[an error occurred while processing this directive]
Виктор САЗОНОВ: «Реформа нужна России как воздух»

Самарская Губернская Дума свою историю отсчитывает с 1994 года. В декабре 2001 года приступил к работе третий ее созыв, а вместе с ним – Виктор Федорович Сазонов, избранный депутатом по Безымянскому избирательному округу № 6. Под его председательством депутатский корпус успешно решает проблемы своего региона, способствуя укреплению российской государственности в Поволжье. Не случайно добрая слава о самарской земле, делах и свершениях ее многонационального народа идет по всей стране, а за опытом к губернским депутатам обращаются парламентарии из других областей.


— Виктор Федорович, насколько профессионален депутатский корпус Самарской Губернской Думы третьего созыва? Каковы основные итоги работы Думы в 2002 году?

— Думаю, оценку работы депутатов должны прежде всего давать избиратели. Все депутаты третьего созыва Думы занимают активную позицию в решении проблем населения. Мы широко используем то, что было наработано нашими коллегами в предыдущие годы. На сегодняшний день в областном парламенте сложились определенные традиции, накоплен богатый опыт.
Залог нашей успешной работы, помимо преемственности опыта, – в профессионализме нынешнего депутатского корпуса. Из первого состава (уже на третий срок!) избраны четыре депутата, еще шестерым избиратели выдали кредит доверия на второй срок. Кроме того, пять народных избранников являются главами таких крупных муниципальных образований, как Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск и Жигулевск. О высокой профессиональной подготовленности депутатов говорит и тот факт, что восемь из них имеют ученые степени: двое – доктора и шестеро – кандидата юридических, экономических, медицинских, педагогических, технических наук. Это также способствует успешной работе парламента.
Результаты? Провели 16 заседаний, приняли 371 постановление, 119 законов Самарской области, из них – шесть законов об утверждении областных целевых программ. Назову только некоторые: «О культуре в Самарской области», «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2002 год», «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области», «Об утверждении областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан «Самарской области» на 2002-2005 годы», «Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области», «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области», «О повышении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Самарской области» и, наконец, «О бюджете Самарской области на 2003 год». Каждый из этих законов имеет большое значение для социально-экономического развития региона.
Один из основных принципов деятельности областного парламента – открытость. Самарская Губернская Дума стремится осуществлять консолидирующую функцию, объединяя усилия всех уровней власти для решения конкретных проблем населения. В начале года при Думе был создан Совет представительных органов местного самоуправления. Его активистов сразу же вовлекли в законотворческую деятельность. Кто как не они предметно знают истинное положение дел в муниципальных образованиях, ежедневно сталкиваются с проблемами и, как показала практика нашего обоюдно выгодного сотрудничества, предлагают зачастую верные пути решения? Поэтому и повестки заседаний Совета с первых дней приобрели конкретность и актуальность – рассматриваемые на них вопросы одинаково значимы и для областного парламента, и для муниципалитетов. Например, такие как «О формах и методах взаимодействия в законотворческом процессе Самарской Губернской Думы с представительными органами местного самоуправления» или «О едином сельскохозяйственном налоге для сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Самарской области». В конце года разговор шел о межбюджетных отношениях в регионе, использовании средств территориального фонда медицинского страхования и о текущей законотворческой деятельности Думы.
В январе 2002 года возобновилась работа общественной приемной граждан. На сегодняшний день поступило 2 тыс. обращений от жителей области. За каждой жалобой – конкретный человек с его болью и проблемой. Все обращения детально изучаются, а затем принимаются конкретные меры.
Более того, активно собирая и изучая информацию, плодотворно сотрудничая с органами местного самоуправления, губернские парламентарии вовлекли в законотворческий процесс и специалистов различных отраслей и сфер деятельности. Создан экспертный Совет. При профильных комитетах Думы формируются общественные комиссии. В их состав включаются специалисты по конкретным областям деятельности, ученые и практики. Как мы надеемся, их опыт и глубокое знание существующих проблем будут содействовать разработке и принятию законов, способных реально решать проблемы населения области. Комиссии будут узконаправленными. Так, при комитете по законодательству, законности и правопорядку создается комиссия по изучению практики применения выборного законодательства; при комитете по промышленности – по жилищному строительству и т. д.
— Губернские парламентарии очень много делают для становления промышленной политики в регионе. Показателен в этом плане факт подписания в июне 2002 года соглашения о сотрудничестве между Губернской Думой и Союзом работодателей Самарской области. Что сделано в этой связи? Каковы перспективы вашей совместной деятельности?

