|
|
|
Аркадий Вольский |
Краткие тезисы доклада на ежегодном совещании руководителей региональных структур, отраслевых и корпоративных союзов 27-28 января 2003 года
Положение в экономике
В 2002 году ожидания большинства участников процесса выработки экономической политики не оправдались в полной мере.
Основные тенденции:
— стагнация промышленного производства, вызванная недоступностью источников инвестиций;
— падение объемов прямых инвестиций;
— увеличение роли импорта в удовлетворении растущего потребительского спроса;
— рост производства в экспортно-ориентированных отраслях (нефтяная и газовая промышленность, черная и цветная металлургия);
— недостаточные темпы экономического роста (в пределах 4% ВВП) в силу отсутствия серьезных структурных преобразований.
Темпы роста ВВП
1999 – 5 процентов
2000 – 9 процентов
2001 – 5 процентов
2002 – 4 процента (оценка)
2003 — не более 3,5 процента (прогноз) |
Хотя минувший год был для экономики относительно удачным, приходится констатировать, что многие накопившиеся проблемы остались неразрешенными. Не удалось изменить характеристику источников роста экономики, они по-прежнему остаются «внешними», привязанными к конъюнктуре мировых рынков, а не к внутренним источникам.
Для обеспечения устойчивого экономического роста следует резко активизировать усилия по созданию условий, необходимых для диверсификации экономики. Главным источником роста должно стать развитие собственного конкурентоспособного промышленного производства.
Промышленная политика
Развитие экономики не может носить хаотичный характер, должна существовать система мер стимулирования эффективного инновационного развития экономики и устранения тех препятствий, которые не могут быть преодолены только механизмами саморегулирования рынка.
Первый вариант Концепции промышленной политики, подготовленный комитетом РСПП, был рассмотрен на заседании бюро правления 11 декабря прошлого года. При всем различии точек зрения, высказанных в ходе обсуждения, выводы участников дискуссии в итоге совпали. Эффективная промышленная политика неотрывна от экономической реформы в целом и должна формироваться в органичном единстве со всеми ее составляющими.
Сейчас мы не можем себе позволить такие масштабы программирования развития экономики, как в США или странах Западной Европы, где затраты на это составляют 22-25 и 35-40 процентов ВВП соответственно. Однако реально функционирующие в этих странах инструменты воздействия на основные элементы рыночного хозяйства мы должны внедрять.
Работа над концепцией промышленной политики — или национальной политики конкурентоспособности экономики — будет продолжена. Эта задача не из легких, но с ее решением не следует затягивать. Ее отсутствие сдерживает развитие инвестиционного процесса, который является одним из важнейших факторов экономического роста.
Инвестиционная политика
В последнее время государство проявляет достаточно высокую активность по стимулированию инвестиционного процесса. Такая позиция свидетельствует о существенном прогрессе по сравнению с прежним периодом, когда инвестиции объявлялись делом лишь частного бизнеса.
В целях обсуждения эффективности инвестиций РСПП в 2002 году провел большое число встреч бизнесменов на российских и зарубежных форумах. Общее мнение таково: инвестиционный климат в нашей стране меняется к лучшему, но, к сожалению, не так быстро, как требуется бизнесу.
Российские инвестиции за рубежом:
США — 8,462 млрд. долларов
Кипр — 2,541 млрд. долларов
Виргинские острова — 1,175 млрд. долларов
Всего в течение 2002 года — 16,3 млрд. долларов |
Инвестиционный рост в 2002 году составил в целом около 2,5 процента. Хотя общий объем иностранных инвестиций вырос более чем на четверть, доля прямых иностранных инвестиций даже сократилась. Это отчасти можно объяснить общемировым спадом инвестиционного процесса, однако главные причины в том, каков сегодня инвестиционный климат в России.
Неудивительно, что российские капиталы вкладываются не только внутри страны, но и идут за рубеж — капитал всегда ищет, где ему прибыльнее и надежнее. Добиться репатриации капиталов можно только при четком определении точек роста и создании режима наибольшего благоприятствования для финансирования конкретных экономических проектов. Условия для привлечения инвестиций могут быть созданы благодаря разумному налоговому режиму, эффективным механизмам использования и защиты капиталов.
