Главная / Журнал / Архив номеров / От чего зависит траектория развития экономики? / Портрет региона. Свердловская область/Власть и бизнес / Союз промышленников Среднего Урала. Опыт социального партнерства /
Союз промышленников Среднего Урала. Опыт социального партнерства
В Свердловской области на протяжении 13 лет работает областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В регионе сложилась устойчивая система социального партнерства, проделана значительная работа по формированию его базовых институтов. Интересы сторон социального партнерства по ключевым социально-экономическим вопросам жизни Среднего Урала скоординированы в регулярно заключаемом областном трехстороннем Соглашении между Правительством Свердловской области, СОСПП и Федерацией профсоюза.
СОСПП, как и большинство региональных отделений РСПП, создавался в начале 90-х годов в переходный для российской экономики период. В первой половине 90-х годов союз помогал хозяйственникам вырабатывать оптимальные управленческие решения, обмениваться опытом реформирования предприятий, поддерживать друг друга. Одновременно, с первых дней своего существования, президиум СОСПП понимал, что эффективного социально-экономического развития региона не будет без установления конструктивного диалога бизнеса с органами власти всех уровней. Поэтому президиум союза поставил задачу развития партнерских отношений с властью и профсоюзами. О становлении, развитии и работе системы социального партнерства в Свердловской области рассказывает председатель СОСПП Владимир СЕМЕНОВ.
ИЗ ДОСЬЕ
Владимир Никитович СЕМЕНОВ родился в 1938 году в Тамбовской области. В 1961 году окончил Уральский лесотехнический институт, в 1966-м — Уральский политехнический по специальностям «инженер-технолог» и «инженер-механик». Почти 40 лет проработал на заводе «Пневмостроймашина», пройдя путь от конструктора, заместителя начальника производства ПДО до главного инженера и генерального директора. Награжден орденами Трудового Красного знамени и «Почета». Заслуженный машиностроитель России, ветеран промышленности Урала. За успехи в развитии рыночных отношений награжден Дипломом Международной академии бизнеса и предпринимательства. За активную благотворительную деятельность получил медаль Фонда мира.
Вестники социального партнерства
— Владимир Никитович, что является правовой базой социального партнерства в вашей области?
— В конце 80-х — начале 90-х годов в стране много говорилось о строительстве в России демократического правового государства. Создание, функционирование и будущее СОСПП мы связывали не только с практической работой, но и необходимостью разработки и принятия соответствующей законодательной и нормативной базы. В правовом государстве законодателем все должно быть прописано. Такой опыт в России отсутствовал. На областном уровне мы стремились это сделать. К середине 90-х годов у нас были созданы условия для нормальных деловых взаимоотношений органов власти с промышленниками, со всеми товаропроизводителями. Президиум СОСПП инициировал разработку и принятие в 1996 году законов
«О социальном партнерстве в Свердловской области», «Об объединениях работодателей Свердловской области». 5 ноября 1996 года Правительство области приняло Постановление
«О сотрудничестве Правительства Свердловской области со Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей».
5 января 2000 года в целях дальнейшего развития социального партнерства, защиты трудовых прав и гарантий работников на основе заключения и реализации соглашений и коллективных договоров, губернатор Свердловской области подписал Указ «О развитии социального партнерства в Свердловской области». Последняя редакция этого Указа состоялась 23.08.2002 года, а 20 октября 2004 года вышло постановление Правительства «О развитии сотрудничества со Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей как стороной социального партнерства».
— Что сделано на принятой юридической базе, и как сегодня строятся отношения в «треугольнике»?
— Первое. Под флагом СОСПП произошло дальнейшее сплочение финансово-промышленных, научных, предпринимательских и других представителей бизнеса Свердловской области. 22 отраслевых объединения работодателей области подписали соглашение о предоставлении прав и полномочий представителя их интересов во взаимоотношениях с губернатором, Правительством области и Федерацией профсоюзов области и подписании от их имени областных трехсторонних и иных соглашений.
Второе. Оформлен наш законный статус и получено признание со стороны власти, профсоюзов и общественности.
Третье. В области создана и работает система социального партнерства, налажен конструктивный диалог между властью, бизнесом и работниками в лице профсоюзов.
Важнейшими составляющими системы социального партнерства является работа представителей союза в экономическом совете при губернаторе области; отраслевых министерствах и создаваемых ими коллегиях, комиссиях и рабочих группах; региональных энергетической и межведомственной балансовой комиссий и многих других совещательных и консультативных органах.
Четвертое. Законодательная и нормативно-правовая база Свердловской области во многом повлияла на организационное строительство СОСПП и формирование уровней социального партнерства на Среднем Урале. См. схемы 1 и 2.
