| Главная страница  Содержание | Журнал | Архив | Проекты | Реклама | Подписка | Гостевая книга |

 

Производство.Наука.

МАЛОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ ЖИТЬ

Николай Кузнецов,президент промышленно-финансовой группы «АвиаРус»

img13

Проблема снабжения недорогой электрической и тепловой энергией отдаленных поселков, городов, районов Крайнего Севера и промышленных предприятий возникла не сегодня. Во все времена специалисты задумывались над тем, как снизить себестоимость киловатта. В период проведения экономических реформ этот вопрос приобрел особую значимость и актуальность. К его решению подключилась и созданная четыре года назад Промышленно-финансовая группа «АвиаРус».

Многочисленные проблемы регионов России сегодня можно решить за счет развития сети малых энергетических установок различной мощности. Думаю, что в современных экономических условиях — это веление времени. Развитию малой энергетики уделяется пристальное внимание не только у нас в стране, но и за рубежом. Вопросы разработки и внедрения газотурбинных энергетических установок на базе конверсионных авиационных двигателей для тепло— и электростанций и легли в основу деятельности ПФГ «АвиаРус».

Помимо решения этой основной задачи, наше предприятие занимается  ремонтом авиадвигателей и агрегатов, оптовыми поставками запчастей для самолетов гражданской авиации. В рамках ПФГ «АвиаРус» функционирует издательство, выпускающее книги по заказам предприятий оборонно-промышленного комплекса России и другую литературу. В 2003 году в составе ПФГ было образовано специальное подразделение «Энергия-Групп». Главное направление его деятельности – непосредственное развитие газотурбинных энергетических установок.

Из авиации – в энергетику

Наша страна выпускает высокоэффективное энергетическое оборудование. Оно отличается высокой работоспособностью, пользуется спросом и экспортируется во многие страны мира. Однако долгое время мы не имели хорошего газотурбинного привода. Объяснялось это тем, что в свое время у перегруженного заказами Минавиапрома просто «не доходили руки» до внедрения высокотехнологичных разработок, недостатка в которых мы никогда не испытывали. Как говорил герой одного популярного фильма, «у нас массовое производство, и заниматься каждой балалайкой в отдельности мы не имели возможности».

В период снижения объемов бюджетного финансирования и гособоронзаказа предприятия авиастроительного комплекса приступили к интенсивному поиску иных областей приложения своих возможностей. Надо сказать, что возможностями отечественные авиастроители обладали большими, подчас уникальными. На предприятиях комплекса были сосредоточены лучшие интеллектуальные силы страны, и вскоре нам удалось найти достойную область применения. На базе двигателей известных во всем мире истребителей МИГ-29 и СУ-30 созданы газотурбинные приводы высокого класса. Первые из них появились пять лет назад. У истоков этого направления стояла Промышленно-финансовая группа «АвиаРус».

Газовая турбина – основа газоэнергетической установки. Хорошая газовая турбина (ими издавна гордилась наша авиационная промышленность) – это уже 40% успеха. Так, на стыке двух отраслей промышленности – авиации и энергетики – возникло новое направление. ПФГ «АвиаРус» стала инициатором развития этого направления и заказчиком строительства станции с газотурбинной энергетической установкой  на базе газотурбинного привода НК-37.

Район с возу – энергетике легче

НК-37 был разработан в Самаре под руководством выдающегося конструктора авиационных двигателей Н.Д. Кузнецова. Известно, что его двигателями оснащались флагманы нашей авиации – самолеты ИЛ-18, ТУ-114, ТУ-154, ТУ-160. Отмечу, что все газоперекачивающие станции, вводившиеся в эксплуатацию в 70–80-е годы прошлого века, также базировались на двигателях Николая Дмитриевича.

Первая станция, построенная три года назад на базе Безымянской ТЭЦ в Самаре, дала серьезный экономический эффект. Ее коэффициент полезного действия составил 38%. Отмечу: ранее КПД энергоустановок, равный 25%, считался очень высоким. Действующие сегодня станции старого типа потребляют огромное количество газа и в большинстве своем уже выработали технический ресурс. Кроме того, в летний период эти станции не могут вставать на профилактический ремонт, так как вынуждены вырабатывать электроэнергию.

Между тем небольшая станция мощностью 30 МВт с коэффициентом полезного действия 38% покрывает энергетические потребности целого района, что позволяет экономить значительное количество газа. Специалисты ПФГ «АвиаРус» подсчитали, что экономия газа по стране от внедрения малых энергетических установок на ТЭЦ составила бы 40%. Фактически это позволило бы временно отказаться от использования некоторых газовых месторождений в пользу будущего или увеличить объем экспортных поставок для решения насущных проблем.

