Главная / Текущий номер журнала / Гранильная промышленность / Рынок бриллиантов - это игра по международным правилам /
Рынок бриллиантов - это игра по международным правилам
Смоленское ОАО «Производственное объединение «Кристалл» — заметный игрок на мировом рынке бриллиантов, обладающий авторитетом и пользующийся доверием среди клиентов, партнеров, отраслевых федераций и ассоциаций. «Добиться этого в экономических условиях начала 90-х годов было совсем не просто. Ведь связанное традициями и условностями международное алмазно-бриллиантовое сообщество недоверчиво относится к новичкам», — говорит Максим ШКАДОВ, генеральный директор этого предприятия, основанного еще более 40 лет назад. В беседе с нашим корреспондентом он подробно рассказал о конъюнктуре и проблемах мирового и российского бриллиантового рынков, а также перспективах развития отечественного гранильного производства.
ИЗ ИСТОРИИ
Смоленский «Кристалл» — старейшее в стране гранильное предприятие. Созданное в 1963 году, оно стало головным в существовавшей на территории бывшего Советского Союза системе заводов «Кристалл». После дезинтеграции этой системы смоленский «Кристалл» вновь оказался впереди: первым самостоятельно вышел на внешний рынок, сохранив весь производственный потенциал и традиции высококачественной огранки.
Изначально предприятие было ориентировано на экспорт. В советский период вся продукция предприятия передавалась для реализации государственной внешнеторговой организации, а в 1992 году «Кристалл» добивается права самостоятельного выхода на мировой рынок.
— Максим Александрович, какова структура мирового рынка бриллиантов, его характерные черты и сегодняшние проблемы?
— Международный рынок алмазов и бриллиантов — это сложнейший организм, жизнедеятельность которого зависит от разнообразных факторов — экономических, политических, социальных — перечисление можно продолжать долго. Иногда их влияние на отрасль можно предвидеть, иногда они оказываются полной неожиданностью. Аналитики могут вычислить вероятность экономического спада, но практически невозможно предсказать террористический акт или стихийное бедствие.
Мировой алмазно-бриллиантовый комплекс (иногда его называют «трубопроводом») — это те, кто добывает алмазное сырье, брокеры и дилеры, его продающие и перепродающие, производители бриллиантов и ювелирных изделий, и так далее, вплоть до тех, кто это изделия покупает. Все эти уровни объединяют общие интересы и разделяют «индивидуальные». Общий интерес — это взаимная полезность: гранильщику необходим поставщик алмазов, ювелиру — торговец бриллиантами и так далее. Индивидуальный интерес — это выгода, прибыль, маржа, к увеличению которых стремится каждый игрок отрасли.
И мировой рынок тем стабильнее, чем устойчивее равновесие между этими нередко диаметрально противоположными интересами. К сожалению, такие идиллические времена случаются редко и длятся недолго.
Весь 2004 год прошел под знаком роста цен на алмазное сырье. Крупнейший мировой поставщик алмазов — DTC — за год подняла цены на 13%. Не отставала от нее и российская «АЛРОСА». Сложность текущего периода в том, что мировые цены на бриллианты отстают от роста цен на алмазы и маржа участников «тубопровода» сокращается. А это нередко приводит к катастрофическим последствиям.
— Каково место «Кристалла» на рынке бриллиантов? Кто ваши основные потребители и партнеры? Какова маркетинговая политика предприятия?
— Организация производства, торговая и маркетинговая политика «Кристалла» достаточно адаптивны к конъюнктурным спадам, чтобы достойно выходить из сложных положений. К примеру, нелегкий 2004 год стал для нас рекордным с точки зрения продаж — их общий объем составил 310 миллионов долларов — это почти на 15 процентов больше, чем в 2003 году, и абсолютный рекорд предприятия за всю его историю.
Наши торговые представительства успешно работают в ведущих центрах мировой торговли алмазами и бриллиантами: Антверпен, Тель-Авив, Гонконг, Нью-Йорк, Дубай. В США нами учреждена компания, производящая ювелирные украшения с нашими бриллиантами, для крупных ювелирных торговых сетей Северной Америки. Всего же в мире у нас около 180 клиентов.
Мы ведем ряд рекламных и маркетинговых кампаний в Азии и Европе, включая, конечно, Россию. «Кристалл» — регулярный участник отраслевых выставок в России и за рубежом. В 2004 году мы приняли участие в ежегодных российских выставках «Новый русский стиль», «Ювелир-2004» и международных — Токио, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Лондоне. То есть продвижение бренда «Кристалл» мы ведем по всем фронтам и достаточно успешно.
— Каковы ваши цели на российском рынке бриллиантов?
