Главная / Текущий номер журнала / Пищевая отрасль / Легендарный бренд "ЧАЙ "СО СЛОНОМ" как показатель качества производства /
Легендарный бренд "ЧАЙ "СО СЛОНОМ" как показатель качества производства
Каждый день жители планеты Земля выпивают 1,5 миллиарда чашек чая. Россия потребляет 160–170 тысяч тонн чая в год. Каждый россиянин, таким образом, заваривает по 1 кг чая в год. А «Тот самый чай» пьют на всей территории экс-СССР. Отлаженная структура продаж Московской чайной фабрики — производителя чая «со слоном» — делает возможным дистрибуцию этого сорта в самые отдаленные точки России, а также в страны СНГ. В Москве, в частности, объем продаж этого чая составляет более 10 процентов рынка. О том, как себя сегодня ощущает знаменитая Московская чайная фабрика, одно из крупнейших предприятий пищевой промышленности столицы, рассказывает ее генеральный директор Александр ДУБОВ.
ИЗ ДОСЬЕ
Александр Алексеевич ДУБОВ родился в 1951 году в Москве. Окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии по специальности «оптикоэлектронные приборы и спектроскопия». С 1974 по 1978 гг. — инженер в НПО «Геофизика». Долгое время служил в военно-морском флоте. В 1996 году уволен в запас в звании полковника. Окончил Финансовую академию при Правительстве РФ. С 1996 по 1999 гг. — генеральный директор Лискинского маслоэкстракционного завода в Воронежской области. С 2000 по 2001 гг. — генеральный директор ОАО «Пемос» в Перми. С 2001 года — генеральный директор ООО «Московская чайная фабрика».
— Александр Алексеевич, возглавляемое вами предприятие создано в 1995 году на базе Московской чаеразвесочной фабрики с давней историей. Какие традиции вы унаследовали и сохраняете?
— Можно обратиться к истории и вспомнить, что в 1932 году на этой территории был собран ряд чайных производств, получивших название Московской чаеразвесочной фабрики им. В. Ленина. До перестройки в России работали всего четыре чайных фабрики — в Иркутске, Рязани, Уфе и Москве. На данный момент рязанская и иркутская фабрики прекратили свое существование. И в России остались только две фабрики — наша и уфимская, которую активно и мощно поддерживают местные власти. А вообще сейчас в стране функционируют около 200 компаний, которые занимаются фасовкой чайного сырья.
Наше предприятие, являясь преемником Московской чаеразвесочной фабрики, до сих пор выпускает чай «со слоном», который сегодня называется «Тот самый чай». Причем отношение к этому чаю не всегда позитивное, потому что нынешнее поколение неоднозначно относится к прошлому нашей страны. Маркетинговые исследования показывают, что наш чай пользуется спросом у того же потребителя, что и в прежние времена. Наблюдается такой парадокс: мы выпускали «Чай №36», который традиционно изготавливается из грузинского сырья невысокого класса. Казалось бы, покупатель уже распробовал новые сорта, и зачем ему нелюксовый «Чай №36»? Но, как это ни странно, наша фабрика не просто продолжает выпускать «Чай №36», но и увеличивает объемы производства этого сорта из месяца в месяц.
— Какие сорта выпускаемого вашей фабрикой чая не имеют аналогов на российском рынке?
— Я бы не стал так формулировать. В активе нашей фабрики два бренда — «Никитин» и «Тот самый чай». По результатам исследования чаев на предмет содержания катехина — антиоксиданта, который препятствует образованию атеросклероза, раковых клеток, зеленый китайский чай «Никитин» вышел на первое место с показателем содержания катехина 7,65 процентов. Для сравнения: второе место занял чай «Ахмад» с показателем 2,32 процентов.
Многие сорта чая «Никитин» мы покупаем на прямых аукционах в Индии. Чтобы набрать контейнер весом 20 тонн, мы закупаем чай мелкими партиями в течение 3–4 месяцев. Это говорит о том, что хорошего чая в неограниченном количестве не существует.
— Какие партнеры поставляют вам сырье? Какова ваша политика качества? Насколько важна для вас проблема перехода на международные стандарты менеджмента качества?
— Мы закупаем сырье в Индии и Шри-Ланке. В чайном бизнесе я не вижу необходимости перехода на международные стандарты менеджмента качества. В вопросах качества чая мы абсолютно полагаемся на наших деловых партнеров. Согласно специфике нашего бизнеса, на московской фабрике работает tea-tester — специалист по дегустации чая, определяющий уровень качества продукта и подбирающий такой купаж, который нравился бы нашему потребителю. Наш титестер — выпускник единственного в бывшем Союзе специализированного вуза — Сухумского института субтропических культур.
Мы гордимся своими наградами, которые свидетельствуют о высоком качестве нашей продукции. В 2001 году чай «Никитин» на выставке «World food» получил три золотых медали. На следующий год — еще три золотые медали. Продукция Московской чайной фабрики награждена золотыми медалями Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2002» и международного конкурса «Лучший продукт-2003», проходившего в рамках выставки «Продэкспо-2003».
