Текущий номер журнала:
Бизнес Башкортостана. Пути эффективного развития.
|
|
|
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ |
полностью восстановленный в Германии в 2002 г., находится в Москве. В России не эксплуатировался.-Объем -...
|
подробнее
|
|
Продаем формопласт в неограниченом количестве.В пластинах - первичка, не использованый, не переработанный. Изготавливаем формы из...
|
подробнее
|
|
Производим модернизацию механических автомобильных и вагонных весов в тензометрические, E-mail: [email protected]Автовесы“0т 12м, 15м%9 ...
|
подробнее
|
|
Вы можете приобрести колбасные изделия всех ведущих мясокомбинатов в любом ассортименте по ценам производителя...
|
подробнее
|
|
Аренда автокранов и любой строительной техники !!!!Грузоперевозки. Предлагаем в Москве (диспетчер тел. 500-79-98) услуги по...
|
подробнее
|
|
Функции представительства региональных компаний в Москве:взаимодействие с коммерческими и государственными структурами,организация закупок и продаж.,...
|
подробнее
|
|
ООО "Торговый Дом "Спецтехника ГрАЗ" предлагает бензовозную технику производства Грабовского Автомобильного Завода. Бензовозы (АЦ), автотопливозаправщики...
|
подробнее
|
|
Предлагаем АРМАТУРУ кл.А-1; А-3; ст.А-400С; А-500С; АТ-800; 35ГС; в бухтах и прутках мерной и...
|
подробнее
|
|
Производим модернизацию механических автомобильных и вагонных весов в тензометрические, E-mail: [email protected],Автовесы“0т 12м, 15м%9 ...
|
подробнее
|
|
Продаем формопласт в неограниченом количестве.В пластинах - первичка, не использованый, не переработанный. Изготавливаем формы из...
|
подробнее
|
|
Полный список объявлений
|
|
Добавить объявление
|
|
|
Главная / Журнал / Архив номеров / Бизнес Башкортостана. Пути эффективного развития. / Власть и бизнес / У экономики — свои законы. Надобно их знать /
У экономики — свои законы. Надобно их знать
О промышленном потенциале и первоочередных задачах социально-экономического развития республики в интервью нашему корреспонденту рассказывает Рафаэль БАЙДАВЛЕТОВ, премьер-министр Правительства Республики Башкортостан.
— Уважаемый Рафаэль Ибрагимович, охарактеризуйте, пожалуйста, структуру башкирской экономики в целом. Какие ведущие направления промышленности наиболее развиты в Башкортостане? Насколько велико внимание властных структур региона к реальному сектору экономики, в том числе развитию высокотехнологичных направлений бизнеса?
— По объему валового регионального продукта Республика Башкортостан занимает десятое место среди субъектов Российской Федерации. Промышленные предприятия Башкортостана производят свыше 1300 наименований продукции, половина из которых поставляется во многие регионы России и за рубеж. По объему нефтедобычи республика в течение ряда лет занимает третье место в России. Нефтеперерабатывающий комплекс по мощности является одним из крупнейших в Европе. Мы выпускаем каждую пятую тонну дизельного топлива и автомобильного бензина, каждую девятую тонну топочного мазута по России. По объему производства электроэнергии Башкортостан входит в первую десятку энергосистем страны. В республике сосредоточена мощная химическая и нефтехимическая промышленность.
Высокими темпами развиваются предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и ряда других отраслей. Наряду с сохранением благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, динамику роста поддерживает увеличение внутреннего потребительского спроса на выпускаемую продукцию.
На территории республики действуют свыше 1 тыс. промышленных предприятий, что относит республику к числу крупнейших индустриальных центров Российской Федерации.
В 2003 году в Башкортостане произведено промышленной продукции на сумму 197,2 млрд. рублей, что составило по отношению к 2002 году 107,6 %. Определяющую роль в современной структуре республиканской промышленности играют, как я уже отметил, предприятия нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и электроэнергетики. В 2003 году их доля в объеме промышленного производства республики составила 48,2 %. Весомое значение в экономике имеют машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность. Важной особенностью структуры промышленности является технологическая взаимосвязанность предприятий нефтедобывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности.
