Главная / Журнал / Архив номеров / Бизнес Башкортостана. Пути эффективного развития. / Моторостроение / «Гидравлика» — жизнь на взлете /
«Гидравлика» — жизнь на взлете
На отечественном рынке все более заметную роль начинают играть предприятия, изначально нацеленные на выпуск высокотехнологичной, уникальной продукции. Именно таким производством уже долгие годы является Федеральное государственное унитарное предприятие «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика». Вот уже несколько десятилетий подряд с запуска двигателей этой известной марки начинается полет каждого отечественного лайнера. О том, какие задачи предприятию приходилось решать в последние несколько лет, и планах на будущее рассказывает генеральный директор предприятия Николай ПУЧНИН.
ИЗ ДОСЬЕ
Николай Борисович ПУЧНИН родился в 1955 году в пос. Павловка Наримановского района БАССР. В 1977 году закончил Уфимский нефтяной институт по специальности «Инженерэлектромеханик по автоматизации». После этого работал преподавателем, старшим лаборантом, мастером, заместителем начальника цеха по производству. В 1987 году назначен директором вертолетноагрегатного завода. В 1989 году переведен на должность заместителя начальника основного производства на Уфимское моторностроительное производственное объединение. В 1990 году стал директором завода гибких валов. В 1999 году назначен арбитражным управляющим ФГУП УАП «Гидравлика». В 2002 году избран на конкурсной основе генеральным директором этого предприятия.
Спрос на уникальность
Десять лет назад «Гидравлике» не удалось избежать участи сотен предприятий, относящихся к военнопромышленному комплексу. Было все: и балансирование на грани банкротства, и невыплата зарплат.
Все наши технологические линии и техпроцессы были созданы для производства высоконадежных, высокоресурсных, безотказных, а значит, дорогих изделий для гражданской и военной авиационной техники. В условиях низкой платежеспособности заказчиков это направление не обеспечивало нам прибыли. Поэтому еще в середине 90х нами была принята новая стратегия: найти место приложения сил, знаний и авиационного опыта коллектива в других отраслях промышленности. Мы были уверены, что за счет освоения новых изделий и изготовления оборудования собственными силами можно добиться увеличения загрузки имеющихся производственных мощностей. Особое внимание было уделено освоению изделий с объемами средне и крупносерийного производства.
СПРАВКА
Федеральное государственное унитарное предприятие Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика» является лидером отечественной промышленности по производству вспомогательных газотурбинных двигателей для летательных аппаратов, гибких металлических и фторопластовых трубопроводов, авиационных фильтров и агрегатов.
Эта задача потребовала присоединить к «Гидравлике» ОКБ «Гидромеханика», которое мы потеряли в 80е. Кроме того, мы создали дополнительное опытноконструкторское предприятие ОКП для серийного производства новых изделий с оборудованием, оснасткой, серийной технологией. Как оказалось, все эти действия оказались очень своевременными.
Внедрение требований Евро2 к грузовым автомобилям и Евро3, Евро4 к легковым автомобилям потребовало от автопрома применение агрегатов и компонентов, сравнимых по надежности, ресурсу и технологическим характеристикам, близким к авиационным. А это сразу подняло нашу конкурентоспособность.
Сегодня «Гидравлика» имеет постоянные заказы от крупнейших заводов автопрома. Автолюбители, например, хорошо знают топливные фильтры и рампы подвода масла к системам газораспределения в автомобилях производства «Автоваз». Для «КАМАЗа» мы выпускаем металлорукава системы выпуска отработанных газов, фторопластовые тормозные шланги и другие комплектующие.
На недавно прошедшей в Москве международной выставке «Моторшоу — 2004» новые разработки завода получили наилучшие отзывы специалистов.
Есть одна у авиаторов мечта…
Однако, выйдя на авторынок, предприятие не собирается оставлять авиационную тематику. Она попрежнему составляет более 60% объема производства завода. Было бы большой ошибкой перечеркнуть труд многих специалистов высшей квалификации.
На сегодняшний день ФГУП УАП «Гидравлика» остается единственным серийным заводом, изготавливающим вспомогательные авиационные двигатели — те самые, которые запускают маршевые двигатели воздушных кораблей. Двигатели производства «Гидравлики» эксплуатируют более чем 300 авиакомпаний и воинских частей.
Единственными монопольными изготовителями в стране мы остаемся в среднесерийном производстве авиационных фильтров и агрегатов, крупносерийном производстве металлорукавов, компенсаторов и фторопластовых рукавов. Технические возможности гибких трубопроводов — рабочее давление до 1000 атм, температурный диапазон эксплуатации от — минус 253 до плюс 600град. по Цельсию, стойкость к любой агрессивной среде, защищенность от электростатических зарядов, длительные сроки работы — позволяют применять их в различных отраслях промышленности: металлургической, автомобильной, судостроительной, станкостроительной, атомной, в ЖКХ и энергетике.
