Мой переезд в Санкт-Петербург связан с работой на заводе «Пирометр», директором которого я стал после двух лет работы в его подразделениях. С 1998 года я руководил ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум», а в 2000 году возглавил созданное правительством России ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование».
Встречи с руководителями предприятий, поездки по стране убедили меня в том, что несовершенство управления и нарушенные кооперационные связи с партнерами не дадут нам уверенно развиваться. Предстояло не просто выжить, но заново выстроить цепочку сотрудничества с организациями, организовать корпоративное управление
– Известно, что этой теме вы посвятили целое научное исследование, где подробно и логично обосновали возможные схемы интеграции предприятий, не так ли?
– Была такая работа. И пожалуй, этот труд стал своеобразной отправной точкой для создания нашей корпорации. Мои предложения заинтересовали Минэкономики, и летом 1997 года я был приглашен выступить с докладом на совещании руководителей оборонного комплекса. Речь шла о схеме интеграции авиапромышленности и образовании специальной компании с жестко фиксированной преобладающей долей государства – около 51%. Новой структуре государство должно было передать принадлежавшие ему акции предприятий авиаприборостроительного комплекса, включая унитарные предприятия, подлежащие предварительному акционированию. Оставшуюся долю составили акции негосударственного инвестора, которые от его имени вносились в уставный капитал компании. Казалось, схема обычная. Но инвестор вносил бы приобретенные за свой счет акции тех предприятий, которые не принадлежали государству, но были крайне необходимы для формирования законченного цикла разработки и производства всего комплекса бортового оборудования. При таком подходе государство, контролируя головную компанию, владевшую всеми ключевыми предприятиями авиаприборостроительного комплекса, получало контроль над всем объединением. И причем без каких-либо дополнительных расходов из бюджета страны!
Но, к сожалению, на этом совещании многие меня не поддержали. По-видимому, сказывалась инерция прежнего, «советского» мышления: лучше получать заказы от государства, чем заниматься реорганизацией производства и тем более создавать холдинги и корпорации.
И все-таки мое обращение к коллегам не оказалось бесполезным. Документы совещания были направлены в соответствующие инстанции, тщательно изучены, одобрены, и в итоге было принято решение о создании ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование».
– Кем принималось решение?
– Можно назвать ряд постановлений правительства и указов президента, где ставился вопрос о создании корпорации. Отмечу только, что структура нашей Корпорации предусматривалась и «Федеральной целевой программой реструктуризации и конверсии ОПК». По этой программе государство становилось нашим учредителем в лице Мингосимущества (контрольный пакет), а вторым учредителем – Санкт-Петербургский «Объединенный авиаприборостроительный консорциум», основными акционерами которого – авиаприборостроительные предприятия Санкт-Петербурга и их смежники.
Предприятия, в том числе и небольшие, выбирались так, чтобы обеспечить полный цикл разработки и производства систем и комплексов бортового оборудования для всех типов отечественных летательных аппаратов. При этом учитывались существовавшие кооперационные связи и потребности в централизации поставок.
Сейчас «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» – единственная в российском авиаприборостроении вертикально-интегрированная структура, способная выдержать конкуренцию с крупными мировыми авиаприборостроительными концернами.
– Расскажите, пожалуйста, о формировании уставного капитала корпорации.
– Схема формирования уставного капитала нашей корпорации отвечает интересам развития ОПК в целом. С государством мы партнеры, его доля, как я уже говорил, в уставном капитале оплачивается находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ. Головная компания владеет контрольными и блокирующими пакетами акций девяти предприятий. Кроме того, через своего негосударственного инвестора (ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум») Корпорация контролирует крупные пакеты акций еще более 20 значимых в российском авиастроительном комплексе предприятий приборостроительного профиля, двух украинских предприятий, нескольких банков, специализированных СМИ, более 100 дочерних фирм. В кооперацию через механизм МФПГ включены также три предприятия Республики Беларусь.
|
В целях повышения инвестиционной привлекательности предприятий и привлечения новых активов и новых инвесторов в 2002 году наша корпорация провела ряд дополнительных эмиссий ценных бумаг.
– Какую пользу принесло объединение предприятий в единую структуру? Эффективность их работы возросла?
|
– Именно так. К примеру, за последние два года предприятия, входящие в корпорацию, увеличили общий объем продаж более чем в два раза: с 264 до 536 млн. долларов США, при этом объем продаж продукции оборонной тематики за это время вырос – с 219 до 483 млн. долларов США.
По уровню продаж последние два года мы находились примерно на 60-80-м месте среди военно-промышленных корпораций мира. Но темпы роста объемов продаж оборонной продукции, достигнутые Корпорацией, считаются высокими даже для мировых интегрированных структур.
