|
|
|
Вячеслав Логинов,
генеральный директор ОАО «ГИПРОНИИ-АВИАПРОМ» |
Несколько месяцев назад ГИПРОНИИАВИАПРОМ отметил 70-летний юбилей. Его биография начиналась в период бурного развития авиации, когда уже четко просматривались перспективы новой отрасли промышленности. Процесс был естественным, поскольку любая отрасль немыслима без производства, любое производство требует возведения необходимых промышленных предприятий, а их строительство связано с обязательным комплексным проектированием.
Сегодня открытое акционерное общество «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» – Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности – крупнейшая в России организация по комплексному проектированию предприятий авиационно-космического комплекса, объектов промышленного и гражданского назначения.
ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» – это коллектив высококвалифицированных специалистов многих технических направлений. Институт оснащен современным оборудованием и средствами проектирования, хранения и изготовления технической документации, имеет мощную нормативно-техническую базу для успешного выполнения различных заказов, в том числе и «под ключ».
О прошлом, настоящем и будущем ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» мы попросили рассказать его генерального директора Вячеслава Михайловича Логинова.
Начало. Война. Восстановление.
В начале 30-х годов прошлого столетия в структуре Главного управления авиационной промышленности была организована Государственная проектная контора «Авиапроект», в июле того же года преобразованная в Государственный институт по проектированию предприятий авиационной промышленности – «ГИПРОАВИА».
В течение первых пятилеток по проектам института строились серийные заводы, опытно-конструкторские бюро, НИИ, реконструировались и расширялись действующие предприятия. Среди крупных объектов строительства и реконструкции были Казанский авиационный и моторостроительный, Пермский моторостроительный, Киевский авиационный, Рыбинский моторостроительный заводы, Ступинский металлургический комбинат.
Приказом Народного Комиссариата оборонной промышленности в январе 1937 года «ГИПРОАВИА» переименовывается в 1-й Государственный проектный институт (1-й ГПИ). К 1938 году это был уже достаточно крупный, четко организованный институт, накопивший на первом этапе своей жизни значительный опыт проектной деятельности.
Новым этапом становления отечественной авиации стали 1938–1939 годы. В связи с надвигавшейся угрозой войны руководство страны приняло дополнительные меры по развитию оборонных отраслей промышленности, в том числе авиации. В эту отрасль направили большое количество высококвалифицированных рабочих, инженеров и техников из других отраслей народного хозяйства, молодых специалистов из вузов и техникумов.
Значительно пополнился специалистами и наш институт. В третьей пятилетке предстояло выполнить большой объем работ в самые короткие сроки, так как страна нуждалась в увеличении выпуска авиационной техники. Такая задача потребовала значительного расширения института. Для приближения проектировщиков к строящимся и реконструируемым заводам в 1940 году были организованы филиалы в Ленинграде и Харькове.
В 1941 году в связи с важностью выполняемых институтом проектно-конструкторских работ ему было присвоено наименование «ГИПРОАВИАПРОМ». К началу Великой Отечественной войны предстояло выполнить огромный объем проектной документации, который значительно возрос в связи с заменой изделий, увеличением годовых программ, продиктованных условиями военного времени. Прерванное войной мирное строительство потребовало перестройки организационной структуры института. Его сотрудники самоотверженно способствовали налаживанию производства военной техники на заводах, эвакуированных в 1941 году на Урал и в восточные районы страны. На предприятиях отрасли напряженно работали более двадцати филиалов и бригад.
С 1945 года начались восстановительные работы объектов отрасли, пострадавших во время войны, и развитие действующих. В послевоенный период ГИПРОАВИАПРОМ выполнял функции головного проектного института отрасли, принимая непосредственное участие в восстановлении и развитии отечественной авиационной промышленности. Эта работа сочеталась с общей технической переориентацией отрасли.
В тот период ГИПРОАВИАПРОМ включился в проектирование вновь осваиваемой площадки ЦАГИ (г. Жуковский). В 50-е годы по проекту института создается научно-исследовательский центр авиационного моторостроения (ЦИАМ) с мощной энергетической базой. Тогда же спроектировали и пустили в эксплуатацию крупнейший в стране Самарский металлургический комбинат, оснащенный уникальным листопрокатным и прессовым оборудованием, а для Красноярского металлургического завода сделали проект листопрокатного производства, не имевшего аналогов за рубежом. С развитием авиации алюминиевые сплавы стали заменяться титановыми и жаропрочными. Институт внес огромный вклад в развитие и техническое перевооружение металлургического предприятия в городе Верхняя Салда.
Период расцвета
По мере стабилизации организационной структуры института и расширения объема проектных работ возникла необходимость в подразделениях, способных разрабатывать оптимальные решения по основным направлениям проектирования на базе последних достижений науки и техники, собирать статистические материалы и анализировать их для определения правильного развития отдельных предприятий и отрасли в целом. Для этого в 50–60-е годы создаются несколько лабораторий, экспериментальных мастерских, отделов и научно-исследовательских секторов. В 1964 году он был переименован в ГИПРОНИИАВИАПРОМ – Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности.