— В проводимых годовых собраниях, заседаниях президиума и совета СОСПП, подведении итогов соревнования «Лидер в бизнесе» и других мероприятиях принимают участие губернатор и председатель Правительства области, министры, заместители министров… При этом они, как правило, выступают в прениях или по договоренности — с докладом. Как вам удается этого добиться?
— Это нормальная работа. Аналогично в Правительстве или Федерации профсоюзов могут выступить председатель или генеральный директор союза по тому или иному вопросу. Важно здесь не выступление и сохранение чести мундира, а то, чтобы область развивалась более динамично и люди, живущие и работающие на Урале, чувствовали себя достойно. На это, прежде всего, направлено социальное партнерство.
СПРАВКА
Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) (СОСПП) создан в 1991 году и является областной общественной организацией физических и юридических лиц, включающей общественные объединения промышленников, предпринимателей и коммерческие организации. СОСПП участвует в консолидировании усилий предприятий и организаций бизнес‑сообщества, органов власти и профсоюзов всех уровней как социальных партнеров на выработку социально‑ориентированной промышленной политики, содействия производственному и научно-техническому развитию, а также добросовестному предпринимательству и равной ответственности за социально-экономическое развитие региона и отдельных его территорий. Работа союза осуществляется на территории Свердловской области. В управленческих округах и муниципальных образованиях имеются окружные отделения и филиалы союза, действующие на основании Устава СОСПП и Положения о них.
Социальное партнерство в подготовке кадров
— 23 декабря 2004 года прошло расширенное заседание президиума СОСПП, где обсуждался вопрос «О подготовке и воспитании рабочих кадров в Свердловской области». Чем обусловлена такая повестка заседания, и почему СОСПП решил заниматься ее решением?
— Мы чувствуем пульс жизни нашей области. Проблема состоит в том, что за время рыночных преобразований произошли существенные изменения в условиях подготовки специалистов для нужд хозяйственного комплекса региона. Прошедшие структурные изменения в социально-экономической сфере диктуют другие формы отношений субъектов образования и экономики: отношений партнерства и взаимного интереса.
Проведенный анализ подготовки специалистов в учреждениях специального образования показал, что в структуре подготовки специалистов для промышленности большую роль играют учреждения начального и среднего профобразования, соответственно 36,7% и 33,6%, а учреждения высшего образования — 14,9%. Объемы подготовки управленческих кадров системы высшего и среднего специального образования превышают реальные потребности экономики. За последние три года учреждения начального профессионального образования на 10000 человек сократили количество выпускников рабочих профессий и подготовили только 56000 специалистов, в то же время вузы области в 2 раза увеличили число выпускников и подготовили 192000 специалистов с высшим образованием. Получается, 3,5 руководителя (инженера, экономиста) приходится на одного рабочего.
— Как и многим другим субъектам хозяйствования, учреждениям профессионального образования нужна финансовая поддержка промышленников. Как эти вопросы решаются в области?
— Я бы так вопрос не ставил. В комплектовании учебных заведений и получении профессий имеются интересы трех сторон: заинтересованность гражданина в получении специальности, вторым и третьим объективными факторами являются потребности экономики и возможности системы образования. Этот вопрос имеет комплексные связи. В 2000 году Правительство области приняло Постановление «О развитии социального партнерства в сфере начального профессионального образования», в 2002 году Экономический совет при губернаторе СО рассматривал вопрос подготовки кадров и повышении роли социального партнерства. Наши совместные усилия дали определенные положительные результаты. Это было отмечено на состоявшейся в октябре 2004 года коллегии Министерства образования Свердловской области. В системе начального, среднего и высшего образования работают региональные компоненты государственного образовательного стандарта, которые позволяют изменять подготовку специалиста в соответствии с потребностями работодателя. Работодатели имеют возможность участвовать в экспертизе качества подготовки. Огромные резервы заложены в целевой контрактной подготовке и соответствующих договорах.
— Владимир Никитович, а не пытается ли СОСПП подменить минобразования Свердловской области?