Стратегической целью социально-экономической политики Республики Башкортостан мы считаем создание условий, обеспечивающих достойную жизнь населения на основе устойчивого комплексного развития экономики и социальной сферы. Достижение этой цели возможно на путях развития высокотехнологичных направлений бизнеса, осуществления структурной и технологической перестройки, создания сбалансированного и эффективно функционирующего народно-хозяйственного комплекса; повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и расширения рынков сбыта. Не последнее место в этом ряду занимают задачи дальнейшего реформирования отраслей и предприятий, обновления техники и технологий, создания новых эффективных производств.
Взятый нами курс на модернизацию экономики подкрепляется конкретными программами социально-экономического развития. Приоритетной задачей мы считаем поддержку бюджетообразующих отраслей и предприятий республики, которыми являются топливно-энергетический комплекс, химия и нефтехимия. Наиболее предпочтительными для инвестирования являются наукоемкие производства: химия и нефтехимия, машиностроение, приборостроение, вертолетостроение, электронная и электротехническая промышленность, транспортное машиностроение.
— Как бизнес-сообщество республики относится к задаче удвоения ВВП, поставленной президентом В. В. Путиным? Реально ли это осуществить для региона в целом?
— Выполнить эту задачу будет непросто. Сложность заключается в сложившейся структуре промышленности, где основной удельный вес занимает топливная промышленность — 37,7 %, в том числе нефтедобывающая — 17,9 %, нефтеперерабатывающая — 19,8 %, формирующие в основном динамику промышленного производства. Развитие этих отраслей сдерживается естественным истощением добываемого в республике углеводородного сырья. Поэтому в структуре промышленного производства необходимо сделать решительный поворот в пользу обрабатывающих отраслей, производящих конечную продукцию. К 2007 году предполагается увеличить долю этих отраслей к уровню 2003 года до 90,1 % (в скобках отмечу: в 2003 году удельный вес обрабатывающих отраслей в общем объеме промышленного производства составлял 79,3 %).
— Как бы вы охарактеризовали ваш регион с точки зрения инвестиционного климата, и что делается Правительством республики для его улучшения?
— По объему инвестиций в основной капитал республика входит в первую десятку субъектов РФ, занимая второе место (после Республики Татарстан) среди регионов Приволжского федерального округа. В 2003 году на развитие народнохозяйственного комплекса республики было направлено 54,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, в том числе в промышленность — более 18,7 млрд. рублей. В прошлом году в строительство объектов производственной и непроизводственной сферы республикой вложено 7,9 млрд. рублей капитальных вложений, в том числе на производственную сферу — 3,7 млрд. рублей.
В республике проводится определенная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности. 7 марта 2001 года принят в новой редакции Закон РБ «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан». В нем предусмотрены льготы, освобождающие инвесторов от уплаты налогов на прибыль на срок от 2 до 5 лет в части, зачисляемой в республиканский бюджет, и налога на имущество на первые 3 года деятельности.
Принят также Закон РБ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан», согласно которому субъектам инвестиционной деятельности предоставляются государственные гарантии и налоговые льготы в части средств, зачисляемых в республиканский бюджет и бюджеты районов и городов, а также льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами.
Постановлением Правительства РФ №625 от 20.08.2002г. утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года». Основные задачи программы — поднятие отдачи от инвестиций, создание благоприятных условий для наметившихся темпов роста, увеличение налоговых поступлений. В программе учтены такие важнейшие проекты федерального значения, как завершение строительства полиэфирного комплекса, организация серийного производства новых автомобильных двигателей, создание многоцелевого вертолета, наращивание производства автобусов и троллейбусов на машиностроительных предприятиях Башкортостана. В целом программа оценивается
в 172 млрд. рублей, включает в себя 79 инвестиционных проектов и 53 комплексных социальных мероприятия.
Факторов, способствующих созданию в Башкортостане благоприятного инвестиционного климата, предостаточно. Республика занимает удобное географическое положение, имеет богатейшие разведанные запасы природных ресурсов, современную систему связи, транспортных коммуникаций. Устойчивостью отличается банковская система республики, которая отвечает современным международным требованиям. Республика обладает уникальным сочетанием высокого инвестиционного потенциала и высокого уровня инвестиционной безопасности. Авторитетными международными рейтинговыми агентствами «Moody’s Investors Service Limited» и «Standard&Poor’s Ratings Group» Башкортостану присвоены максимально высокие для регионов России кредитные рейтинги: «Ва3», прогноз «стабильный» и «ВВ-» (прогноз «стабильный»).
