Главная / Журнал / Архив номеров / От чего зависит траектория развития экономики? / Портрет региона. Свердловская область/Металлургия / Наша цель - повышение конкурентоспособности /
Наша цель - повышение конкурентоспособности
ЗАО фирма «Цветлит» (Челябинск) была создана в 1994 году на территории ЗАО «Челябвторцветмет», и тогда весь ее коллектив состоял всего из трех инженеров и пяти рабочих. К 2003 году здесь уже функционировали два новых цеха площадью 500 и 700 кв. м, два трехэтажных административных корпуса, и коллектив вырос до ста человек. На второй год своего существования фирма стала прибыльной, а в 2000—2003 годы объем продаж ее продукции на российском рынке увеличился в 4 раза. Кроме того, «Цветлит» — одно из немногих предприятий страны, которое может по праву гордиться не только высочайшим качеством своей продукции, но и тем, что многие элементы применяемых здесь технологий уникальны, а некоторые технические решения защищены авторскими свидетельствами и патентами.
О том, как сравнительно небольшой фирме в короткие сроки удалось занять собственную, весьма существенную нишу на рынке, рассказывает директор ЗАО фирмы «Цветлит» Владимир ДИМИТРОВ.
ИЗ ДОСЬЕ
Владимир Иванович ДИМИТРОВ, к.т.н., лауреат конкурса «Лучший менеджер по качеству 2003 года», награжден дипломом Российской академии бизнеса и предпринимательства с присвоением звания «Заслуженный предприниматель», Почетным знаком «За достижения в области качества». 15 лет работал преподавателем, доцентом, заместителем заведующего кафедрой «Теория машин и механизмов» в Челябинском политехническом институте. В 1994 году на территории ЗАО «Челябвторцветмет» основал ЗАО фирму «Цветлит».
— ЗАО фирма «Цветлит» создавалась в крайне сложное для российской экономики время: на глазах гибли прославленные заводы-гиганты, замерло госфинансирование, словом, проблемы на отечественных предприятиях росли как снежный ком. Как в этих условиях вы решились на создание производства, и какую нишу на рынке планировали занять?
— Ниша, конечно же, нашлась не сразу, мы долго и тщательно исследовали рынок. Действительно, во времена перестройки рухнуло практически все: государственное снабжение, обслуживание и ремонт оборудования на заводах-гигантах. Вот тогда мы и стали палочкой-выручалочкой для машиностроителей и металлургов, поскольку, имея серьезный научный и практический опыт, сумели организовать именно небольшое литейное производство с новыми принципами производственной, качественной и ценовой политики. Тогда же была сформулирована и основная наша задача: создать передовое, стабильно развивающееся предприятие мирового уровня с хорошими условиями труда, стабильной и достойной зарплатой. И очень скоро правильность этого курса подтвердилась.
— Сейчас много говорят о новых рыночных принципах управления производством, хотя не всегда бывает ясно, что именно понимать под словом «рыночные». Если чуть подробнее, в чем заключалась суть вашего нового подхода к производству?
— Суть в том, что в стране на момент создания нашей фирмы не было предприятия, которое могло бы изготовить одну-единственную деталь, необходимую для работы оборудования заказчика, причем доступную ему по цене и в очень короткие сроки. Ведь обычно ремонтникам срочно нужны детали для неожиданно вышедшего из строя оборудования, поэтому и изготовление продукции в минимальные сроки (от дня до месяца) стало особой заботой руководства вновь созданной фирмы. Именно об этом гласит и наш неизменный с той поры слоган: «Быстро. Качественно. Дешево». В рамках реализации этого девиза мы непрерывно совершенствуем технологии и оборудование для производства продукции, проводим активную маркетинговую политику.
Причем изменились и сами цели производственной политики — теперь мы делаем отливки, соответствующие только индивидуальным техническим требованиям потребителя. Для этого у нас есть опытные специалисты, способные быстро и качественно выполнить проектные работы, в постоянной готовности — парк литейной технологической оснастки. Мы располагаем мобильной, способной к оперативной переналадке технологией, основанной на использовании индукционных печей различной мощности. Вся наша продукция проходит 100-процентный контроль химических, физических и геометрических параметров в собственной аттестованной лаборатории.
