Главная / Журнал / Архив номеров / От чего зависит траектория развития экономики? / Реформа РЖД. Техника и инфраструктура / Железнодорожная эпоха России: год 2005 /
Железнодорожная эпоха России: год 2005
30 октября 1837 года начала свой отчет российская железнодорожная эпоха: в тот далекий день первый поезд страны отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село. С тех пор вот уже почти два столетия железные дороги связывают пространство нашего необъятного Отечества, соединяя города и судьбы. Менялись управления, министерства и ведомства, регулирующие железнодорожную сеть… В начале XXI века главным предприятием отрасли стало ОАО «Российские железные дороги», созданное в 2003 году на базе активов Министерства путей сообщения в ходе реструктуризации отрасли. Сегодня ОАО «РЖД» обладает активами в 60 млрд. долларов США. Ежегодно по сети железных дорог перевозится 1 млрд. 200 млн. тонн грузов и 1 млрд. 300 млн. пассажиров. Годовые доходы компании составляют около 25 млрд. долларов.
Об итогах реформирования отрасли и ОАО «РЖД», ее проблемах и задачах на ближайший год рассказывает президент компании Геннадий ФАДЕЕВ.
ИЗ ДОСЬЕ
Геннадий Матвеевич ФАДЕЕВ родился в 1937 году в г. Шимановске Амурской области. В 1961 году окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Этапы трудовой биографии: дежурный по путям на станции Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги, главный инженер станции Тайшет, затем возглавлял отделение Восточно-Сибирской железной дороги, был первым заместителем ее начальника, руководил Красноярской и Октябрьской железными дорогами. В 1987 году – заместитель, а в 1988 году – первый заместитель министра путей сообщения СССР. С 1992 по 1996 годы – министр путей сообщения России. Затем был генеральным секретарем Международного координационного совета по транссибирским перевозкам. В 1999-2001 годы возглавлял Московскую железную дорогу. В январе 2002 года вновь назначен министром путей сообщения РФ. С сентября 2003 года – президент ОАО «Российские железные дороги». Имеет многочисленные государственные награды.
— Геннадий Матвеевич, расскажите о концепции развития вашего бизнеса в плане реформирования отрасли и привлечения в нее дополнительных инвестиций.
— Концепция развития бизнеса ОАО «РЖД» является продолжением того, как наша компания видит себя на рынке. Мы, с одной стороны, — транспортная компания, а с другой — владелец железнодорожной инфраструктуры.
Как транспортная компания, ОАО «РЖД» реализует концепцию, заключающуюся в стимулировании спроса на основе повышения качества перевозочных услуг. Преимущество ОАО «РЖД» в конкурентных сегментах рынка связано с эффективной системой маркетинга и управления, эффектом масштаба транспортного бизнеса, повышением производственно-экономической эффективности, качеством работы и безопасности перевозок, обеспечением комплексности услуг по принципу сквозных ставок и обслуживания от двери до двери, а также с глубокой интеграцией в Евро-Азиатскую транспортную систему.
Как владелец инфраструктуры, ОАО «РЖД» нацелено на повышение качества предоставления услуг и направляет большую часть и эксплуатационных, и капитальных затрат в поддержание и развитие инфраструктуры, в значительной мере — на решение общегосударственных задач.
Концепция развития бизнеса нашей компании основана на необходимости организационного разделения конкурентного и монопольного сегментов хозяйственной деятельности и предполагает создание на базе существующих филиалов и структурных подразделений свыше 60 дочерних и зависимых обществ.
Именно поэтому для повышения прибыльности всех видов бизнеса осуществляется оптимизация структуры активов компании и дочерних обществ. Создаваемые уже в 2005 году дочерние акционерные общества ОАО «РЖД» будут осуществлять перевозки пассажиров, специализированные грузовые перевозки (контейнерные и рефрижераторные), ремонт путевой техники, строительные и проектно-изыскательские работы, торговлю и питание.
— Какие основные задачи ставит перед собой РЖД на 2005 год?
— Целевые стратегические задачи ОАО «РЖД» поставлены Программой структурной реформы железнодорожного транспорта и Стратегической программой развития компании. Это, прежде всего, обеспечение формирования эффективных взаимоотношений с пользователями услуг железнодорожной инфраструктуры, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров, реализация эффективной тарифной политики, адаптированной к условиям рыночной экономики. Предусматривается разработка стратегии международной транспортной интеграции, выявление потребности пользователей услугами железнодорожного транспорта в новых технологиях перевозок и другие мероприятия.