Разработанные высокие технологии изготовления и строительства позволяют ввести в эксплуатацию ТЭЦ с малой энергетической установкой мощностью 30 МВт в течение года. При этом строительство ведется от нулевого цикла до полной сдачи объекта «под ключ».

За истекший период времени отечественным предприятиям авиационного двигателестроения удалось разработать целую гамму газотурбинных приводов для электростанций мощностью от 1 до 30 МВт. Современную высокотехнологичную станцию разработал и изготовил концерн «Сатурн» в Рыбинске. Сейчас она работает в Рыбинских энергосетях. Хорошую станцию на базе двигателя ПС-90, которым оснащаются аэробусы ИЛ-96, делают пермские моторостроители. Примерно 20 таких станций уже работают по всей России. Уфимские моторостроители сконструировали газотурбинный привод на базе известного двигателя, разработанного в свое время для истребителя МИГ-21. Созданная на его базе станция действует вот уже четыре года, и Министерство энергетики Башкирии рекомендовало ее к серийному производству.

Благодаря высоким технологиям новые станции имеют массу преимуществ по сравнению со старыми. Они обслуживаются небольшим количеством персонала, отличаются бесшумной работой, экологически безопасны. Все оборудование на станциях отечественное. Первое время приходилось ставить импортные системы управления, но сейчас ликвидирован и этот пробел.

Сегодня общая выработка электроэнергии на малых станциях, работающих по парогазовому циклу, соизмерима с выработкой ТЭЦ мощностью 300 МВт. Стоимость одного киловатта электроэнергии, получаемой на станциях, работающих по парогазовому циклу, существенно ниже, чем в единой энергосистеме. Уже освоены парогазовые технологии, имеющие коэффициент полезного действия 80% и выше. Важно и то, что на строительство малых станций не тратится ни копейки бюджетных средств.

Сколько ни говори «халва»,

во рту слаще не станет

Сегодня возможности ПФГ «АвиаРус» таковы, что практически мы можем предложить заказчикам столько станций, сколько они потребуют. Решив целый ряд проблем, мы поставили перед собой задачу обеспечения станциями не только российских, но и зарубежных потребителей. Задача эта сложная, но вполне реальная: отечественные станции в два раза дешевле импортных, однако качеством почти не уступают.

Конечно, выходить на международный рынок не просто, так как на Западе эти технологии давно освоены. Мировая энергетика требует, чтобы малые станции имели ресурс не менее 100 тыс. часов работы. Ресурс наших станций сегодня составляет 50 тыс. часов. Но если учесть, что интенсивные работы в данном направлении ведутся всего лишь пять лет, — это неплохой результат. Думаю, в ближайшие годы наша промышленность сможет прибавить обороты, если ей будет оказана хотя бы минимальная поддержка и будут решены проблемы, которые, как говорится, уже стучатся в дверь. Что мы имеем в виду?

Многие заводы, а также предприятия, осваивающие и разрабатывающие природные месторождения, строят свои теплоэлектростанции на базе газотурбинных приводов и вводят их в эксплуатацию. Часть из них уже столкнулись с проблемой: куда девать избыточную электроэнергию? Нефтяной комплекс страны сегодня имеет избыточные мощности, равные мощности серийной ТЭЦ. В октябре 2002 года был принят закон о частной продаже электроэнергии. Однако закон — законом, а энергосети страны находятся в единых руках, и частному производителю войти в них очень сложно. Это серьезно тормозит внедрение малых энергетических мощностей.

Интерес к станциям с газотурбинными энергетическими установками большой. В них нуждаются такие крупные отрасли, как газовая, энергетическая, нефтеперерабатывающая. К сожалению, на сегодняшний день нет структуры, которая могла бы определять потребности отрасли в таких станциях. Несколько сотен газотурбинных энергетических установок работают в районах Крайнего Севера, но комплексного развития данное направление пока не получило. Нет связующего звена, которое объединило бы производителей, потребителей и эксплуатирующие организации. Все пытаются делать это самостоятельно. Министерства утратили роль координаторов, а образовывать новые — не эффективно и не рационально. Пришло время, когда малую энергетику надо поднимать совместными усилиями заинтересованных отраслей.

Промышленно-финансовая группа «АвиаРус» выступает с инициативой создания в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей секции малой энергетики. В случае поддержки предложения мы готовы внести в это дело посильную лепту. Вложение бюджетных средств в развитие малой энергетики может быть самым минимальным. Достаточно иметь добрую волю заинтересованных сторон, нормальную законодательную базу и правильно организованные финансовые потоки, чтобы малая энергетика, опираясь на высокие технологии,  совершила скачок вперед на благо российской экономики.

 103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:

Copyright © 2003 ПромРос. Все права защищены. Disigned by

 

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!