По общему объему капитальных вложений республика занимает седьмое место в стране. По насыщенности территории сырьем и ресурсами, развитию производственного сектора, уровню развития инфраструктуры, интеллектуальному и инновационному потенциалу мы входим в десятку регионов с наименьшим риском для инвесторов. Республика отнесена к типу инвестиционного климата «средний потенциал — умеренный риск», куда входят также Самарская, Нижегородская, Саратовская, Пермская, Иркутская и Новосибирская области, Краснодарский и Приморский края, Республика Татарстан.
— А как обстоят дела с кредитованием обновляемых производств?
— В целом удовлетворительно. На 1 октября 2004 года в объекты промышленности привлечено кредитов на сумму 14,9 млрд. рублей, что на 18 % больше аналогичного показателя прошлого года. В химическую промышленность, например, привлечено кредитов 6,1 млрд. рублей, в электроэнергетику — 2,5 млрд. рублей, в машиностроение — 2,6 млрд. рублей, торговлю и общественное питание — 5,3 млрд. рублей.
В 2003 году с привлечением средств федерального и республиканского бюджетов были продолжены работы по строительству двух крупнейших объектов республики — полиэфирного комплекса ОАО «Полиэф» и Юмагузинского водохранилища. В текущем году на строительство полиэфирного комплекса выделено 500 млн. рублей бюджетного кредита.
За счет кредитов Башкирского отделения Сбербанка России профинансированы такие крупные проекты, как реконструкция производства кабельного пластиката в ЗАО «Каустик» и цементного производства в ОАО «Сода».
— Какова степень износа оборудования на башкирских предприятиях?
— За 1999 — 2003 годы степень износа основных фондов сократилась с 58,2 % до 52,7 %. Но в целом износ основных фондов остается высоким: в электроэнергетике — 54,7 %, лесной промышленности — 42,1 %, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной — 49,1 %. Несколько лучше ситуация в полиграфической и пищевой промышленности, где износ составляет — 24,2 % и 34,4 % соответственно.
— Что делается в республике в сфере модернизации производства?
— В промышленности республики доля обновленных основных фондов в общей их стоимости выросла с 4,3 % в 1999 году до 9 % в 2003 году. В топливной промышленности, например, доля обновленных основных фондов составила 17,1 %, в пищевой промышленности — 13,2 %. Не столь активно, как хотелось бы, обновляются основные фонды в электроэнергетике, черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности.
Объем средств, вложенных в развитие и модернизацию объектов производственного назначения, возросло с 22,95 млрд. рублей в 2000 году до 32,15 млрд. рублей в 2003 году, то есть на 40 %. Из республиканского бюджета на модернизацию производств только в 2003 году было выделено 5,85 млрд. рублей.
— Какую поддержку, в том числе на основе региональных законов, оказывает Правительство республики башкирским предприятиям?
— Государственная поддержка предприятий республики обеспечивается Законом РБ «О промышленной политике в Республике Башкортостан». Эффективно работают такие меры господдержки, как предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов, зачисляемых в бюджет Республики Башкортостан; обеспечение республиканскими и муниципальными заказами на производство отдельных видов продукции; бюджетное кредитование; содействие предприятиям в расширении рынка сбыта продукции через развитие республиканской кооперации и внешнеэкономических связей с другими субъектами Российской Федерации и государствами. В случае необходимости инвесторам наиболее значимых экономических проектов предоставляются гарантии Правительства республики. Нами также предпринимаются меры по реструктуризации монополизированных отраслей промышленности, защите внутреннего рынка и другие.
Кроме того, в республике реализуются целевые программы, направленные на поддержку и развитие предприятий, в том числе Среднесрочная программа реформирования агропромышленного комплекса РБ на 2001—2005 годы, Республиканская подпрограмма реформирования предприятий мясной и молочной промышленности на 2002—2005 годы, Концепция развития медицинской промышленности в республике, Программа «Развитие цветной металлургии РБ на 2004—2010 годы» и другие.
— Как вы оцениваете существующую систему распределения налогов между регионами и центром?
