[an error occurred while processing this directive]
ТРАДИЦИИ ПЛЮС НОВАТОРСТВО
Владимир БЫЧКОВ,
генеральный директор ОАО «КРАН-УМЗ»


Узловский машиностроительный завод (УМЗ) начал работу в 1946 году с выпуска простейших металлоконструкций и вагонеток для шахт. В городе Узловая, расположенном в часе езды от Тулы, сегодня проживает всего около 60 тысяч человек. Поэтому неудивительно, что завод уже давно стал основой развития города. Но вряд ли в те далекие послевоенные годы кто-то мог предположить, что через четверть века завод станет одним из ведущих машиностроительных предприятий СССР. В этом немалая заслуга Ивана Ивановича Федунца, возглавлявшего УМЗ с 1950 по 1972 год. Про его жизнь можно без преувеличения сказать – жизнь, отданная заводу. Именно при нем УМЗ перешел от ручного труда к механическому, от выпуска вагонеток – к производству крупного горношахтного оборудования. Федунец был инициатором освоения новой для завода продукции – мостовых и козловых кранов. Не забывал он и о людях. По его инициативе и при его непосредственной поддержке были выстроены детский сад для детей работников завода, школа, техническое училище.
Заводчане по достоинству оценили вклад директора в развитие предприятия и вскоре после его смерти присвоили заводу имя И.И. Федунца. Потом директора менялись, но каждый продолжал традиции, заложенные Федунцом. К началу перестройки на УМЗ работало около 10 тыс. человек (каждый шестой узловчанин!), и ежемесячно завод выпускал около 150 кранов и до десятка горных комплексов.
В 1992 году в результате приватизации УМЗ стал открытым акционерным обществом – «КРАН-Узловский машиностроительный завод им. И.И. Федунца». Поскольку в те годы российская промышленность простаивала, одна за другой закрывались шахты, замораживалось строительство, упал спрос на горношахтное оборудование и краны. Объем производства на «КРАН-УМЗ» уменьшился в десять раз, более половины работников ушли с завода, оставшиеся работали без энтузиазма – зарплата была низкой и к тому же выплачивалась с большим опозданием…
Весной 2002 года директором завода избрали Владимира Анатольевича Бычкова. Первым делом новый директор обратил внимание на проблемы рынка сбыта. К тому времени шахты, с которыми завод сотрудничал, либо стояли, либо развивались недостаточно динамично. В.А. Бычков обратил свой взор на самый мощный угольный регион России – Кузбасс. Руководители и конструкторы завода не реже, чем два раза в месяц, стали ездить туда, бывать на предприятиях, где рассказывали о продукции «КРАН-УМЗ», участвовали в международных выставках в Новокузнецке и Кемерово. На новокузнецкой выставке в июне 2002 года были представлены образцы узловской продукции.
Результаты не замедлили сказаться. В начале 2002 года гости из Кузбасса – 12 директоров и горных инженеров – приехали в Узловую. Заключили контракт с шахтой «Углекоп». А вскоре поступил и следующий заказ – с чукотской шахты «Угольная» – на поставку горного комплекса. Оба комплекса к осени были изготовлены и отправлены заказчикам. С шахты «Углекоп» пришло благодарственное письмо. Недавно завод приступил к изготовлению комплекса для еще одной кемеровской шахты – «Заречная».
Очистные механизированные комплексы, выпускаемые «КРАН-УМЗ», предназначены для подземной добычи угля на пластах мощностью 1,4...5,3 м с углами падения до 30 градусов. Основные преимущества комплексов – высокая производительность, простота и удобство в управлении и обслуживании, высокая степень затяжки кровли и скорость крепления призабойного пространства, малое удельное давление на почву пласта, бесцепная система подачи комбайна и хорошая приспосабливаемость к горно-геологическим условиям. Комплексы могут использоваться при разработке месторождений марганцевых, урановых, фосфатных руд и калийных солей.
Завод также выпускает механизированные крепи для механизированного крепления призабойного пространства, поддержания и управления кровлей способом полного обрушения, передвижки забойного конвейера при ведении очистных работ на пологих и наклонных пластах средней мощности в шахтах, опасных по газу и пыли.
Самые серьезные конкуренты «КРАН-УМЗ» на кузбасском рынке – Юргинский машиностроительный завод. Юрга – город в Кемеровской области, что при дороговизне перевозок создает весомое преимущество. Но у узловского предприятия есть свои «козыри». Эти «козыри» –в тесном контакте с институтами-разработчиками: ПКИ «Крангормаш», Подмосковным научно-исследовательским угольным институтом (ПНИУИ), ВНИИ тяжелой промышленности в Москве, с которыми завод работал и раньше.
Сохранившиеся связи особенно важны, так как сегодня предприятие перешло от выпуска стандартной продукции к выполнению индивидуальных заказов. Конструкторских мощностей завода для этого не хватает. Ведь почти каждый заказ требует новой разработки – горно-геологические условия различны даже в двух лавах одной шахты.
В 2002 году удалось активизировать и производство кранов. В мае подписали контракт с МПС на поставку кранов. Есть и другие заказы. В настоящее время ОАО «КРАН-УМЗ» изготавливает следующее подъемно-транспортное оборудование:
