов. Наша фирма, пожалуй, единственное, уникальное предприятие в своей области. В 1995 году мы применили новейшую технологию поверхностного монтажа.
Конкурентов пока мы не видим, поэтому думаем, что перспективы у нас для развития большие.
Например, мы занимаемся разработкой системы контроля бдительности водителя автомобильного транспорта, контроля за состоянием водителя во время езды, чтобы он не заснул, не отключился. Таких разработок, насколько я знаю, пока на Западе нет, еще только работают над ними. Поэтому у нас большие перспективы для развития.

Материал подготовила Ирина Ветчинина.


           103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:
Наверх На главную
Copyright © 2002 ПромРос. Все права защищены. Designed by Nova Telecom Designed by Nova Telecom 2002

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!