Много сил и времени пришлось затратить на обследование заводов отрасли, ознакомление с исследуемыми проблемами в нашей стране и за рубежом, на выработку направлений научной деятельности и путей ее осуществления. Постепенно налаживались связи со смежными отраслевыми институтами и предприятиями. Росла квалификация сотрудников. Научно-исследовательские подразделения также постоянно совершенствовались – была создана экспериментальная база, способная эффективно влиять на технический уровень проектных решений, широко внедрялась электронно-вычислительная техника проектирования.
Однако главной базой оставались авиационные заводы, где объем экспериментальных работ постоянно увеличивался. Так, например, в 1981 году мы сотрудничали с предприятиями отрасли при внедрении наших разработок по 68 договорам. Также были заключены хозяйственные договоры с 12 отраслевыми НИИ и 17 научно-исследовательскими лабораториями АН СССР, с многими вузами страны. Работы велись по 20 направлениям, создавая необходимый научно-технический задел для проектирования. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1982 году за заслуги в создании, освоении производства и эксплуатации новой авиационной техники ГИПРОНИИАВИАПРОМ был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 70–80-е годы по проектам института были построены и реконструированы все самолето-, вертолето-, двигателестроительные, агрегатные и металлургические заводы авиационной промышленности бывшего СССР. Институт также проектировал объекты для Китая, Индии, Вьетнама, Северной Кореи, Венгрии, Турции, Болгарии и других стран. С конца 80-х годов ГИПРОНИИАВИАПРОМ работает и над конверсионными программами, включающими средства малой энергетики, оборудование и технологии для нефтегазодобывающих предприятий, защиту окружающей среды, гражданское строительство.
К наиболее значительным объектам, построенным по проектам ГИПРОНИИАВИАПРОМа, следует отнести Ульяновское АО «Авиастар», где построили крупнейший в мире транспортный самолет «Руслан», комплекс стендов и установок, обеспечивающих предварительные испытания, отработку и успешный запуск в 1988 году космического корабля «Буран». Одна из крупнейших в мире аэродинамическая труба в ЦАГИ им. Н.Э Жуковского эксплуатируется постоянно. Здесь размещают заказы не только отечественные предприятия, но и американцы, французы, немцы. Я считаю эти проекты венцом творенья последних лет советского авиапрома и гордостью нашего института.
Блестящая молодежь и золотой фонд
Кадры – это не штатные единицы, а прежде всего люди – талантливые, одаренные, богатые идеями, знаниями и опытом. Вся семидесятилетняя история ГИПРОНИИАВИАПРОМа – это судьбы сотен людей, работавших здесь. Мы всегда помним сотрудников института, отдавших много сил, энергии, знаний, в период его становления. Мы благодарны ветеранам труда, которые сегодня находятся на заслуженном отдыхе, и тем, кто продолжает трудиться. Мы гордимся успехами наших зрелых специалистов и поддерживаем научные и творческие изыскания молодых сотрудников. У нас работают целые династии, передающие лучшие традиции и накопленный опыт из поколения в поколение.
Нам есть, чем гордиться. В активе института более 1500 патентов и авторских свидетельств на изобретения, более 400 из них успешно внедрены в промышленность. За разработку проектов и ввод в строй уникальных объектов с высокими технико-экономическими показателями 4 сотрудника удостоены Ленинской премии, 17 – Государственной премии СССР, 58 – премии Совета Министров СССР.
Было время, когда государство направляло к нам высококвалифицированных рабочих, инженеров и техников, талантливых выпускников вузов. Сегодня комплектование кадров – задача самих предприятий и организаций. И это стало проблемой для большинства научных подразделений оборонной промышленности, где средний возраст сотрудников около 50 лет…
Как известно, наш институт в 1993 году преобразовался в акционерное общество, и с тех пор на него не распространяется право освобождения молодых специалистов от службы в армии. Вот, скажем, в прошлом году из 12 выпускников вузов, пришедших к нам, восьмерых вскоре призвали на военную службу...
Надо заметить, что сегодня кадровое пополнение института происходит в основном за счет выпускников МАИ, Бауманского университета, МАДИ, но если их приглашают на работу туда, где гарантирована так называемая бронь, молодые специалисты принимают такие предложения. Понятно, в армии тоже нужны образованные люди, но науке от этого не легче. Вероятно, нужно искать разумный выход.
Кстати, чтобы материально поддержать молодых специалистов, мы создали специальный фонд, откуда производятся ежемесячные доплаты. К счастью, несмотря на все трудности предшествующих лет, институту удалось сохранить ведомственный детский сад, оздоровительный детский лагерь на 300 мест, который в зимнее время используется как база отдыха для сотрудников (там есть даже горнолыжная трасса с подъемником). Гостями базы «Лесные дали» нередко бывают и наши ветераны-пенсионеры, которым мы по мере возможностей стараемся оказывать и материальную поддержку. Иначе не должно быть: ведь они – наш золотой фонд.