Налоговая реформа
В 2002 году были продолжены преобразования налогового режима, начатые в 2000-2001 годах. В целом за последние годы налоговая нагрузка на экономику сократилась более чем на 4 процентных пункта ВВП (по прогнозу правительства – в 2003 году еще на 0,7 процентных пункта). Удалось, в том числе благодаря усилиям комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике, налоговые ставки и перечень основных налогов сделать сопоставимыми с принятыми в других странах.
Однако вопрос создания эффективной и стабильной налоговой системы, соответствующей рыночным условиям, до сих пор остается нерешенным: она пока во многом работает против национального бизнеса.
— Почти не происходит упрощения и снижения налоговой нагрузки на предприятия (всего на 1,5% с 41 до 39,5%, за два года).
— В налоговом законодательстве отсутствует стимул к инвестициям (после отмены с 2002 года инвестиционной льготы по налогу на прибыль).
— Многие понятия, правила начисления и учета налогов, методы контроля над налогоплательщиками по-прежнему основаны на принципах плановой экономики и не учитывают тенденций развития правовых, межбюджетных и международных отношений России.
РСПП не за революции в налоговой системе, но за принятие взвешенных и совершенно конкретных поправок, дополнений и изменений. В прошлом году мы представили ряд предложений по налоговой реформе. Среди них:
— изменения в 20 и 40 статьи Налогового кодекса и проект главы НК о «консолидированной группе налогоплательщиков»;
— альтернативный вариант упрощенной системы налогообложения малого и среднего бизнеса;
— концепция реформирования налогообложения имущества и основных фондов, которая предусматривает замену всех существующих имущественных налогов на единый налог на недвижимость;
— предложения по изменению налогообложения в целях стимулирования роста фондового рынка (в частности, о снижении в несколько раз налога на эмиссию ценных бумаг);
— инициатива введения плоской шкалы единого социального налога параллельно с ликвидацией всех остальных взносов с фонда оплаты труда и преобразованием всей системы социального страхования;
— в целях стимулирования инвестиционного процесса предлагаем сделать доступным для предпринимателей использование инвестиционного налогового кредита, предусматривающего рассрочку уплаты налога на прибыль при инвестировании средств в развитие производства.
Вопрос оптимальности налогов – «извечный вопрос». Диалог с властью о повышении эффективности и прозрачности налоговой системы нужно продолжать. В каком направлении будет продолжена налоговая реформа станет ясно не раньше апреля, после того как в правительство поступят все предложения по повышению эффективности государственных расходов. Мы рассчитываем на то, что наши предложения будут учтены.
Валютное регулирование
Либерализация валютного регулирования и контроля является знаковым, этапным преобразованием, приближающим Россию к кругу цивилизованных экономически развитых государств. РСПП в 2002 г. посвятил ежегодную конференцию по ключевым проблемам экономики теме «Валютное регулирование: сценарии реформы». Последствия реализации разных вариантов реформы в этой сфере представляют не теоретический, а практический интерес для всех промышленников и предпринимателей, банковской сферы и торговых компаний.
В последние годы валютное регулирование явно не способствовало развитию экономики страны. Оно по-прежнему имеет не экономический, а административный характер. Обязанность предприятий продавать значительную часть валютной выручки – мера исключительно принудительная, противоречащая рыночным принципам.
Противников либерализации валютных операций поддерживает ряд банкиров из опасений, что деньги российских компаний перетекут за границу. Однако слабость российских банков не должна мешать нашим предприятиям привлекать дешевые ресурсы. Кроме того, сама банковская система нуждается в серьезных преобразованиях в целях формирования эффективного механизма перевода сбережений в инвестиции.
Согласно позиции РСПП, валютное регулирование должно:
— обеспечивать свободу трансграничного движения капитала,
— защищать национальную валюту через равноправие рубля и других валют,
— быть простым и прозрачным,
— гарантировать российским гражданам те же права, какими пользуются граждане других стран.
Важно отметить, что в ликвидации валютных барьеров главным образом заинтересован средний бизнес (крупные российские компании имеют возможность пользоваться услугами хорошо организованной «индустрии» разрешения проблем валютных операций).
Вступление России в ВТО
Принципиальная позиция РСПП по вопросу вступления в ВТО не изменилась. Эта организация всегда рассматривалась нами как инструмент влияния на развитие экономики, и вступление в ВТО — не самоцель. Присоединение России к ВТО, которое должно осуществиться лишь на стандартных условиях, даст России возможность участвовать в формировании новых правил игры на международных рынках торговли и услуг.