Перешагнув полумиллиардный годовой объем продаж, «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» заняла примерно 60% объема российского рынка авиаприборостроительной продукции и стала вторым крупнейшим оборонным объединением после Группы «Сухой». Таким образом, объединение капитала и мощностей, совместная деятельность предприятий, вошедших в Корпорацию, подтвердили эффективность государственной стратегии реструктуризации и интеграции оборонных предприятий.
– Как вы оцениваете перспективы военно-технического сотрудничества «Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» с иностранными государствами?
– В сентябре 2002 года в соответствии с распоряжением правительства нас включили в перечень предприятий, которым Комитет по военно-техническому сотрудничеству уполномочен предоставлять право на экспорт продукции военного назначения. В связи с этим управляющая компания Корпорации ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум» получила расширенные государственные лицензии на разработку, производство и ремонт гражданской и военной авиационной техники, в том числе техники двойного назначения.
Но прогнозы экспертов на 2003 год достаточно умеренные, несмотря на длительный и стабильный рост в этой отрасли. Это связано с общим для всей российской авиационной промышленности уменьшением государственных и особенно экспортных заказов. В частности, по имеющимся оценкам, Индия и Китай в 2003–2004 годах могут снизить масштабы своего сотрудничества с Россией. Сдержанно относятся к заключению сделок и другие традиционные российские партнеры.
Но Корпорация готова к определенному сокращению объемов продажи спецтехники. Именно для этого нами на протяжении уже нескольких лет при стратегическом планировании развития предприятий особое внимание уделяется диверсификации производства, развитию перспективных гражданских технологий и повышению удельной доли гражданской продукции в общем объеме продаж.
– А каково соотношение оборонной и гражданской продукции в продажах Корпорации?
– Для нас идеальным было бы соотношение оборонной и гражданской продукции 50 на 50, а не 90 на 10, как это имеет место сейчас. Производство спецтехники всегда считается рентабельным, но, к сожалению, не всегда есть постоянные заказы. Поэтому мы активно развиваем и нетрадиционные научные и производственные программы, способствующие выпуску конкурентоспособной гражданской продукции, освоению новых сегментов рынка и постепенному выходу на уровень международной кооперации производителей авиационной техники. В ближайшие 5–10 лет Корпорации предстоит освоить различные продукционные ряды и сегменты рынка, ориентируясь на то или иное направление в зависимости от расширения, уменьшения или стагнации рынка военной авиации. Так что при любом варианте развития событий мы можем рассчитывать на получение стабильной прибыли.
– И даже на тех направлениях, которые не были для вас традиционными?
– Совершенно верно. Именно на это, в частности, направлена программа межгосударственной финансово-промышленной группы «Аэрокосмическое оборудование». Одна из главных ее задач – разработка, производство и реализация электронных систем для грузовой техники и автобусов российского и белорусского производства. Такие системы необходимы для эксплуатации автомобилей согласно европейским требованиям безопасности и экологичности транспортных средств (так называемым стандартам Евро-2 и Евро-3).
Перспективный рынок таких устройств, как АБС, круиз-контроль, управляемая пневмоподвеска, система бортовой интеграции и визуализации информации, оценивается нами в несколько сотен миллионов долларов. По прогнозам Научно-технического центра нашей Корпорации объемы продаж продукции предприятий «Аэрокосмического оборудования» в этом секторе могут сравниться с нынешними продажами авиационной техники и превысить 400 млн. долларов США уже через 5–6 лет. Здесь мы стали первыми, потому что только интегрированная структура, подобная нашей, может предложить комплексное решение задач создания системы бортовой электроники.
Расскажу и о новом направлении работы в области авиации. В прошлом году по решению Росавиакосмоса нами был создан Российский центр авиационного тренажеростроения (РЦАТ). В настоящее время РЦАТ участвует в тендере на поставку тренажеров для Индии, а также ведет активную предконтрактную работу с Вьетнамом, Малайзией, Ливией, Китаем, другими странами. В этом центре мы - головная организация по разработке, созданию и реализации средств обучения в интересах ВВС РФ и для экспорта. На недавнем авиашоу в индийском городе Бангалоре с успехом демонстрировался созданный в сотрудничестве с Группой «Сухой» наш новый современный авиатренажер. На нем «полетали» и Юрий Николаевич Коптев, генеральный директор Росавиакосмоса, и министр обороны Индии Дж. Фернандес, и многочисленные специалисты.
Или другой пример осуществленного нами проекта, который стал нашим брэндом, – это платежная система «Paycash» компании «Алкор-Пейкеш». Управляющая компания Корпорации стала основным инвестором этого проекта. Система «Paycash» популярна и в США. Так, недавно мы заключили договор с крупнейшей американской сетью универсамов «7-Eleven», и 25 тысяч ее магазинов будут использовать эту систему.