— Сегодня неверно говорить о том, что одно минобразования справится с подготовкой кадров. Мы изучили зарубежный опыт социального партнерства в этой сфере. Как мы понимаем место и роль работодателей области в этом вопросе? Анализ коллективных договоров предприятий показал, что только в 3% из них отражены вопросы развития профтехобразования. Это свидетельствует о сохранении старой привычки советского времени получать предприятием готового специалиста, выученного государством. Сегодня государство не решает этот вопрос. Проблема дальше будет обостряться из-за сложности демографической ситуации. По данным минобразования, у нас через 12 лет некого будет обучать, а число работоспособного населения составит немногим более 300000 человек. Следовательно, выпускник ПТУ должен будет работать за троих и освоить новые технологии. Роль работодателей заключается в том, чтобы:
а) участвовать в разработке квалификационных требований и стандартов;
б) участвовать в выработке государственной политики в сфере образования и в управлении учебными заведениями;
в) совместно с Министерством образования Свердловской области определять требования к содержанию обучения и итоговой оценке;
г) мобилизовать и сконцентрировать финансовые ресурсы для подготовки специалистов малочисленными организациями. Контроль их использования. Если СУАЛ, ЕВРАЗ, УГМК могут самостоятельно решать проблемы, то малому бизнесу это не под силу. Здесь мы идем по пути создания координационных советов и целевых фондов по отраслям промышленности;
д) проводить информационную и пропагандистскую работу.
Проблемы.
Пути решения
— Над чем сегодня работает руководство СОСПП? Как решаются проблемы?
— Нерешенных проблем в промышленном комплексе много. Несмотря на то что коллективными договорами охвачено почти 87% работающих на крупных и средних предприятиях, система колдоговорных отношений практически полностью отсутствует на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей. Работающие там никак не защищены, не проводится аттестация рабочих мест в соответствии с нормами КЗОТ.
Президиум СОСПП крайне обеспокоен складывающимися во многих акционерных обществах отношениями владельцев крупных пакетов акций с исполнительным органом, в лице генеральных директоров. Основными причинами этих конфликтов являются: несовершенство существующего законодательства об акционерных обществах, разногласия в перераспределении прибыли, в реализации стратегии развития предприятия и др. Как правило, результатом этих конфликтов является снижение уровня экономических показателей, задержки выплат заработной платы работающим, потеря рынков сбыта продукции, разрыв отношений с поставщиками сырья и комплектующих изделий и т.д.
На областном уровне социальных отношений уже наработан достаточный опыт, отлажены взаимоотношения сторон в работе трехсторонней комиссии, то на отраслевом, окружном и муниципальных уровнях мы еще только подошли к решению этой задачи.
— В чем заключаются приоритетные направления работы СОСПП?
— Основные направления работы заключаются в следующем:
• содействие эффективному исполнению функций работодателей на уровне предприятий, их территориальных и отраслевых объединений;
• повышение эффективности деятельности, устойчивости предприятий, производство качественных товаров и услуг, создание и поддержание рабочих мест и безопасной рабочей среды, здоровье и развитие персонала, экологическая безопасность, содействие развитию местного сообщества;
• завершение построения вертикально-интегрированной структуры организаций работодателей, которая создает возможности для ведения эффективного и результативного диалога с социальными партнерами. • тема социальной ответственности бизнеса остается важной в ближайшие годы. По нашему мнению, она должна быть «деполитизирована».
СОСПП пытается найти и внедрить новые направления развития и укрепления социального партнерства. Одним из таких механизмов, перекликающимся с идеей добровольной социальной отчетности, является принятая президиумом СОСПП программа «Сертификация работодателей Свердловской области». Основной целью программы является создание в области системы взаимодействия с работодателями, оценка их деятельности и возможностей в социально-трудовой сфере, гарантирующее грамотное и легитимное выполнение своих функций, как субъекта социального партнерства.
— Какие пожелания в улучшении и совершенствовании деятельности РСПП и его региональных отделений вы можете высказать?
— Последние годы РСПП и многие его региональные отделения, в том числе и СОСПП, много внимания уделяли внедрению новой техники и технологии, повышению конкурентоспособности наших предприятий, подготовкой страны к вступлению в ВТО, но утвержденной промышленной политики в целом по стране нет. А это порождает на местах множество подходов, что ни к чему хорошему не приведет. Полагаем, что должны быть приняты на федеральном уровне целевые программы по выправлению положения дел в важнейших секторах экономики страны.
— Какие трудности испытывает СОСПП в вопросах организационного строительства?
— Работа исполнительной дирекции связана с организационным строительством нашего союза не только на областном, но и на муниципальном уровнях. В деле строительства окружных отделений и муниципальных филиалов СОСПП мы во многом идем интуитивно, являемся первопроходцами. Может быть, такой опыт имеется в других субъектах Российской Федерации? Думаю, проведение в рамках РСПП семинаров по этим и другим вопросам с исполнительными директорами могло бы способствовать более эффективному функционированию РСПП и в центре, и на местах.
Беседовал Александр КЫРОВ,
заместитель главного редактора,
кандидат исторических наук
|