Время перемен.
Социально-экономические и структурно-государственные изменения в начале 90-х годов определили и всю дальнейшую жизнь нашего коллектива. Перед нами стояла задача выжить. Начались поиски путей к возрождению. Порой приходилось выполнять заказы, далекие от авиационной тематики. Но благодаря огромному разнопрофильному опыту и сохранению ядра коллектива, институт выстоял, реорганизовался, стал укреплять и оснащать свою проектно-исследовательскую базу. Появилась современная техника, организовали переподготовку кадров. В итоге нам удалось сохранить ведущие проектные и научно-исследовательские специализации.
Этот период для российского авиапрома был характерен резким сокращением, а затем и полным отсутствием госзаказов. Занялись конверсией. Наладили деловое сотрудничество с нефтяной и газовой промышленностью, проектировали для энергетиков передвижные и стационарные энергоустановки на базе авиационных двигателей, для МПС – комплекс оборудования на аэростатических опорах. Активизировали работу с зарубежными заказчиками. И сегодня ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» развивается в значительной мере за счет выполнения проектов по контрактам с Китаем, Индией, Францией, Вьетнамом. Из последних зарубежных проектов, к созданию которых приложили руку наши сотрудники, можно назвать ангар для обслуживания широкофюзеляжных самолетов (пролет 126 метров) в Ханое, принятый в эксплуатацию в 2001 году. Причем, мы не только проектировали этот объект, но и обеспечивали изготовление металлоконструкций (по договорам с заводами), транспортировку по железной дороге и морскому пути. Монтаж строительных конструкций и наладка оборудования проводились под руководством наших специалистов.
Нельзя не отметить, что в самые неблагоприятные периоды «перехода к рыночной экономике», институт ощущал поддержку правительства Москвы. По его заказам проектировались социально-бытовые объекты, учреждения культуры и спорта, инженерные коммуникации в микрорайонах столицы, в Зеленограде.
Мы нужны друг другу
Но чтобы мы не делали для нетрадиционных заказчиков, всегда главной оставалась задача трудиться в интересах нашей авиационной промышленности. Поэтому, невзирая на трудности, институт продолжает активно работать в этой сфере. В подмосковных Луховицах идет строительство корпуса окончательной сборки самолетов по документации, разработанной нашими специалистами. Это первый в новейшей истории России столь масштабный проект, реализуемый в строительстве (заказчик РСК «МиГ» ведет подготовку к производству самолета нового поколения ТУ-334). В проектировании этого объекта участвовал практически весь ГИПРОНИИАВИАПРОМ. Кроме того, мы выполнили проекты испытательного комплекса вертолетных КБ в Подмосковье, нескольких ангаров для авиафирм. В медицинском исследовательском центре ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский) по нашему проекту построен корпус, где размещена уникальная центрифуга для тренировок пилотов и космонавтов.
Чувство оптимизма вызывает то, что после почти десятилетнего перерыва государство, похоже, обратило взор на авиапром. Если последние 5–6 лет мы выполняли профильные заказы всего на 10% от общего объема, то в минувшем году заказы авиационной тематики составили уже 59%. Среди традиционных заказчиков многие годы сотрудничают с нашим институтом (по госзаказу) ведущие предприятия и ОКБ Российской Федерации: ОАО «Туполев», АК им. С.В.Ильюшина, ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ, ОАО ВИЛС, ОАО «НИАТ», ФГУП АВПК «Сухой», ФГУП РСК «МиГ», ОАО ОКБ им. А.С.Яковлева, ОАО МВЗ им. М.Л.Миля, ОАО «Камов», ОАО НПО «Сатурн», НТЦ им. А.М.Люльки, ОАО «Самарский НТК им. Н.Д.Кузнецова», ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь), ММПП «Салют» и другие.
Постановлением правительства Российской Федерации приняты Федеральные целевые программы – «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 гг. и на период до 2015 г.», «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса» (2002–2006 гг.) и «Национальная технологическая база на 2002–2006 гг.». В их разработке активное участие принимал «ГИПРОНИИАВИАПРОМ». Наш институт признан головным по разделу инвестиций в этих программах, что позволяет надеяться на увеличение объема работ на ближайшие годы. Кроме того, мы ожидаем ряд предложений от иностранных заказчиков.
В настоящее время, располагая высококвалифицированными специалистами, современной научно-технической базой, новейшими средствами электронно-вычислительной техники, институт остается одной из крупнейших комплексных проектно-конструкторских и научно-исследовательских организаций России.
Россия не может быть великой державой без развитой современной авиационной промышленности, а она, в свою очередь, не может успешно развиваться без такого института, как ГИПРОНИИАВИАПРОМ. Значит, мы нужны друг другу.
Материал подготовила Валентина Колесникова
|