Рабочая группа РСПП по подготовке к вступлению в ВТО и реформе таможенной политики в сотрудничестве с соответствующими структурами правительства рассмотрела состояние практически всех отраслей промышленности и проблемы, которые могут возникнуть в результате вступления в ВТО. Проведен ряд научно-практических конференций, круглых столов на общероссийском и региональном уровнях. Вопросы международной поддержки процесса присоединения России к ВТО обсуждались на встречах с зарубежными организациями, представителями ЕС и США.
На серии консультаций с отраслевыми союзами обсуждены тарифные предложения по каждой группе товаров и услуг. Проанализированы возможные последствия присоединения России к ВТО для отечественной авиации и авиационной промышленности, для агропромышленного комплекса, сферы услуг, автопрома, легкой промышленности.
При этом установлено, что представители ни одной из отраслей промышленности не выдвигают категорических возражений против вступления в ВТО и каких-либо исключительных требований по восьмилетнему сроку имплементационного периода. Замечания и предложения по повышению или снижению ставок тарифных пошлин не выходят за цифры, действующие в ВТО.
Заключения и предложения представителей отраслей промышленности после консультаций, дополнений, уточнений и изменений переданы в МЭРТ и практически полностью учтены при подготовке переговорной позиции России. Сейчас переговоры о присоединении России к ВТО резко активизировались. Удастся ли нам отстоять свои позиции, станет ясно в ближайшее время.
На заседаниях рабочей группы РСПП рассмотрены также вопросы таможенной политики и проект Таможенного кодекса. На наш взгляд, в новую редакцию кодекса (подготовленную правительством и ГТК) заложены правила и процедуры, не в полной мере отвечающие интересам бизнеса, нормам и правилам ВТО и международного таможенного законодательства.
По каждому разделу законопроекта мы внесли конкретные предложения, направленные на защиту интересов предпринимателей. Главные требования РСПП:
— кодекс должен быть в максимальной степени законом прямого действия;
— следует сократить полномочия правительства и самих таможенников по регулированию таможенных процедур своими нормативными актами;
— оформление большинства таможенных процедур должно носить уведомительный характер и только в отдельных, четко обозначенных случаях — разрешительный;
— все нормы кодекса, права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности, права и обязанности таможенных органов должны быть простыми и понятными.
Реформа естественных монополий
Роль энергетики, газовой отрасли и железнодорожного транспорта в российской экономике крайне велика. А значительное число накопившихся в них проблем можно решить только за счет серьезных преобразований.
В РСПП активно функционируют три рабочих группы по реформам естественных монополий, ведь большинство промышленных предприятий – членов РСПП прямо заинтересованы в успешных результатах предполагаемых реформ.
Поддерживая в целом многие предложения правительства и самих отраслей, мы видим в них ряд существенных недостатков, которые могут привести к ущемлению интересов потребителей и инвесторов.
Самую большую опасность мы видим в том, что реструктуризация РАО ЕЭС, Газпрома и МПС может пройти только в интересах этих отраслей, в то время как основная цель реформ – их демонополизация.
Оценивая ход реформ, РСПП отмечает их неравномерность в разных отраслях, хотя они должны быть связаны между собой: реформа энергетики определяет ход реформ на железнодорожном транспорте, но одновременно зависит от темпов реформы газовой отрасли.
Одна из проблем в том, что продолжает расти разрыв между установленными на федеральном уровне тарифами и затратами предприятий указанных секторов экономики. А издержки естественных монополий перекладываются на потребителей, главным образом на промышленные предприятия. В результате наши энерготарифы практически одинаковы с Германией (а электростанции там потребляют газ по цене в 10 раз выше российской).
Структурные преобразования и либерализация энергетического, газового и железнодорожного рынков должны привести к росту конкуренции в этих отраслях и установлению цен, устраивающих потребителей. Но как раз этот принцип не в полной мере отражен в документах, которые сейчас рассматриваются или готовятся к рассмотрению в правительстве и Госдуме. Многие их идеи и предложения выгодны прежде всего монополистам.
С позиции РСПП, реформа должна и создать условия для роста производства энергоресурсов, и обеспечить оптимальный уровень цен для потребителя. Наша задача — найти золотую середину и добиться сбалансированности интересов всех субъектов рынка. При этом мы подчеркиваем, что задержки с реформированием естественных монополий быть не должно.