— В России мы акцентируем внимание на развитии ювелирного производства. Наш «Ювелирный центр «Кристалл» сегодня — полноправный член российского ювелирного сообщества, его продукция — «бестселлер» аукционов и выставок. Она не залеживается на витринах пяти фирменных салонов «Смоленские бриллианты» в Москве, Санкт-Петербурге и Смоленске и нескольких десятков магазинов официальных дистрибуторов. Ее продажи в 2004 году по сравнению с 2003 выросли на 70 процентов! Это говорит о качестве нашей продукции и о том, что российский ювелирный рынок растет, причем все больше ориентируясь на цивилизованные правила и нормы.
В этом есть и наша заслуга. Уже несколько лет мы ведем кампанию повышения осведомленности российского потребителя в области бриллиантов. Главным инструментом этой программы стали бесплатно распространяемые буклеты «Бриллиант. Стандарты качества». Успешно работает программа подготовки торгового персонала в местах продаж. И это приносит свои результаты.
— Каковы производственные мощности «Кристалла», степень технологической оснащенности? Насколько важно сегодня совмещение технических новшеств с особыми навыками ваших кадров, в частности огранщиков?
— Действенность маркетинговой и сбытовой политики зависит от качества продукции и объемов производства. А это уже прерогатива нашего производственного и технологического менеджмента, в эффективности которого я уверен, у нас в стране конкурентов нет. Объясняется это четким распределением среди подразделений предприятия «сфер интересов», проверенной системой взаимодействия, отчетности и анализа.
На «Кристалле» создана уникальная школа смоленской огранки, в которой совмещены многолетние традиции, опыт мастеров и исследования ученых. Станки, оборудование, ноу-хау, программное обеспечение, подавляющее большинство которых — собственные разработки, наилучшим образом соответствуют специфике организации нашего производства. За прошедший год вложения в обновление и модернизацию оборудования, опытные и научно-исследовательские работы составили около 2 миллионов долларов. Если потребуется коротко охарактеризовать нашу технологическую оснащенность, то термин «Hi-End» не будет преувеличением.
Что же касается возможностей, то каких-либо дополнительных усилий и затрат мы в состоянии увеличить производство на 15—20%, вопрос только в сырье.
«Кристалл» — это уникальный комплекс, аналога которому нет в мире. Он совмещает в себе бизнес, производство, науку и систему подготовки кадров. Именно поэтому Смоленск сегодня с полным основанием называют «Столицей бриллиантов России».
— Общеизвестно, что без сырых алмазов нет и бриллиантов. Как вы решаете сырьевые вопросы?
— Главное для производителя бриллиантов — обеспеченность сырьем. Революционные изменения последних лет в мировой алмазной отрасли не могли не сказываться на производителях бриллиантов. Не стали исключением и мы.
Более гибкой стала наша сырьевая политика. Хотя нашим основным поставщиком остается АК «АЛРОСА», а с 1998 года мы являемся сайтхолдерами DTC, мы все же решили начать изучение возможностей альтернативных источников алмазов. Вот уже два года мы покупаем сырье на свободном рынке, что, безусловно, является для нас источником опыта и информации о некогда неизвестном для нас секторе мирового алмазного бизнеса.
Тем не менее, как российский резидент, наше предприятие вправе рассчитывать на режим наибольшего благоприятствования в обеспечении отечественным сырьем.
— Что вы думаете о поддержке государством российского производителя? Каково ваше отношение к реформе недропользования в России? Что, на ваш взгляд, требует изменений в российском налоговом законодательстве?
— За многие годы сотрудничества у нас сложились конструктивные и доверительные отношения с АК «АЛРОСА», новое руководство компании с пониманием относится к нашим проблемам. Тем не менее поддержка отечественной гранильной промышленности на государственном уровне является объективной необходимостью.
Развитию российского рынка алмазного сырья, несомненно, будет способствовать и недавнее снятие грифа секретности с информации о добыче и экспорте алмазов. Очевидно, определенные позитивные изменения должны наступить в ходе проведения реформы недропользования. Мы напрямую не связаны с этой областью экономики, однако допускаем, что закон «О недрах», принятый более 10 лет назад в некоторых положениях является сегодня неэффективным, как для государства, так и для бизнеса.
В этой связи нельзя не упомянуть и налоговую систему, которую, как говорится, не ругает только ленивый. К ней у нас тоже есть претензии: например, практика расчета и взимания НДС слишком сложна, особенно при таком объеме экспортно-импортных операций, как у нас, а его возврата приходится ждать месяцами. С другой стороны, последние изменения налогового кодекса, касающиеся исчисления налога на имущество, вследствие которых наши самые дорогостоящие активы — сырье в незавершенном производстве, — выведены из-под налогообложения, не могут нас не радовать.
— Как на вашем предприятии может отразиться вступление России в ВТО?
— Вступление России в ВТО даст нашему предприятию, в первую очередь — единую, унифицированную законодательную базу, предсказуемость экономической политики государства и, как следствие, – одинаковые правила игры для всех субъектов отрасли.
Впрочем, мы давно играем по международным правилам, нам не придется приспосабливаться и привыкать.
Беседовала Алла ВИКТОРОВА
|