Главная / Журнал / Архив номеров / От чего зависит траектория развития экономики? / Портрет региона. Свердловская область/Кредитование / Сбербанк России. С каждым годом - мощнее и современнее /
Сбербанк России. С каждым годом - мощнее и современнее
Уральский банк Сбербанка России функционирует на территории, объединяющей Свердловскую, Челябинскую, Курганскую области и Республику Башкортостан. Общая территория региона составляет 497 тыс. кв. км. Численность населения — более 13 млн. человек. В банке обслуживается более 100 тысяч счетов юридических лиц, из них более 20 тысяч — в Екатеринбурге.
Корпоративная клиентура Уральского банка Сбербанка России представлена практически всеми отраслями экономики, как мощными корпорациями, входящими в top-200 российских предприятий, так и фирмами малого бизнеса, частными предпринимателями, бюджетными организациями всех уровней.
Предлагаем вашему вниманию интервью председателя Правления Уральского банка Сбербанка России Владимира ЧЕРКАШИНА.
— Владимир Алексеевич, каковы основные итоги работы Уральского банка Сбербанка России в 2004 году? Какие направления деятельности были в ушедшем году приоритетными?
— 2004 год для Уральского банка Сбербанка России можно считать успешным: нам удалось достичь всех основных намеченных целей. Значительные темпы роста обеспечены как по привлечению ресурсов, так и по размещению средств. Наши темпы развития по основным показателям выше, чем в среднем по банковской системе России. Чистые активы банка за год выросли в 1,3 раза и превысили 100 миллиардов рублей, кредитный портфель увеличился в 1,7 раза и достиг 76 миллиардов рублей. По результатам 2004 года нам удалось получить рекордно высокую прибыль — более 3,1 миллиарда рублей, это в 2 раза больше, чем в 2003 году.
Следует отметить и иные, не менее существенные результаты. Одним из основных направлений развития остается работа с физическими лицами. Объем привлеченных средств населения достиг 60 миллиардов рублей. Заметные результаты получены в сфере кредитования населения: практически в два раза увеличен объем кредитного портфеля физических лиц. Величина этого портфеля превысила 24,6 миллиарда рублей. Сейчас у Уральского банка Сбербанка России более 400 тысяч заемщиков, которые получили средства для приобретения товаров долговременного пользования, квартир, строительства домов, получения высшего образования, на другие нужды.
2004 год стал для Уральского банка Сбербанка России периодом активной инвестиционной деятельности: объем выданных банком инвестиционных кредитов возрос более чем в 4 раза и превысил 7 миллиардов рублей. Этот результат очень важен, в первую очередь, для уральской промышленности: все средства были вложены в строительство предприятий, приобретение оборудования, модернизацию и реконструкцию существующих производственных мощностей.
В числе приоритетных направлений оставалось и развитие операций с банковскими картами. Общее количество карт, выпущенных Уральским банком Сбербанка России на 1 января 2005 года, составило 390 тысяч штук, увеличившись за год в 1,6 раза. Наиболее высокие темпы роста — в 4,5 раза — были достигнуты в сфере эмиссии карт международных платежных систем. За год мы сумели значительно расширить сеть банкоматов: сегодня их у нас установлено уже более 300 единиц.
Подводя общие итоги работы за год, можно сказать, что мы выполнили все взятые на себя обязательства как перед населением, так и перед нашими партнерами, обеспечили высокие темпы развития и получили хорошие финансовые результаты.
— Каковы основные тенденции развития банковской сферы Свердловской области? Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке банковских услуг Свердловской области? Какова позиция Уральского банка Сбербанка России?
— Свердловская область всегда была своего рода ориентиром для оценки работы экономики страны в целом: основные тенденции здесь всегда проявлялись особенно ярко. Причиной этому служит сосредоточение в одном регионе практически всех важнейших для страны отраслей экономики.
После Москвы и Санкт-Петербурга уровень развития банковского сектора в регионе можно признать третьим в России. Кроме 42 филиалов Сбербанка России, на территории области действуют 30 региональных банков с 52 филиалами, а также 18 филиалов банков из других регионов. Отсюда — неизбежное обострение конкурентной борьбы банков на рынке Свердловской области. Наиболее остро конкуренция проявляется в Екатеринбурге и крупных городах области, где концентрируются основные ресурсные потоки и формируется наиболее высокий уровень спроса на банковские продукты и услуги.
