Текущий номер журнала:
Экономический механизм России нуждается в обновлении
|
|
|
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ |
E-mail:[email protected].Потележечного взвешивания 150 тн.3,5 метра, однаплатформенные, цена 9 540$.Весы вагонные 150 тн.15,3 м, двухплатформенные, цена...
|
подробнее
|
|
Изготовим печную оснастку и арматуру для термических и термогальванических участков из жаропрочных соров стали методами...
|
подробнее
|
|
Линия для фасовки в картонные коробки, предварительно склеенные по продольному шву Линия, в зависимости от...
|
подробнее
|
|
Предлагаем фарфоровую посуду отечественных производителей по ценам ниже заводских! Отгружаем в регионы Постоянным...
|
подробнее
|
|
"НПТО "Корда" предлагает широкий ассортимент товаров российского производства теполизоляции, звукоизоляции, гидроизоляции для строительства, для энергетиков,...
|
подробнее
|
|
Оперативная статистика: -по движению товаров через границу РФ и Украина-по перевозкам внутри страны железнодорожным транспортом.Ежемесячная...
|
подробнее
|
|
Светильники на солнечных батареях. Ландшафтные светильники. Светодиодные светильники. www.standartov.net
|
подробнее
|
|
Ремонт энергетического оборудования восстановление отверстий штуцеров барабанов котлов ТЭС с применением новых технологий. Выполнение комплексных...
|
подробнее
|
|
Автономные отопители (автономные обогреватели) на жидком топливе - без электричества, без запаха, без гари, дыма...
|
подробнее
|
|
Ремонтируем, модернизируем оборудованиеранее выпускавшиеся заводом "Ленина", "Упмаш" г. Воронеж возможен ремонт, импортного,и другого фасовочно-упаковочного оборудования....
|
подробнее
|
|
Полный список объявлений
|
|
Добавить объявление
|
|
|
Главная / Журнал / Архив номеров / Экономический механизм России нуждается в обновлении / Анализ тенденций / Дизайн как основа конкурентного потребительского рынка России /
Дизайн как основа конкурентного потребительского рынка России
В последнее время большое внимание уделяется инновациям, инновационной деятельности как основе обеспечения конкурентоспособности в самом широком смысле — от конкурентоспособности экономики до конкурентоспособности продукции и предприятий. Какова роль промышленного дизайна в этих процессах?
На этот и другие вопросы об отечественном рынке дизайнерских услуг отвечает директор Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики Владимир КУЛАЙКИН.
В. Кулайкин. — Низкая конкурентоспособность отечественной продукции официально признана в качестве возможной угрозы экономической безопасности России. Поэтому в стране востребованными становятся инновационные технологии, и в их числе — промышленный дизайн. Среди приоритетных критериев конкурентоспособности имеются два, прямо относящихся к дизайну. Это — степень ориентации на потребителя (Россия — на 49-м месте в мире) и конкурентные преимущества компаний (72-е место).
Другими словами, превращение достижений науки, техники и технологий в полноценный потребительский товар, в привлекательный конкурентоспособный товар — важнейшая функция промышленного дизайна. Во взаимодействии с инженерным проектированием он обеспечивает реализацию научно-технических новаций на основе новых изобретений, новых материалов и технологий. Кроме того, средствами дизайна создаются оптимальные условия и комфортная среда для различных видов профессиональной деятельности. Тем самым дизайн способствует решению проблем культуры производства, обеспечивающей безопасность и повышение производительности труда и качества продукции.
— Наш внутренний рынок на 70 % заполнен импортными товарами и услугами, в то время как на рынках развитых стран ситуация обратная: собственные товары и услуги составляют 50—70 %, а в Южной Корее и Японии даже 80 %. Благополучие этих стран полностью определятся внутренним рынком, который подстраховывают внешние рынки. Какие пути решения этой проблемы вы видите для России?