Совершенно очевидно, цели и задачи ОАО «РЖД» на 2005 год полностью коррелируют с долгосрочными задачами и целями, являются шагом вперед на пути развития отрасли.
И, конечно, в числе наших целей — достижение лучших, чем в 2004 году, финансовых результатов, увеличение объемов перевозки грузов и пассажиров.
Кроме того, правлением поставлены задачи по росту качества транспортного обслуживания, обеспечению выделения конкурентных сегментов рынка перевозок, дерегулированию тарифов в них, обеспечению формирования системы менеджмента качества в компании, созданию опытных образцов подвижного состава и проведение их испытаний с переходом на серийное производство, повышению эффективности организации ремонта инфраструктуры и подвижного состава, эффективной реструктуризации активов ОАО «РЖД».
— Вице-президент ОАО «РЖД» Галина Крафт, выступая на расширенном заседании правления ОАО «РЖД», посвященном итогам работы в 2004 году, отметила, что в ушедшем году компания привлекла инвестиционные ресурсы в размере 25 млрд. руб., в том числе для обновления подвижного состава и оборудования, на развитие пассажирского комплекса, на строительство и приобретение жилья. В 2005 году планируется привлечение внешних инвестиций в объеме 35 млрд. руб. Какие условия вы предлагаете инвесторам в наступившем году?
— Для ОАО «РЖД», как для любого акционерного общества, действующего на рынке в интересах своих акционеров, ориентиром являются рыночные условия. Подтверждением этому служат: получение компанией кредитного рейтинга на уровне суверенного, получение международного аудиторского заключения, внедрение корпоративных стандартов управления компанией.
Рыночные условия диктуют и механизмы взаимодействия ОАО «РЖД» с инвесторами.
Так, одним из возможных механизмов привлечения прямых инвестиций является лизинг, направленный на обновление подвижного состава и оборудования. У ОАО «РЖД», конечно, существуют требования и предпочтения относительно условий лизинга, однако ставки и сроки здесь формируются рынком.
ОАО «РЖД» также привлекает средства субъектов федерации для развития инфраструктуры и обновления подвижного состава, а также при создании новых пригородных компаний пассажирского комплекса.
Привлечение средств частных инвесторов осуществляется в коммерческие проекты, реализуемые на основе инфраструктуры пассажирского комплекса. Например, средства, направленные инвесторами на финансирование строительства вокзальных комплексов, возмещаются в дальнейшем путем передачи части построенных площадей в аренду и зачета вложенных инвестором средств в счет арендной платы.
Возможно и долевое участие инвестора в строительстве.
Другим перспективным направлением сотрудничества с потенциальными инвесторами является развитие мощностей по ремонту подвижного состава. Формы инвестирования зависят от установленных законодательно ограничений в обороте объектов имущества ОАО «РЖД» и включают инвестиционные кредиты и целевые займы, возможность передачи объектов в аренду на конкурсных условиях, создание хозяйственного общества и другие формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации. ОАО «РЖД» заинтересовано в развитии данного направления инвестиционного сотрудничества и уже сейчас получает предложения от ряда инвесторов, в том числе — потребителей услуг по ремонту.
В условиях внедрения проектно-ориентированного подхода в построении инвестиционной деятельности, одними из ключевых для ОАО «РЖД» механизмов привлечения внешних инвестиций стали проектное финансирование и проектное инвестиционное кредитование.
ОАО «РЖД» рассчитывает, что в 2005 году с помощью системы проектного финансирования совместно с инвесторами удастся запустить крупные инфраструктурные проекты с длительными сроками окупаемости.
Такие проекты предполагают и использование принципов государственно-частного партнерства, когда государством используются услуги частного сектора по инвестированию в объекты инфраструктуры, их развитию и управлению.
Решения о привлечении внешних инвесторов на конкурсной основе для завершения строительства и дальнейшего использования принимаются и в отношении непрофильных для компании объектов незавершенного строительства, в том числе, не включенных в инвестиционную программу.
Беседовала Лариса ЧУГУЕВСКАЯ
(Продолжение — в следующем номере «ПР»)
|