Главная / Журнал / Архив номеров / От чего зависит траектория развития экономики? / Юридический практикум / Товарный знак: вопросы правовой охраны и регистрации /
Товарный знак: вопросы правовой охраны и регистрации
«Пример работы нашей юридической фирмы показывает, что предприниматели не всегда уделяют должное внимание защите объектов интеллектуальной собственности, одним из которых является товарный знак, — рассказывает Наталья ФЕДОТОВА, директор гражданско-правового депертамента ЗАО «И.Л.Т.С.». — К сожалению, даже крупные предприятия, осознавая роль товарного знака в развитой экономической среде, совершают досадные промахи в этой сфере своей деятельности. Жажда получения высокой прибыли за счет «раскрученной» торговой марки (бренда) поставила на тропу судебной войны не одно предприятие. При этом участники «разборок» забывают порой самые простые истины, известные российскому праву уже более десяти лет…» Наш журнал предлагает ее подробный комментарий на эту тему.
Одной из простых истин является то, что правовая охрана товарного знака в России предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», или в силу международных договоров Российской Федерации. Вывод, вытекающий из данной нормы, тоже очень прост: нет регистрации — нет защиты.
Документом, удостоверяющим регистрацию и приоритет товарного знака, является свидетельство, которое содержит перечень товаров, в отношении которых может использоваться данный товарный знак. Некоторые владельцы товарных знаков, зарегистрированных в установленном порядке, ошибочно полагают, что, являясь их законными владельцами, они могут разрешить или запретить использование знака в отношении любого товара. В то время как объем их юрисдикции ограничен перечнем, содержащимся в свидетельстве.
В творческом процессе разработки обозначения товарного знака необходимо учитывать положения статьи 6 названного Закона, устанавливающей абсолютные основания для отказа в регистрации. В частности, не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
• вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
• являющихся общепринятыми символами и терминами;
• характеризующих товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта;
• представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В практике Федерального Арбитражного Суда Московского округа имеется постановление кассационной инстанции от 21 января 2004 г. по делу № КА-А40/11209-03, в котором рассматривается законность регистрации товарного знака, состоящего из словесных элементов «НА ВСЕ», выполненных заглавными буквами русского алфавита, и расположенного под ними овала с обозначением «100!» внутри. Суд указал, что в соответствии с Толковым словарем русского языка Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю. и Толковым словарем русского языка Ушакова Д. Н. фразеологизм «на все сто» имеет значение «отлично», «очень хорошо», в связи с чем носит хвалебный характер в отношении товаров и услуг, приведенных в перечне к свидетельству на товарный знак. Следовательно, товарный знак указывает на свойства товаров и услуг, что противоречит требованиям, установленным п. 1.ст. 6 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
После разработки обозначения товарного знака его потенциальному владельцу необходимо начать процедуру регистрации, которая в России является следующей.
Заявка на регистрацию подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в настоящее время это Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам). Заявление может быть подано только юридическим лицом или осуществляющим предпринимательскую деятельность физическим лицом.
Заявка подается на один товарный знак. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания утверждены Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32.
После подачи заявки федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществляет экспертизу, которая включает формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. Свидетельство на товарный знак выдается в течение месяца с даты регистрации товарного знака.
Регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. Необходимо иметь в виду, что правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием может быть подано любым лицом. При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам.
Юридические и физические лица Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию. Заявка на международную регистрацию товарного знака подается через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
В случае возникновения вопросов, связанных с регулированием отношений в сфере правовой охраны и использования товарного знака, наши специалисты всегда готовы на них ответить.
|