— Для нас это весьма болезненная тема. Являясь регионом-донором федерального бюджета, Республика Башкортостан по уровню собираемых налоговых и неналоговых доходов занимает второе место в Приволжском федеральном округе. В последние годы на фоне меняющегося налогового законодательства произошло значительное перераспределение доходов бюджетов субъектов РФ в пользу федерального бюджета. Если в 1999 году в федеральный бюджет направлялось 25,3 процента собираемых на территории республики налогов, то в 2000 году эта доля уже составила 31 процент, в 2001 году — 49,4 процента, в 2002 году — 54,8 процента, в 2003 году — 60 процентов, за 9 месяцев текущего года — уже 59,5 процента. Процесс централизации бюджетных ресурсов очевиден. И предела этому пока не предвидится. Внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменения, которые вступят в действие с 1 января 2005 года, устанавливают новые нормативы отчислений налогов в федеральный, региональный бюджеты, а так же бюджеты органов местного самоуправления. С учетом этих нормативов проект бюджета Республики Башкортостан на 2005 год сформирован с дефицитом. Подобного у нас не было даже в советские времена. Причем дефицит этот рождается вопреки объективным законам развития экономики. Снижение норматива отчисления налога на добычу углеводородного сырья в бюджеты субъектов Российской Федерации с 14,4 процента до 5 процентов, а также снижение ставки налога на прибыль, зачисляемой в бюджеты субъектов, с 19 процентов до 17,5 процента, сокращают доходную часть бюджета республики на 2 млрд. 230 млн. рублей. Получается, что в результате реформирования межбюджетных отношений и социальных льгот в большей степени пострадают экономически развитые регионы. Имея высокие показатели по прибыли и уровню добычи полезных ископаемых, они теряют значительную часть своих доходов. Между тем, только для покрытия расходов по социальным льготам нам потребуется дополнительно 2 млрд. рублей.
В этих условиях, не скрою, будет очень непросто обеспечить консолидированный бюджет республики доходными источниками, достаточными для выполнения бюджетных обязательств. На мой взгляд, необходимо передать субъектам часть налога на добавленную стоимость. В этом случае регионы будут реально заинтересованы в увеличении валового регионального продукта. В пересмотре нуждается и пятипроцентный норматив зачисления в республиканский бюджет налога на добычу углеводородного сырья. Для нефтедобывающей республики это, знаете ли, крайне мало и несправедливо.
— Какие изменения предложили бы вы в рамках реформирования системы местного самоуправления?
— При Президенте Республики Башкортостан создан Совет по местному самоуправлению, разработан перечень мероприятий по совершенствованию местного самоуправления на 2004—2007 годы, ведется работа по уточнению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом, разграничению собственности на муниципальную и государственную. К этому хочу добавить следующее.
Во-первых, ныне существующую в республике систему местных органов государственной власти я считаю оправданной и самодостаточной. Она в полной мере обеспечивает действенную вертикаль власти в Башкортостане.
Во-вторых, не следует забывать и о финансовых основах местного самоуправления. Необходимо установить конкретный перечень, величину и источники собственных доходов местных бюджетов, которые смогли бы обеспечить, по крайней мере, минимальные социальные потребности населения муниципальных образований. А это, опять же, зависит от соответствующего федерального закона. Продолжающееся ежегодное снижение доли местных налогов затрудняет выполнение возложенных на органы местного самоуправления функций. Без крепкой финансовой базы эффективная власть на местах не может состояться.
— Какие антикризисные меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять в системе подготовки кадров для предприятий? Какова демографическая ситуация в Башкортостане? Какие программы молодежи и молодых семей действуют на территории республики?