И, конечно же, наших заказчиков привлекают относительно низкие цены, являющиеся результатом непрерывного совершенствования техники, технологии и организации производства.
Если суммировать все наши плюсы, основанные на новых подходах к производству, то можно увидеть, как именно нам удалось прорваться в рынок и позиционироваться среди крупных предприятий. Посудите сами: предприятия, заказывающие продукцию «поближе», на крупных машиностроительных заводах своего города, получают обычно не готовые детали, а всего лишь сырые отливки, требующие дополнительной обработки. Мы же поставляем заказчикам полностью готовые детали, причем стоят они на 30—40% дешевле отливок.
Немаловажно и то, что мы беремся за выполнение любых заказов, в том числе мелких, от которых отказываются другие, и это тоже работает на авторитет фирмы.
Словом, если говорить коротко, то наша новая производственная политика — это повышение конкурентоспособности, без которой расширять свое присутствие на рынке сегодня просто невозможно.
СПРАВКА
Продукция ЗАО фирма «Цветлит»:
• Серийные втулки, изготовляемые центробежным литьем диаметрами до 1600 мм и весом до 1500 кг.
• Заготовки и втулки, выполняемые по индивидуальным заказам с первичной механической обработкой с минимальными припусками к чистовым размерам.
• Серийные отливки, получаемые литьем в кокиль, литьем под давлением, литьем с кристаллизацией под давлением.
«Цветлит» специализируется на изготовлении втулок, вкладышей, подшипников скольжения для локомотивов, вагонов, автомобилей, автоприцепов, экскаваторов, различного металлорежущего, прессового, металлургического, химического и другого оборудования.
— Какова в целом сегодняшняя конъюнктура вашего сегмента рынка? Насколько далеко вам удалось продвинуться на нем с момента основания фирмы?
— Сегодня ЗАО «Цветлит» производит в год около 3,5 тысячи тонн отливок из сплавов на основе меди. Доля нашей продукции на российском рынке литья из сплавов на основе меди — около 4,5%.Основными нашими потребителями являются более 800 предприятий по всей России. Проведены предварительные переговоры о поставках нашей продукции в Литву, Германию, Италию.
Наше успешное вхождение и продвижение в рынок основано еще и на постоянном расширении ассортимента изделий. В первые годы работы мы, например, выпускали литье без механической обработки, и диаметр отливок составлял 200—300 мм, а их масса не превышала 150—200 кг. Сегодня уже не предел — отливки диаметром до 1600 мм и массой до 1500 кг.
— Не секрет, что востребованность продукции тесно связана, прежде всего, с ее качественными параметрами. Хотелось бы подробнее поговорить о той политике в области качества, которая привела к столь масштабному расширению географии вашего бизнеса. Связано ли осуществление этой политики с какими-то прогрессивными управленческими решениями руководства?
— Безусловно. Еще пять лет назад качество стало главной идеей фирмы. И в этом смысле сертификация продукции явилась для нас первейшей и обязательной задачей. Прежде всего, были сертифицированы в системе ГОСТ Р наши детали для железных дорог страны, что способствовало стабилизации их качества, повышению конкурентоспособности, увеличению объема продаж на российском рынке с 10% до 90% всей потребности в моторно-осевых подшипниках в период с 1999 по 2002 годы.
Затем была разработана и внедрена система менеджмента качества предприятия, сертифицированная на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в системе ГОСТ Р и системе «Русский Стандарт». Кроме того, на нашей фирме разработана, внедрена и сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 14001 система управления окружающей средой. Подчеркну, что «Цветлит» — одно из немногих предприятий аналогичного профиля, на которых действуют такие системы качества.
Что касается наших внутрикорпоративных решений, то здесь руководством были разработаны несколько определяющих документов: это, во-первых, «Политика в области качества», где основной целью нашей фирмы было заявлено полное удовлетворение требований и ожиданий потребителей и расширение на этой основе номенклатуры и рынков сбыта продукции. В основу этой политики было положено сокращение затрат, проведение самооценки деятельности, повышение квалификации сотрудников, обеспечение их социальными гарантиями и т.п. Политика, стратегия и концепция развития фирмы изложены также в планах производства, в программе «Управление качеством», планах организационно-технических мероприятий и планах работы Совета по качеству. В рамках всех этих программ продолжено обучение руководителей и специалистов, внедрены статистические методы анализа основных технологических процессов, создаются кружки качества на ключевых технологических участках.