— Россия — не первая страна, которая решает подобную проблему. Все без исключения страны с развитой или развивающейся рыночной экономикой активно используют дизайн как обязательный элемент промышленного производства, торговли, культуры и социального прогресса, что обеспечивается государством на уровне национальных программ развития дизайна. Именно дизайн стал одним из рычагов, позволивших «вытащить» экономику США из жестокого экономического кризиса 30-х годов. Другой пример дает послевоенная Западная Европа. Еще один пример — «японское экономическое чудо». Япония, вступая в мировой рынок, сделала ставку на внедрение в производство наукоемкой продукции, а превращение этих достижений в конкурентоспособный товар было осуществлено за счет широкого использования средств дизайна. В России та же тенденция. Те немногие промышленные потребительские товары, которые идут на экспорт, имеют дизайн мирового профессионального уровня. В их числе фотоаппараты марок ЛОМО и «Зенит», охотничье и спортивное оружие предприятия ИЖМАШ, серии боевых и спортивных машин марки СУ, приборы ночного видения, лучшие в своих ценовых нишах и экспортируемые в США, Японию, европейские страны, и др. Все они имеют Государственную премию РФ по номинации «Дизайн».
Примеры можно продолжить. И структура внешнеторгового оборота, и отечественный рынок, открытый зарубежным товарам, отчетливо сигнализируют о том, что одним из решающих факторов неконкурентности российских товаров является их низкий уровень дизайна. Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организации обостряет положение.
— Как вы можете охарактеризовать положение в стране с дизайном?
— Система отечественного промышленного дизайна на государственном уровне была создана в стране в начале 60-х годов. Она позволила сформировать новую область научного знания техническую эстетику, организовать сферу проектной деятельности — дизайн-проектирование, наладить дизайн-образование. При участии дизайнеров были созданы многие тысячи изделий как в промышленной, так и в социо-культурной сфере. Перестроечные процессы изменили саму систему существования дизайна — промышленность. Однако новые социально-экономические отношения в России не привели к «автоматическому» формированию рыночной модели дизайна, ориентированной на внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, превращению их в конкурентоспособный потребительский продукт, заполнение потребительского рынка страны по преимуществу отечественными товарами. Дизайн в России не занял ключевой позиции в производстве новой продукции, когда дизайнер участвует в разработке от первичной идеи до сети сбыта, владеет технологиями товарообразования и ценообразования, обеспечивает реальную прибыль. Статус дизайнерских служб таков, что они не встроены в структуру реального проектирования, производства и сбыта продукции и никак не влияют на них. Даже на крупных промышленных предприятиях дизайнеры приступают к работе над проектом в лучшем случае на стадии сложившейся концепции проекта, в большинстве же случаев — «улучшают внешний вид изделий».
Серьезная проблема — с кадрами. Несмотря на кажущееся большое число дизайнерских вузов (факультетов, кафедр), выпускающих дизайнеров, специалистов по промышленному дизайну не хватает, а уровень их подготовки не соответствует современным требованиям проектирования и производства.
Не секрет, что действующие программы подготовки дизайнеров сложились в период плановой экономики. И теперь, когда острая конкуренция действует во всех секторах потребительского рынка, программы мало изменились, и не случайно зачастую предприятия не ждут с распростертыми объятиями таких специалистов, поскольку они не в состоянии повлиять на реальное качество продукции. Между тем зарубежная практика свидетельствует, что возникновение убытков на фирме относят за счет руководителя службы дизайна. Особенность вопроса в том, что конкурентный рынок, где каждый товар представлен в десятках разновидностей, в том числе и ценовых, должен в избытке иметь идеи и проекты для маневрирования потребительскими достоинствами и ценами в условиях меняющейся конъюнктуры.
— Вы упомянули о государственных программах развития дизайна, существующих в зарубежных странах. А какова роль государства в развитии дизайна в нашей стране?
— Дизайн сегодня существует на средства фирм и предприятий. Однако этот процесс должен опираться на комплекс мер государственной поддержки, ориентированных на создание базовых (организационных, правовых и экономических) условий. Разработка государственной политики развития дизайна — главная задача нашего института. В качестве приоритетов государственной политики с учетом существующих реалий предлагается выделить три проблемы: использование дизайна для создания конкурентоспособной продукции, формирование инфраструктуры дизайна, эффективно функционирующей в рыночных условиях, подготовка кадров новой формации для работы в области дизайна.