— Кадровое обеспечение отраслей экономики республики особых беспокойств не вызывает. Правда, ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих в машиностроении, особенно по таким специальностям, как токари, фрезеровщики, слесари-лекальщики, слесари-ремонтники. Не случайно промышленные предприятия возобновили подготовку кадров рабочих непосредственно на предприятиях и рабочих местах. В настоящее время в республике функционируют 123 профессиональных училища и лицея. Контингент обучающихся в них растет из года в год и насчитывает сейчас более 60 тыс. человек. Система среднего профессионального образования в республике представлена 75 государственными и 2 кооперативными ссузами. Общий контингент студентов ссузов также увеличивается и составляет сейчас около 90 тыс. человек. В республике получает развитие территориальная структура сети учреждений высшего и среднего профессионального образования. В 2003 году открыт Акъярский горный колледж, а также филиалы Уфимского государственного авиационного технического университета в городах Туймазы и Стерлитамак, филиалы Уфимского государственного института сервиса в городах Бирск, Салават, Октябрьский. Региональный рынок требует специалистов нового профиля. Только в прошлом году в вузах и ссузах республики введено обучение по 17 новым специальностям. Расширяется практика обучения студентов на договорной основе. По системе целевой контрактной подготовки в вузах обучается более 11 тыс. студентов, в том числе контракты с работодателями заключили более 9 тыс. студентов. Что касается демографической ситуации, — она характеризуется увеличением числа родившихся и количества зарегистрированных браков. Отмечается замедление темпов роста смертности населения, при этом заметно снизилась младенческая смертность. В последние годы демографические показатели по республике складываются относительно благоприятно по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом. По численности населения Башкортостан занимает первое место в Приволжском федеральном округе и седьмое место в Российской Федерации. На долю республики приходится 2,8 % населения страны и 13,2 % населения Приволжского федерального округа.
На улучшение демографической ситуации направлены реализуемая Концепция долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года, меры целевой поддержки многодетных и малообеспеченных семей.
Республика первой среди регионов России приняла Закон «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан». У нас реализуется Президентская программа «Молодежь Башкортостана» на 2004—2006 годы, направленная на формирование здорового образа жизни, обеспечение трудоустройства и занятости молодых людей, а также поддержку творческой молодежи. Разработана и реализуется республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Она рассчитана до 2010 года. В 2003 году благодаря государственной поддержке улучшили жилищные условия 1800 молодых семей. Из них 600 молодых семей получили квартиры на льготных условиях, в том числе 172 квартиры без первоначального взноса, с рассрочкой выплат на 15 лет.
— Что для вас означает социальная ответственность бизнеса, и как делят ее власть и бизнес в республике?
— Социальная ответственность бизнеса не является некой эфемерной категорией. В соответствии с действующим законодательством, бизнес наравне с государством несет ответственность за социальное благополучие населения, рациональное использование природных ресурсов, охрану труда и окружающей среды. Другое дело, по кругу вопросов и степени ответственности отечественный бизнес пока не дотягивает до международных норм и критериев, что, впрочем, неудивительно. Ведь российский бизнес еще молод. По этим вопросам много пробелов имеется и в законодательстве.
Думаю, вернее будет говорить сегодня не о разделении ответственности бизнеса и власти, а о широком объединении усилий государства и предпринимателей на решение социальных задач, обустройство территорий и развитие современных производств. Такие партнерские отношения, как показывает опыт Башкортостана, дают позитивные результаты. Назову некоторые факты. В республике шесть лет к ряду продолжается экономический рост. Реальные располагаемые денежные доходы населения и потребление населением товаров и услуг растут пятый год подряд. В 2003 году численность занятого населения по сравнению с 2002 годом выросла на 2,6 %. Уровень зарегистрированной безработицы за год снизился с 1,8 % до 1,4 %. По итогам 2003 года денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2002 годом в 1,3 раза. В целом по Российской Федерации реальные денежные доходы за этот период выросли в меньшей степени — на 14,5 %. Среднемесячная заработная плата, начисленная работникам в 2003 году, составила 4535 рублей и по сравнению с 2002 годом возросла на 21,1 %. Долги предприятий по заработной плате уменьшились за год в 2,7 раза.
Программой этого года предусмотрен ввод в эксплуатацию 1,5 миллиона квадратных метров жилья, — с ростом в 1,8 % к уровню 2003 года. В январе-сентябре текущего года за счет всех источников финансирования построено 11,2 тыс. квартир общей площадью 958,8 тыс. кв. метров. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года ввод жилья увеличился на 29,8 тыс. кв. метров, или на 3,2 %.
2004 год в Башкортостане проходит как Год окружающей среды. Правительством республики утверждена единая республиканская целевая программа «Экология и природные ресурсы РБ», которая является составной частью федеральной программы. Эти и другие примеры свидетельствуют о согласованности действий государственных органов власти и деловых кругов по обеспечению баланса коммерческих и социальных критериев.
— Принято считать, что для успешного функционирования перспективного бизнеса наиважнейшей составляющей является его прозрачность. Какие меры необходимы, на ваш взгляд, для борьбы с «непрозрачными» предприятиями?