Сегодня мы стараемся развивать производство таким образом, чтобы отдельные его компоненты дополняли друг друга и работали на общий успех.
Слагаемые успеха
Созданный специалистами предприятия уникальный парк оборудования для производства высокотехнологичной продукции по своим техническим характеристикам соответствует самым современным требованиям. Аналогов некоторых станков в мире просто не существует. Надежной базой предприятия для освоения новых изделий и технологий, роста производительности труда и повышения качества изделий является его инструментальное производство. Металлорежущий, мерительный инструмент, технологическая оснастка, штампы, прессформы, а также сложные механические агрегаты различной аппаратуры изготавливаются инструментальным производством по заказам многих предприятий, НИИ и проектных организаций.
УАП «Гидравлика» располагает уникальной испытательной базой, охватывающей все многопрофильное производство. На автоматизированных испытательных стендах жесткому контролю подвергается 100% выпускаемой продукции. Изделия проходят испытания, имитирующие реальные статические, динамические воздействия и климатические условия эксплуатации. Технические службы ФГУП УАП «Гидравлика» ведут непрерывную работу по совершенствованию контроля и освоению современных методик оценки качества. На предприятии действует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО 90012001 и ГОСТ РВ 150022000.
Вместе с тем ФГУП УАП «Гидравлика» было бы трудно развиваться без четкой, хорошо продуманной стратегии. Каждое наше подразделение участвует в разработке планов, которые являются важными частями общего бизнесплана предприятия. Как и в высшем законодательном органе страны, утверждение ориентировочных показателей проходит несколько предварительных чтений. Но и принятые плановые документы не становятся догмой. Если плановые показатели отличаются от фактических результатов работы более чем на 10%, идет их корректировка. В условиях рынка мы не можем позволить себе нести неоправданное бремя лишних расходов.
Ценные ресурсы
Как ни парадоксально это звучит, но устойчивое положение предприятия определяется не только его финансовыми показателями. На ФГУП УАП «Гидравлика» практически в полном объеме сохранены объекты социальнобытового назначения. Для семейного отдыха недалеко от Уфы на живописном берегу реки Белой и озера Черного расположена база отдыха с уютными коттеджами. Для работников предприятия, желающих укрепить свое здоровье, всегда открыты двери спорткомплекса «Спутник», где есть возможность заниматься десятью видами спорта. Предприятие содержит на своем балансе детский сад, комбинат питания, общежитие.
В летний период дети работников «Гидравлики» могут отдохнуть в детском оздоровительновоспитательном подразделении «Алые паруса». Любителей охоты и рыбной ловли приглашает к себе охотничье хозяйство «Питяково», расположенное в 120км от Уфы, в окружении живописных озер — Кисегуль и Узень.
Новые горизонты
Ежегодно на «Гидравлике» разрабатывается план освоения новых изделий. Так, в 2003 году наши специалисты трудились по 92 новым позициям. По ним было изготовлено 48 наименований опытных образцов, из которых 42 направлены на испытания потребителю и по 26 изделиям получены положительные результаты испытаний и заявки на поставку в 2004 году. За последние три года «Гидравлика» увеличила поставку комплектующих для автомобильной промышленности в 6 раз, их удельный вес в общем объеме производства составляет 8%.
Несмотря на тяжелое положение в авиапроме, завод не только продолжает выпускать зарекомендовавшую себя продукцию, но и осваивает новинки. Уже сейчас мы приступили к освоению нового вспомогательного газотурбинного двигателя ТА14 для самолетов нового поколения Ту204, Бе200, Ту334. Новый двигатель имеет почасовой расход топлива на 33% меньше, чем у ближайшего аналога, и легче его на 110 килограммов. Под этот проект запланировано выделение инвестиций в размере 170млн. рублей. Предварительная проработка конструкторской документации, переданной главным разработчиком ТА14 ОАО НПП «Аэросила», показала, что потребуется внедрение и освоение совершенно новых технологических процессов, приобретение современного станочного оборудования с программным обеспечением.
Благодаря постоянному развитию и модернизации технологических процессов, освоению новых изделий для нужд автопрома, металлургии, атомной энергетики, нефтегазохимической и других отраслей промышленности сегодня мы имеем устойчивый рост производства, налаженный сбыт продукции и с уверенностью смотрим в завтрашний день.
Записала Галина ГЕРАСИМОВА
|