Сложившаяся система менеджмента качества сформулирована также и в Руководстве по качеству — главном документе системы управления предприятием.
— Как именно функционирует эта система на управленческом и кадровом уровнях?
— Руководителем работ в области качества является директор, полномочным его представителем — замдиректора по качеству, он и отвечает за эффективность функционирования системы, ее непрерывное совершенствование. Контроль качества продукции закреплен за лабораторией и отделом технического контроля. Все вопросы качества обсуждаются на еженедельных оперативных совещаниях у директора, на ежемесячных заседаниях Совета по качеству, куда входят заместители директора, руководители производств, служб. Постоянно изучаются результаты аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.
Наилучший способ анализа со стороны руководства — это проведение самооценки деятельности предприятия по критериям премии Правительства РФ в области качества. Такую самооценку предприятие проводит уже три года подряд. Эта работа в соответствии с рекомендациями ВНИИ сертификации Госстандарта России. Немаловажное значение имеет и правильная мотивация, обеспечивающая реализацию одного
из важнейших принципов менеджмента качества — вовлечение персонала во все эти процессы. Ведь бесполезно постоянно контролировать работу отдельного сотрудника.
Задача в создании таких условий, чтобы каждый с первого раза заинтересованно и ответственно делал свое дело, ориентированное на результаты работы всего предприятия.
СПРАВКА
ЗАО фирма «Цветлит» — финалист конкурса на соискание премий Правительства РФ в области качества 2003 г., победитель конкурса на соискание премий полномочного представителя Президента РФ по УФО в области качества, победитель конкурса «Евразия. Лидер в бизнесе 2003» в номинации «Лучшее предприятие металлургического комплекса», «Лучший предприниматель Челябинской области». А также награждено золотой медалью «За достижение в промышленности» и орден «Golden Galaxy» в 2004 г. Продукция была отмечена четырьмя золотыми и четырьмя платиновыми знаками «Всероссийская марка. Знак качества ХХI Третье тысячелетие» по видам продукции и множеством наград на местном уровне по качеству.
— А какие социальные условия созданы фирмой для ваших сотрудников? Как вообще вы понимаете словосочетание «социальная ответственность бизнеса»?
— Социальная ответственность, на мой взгляд, — это сочетание нескольких составляющих ответственности работодателя: прежде всего, это его честность перед государством, выражающаяся в выплате налогов, честность перед сотрудниками, включающая в себя обеспечение им хороших условий труда и зарплаты, честность перед клиентами и поставщиками. С самого начала существования «Цветлит» вся ставка делалась на людей. И мы смогли вложить все свободные средства именно в них, своих рабочих, обеспечив их не только нормальными условиями труда, но и помогая им решать материальные проблемы, давно уже находящиеся на достойном уровне: это, например, покупка машины, квартиры, гаража, дачи, турне в Сочи для всей семьи.
Благодаря социальной защищенности на фирме «Цветлит» очень многие сотрудники смогли позволить себе такую роскошь, как завести детей, у некоторых — по двое-трое. А всего на предприятии числится порядка 70 детей. Мы поддерживаем наших сотрудников в этом прекрасном стремлении — на каждое рождение ребенка выделяется по 5000 рублей, а потом оплачиваются детские лагеря, утренники и многое другое.
Вообще, благотворительность обычно не афишируют. К нам часто обращаются за помощью, но хотелось бы помогать, точно зная, что твои усилия не пройдут даром. Поэтому мы оказываем адресную помощь театру драмы, хоспису, поддерживаем местные команды КВН и институты, ежегодно помогаем в организации мемориала Масленникова УВД, все перечислять нет смысла. Думаю, если каждое предприятие возьмет под свою опеку часть общества – то оно очень скоро изменится к лучшему.
Беседовала Алла ВИКТОРОВА
|