Главная / Журнал / Архив номеров / Бизнес Башкортостана. Пути эффективного развития. / Моторостроение / Уфимские авиадвигатели — гордость России /
Уфимские авиадвигатели — гордость России
ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — крупнейшее в России двигателестроительное предприятие. В 2005 году ему исполнится 80 лет. Основанное в 1925 году, оно неизменно занимает высокие позиции в рейтинге динамично развивающихся предприятий страны. Основной задачей его было и остается изготовление современной качественной авиационной техники. На протяжении своей истории здесь выпущено более 50 типов и модификаций двигателей, установленных на 170 моделях самолетов всемирно известных фирм Сухого, Микояна, Туполева, Ильюшина, Бериева, Яковлева.
За восемь десятилетий УМПО удостоено свыше 30 правительственных наград СССР, в том числе двумя орденами Ленина и орденом Боевого Красного Знамени, имеет 6 международных и 14 российских конкурсных и выставочных наград, занимая неизменно высокие позиции в рейтинге крупнейших предприятий России при положительной динамике товарного выпуска продукции.
Подробнее о деятельности предприятия — крупнейшего экспортера авиадвигателей высокого мирового уровня — рассказывает генеральный директор Валерий ЛЕСУНОВ.
ИЗ ДОСЬЕ Валерий Павлович ЛЕСУНОВ родился в 1949 году в п. Урман (БАССР). Окончил Уфимский авиационный институт. Трудовую деятельность начал в УМПО в 1968 году, где прошел путь от резчика металла до генерального директора. С 1994 по 1998 годы — первый заместитель премьер-министра РБ, с 1998 года — генеральный директор ОАО «УМПО».
Кандидат экономических наук, член Ученого совета УГАТУ. Автор более 20 научных и учебно-методических статей и 4 авторских свидетельства на изобретения. Награжден орденом Почета (2000 г.), Почетным знаком «Заслуженный предприниматель» (2002 г.), дипломом «Лучший менеджер России» (1999 г.), лауреат Всероссийской премии «Российский национальный Олимп», входит в число ста лучших ТОП-менеджеров России. Директор года Ассоциации профсоюзов машиностроительной отрасли РБ (2001—2004 гг.), заслуженный машиностроитель РБ. Депутат Госсобрания и член Президентского Совета РБ. Председатель Совета директоров предприятий и организаций г. Уфы.
Гордость России
Вся история ОАО «УМПО» свидетельствует о том, что основной задачей предприятия был и остается выпуск современной качественной авиационной техники. На самолетах с двигателями производства УМПО совершен ряд выдающихся полетов и установлено более 100 мировых авиационных рекордов. Президент России В. В. Путин авиадвигатели, изготавливаемые ОАО «УМПО», назвал «безусловной гордостью России». За восемь десятилетий существования предприятие выпустило авиационных моторов и двигателей более 50 моделей и модификаций разработок конструкторов В. Я. Климова, А. А. Микулина, Н. Д. Кузнецова, А. М. Люльки, С. К. Туманского, Н. Г. Мецхваришвили, К. Р. Хачатурова, С. А. Гаврилова, В. М. Чепкина, Ф. М. Муравченко.
В настоящее время УМПО производит турбореактивные двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов Су-27, Су-30, Су-35 и их модификации, Р-95Ш и Р-195 для семейства самолетов Су-25, Д-436Т1 для Ту-334 и Д-436ТП для самолета-амфибии Бе-200, колонки несущих винтов для вертолетов Ка-27, Ка-28, Ка-32, трансмиссии для вертолетов Ми-26.
Объединение — производитель двигателя поколения 4+ в серийном исполнении. Изделие востребовано на рынке. В рамках межправительственного соглашения заключен контракт на его лицензионное производство, УМПО определено головным предприятием по этому направлению.
Постановлением Правительства РФ ОАО «УМПО» включено в состав предприятий, задействованных в серийном производстве авиадвигателя пятого поколения, что вполне позволяют освоенные здесь технологические процессы и набор уникального оборудования.
Крупнейший экспортер
У объединения около 50 солидных заказчиков в России и за рубежом: в Индии, Китае, Вьетнаме, Южной Корее. При техническом содействии на предприятиях пяти стран успешно освоено лицензионное производство двигателей ВК-1Ф, РД-9Б, Р11Ф-300, Р25-300, Р29Б-300. Уфимские двигатели соответствуют лучшим мировым образцам и нормам летной годности, достойно конкурируя с продукцией ведущих зарубежных фирм. УМПО является одним из лидирующих экспортеров авиадвигателей в стране, что требует постоянной работы над модернизацией и повышением качества наших изделий.
Политика качества
В основе стратегии развития предприятия лежат три постулата: рост объемов и расширение номенклатуры выпускаемой продукции, снижение уровня затрат и высокое качество. Наш стиль работы — это точность, обязательность и внимание к интересам заказчика, а девиз: «Надежность и качество — всегда и во всем».
Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO-9001-2001, что подтверждено сертификатом соответствия NBP 02.112.0495-2004 в системе добровольной сертификации «Военный регистр».