Если говорить об отдельных сегментах рынка, то наивысшего уровня конкуренция достигает в сфере обслуживания корпоративных клиентов, формирующих основу ресурсной базы коммерческих банков. Конкуренция проявляется в стремлении предложить клиентам наиболее удобные формы обслуживания, в том числе — обеспечить комплексный подход к удовлетворению их потребностей, гибкость и оперативность решения возникающих вопросов. Важное значение приобретает внедрение современных высокоэффективных банковских технологий, обеспечивающих максимальную скорость проведения операций. В кредитной работе одним из основных инструментов конкурентной борьбы продолжает оставаться проведение гибкой процентной политики, в том числе — предложение особых условий обслуживания наиболее значимым клиентам.
Рост конкуренции усиливается и в розничном сегменте. Повышенное внимание к рознице обусловлено необходимостью расширения бизнеса в условиях снижающейся маржи при обслуживании корпоративных клиентов, потенциальной возможностью самостоятельного выхода крупных корпоративных клиентов на международный рынок капитала, способный предоставить более дешевые финансовые ресурсы, а также растущим спросом со стороны населения.
Все большее значение в последнее время приобретает неценовая конкуренция, когда особый вес начинают приобретать качество и технологичность предлагаемых продуктов и услуг, удобство обслуживания.
Уральский банк Сбербанка России как универсальная финансовая организация присутствует на всех сегментах финансового рынка банковских услуг Свердловской области. В 2004 году нам удалось упрочить свои позиции в наиболее конкурентных секторах этого рынка. Так, в сегменте привлечения средств юридических лиц доля банка возросла с 20% до 28%, в сегменте кредитования юридических лиц — с 20% до 23,5%, в сегменте кредитования населения — с 44% до 46%.
Мы понимаем, что, только улучшая качество работы, расширяя диапазон предоставляемых услуг и предлагая более выгодные условия размещения и заимствования средств, можно удерживать свои рыночные позиции. Для этого в банке делается все, чтобы и в 2005 году наши услуги и банковские продукты оставались привлекательными для клиентов.
— 2004 год стал периодом развития потребительского кредитования. Какие тенденции будут определять деятельность Уральского банка Сбербанка России в 2005 году?
— Развитие потребительского кредитования будет оставаться одной из доминирующих тенденций в банковской сфере в 2005 году. Кроме того, мы считаем, что следующий год для Уральского банка Сбербанка России станет годом увеличения доли кредитования малого и среднего бизнеса. Это соответствует основным тенденциям развития российской экономики и тем задачам, которые ставит перед собой Сбербанк России в целом.
Еще одним направлением, о котором мы говорим как о приоритетном на 2005 год, станет дальнейшее развитие инвестиционного кредитования и финансирование строительных проектов. Это очень сложная задача. Для того чтобы научиться реализовывать подобные проекты, банку потребовалось подготовить персонал, создать группу квалифицированных специалистов и опробовать свои навыки на практике. Эту задачу полностью удалось решить в 2004 году. В 2005 мы будем продолжать развивать это направление и надеемся получить заметные результаты, тем более что необходимость в инвестициях в России нарастает.
— Каковы планы развития Уральского банка Сбербанка России в 2005 году?
— Уральский банк Сбербанка России сам по себе — это сложный и многогранный механизм, который должен работать по единым правилам и законам, должен обеспечивать совершение и проведение операций на территории в полмиллиона квадратных километров в более чем полутора тысячах своих подразделений. В некоторых отделениях работают до 400 человек, а их чистые активы составляют до 3 миллиардов рублей, что сопоставимо с крупными региональными банками. А есть и небольшие отделения, где занято в десятки раз меньше сотрудников. Для того чтобы еще прочнее связать между собой отделения банка, мы ведем серьезную работу в области развития информационных систем. Эта работа будет продолжена. Другой задачей является развитие нашей филиальной сети. В самостоятельную задачу выделена работа по совершенствованию действующих и внедрению новых банковских технологий. На решение этих задач мы выделяем сотни миллионов рублей.
Мы надеемся реализовать все эти проекты и верим, что с каждым годом Сбербанк России будет все мощнее и все современнее. Для нас это очень важно, и для достижения этого весь семнадцатитысячный коллектив Уральского банка Сбербанка России работает много и самоотверженно.
В статье использованы материалы ИА «УралБизнесКонсалтинг».
|