Кодекс корпоративного поведения
Улучшение практики корпоративного поведения в России в долгосрочном плане связано с саморегулированием корпоративных отношений самим деловым сообществом, а не административным вмешательством. РСПП, в состав которого входят все крупнейшие эмитенты России, решил заниматься развитием корпоративного управления непосредственно среди членов союза, используя опыт российских компаний и стандарты, существующие за рубежом.
Одним из наиболее значимых событий прошлого года стало принятие РСПП Хартии корпоративной и деловой этики, Регламента разрешения споров комиссией союза по деловой этике и утверждение состава арбитров. Для формирования цивилизованного механизма досудебного разрешения корпоративных споров и утверждения в деловом сообществе новых стандартов взаимодействия требуется время. Однако инициатива РСПП наверняка будет поддержана, а выполнение положений Хартии будет способствовать созданию климата, благоприятного для экономического роста и социального развития.
Закон «Об объединениях работодателей» и региональная политика РСПП
В конце 2002 года вступил в силу федеральный закон «Об объединениях работодателей», на принятии которого, как известно, давно настаивал РСПП. Союз является сегодня единственной в России некоммерческой организацией, имеющей региональные подразделения практически во всех субъектах федерации. В самом названии Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) отражена его причастность к сообществу работодателей и ответственность за выполнение важнейшей общественной функции национального капитала – обеспечение эффективной занятости экономически активного населения страны.
В соответствии с законом предстоит внести коррективы в направления деятельности РСПП и уточнить учредительные документы. В течение трех лет предстоит сформировать региональные объединения работодателей, используя потенциал структур РСПП, причем затягивать этот процесс не следует. Один из главных вопросов – ответственность членов объединения работодателей в случае нарушения или невыполнения принятых обязательств. Окончательное решение после всестороннего обсуждения этого вопроса будет принято на очередном XIII съезде РСПП осенью 2003 года.
Взаимодействие государства и бизнеса
В настоящее время взаимодействие бизнеса с властью развивается в целом конструктивно. Об этом свидетельствуют регулярные встречи предпринимателей с президентом России, работа представителей союза в многочисленных комиссиях правительства и парламента. Разумеется, в ходе взаимодействия есть свои сложности, ведь у государства и частного предпринимательства есть объективные, вполне естественные, различия в подходах к ситуации.
Однако диалог власти и бизнеса мог бы развиваться более динамично и плодотворно. В частности, пакеты законов о дебюрократизации, по банковской реформе и либерализации фондового рынка и ряду других реформ еще весьма далеки от наших предложений. При этом РСПП озабочен не несовпадением позиций, а отсутствием заинтересованности в диалоге со стороны некоторых государственных структур.
Стоит отметить, что мы далеки от недальновидного подхода, при котором интересы той или иной отрасли ставятся выше интересов делового мира в целом. Это означало бы раскол в сообществе промышленников и предпринимателей и отказ от нашего принципа выражать консолидированную точку зрения при соблюдении права каждого быть услышанным. Сейчас в союзе представлены практически все сферы бизнеса: промышленное производство, услуги, строительство, банки... Только в состав правления РСПП избрано более 70 руководителей отраслевых и региональных союзов промышленников и предпринимателей – это около 40 процентов главного, избираемого съездом, органа управления.
РСПП стоит на позициях цивилизованного лоббизма, ибо своей генеральной уставной целью провозгласил отстаивание интересов российского делового мира, создание необходимых правовых гарантий и социально-экономических условий для формирования современного высокоэтичного предпринимательства.
С середины 90-х годов РСПП выступает в поддержку принятия в России законов, регулирующих лоббистскую деятельность. Нам нужен сильный закон, который бы изменил в принципе природу взаимодействия властных структур и бизнеса, лишил основы практику «дикого лоббизма».
В целях придания нового импульса взаимодействию государства и бизнеса мы готовим сейчас предложения к очередной встрече с президентом России. Кроме обсуждения итогов 2002 года и хода выполнения ранее данных поручений по наиболее принципиальным направлениям социально-экономической политики, мы намерены сформулировать ряд новых тем, требующих вмешательства президента страны, в том числе тех, которые заявлены на совещаниях руководителей отраслевых и корпоративных союзов и региональных структур РСПП.
|