Основные положения следующие. Предлагается организовать дизайнерские службы в инновационной инфраструктуре (технопарки, трансфертные центры и т. д.), а также создать региональные (или отраслевые) дизайн-центры для осуществления практической деятельности и оказания методической помощи конкретным организациям и предприятиям. Планируется создать Федеральный фонд развития дизайна в форме государственной некоммерческой организации для частичного или полного субсидирования дизайнерских разработок на промышленных предприятиях независимо от форм собственности при условии обязательного участия в разработках продукции профессиональных дизайнеров, оказания поддержки в вопросах создания современной материальной базы и т. д. Предлагается принять ряд правовых документов, определяющих статус дизайнерской деятельности и меры стимулирования предприятий всех форм собственности за высокий уровень дизайна серийно выпускаемой продукции, в том числе поставляемой на экспорт. Намечено существенно усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов рыночного дизайна.
— Какие направления сотрудничества ВНИИТЭ с промышленностью вы могли бы предложить?
— Становление и развитие системы дизайна в стране, включение дизайна в промышленную и инновационную сферу, о чем шла речь выше — это одно из направлений возможного взаимодействия и сотрудничества ВНИИТЭ и представителей промышленности, малого и среднего бизнеса. Примером такого сотрудничества может стать Ростовская область, где усилиями специалистов Новочеркасска при активной поддержке Администрации города и городской Думы, промышленных предприятий Новочеркасска и Ростова-на-Дону и методическом обеспечении ВНИИТЭ и Российского Союза дизайнеров был создан первый в России региональный дизайн-центр «Донской дизайн». Продуктивным представляется возможность практической реализации в промышленности инновационных дизайнерских разработок Института высокого профессионального уровня. В их числе не имеющие аналогов проекты развивающей предметной среды для подрастающего поколения, апробация которых в школах пяти регионов России показала устойчивый эффект повышения интенсивности развития детей до 20—50 % по основным показателям: мотивация к учебе, креативность, интеллектуальное развитие, адаптация, эстетическое развитие и др.
В ближайшее время в Институте начинают работу курсы повышения квалификации в области дизайна для специалистов промышленности, науки, управления и образования. Научно-методический центр по дизайн-образованию организует учебный процесс на базе современных образовательных технологий в диапазоне обучения от краткосрочных программ до программ высшего уровня. Интеграция образовательных, научно-исследовательских и проектно-экспериментальных структур обеспечивает подготовку дизайнеров новой формации. Для руководящего звена производственных фирм намечено организовать специализированные учебные курсы по дизайну, а также серию семинаров «Дизайн и прибыль».
И в заключение. ВНИИТЭ — это профессиональная школа подготовки кадров высшей квалификации в области дизайна и эргономики. С 1968 года в Институте работает аспирантура и функционирует Диссертационный совет по присуждению ученых степеней кандидата и доктора наук по специальностям 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн» и 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика». Дорога в аспирантуру открыта и специалистам из промышленности – в этом году начал функционировать центр консультирования и подготовки научных кадров высшей квалификации по указанным специальностям через соискательство.
|
Аркадий Вольский: Экономический механизм России нуждается в обновлении |
Выступление президента РСПП на встрече с руководителями иностранных корпораций, компаний и фирм. |
подробнее
|
|
Встреча с руководителями иностранных компаний в РСПП. Дискуссии. Факты. Комментарии |
|
подробнее
|
|
Внешняя трудовая миграция в России. Проблемы и возможные решения |
|
подробнее
|
|
Дизайн как основа конкурентного потребительского рынка России |
Директор ВНИИ технической эстетики В. Кулайкин о стратегическом значении дизайна для повышения конкурентоспособности продукции |
подробнее
|
|
Трубная промышленность России — на подъеме |
Генеральный директор Трубной металлургической компании Д. Пумпянский анализирует сегодняшние возможности и перспективы развития трубной отрасли |
подробнее
|
|
На пороге информационного общества |
ЗАО «Компания ТрансТелеКом» расширяет масштабы и географию деятельности |
подробнее
|
|
Страхование по-крупному |
Интервью зам. начальника ОСАО «Ингострах» Н. Галушина о страховом рынке России и услугах, ориентированных на предприятия |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
 |
|