— Действительно, оборот «теневой экономики», по оценкам специалистов, соизмеряется со значительной частью валового внутреннего продукта страны. Различные хитросплетенные схемы увода прибыли от налогообложения создают иллюзию благополучия, но на самом деле ведут в тупик. В этой ситуации нам не следует изобретать велосипед, а лучше обратиться к мировому опыту. Необходимо (и чем скорее, тем лучше) внедрять на предприятиях международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Российские банки ведут свою бухгалтерию по этим стандартам уже с 1 января текущего года. Часть российских предприятий перешла на МСФО на добровольной основе. Но не все такие сознательные. Надо, значит, решать этот вопрос в законодательном порядке.
Борьба с «непрозрачными» предприятиями требует повышения уровня корпоративного управления. Это позволит упорядочить отношения между акционерами, Советом директоров, менеджерами, а также другими заинтересованными сторонами, поскольку одним из основных принципов корпоративного управления является открытость информации. Внедрение на предприятиях и организациях систем менеджмента качества на основе международных стандартов (МС) серии ИСО 9000 также приводит к перестройке организационно-управленческих процессов, к большей прозрачности бизнеса, и, как следствие, повышению инвестиционной привлекательности.
— Что вы думаете о реструктуризации естественных монополий? Насколько она необходима для вашей республики?
— Естественные монополии в республиканской электроэнергетике, газовой и железнодорожной отраслях функционируют в общероссийском формате реформирования. Наши энергетики в числе первых в России организовали разделение функций транспортировки электроэнергии и ее сбыта. До 1 января 2005 года все предприятия — оптовые перепродавцы электроэнергии, действующие на территории Башкортостана, должны получить статус транспортирующей организации. Электрические сети ведущего предприятия отрасли — ОАО «Башкирэнерго» также ведут подготовку к выделению в региональные электрические сети.
Намечаются структурные преобразования и в Башкирском отделении Куйбышевской железной дороги. Произойдет разделение функций «перевозчиков» и «эксплуатационщиков» с выделением из их состава непрофильных подразделений. Появятся частные «перевозчики», владельцы прижелезнодорожных инфраструктур. Это и будет стимулом для развития конкурентной среды, снижения издержек производства и сдерживания роста тарифов на услуги естественных монополий.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития башкирской экономики на ближайшие годы?
— По поручению Президента республики М. Г. Рахимова Правительством РБ разработан и внесен на рассмотрение Государственного Собрания Прогноз социально-экономического развития на 2005 год и на период до 2007 года. По нашим расчетам, экономический рост в республике будет продолжаться со среднегодовым увеличением валового регионального продукта на 5,2 %. Прогноз предполагает опережающий рост доходов населения по сравнению с динамикой валового регионального продукта, что является необходимым условием повышения благосостояния населения и наращивания потребительского спроса. К 2007 году по сравнению с 2004 годом рост ВРП прогнозируется на 16,2 %, производства промышленной продукции — на 12,7 %, производства сельскохозяйственной продукции — на 5,9 %, инвестиций в основной капитал — на 24,8%, оборота розничной торговли — на 20,2%, реальных располагаемых денежных доходов населения — на 22,4%.
Созданный в предыдущие годы макроэкономический запас прочности вселяет уверенность в том, что по основным параметрам социально-экономического развития мы выйдем на прогнозный уровень.
Беседовала Нина АЛЕХНОВИЧ
|
Ориентиры экономической политики Башкортостана |
Интервью с Президентом Республики Башкортостан М. Рахимовым |
подробнее
|
|
У экономики — свои законы. Надобно их знать |
Премьер-министр Правительства РБ Р. Байдавлетов о развитии промышленности республики |
подробнее
|
|
Инновационная экономика — будущее России |
Опыт деятельности СПП РБ и Межрегионального фонда содействия инновациям из уст председателя Башкирского регионального отделения РСПП Н. Сулейманова |
подробнее
|
|
Уфимские авиадвигатели — гордость России |
Гендиректор УМПО В. Лесунов о задачах развития производства двигателей нового поколения |
подробнее
|
|
Факторы устойчивого развития |
Башкирский «Каустик» наращивает объемы производства и расширяет ассортимент продукции |
подробнее
|
|
ОАО «Газ-Сервис»: газификация всего Башкортостана |
|
подробнее
|
|
БХП «Агидель». От истоков — в третье тысячелетие. Народная душа в добрых традициях |
|
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|