Российское название программы «Paycash» – «Яндекс-деньги», и сегодня она – наиболее успешно продвигаемая система электронных платежей. Разработчик этой программы компания «Алкор-Пейкеш» создана нашим консорциумом и банком «Таврический» (Санкт-Петербург), входящим в МФПГ «Аэрокосмическое оборудование».
Не стоит забывать и о том, что с целью проведения единой маркетинговой политики на базе площадей Санкт-Петербургского завода «ТЭМП» создается торговый дом, в задачу которого войдет организация централизованной оптовой продажи продукции гражданского назначения. В дальнейшем предстоит развивать сеть фирменных магазинов розничных продаж товаров народного потребления и специальной техники (измерительной, медицинской и т. п.)
– Судя по тому, как много внимания вы уделяете новым разработкам, хотелось бы узнать, как Корпорация финансирует научную работу?
– Для Корпорации показатель соотношения расходов на научную деятельность к доходам от продаж в 2002 году равен 7,8%, а по прогнозам на следующий год должен составить около 11% от валового объема продаж. Эти цифры вполне соответствуют уровню передовых наукоемких производственных компаний мира соответствующего профиля. В целом, в сравнении с 2000 годом, когда только были созданы центральные структуры Корпорации, общие затраты на НИОКР увеличились в 2,3 раза и на сегодняшний день превышают 42 млн. долларов. А в 2003 году общая сумма затрат здесь достигнет 54 млн. долларов.
Единую для всех предприятий, входящих в Корпорацию, политику НИОКР определяют Научно-технический центр и Совет главных конструкторов Корпорации. Мы сумели централизовать планирование и финансирование НИОКР благодаря общекорпоративному фонду, образованному за счет целевых отчислений с выручки всех предприятий. Это позволит переломить ситуацию снижения объемов продаж и выпускать продукцию, удовлетворяющую самым высоким требованиям заказчиков, даже если неблагоприятная ситуация на рынке будет сохраняться.
– Как соблюдаются интересы акционеров?
Финансовое состояние авиастроения в России не идеально, и Корпорации необходимо иметь ресурсы для модернизации производства и экономического роста. Поэтому слишком большие размеры дивидендов вряд ли можно считать разумными. Но все же четырехкратный рост дивидендов, начисленных по акциям в 2002 году, демонстрирует и высокую инвестиционную привлекательность авиационного приборостроения и, конечно, соблюдение интересов акционеров – в первую очередь главного акционера – государства.
– Выросла ли за этот период зарплата и появилась ли возможность повысить квалификацию сотрудников?
– Да, за два года зарплата выросла примерно в три раза, что, в свою очередь, повысило привлекательность отрасли на рынке труда. Полагаем, что в 2003 году ее среднегодовые показатели составят 4730 рублей.
Конечно, важно разрабатывать и внедрять новые технологии. Но не менее важно вкладывать средства и в обучение, и подготовку сотрудников. Потенциал кадров три года назад был критическим, но мы сделали шаг навстречу своим перспективным сотрудникам. Прежде всего тем, кто учится в институтах. Для отлично успевающих студентов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения учредили именную стипендию Национальной ассоциации авиаприборостроителей. В учебные программы вуза вошли многие результаты наших исследований. Планируем создать учебный центр Корпорации, где начнется подготовка специалистов уже со старших классов. Таким образом мы хотим внедрить в жизнь и подтвердить на практике систему многоуровневого образования: школа – вуз – производство. Уверен, что применение дистанционных методов обучения поможет учащимся школ и колледжей из разных регионов нашей страны увидеть перспективы развития приборной техники, стать хорошими специалистами. У них будет хорошая производственная база, большой выбор рабочих мест. И конечно, современное оборудование, высокие технологии, дружный коллектив, который достойно представляет научный и промышленный потенциал России.
Беседовала Надежда Никифорова
Продукция предприятий ОАО «Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» используется во всех отечественных самолетах (Су, МиГ, Ту, Ил и др.), вертолетах (Ми и Ка), ракетных комплексах. Корпорация создает пилотажно-навигационные и радиолокационные комплексы и системы: автоматического управления, индикации и бортовые ЦВМ, инерциальные навигационные, топливной автоматики, элементы следящих систем автоматики, а также гироскопические узлы, акселерометры, оптико-волоконные преобразователи, контрольно-записывающую аппаратуру и специальные тренажеры; электрические соединители, печатные платы и системы микроэлектроники, системы опознавания и приборы управления воздушным движением; приборы управления противообледенительными системами, гидроагрегаты.
Одновременно предприятия Корпорации много внимания уделяют разработке и выпуску широкого спектра промышленной продукции для автомобильной, топливно-энергетической, лесной, медицинской промышленности и товаров народного потребления – кондиционеров, телевизоров, раций, другой бытовой техники.
|
|
|