— Если в Польше, Англии пакетированный чай употребляют 60 процентов населения, то в России этот показатель довольно скромен — 12–13 процентов. Ваша фабрика собирается развивать этот сегмент чайного рынка и тем самым влиять на вкусы россиян?
— Мне обидно, что рынок развивается в этом направлении. Ни для кого не секрет, что в себестоимости пакетированного чая 70 процентов составляет упаковка. Пакетики делятся на двухкамерные, однокамерные с ниткой-ярлычком и просто однокамерные. Англичане, например, из-за экономии пользуются однокамерными пакетиками, так называемыми «утопленниками». Пакетированный чай делается из высеевки, из того, что остается, когда собрали сырье для обычного чая. Пакетированный чай принципиально не может иметь то же качество, что и листовой. Однако ритм современной жизни, удобство и гигиеничность использования пакетированного чая вне дома диктуют спрос.
— До Московской чайной фабрики вам довелось поднимать немало производств в регионах. Как этот опыт пригодился вам в руководстве чайной фабрикой? Какова ваша кадровая и социальная политика?
— Да, у меня солидный опыт работы в качестве антикризисного управляющего. Первое, с чего я начинал вообще и на Московской чайной фабрике в частности, — оценивал распределение затрат себестоимости. И после этого приступал к увольнениям. На чайной фабрике я сразу же уволил 50 процентов управленческого аппарата, высокооплачиваемых менеджеров. В то время как рабочим повысил зарплату в 3 раза. И эта мера была успешно принята коллективом. Так сложилось, что те, кто занимается фасовкой чая, — это в большинстве своем женщины 40–45 лет, без высшего образования, порой матери-одиночки. И для них работа на фабрике — это вся их жизнь.
Социальный пакет для служащих завода у нас классический. Что касается прогулов, я всегда стараюсь войти в ситуацию и максимально безболезненно решить вопрос.
— Сложна ли структура вашего производства? Насколько актуальна для вас проблема модернизации производственных фондов? На каком оборудовании сегодня работает фабрика?
— Оборудование, на котором мы работаем, установлено в 1972 году. Оно очень качественное, но уже не обеспечивает нужного уровня производства. Сейчас изменилось отношение покупателя к упаковке — он требует самых разнообразных форм, расцветок, подходов к дизайну. Качество чая от этого не изменится, но для потребителя важна внешняя привлекательность упаковки. И потому нам нужны другие фасовочные автоматы.
Мы строим новый корпус, в котором будет установлено новое оборудование, соответствующее современному подходу к бизнесу. Пока ведем переговоры с ведущими производителями данного оборудования. А до этого мы сделали ремонт фабрики, вложив порядка 15 млн. рублей: починили крыши, переложили асфальт, сделали современный дизайн проходной.
— Какие статьи, лоббирующие интересы российских промышленников, вы бы внесли в российское законодательство?
— У нас есть Ассоциация «Росчайкофе», которая защищает интересы производителей. Считается, что инициатором ее создания в конце 90-х годов выступила как раз Московская чайная фабрика. И ассоциация постепенно решает проблемы, которых хватает. Например, существовала одинаковая таможенная пошлина на чай байховый и чай фасованный. Удалось эту пошлину разделить. В итоге получили преимущество те, кто фасует чай здесь. Мы также боролись за то, чтобы не было демпинга на российском чайном рынке. В результате установили индикативную цену не ниже одного доллара — максимальный предел цены, по которой можно растаможить чай.
Третья проблема касается пакетированного чая. Ассоциация «Росчайкофе» установила ценовые рамки на пакетированный чай: не ниже 3,5 долларов и не выше 8 евро за килограмм.
По поводу законодательных статей, лоббирующих интересы моей фабрики, могу сказать, что на сегодняшний день наша самая большая проблема — арендная плата за землю. Почему? История чайной фабрики неразрывно связана с историей Москвы. Сегодня мы привлечены к программе Правительства Москвы по обеспечению продовольственной безопасности. Мы реально производим продукт и исправно платим налоги. Но случись повышение аренды на землю — и при наших объемах продаж мы будем вынуждены закрыть свое производство. С нами по соседству расположен завод, который сдает свою площадь в аренду. Мне бы не хотелось пойти по этому же пути. Когда в 2003 году в 1,8 раза повысилась арендная плата на землю, мы кое-как, с трудом это пережили. Думаю, в этом вопросе необходим более лояльный подход к предприятиям, производящим качественную продукцию.
— В каком направлении вы планируете развивать производство?
— Будем делать акцент на дизайне упаковки и больше внимания уделять рекламе своего продукта. Есть у нас и нестандартные идеи, связанные с диверсификацией бизнеса.
— У Вольтера есть фраза: «Труд часто является отцом удовольствия». Приносит ли работа вам радость?
— Конечно. Мне страшно подумать, что когда-то я проснусь утром, и мне не надо будет идти на работу.
Беседовала Лариса ЧУГУЕВСКАЯ
|