— краны мостовые электрические общего назначения грузоподъемностью от 5 до 50 тонн (в том числе краны во взрывобезопасном исполнении для среды B-1A);
— краны мостовые в сейсмостойком исполнении (до 7 баллов);
— краны мостовые однобалочные подвесные электрические грузоподъемностью от 1 до 10 тонн;
— краны мостовые однобалочные ручные грузоподъемностью от 1 до 5 тонн;
— краны козловые электрические грузоподъемностью от 3,2 до 32 тонн;
— краны мостовые и козловые электрические специальные: грейферные, магнитные, магнитно-грейферные, с гибким подвесом траверсы вдоль и поперек пролета, с вращающейся тележкой, копровые, штыревые, контейнерные групп режима работы от A2 до A8.
В соответствии с пожеланиями потребителей освоено производство комплектующих изделий – колодочных тормозов типа ТКГ с диаметром шкивов от 160 до 500 мм. Ведется работа по созданию и оснащению кранов ограничителями грузоподъемности и взвешивающими устройствами. Краны оснащены современной пускорегулирующей аппаратурой управления электроприводами, позволяющей обеспечить наиболее эффективное выполнение погрузочно-разгрузочных производственных процессов с глубиной регулирования скорости от 1:3 до 1:40 в разных климатических районах при температуре от –40 до +40 градусов Цельсия. В конструкциях всех типов кранов широко используются унифицированные узлы и детали, что способствует достижению стабильного качества и надежности, минимальных затрат при их обслуживании и ремонте. Краны поставляются с высокой монтажной готовностью.
По словам В. Бычкова, заказов столько, что сегодня на крановом производстве необходимо работать в две смены, но не хватает рабочих. Как и на всех российских предприятиях, проблема кадров на «КРАН-УМЗ» стоит очень остро. Молодых перспективных рабочих переманивают машиностроительные заводы Чехова и Подольска. Там и сегодня платят намного больше, хотя за последний год зарплата на «КРАН-УМЗ» выросла вдвое. А вообще-то молодежь особенно и не рвется на завод. Не только из-за зарплаты, но и из-за вредных условий труда. Генеральный директор это хорошо понимает, понимает, что надо создавать условия, приближенные к западным стандартам, но такие задачи не решаются в один день. Пока проводится обучение работников завода смежным специальностям. В прошлом году аттестовали две группы сварщиков по 25 человек.
Более сорока лет завод производит конвейеры и конвейерное оборудование, которое идет не только на российский рынок, но и в страны ближнего и дальнего (Китай, Индия, Турция, Египет) зарубежья. Многолетний опыт эксплуатации конвейеров в различных климатических районах, использование на открытом воздухе или в пыльных и влажных условиях показали надежность работы всех узлов.
Пользуется постоянным спросом полный набор оборудования для конвейеров ленточных стационарных общего назначения типа УКЛС(Т) c лентой шириной от 500 до 2000 мм, конвейеров ленточных специальных для транспортирования короткомерной древесины типа КМД с лентой шириной от 800 до 1400 мм, а также роликоопоры и ролики для магистральных ленточных конвейеров с гибким или жестким ставом. Конвейеры по желанию заказчика комплектуются разгрузочными тележками, одно- или двусторонними плужковыми сбрасывателями с приводом от исполнительного механизма типа МЭО. Сегодня мощности «КРАН-УМЗ» позволяют выпускать в год до 300 мостовых, до 40 козловых и конвейерных кранов, до 30 ленточных конвейеров, более десяти крепей. Кроме того, предприятие освоило малогабаритную обогатительную технику для разведки и добычи золота и алмазов, а также нестандартное оборудование широкого назначения.
Следует сказать еще вот о чем. По мнению многих, благотворительность – забава богатых. У В. Бычкова другая позиция. Он понимает, что в небольшом городе мало организовать производство. Не будет нормальных условий жизни – люди разлетятся по стране, как птицы, и завод канет в Лету. Правда, возможности ОАО «КРАН-УМЗ» пока ограничены, но всё же нашли средства на ремонт школ и двух узловских храмов. Помогли Дому культуры – гордости Узловой. При ДК есть два молодежных хора, кружки и студии. Среди работников ДК три заслуженных артиста России. Постоянно приезжают на гастроли артисты со всей страны, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. В ноябре 2002 года предприятие оказало финансовую помощь инвалидам и многодетным семьям, проживающим в городе. Помнят на «КРАН-УМЗ» и о ветеранах завода. Каждый год ко Дню машиностроителя и продолжающие работать, и пенсионеры получают поздравительные открытки и денежные премии…
Рано подводить итоги. Но несомненно одно – завод выжил, ожил, набирает обороты. И у его руководителей есть твердая уверенность, что не за горами лучшие времена.


Леонид Виноградов


           103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:
Наверх На главную
Copyright © 2002 ПромРос. Все права защищены. Designed by Nova Telecom Designed by Nova Telecom 2002

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!