— Такое соглашение подписано и, главное, действует. Оно определяет порядок взаимодействия Самарской Губернской Думы и Союза работодателей, а также его участие в процессе разработки и принятия нормативных актов по вопросам законодательного регулирования развития промышленности, предпринимательства и научно-технического прогресса. Работодатели участвуют в разработке законов, обсуждают их на заседаниях комитетов Думы, проводят экспертизу нормативных актов, касающихся сферы промышленности.
— Виктор Федорович, как мне известно, Дума по инициативе Союза работодателей включила в план своей законотворческой деятельности разработку проекта такого важного закона, как «О промышленной политике в Самарской области». На какой стадии находится работа над этим документом?

— Проект данного закона подготовлен. Его разработкой занималась специальная группа. В течение полугодия она провела четыре заседания, в том числе выездное в Сызрани с участием руководителей предприятий области. Отмечу, что документ создается с учетом разработанного Союзом работодателей Самарской области проекта с аналогичным названием.
Появление этого закона работодатели региона ждут с нетерпением. Почему? В федеральном законодательстве отсутствует само понятие «промышленная политика». В то же время основные направления государственной политики в сфере промышленности не в полной мере учитывают ее особенности. Все это говорит о том, что в стране нет единого, системного подхода к решению проблем, которые достаточно остро стоят перед отечественным товаропроизводителем. В таких условиях определяющее значение имеет законодательная практика регионов.
Вернемся к самому проекту закона. При его подготовке используется нормативно-правовая база более чем 30 субъектов РФ. Региональные законы не только направлены на создание системы в вопросах регулирования промышленности, но и содержат комплексные мероприятия по экономическому стимулированию производства и созданию основ для взаимоотношений между государственными органами и субъектами промышленной деятельности. Показательны в этом плане законы Воронежской, Ярославской, Липецкой и Тюменской областей, Республики Башкортостан.
Промышленная политика в самарском проекте закона представляет собой систему правовых, социально-экономических, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти для повышения эффективности работы промышленности региона. Среди ее основных целей: содействие занятости населения, повышение уровня жизни, а также обеспечение безопасных условий труда и экологической безопасности промышленности; развитие научно-технического и промышленного потенциала; оптимизация состава и структуры промышленности; увеличение доходов бюджетов всех уровней; содействие субъектам промышленной деятельности в разработке, освоении и промышленном использовании инноваций (нововведений), внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий, не уступающих мировым стандартам качества.
— Промышленники страны определили конкретные задачи разграничения предметов ведения и полномочий различных уровней власти. Насколько остро стоит вопрос о реформировании основ местного самоуправления?

— Президент страны и видные экономисты сегодня открыто заявляют: необходимо как можно более четко разграничить предметы ведения федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В настоящее время подготовлены проекты законов, направленных на то, чтобы наделить, в частности, муниципалитеты конкретными полномочиями – дать им больше возможностей для самостоятельного решения проблем. И закрепить это право в форме закона с одновременной передачей на места необходимых финансовых ресурсов. Замечу, что современное федеральное законодательство в области местного самоуправления содержит этот принцип, однако на деле он нередко нарушается. Что же касается таких социальных сфер, как здравоохранение и образование, то они должны находиться в ведении государства, а на муниципалитеты следует возложить административно-хозяйственные функции.
— Получается, жизнеспособность преобразований напрямую зависит от перераспределения средств между регионами и федеральным центром?

— Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между ветвями властей многоаспектна. Но важнейшая ее составляющая – все же формирование действенного механизма реализации межбюджетных отношений. Основным элементом построения эффективной системы финансовых отношений в России должен стать принцип самостоятельности бюджетов. Я считаю, что каждому региону нужно стремиться к самодостаточности и воспринимать финансовую помощь из центра как явление временное, обусловленное необходимостью разрешения чрезвычайных ситуаций в период становления экономики страны.
— Виктор Федорович, а что мешает достижению самодостаточности?

— Причин несколько. Одна из них связана с разграничением полномочий между органами власти разных уровней. Бюджетный кодекс в некоторой степени установил порядок в этой сфере. Однако и сегодня множество направлений бюджетных расходов находятся в совместном ведении. Более того, у вышестоящего бюджета появилась возможность «навязывания» дополнительных расходов нижестоящим бюджетам. В результате региональные и местные органы власти оказываются в роли заложников. Как следствие, страдает население, не выполняются целевые программы, падает авторитет власти. Фактически получается, что органы местного самоуправления кредитуют федеральный бюджет.
— Что, по вашему мнению, необходимо изменить в сложившейся системе межбюджетных отношений? Изменить так, чтобы реформы пошли на пользу регионам?

— Во-первых, необходимо полностью исключить практику компенсации расходов за счет бюджетов других уровней. Заменить ее адресной помощью на конкретные социальные цели. Такой вид финансирования полностью контролируется и исключает нанесение ущерба бюджетам иных уровней.
Во-вторых, следует предоставить субъектам Федерации право самим устанавливать дополнительные льготы по федеральным налогам – в доле, подлежащей зачислению в региональные бюджеты. Данное правило должно применяться с учетом того, что субъект РФ в таком случае лишается права на все трансферты из федерального бюджета.
На мой взгляд, пора установить ответственность за нарушение или несоблюдение бюджетной дисциплины как органами федеральной государственной власти, так и местного самоуправления. Для чего необходимо усовершенствовать законодательство в сфере государственного финансового контроля.
Депутаты Самарской Губернской Думы предложили разработчикам готовящихся преобразований ускорить принятие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах в стране – расчет финансовой помощи по выравниванию уровня социально-экономического развития муниципальных образований должен осуществляться на основе таких стандартов.
Разумно принять на федеральном уровне и закон о межбюджетных отношениях. Закрепить в нем систему этих отношений, виды фондов, посредством которых будет осуществляться финансовое оздоровление регионов и муниципальных образований, порядок их формирования.
Остается открытой еще одна проблема – создание и использование внебюджетных и целевых бюджетных фондов. Считаю необходимым включить в бюджетный кодекс страны главу, посвященную основам формирования и использования целевых бюджетных фондов на всех уровнях бюджетной системы России. В свою очередь, она позволит перевести в нормальное русло законодательное решение вопроса о целевых бюджетных фондах на региональном уровне.
И последнее. Законодательного разрешения требует и проблема экономического оздоровления депрессивных территорий регионов. Увы, субъекты РФ полномочиями в этой сфере не наделены. Стоило нам принять законы «Об особых экономических зонах на территории Самарской области» и «Об инвестициях в Самарской области», тут же последовали протесты прокуратуры. И документы перестали работать как противоречащие федеральному законодательству.
А дело затевалось стоящее. Законами предусматривались механизмы экономического стимулирования депрессивных территорий путем создания в них так называемых «экономических зон» за счет средств самого региона.
Так что реформа России нужна, как воздух. Ее результатом должно стать улучшение качества жизни каждого человека.

Материал подготовили сотрудники пресслужбы
Самарской Губернской Думы
и корреспондент ПР Иван Фомин


           103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:
Наверх На главную
Copyright © 2002 ПромРос. Все права защищены. Designed by Nova Telecom Designed by Nova Telecom 2002

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!