В ОАО «УМПО» уделяется особое внимание послепродажному сопровождению и ремонту авиационных двигателей. Специалисты ОАО «УМПО» обеспечивали и обеспечивают сопровождение эксплуатации двигателей из Уфы в 30 странах мира, а в 15 государствах при их поддержке налажен и осуществляется ремонт.
Высокие технологии — локомотив развития
В сложный период перехода к рынку УМПО удалось сохранить главное: технологии производства, квалифицированные кадры и традиционное высокое качество. Нам удалось обеспечить надежность выпускаемой продукции, используя уникальные технологические процессы.
Специалисты объединения стали инициаторами применения ионной имплантации, позволившей значительно повысить эксплуатационные свойства высоконагруженных деталей, закуплено и введено в эксплуатацию новейшее оборудование, внедряются изобретения, разработано и внедрено более 20 уникальных технологических процессов. В полной мере понимая необходимость сохранения и повышения конкурентоспособности нашей продукции на мировом рынке, ОАО «УМПО» приняло концепцию развития инженерных технологий, в которой ведущее место занимает блок CALS.
СALS-технологии базируются на трех составляющих. Первая — это функционирующая в УМПО интегрированная система организации управления производством «БААН». Вторая — комплекс систем САПР, существенно повышающих качество, скорость и, в конечном итоге, эффективность исполнения инженерных проектов, включая техпроцессы. И третья — система PDM, управляющая инженерными данными проекта. Она предназначена для организации, хранения и управления конструкторско-технологической информацией: в ней размещаются, например, весь состав изделия, технологические процессы его изготовления, справочники по материалам, базы данных по оснащению.
Мы ведем последовательную линию по оснащению рабочих мест инженеров компьютерами и программным обеспечением САПР. Современные системы компьютерного проектирования (CAD), позволяют значительно сократить затраты времени и средств на разработку и конструирование новых изделий. Возможности внедренной в объединении компьютерной системы прототипирования уникальны — математическую модель с монитора компьютера можно легко «овеществить» напрямую, без традиционных способов промышленного изготовления.
Во всем мире крупные промышленные компании отдают предпочтение этим системам. Эффект от использования компьютерной системы прототипирования проявляется в значительном, в десятки раз, сокращении времени и затрат на разработку новых изделий, а также повышения качества разработки. Конструктор получает в свои руки рабочую модель почти так же легко и быстро, как чертеж с принтера или плоттера, что позволяет значительно повысить эффективность его работы.
Инвестиции в будущее
Авиационная тематика — не единственная сфера деятельности уфимских моторостроителей. Учитывая увеличение спроса на отечественном рынке газоэнергетического оборудования, более 10 лет назад ОАО «УМПО» сделало первые шаги по применению двигателей авиационного типа в наземной технике, а именно в газоперекачивающих и энергетических установках. Уфимские моторостроители на базе выпускаемого авиационного двигателя АЛ-31Ф для истребителя «Су-27» освоили производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16МВт и АЛ-31СТЭ для электростанций на 18 МВт в блочно-контейнерном исполнении. КПД у таких станций значительно выше, чем у больших ТЭЦ, так как потери электроэнергии при передаче по проводам на большие расстояния отсутствуют. Подобные электростанции нужны не только в России, на них имеется стойкий экспортный спрос. Объединение может предложить потенциальным заказчикам целую гамму продукции в различной компоновке, включая сдачу «под ключ» целых станций.
Известно, что освоение подобной техники требует значительных вложений. Но, вкладывая средства в производство новой, востребованной на рынке продукции сегодня, ОАО «УМПО» закладывает прочный фундамент для последующего роста и процветания, инвестируя в свое будущее.
Непрерывный экономический рост предприятия любой отрасли напрямую зависит от экономического потенциала страны. Экономика России в последние годы демонстрирует устойчивый рост и положительную динамику макроэкономических показателей. Значительно выросло промышленное производство, что позволило заложить основу для обеспечения стабильности всех отраслей экономики, в частности, машиностроения.
Президент РФ В. В. Путин поставил задачу: за 10 лет вдвое увеличить ВВП. В 2003 году в ОАО «УМПО» рост объемов производства увеличился в 2,2 раза, по сравнению с уровнем 2001-го. В последующие годы объединение планирует увеличивать объемы, так как обеспечено заказами на поставку своей продукции. Положительная динамика отмечается также по увеличению численности, заработной платы и всех социальных благ, которыми пользуются заводчане.
В 2004 году на предприятии стартовали несколько исключительно авиационных проектов. Во-первых, это освоение двигателя АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов российских и зарубежных ВВС. Следующая программа — адаптация, с соответствующей глубокой модернизацией, базового двигателя АЛ-31Ф применительно к самолетам МиГ-27, которая касается не всего двигателя, а лишь наружной его части.
Долгосрочную перспективу развития в объединении связывают, в первую очередь, с накопленным потенциалом приоритетных высоких технологий авиадвигателестроения, которые позволят УМПО сохранять основной профиль.
|