Текущий номер журнала:
Наша задача - создать благоприятный инвестиционный климат
|
|
|
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ |
OSB, Ориентированно-стружечная плита, самые низкие цены, бесплатная доставка. www.techno-trade.spb.ru -- ООО ТехноТРЕЙД, Санкт-Петербург, Тел.: (812)112-24-00
|
подробнее
|
|
ЗАО ФПК Рыбинсккомплекс продаёт в ЛИЗИНГ систему очистки сточных вод от нефтепродуктов,взвешенных веществ,масел жиров,гидроксидов металлов,частично...
|
подробнее
|
|
Завод химического обрудования производит:весы, автомобильные, вагонные, промышленные.Нестандартное весовое оборудование.Модернизация (замена рычажной системы механических весов натензометрическую...
|
подробнее
|
|
Продажа производственного здания площадью 1976,9 кв.м. Здание оборудовано для производства хлебобулочных изделий. Возможно использовать под склады. Непосредственно к...
|
подробнее
|
|
Тема: Тонкое измельчение Дисперсность порошка, пудры, муки: 150 мкр В разработке технология получения до 40 мкр. Оказываем услуги...
|
подробнее
|
|
ООО "Краски для вас" предлагает к поставке сырье для производства ЛКМ: диоксид титана (Китай): анатаз...
|
подробнее
|
|
ЗАО ТЕНРОСИБ производит электронные тензометрические: вагонные весы автомобильные весы конвейерные бункерные платформенные.Всего мы производим...
|
подробнее
|
|
Пластиковые ведра 1, 5, 10 л. Канистры и другие емкости. Полиэтиленовая тара готовая и на...
|
подробнее
|
|
ООО ТД «Спецтехника ГрАЗ» предлагает технику производства ОАО «Завод ГрАЗ» РЕАЛИЗУЕМУЮ СО СКЛАДА в г.Н.Новгород...
|
подробнее
|
|
МОСКВА М. Киевская Продажа производственного здания площадью 1976,9 кв.м. Здание оборудовано для производства хлебобулочных изделий. Возможно использовать под склады. Непосредственно к...
|
подробнее
|
|
Полный список объявлений
|
|
Добавить объявление
|
|
|
Главная / Журнал / Архив номеров / Наша задача - создать благоприятный инвестиционный климат / Новости РСПП / Заседание Координационного совета РСПП. Новые инициативы союза /
Заседание Координационного совета РСПП. Новые инициативы союза
18 марта, накануне заседания Правления РСПП и ставшей уже традиционной встречи представителей делового сообщества с Президентом России Владимиром Путиным, состоялось заседание Координационного совета отраслевых корпоративных союзов и объединений, на котором обсуждались актуальные проблемы российской экономики.
И снова о налогах
Первой в повестке заседания была одна из самых больных для бизнеса тем — реформа налоговой системы. Об ее приоритетности свидетельствует и то огромное количество писем, которое в последнее время приходит в Российский союз промышленников и предпринимателей. Как отметил президент РСПП Аркадий Вольский, в большей их части говорится о том, что НДС необходимо снижать хотя бы до 13 %.
В своем докладе заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике, советник генерального директора ООО «Компания «Базовый элемент» Сергей Беляков дал подробную характеристику существующей налоговой системы РФ.
Докладчик отметил, что необходимость совершенствования налоговой системы РФ вызвана ее крайней неэффективностью, неспособностью обеспечить в необходимой степени интересы ни налогоплательщика, ни государства. Значительный рост издержек государства на налоговое администрирование не улучшает его качества. Кроме того, налоговая политика государства так и не стала инструментом стимулирования экономического роста.
Сергей Беляков выделил три основные проблемы налоговой политики в РФ:
«Во-первых, это ориентированность налоговой политики государства на выполнение исключительно фискальной функции. На практике это проявляется в деятельности налоговых органов. Ни в одной развитой стране мира не существует планов по доначислению налогов по итогам контрольных мероприятий. Это противоречит принципу презумпции невиновности налогоплательщика. Кроме того, это означает простое изъятие средств из экономики в угоду фискальным интересам бюджета. У нас же это стало печальной нормой. При таком подходе никакого снижения налогового бремени меры по «улучшению налогового администрирования» не обеспечивают. Объективно они превращаются в меры по ужесточению контроля за налогоплательщиком. Примеры, когда налогоплательщик месяцами не может на законных основаниях возместить уплаченный ранее НДС, уже никого не удивляют. Поражает циничность обоснования отказа в ряде случаев в возмещении — к возмещению предъявлена слишком значительная сумма.
Следствием такой направленности налоговой политики являются так называемая концепция «добросовестного налогоплательщика» и вытекающие из нее законопроекты о контроле за трансфертным ценообразованием и о внесудебном порядке взыскании налогов, штрафов и пени.
Вторая проблема налоговой политики — это нестабильность налогового законодательства. Только за 2004 год в Налоговый кодекс было внесено более шестидесяти изменений и дополнений. Следствием этого является непредсказуемость налоговой политики государства. Она выражается в несоответствии декларируемых Правительством направлений налоговой политики его же законодательным инициативам».
В подтверждение сказанного докладчик привел несколько примеров:
«В ежегодном президентском послании Федеральному собранию было указано на необходимость решения проблемы ускоренного возмещения НДС при осуществлении экспортных операций и о необходимости снижения ставки НДС до 16 %. 3 марта на заседании Совета по конкурентоспособности Правительство заявило о готовности внести уже в этом году изменения в законодательство в части ускоренного возмещения НДС при осуществлении капитального строительства и экспортных операций и решить проблему обложения НДС авансов. Отражено это и в рекомендациях рабочей группы при Совете по конкурентоспособности. Однако уже 21 марта руководители экономического блока Правительства заявляют о невозможности введения уведомительного порядка возврата НДС при экспорте ранее 2008 года.
Еще один пример: правительство подтверждает следование принципам неухудшения положения налогоплательщика и дальнейшего снижения налогового бремени, и при этом готовит поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми практически любой налогоплательщик может быть обвинен в совершении налогового преступления в крупном и особо крупном размере. Бизнес может только приветствовать намерения по усилению борьбы с налоговыми преступлениями, так как в первую очередь сам страдает от недобросовестной конкуренции. Но предлагаемые поправки заменяют один из признаков состава преступления, а именно размер неуплаты налогов, после которого наступает уголовная ответственность. На практике это означает возможность привлечения к уголовной ответственности не только тех, кто умышлено преступил закон, но и тех, кто недоплатил в бюджет незначительную сумму налогов и совершил не преступление, а налоговое правонарушение.
Декларируется презумпция невиновности налогоплательщика, как основа налоговой системы и одновременно вносится законопроект, наделяющий налоговые органы правом внесудебного взыскания налогов, штрафов и пени. В итоге налогоплательщик просто не знает, на что ориентироваться и как планировать свою экономическую деятельность».
Третьей негативной стороной нынешней налоговой политики, создающей существенные проблемы для налогоплательщика, Сергей Беляков назвал неясность налогового законодательства. По его словам, возможность трактовки положений Налогового кодекса, особенно в сочетании с фискальной направленностью налоговой политики, создает условия для злоупотреблений в деятельности налоговых органов. В результате правоприменительная практика абсолютно не соответствует нормам законодательства.
«Таким образом, — подытожил заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике, — правоприменительная практика налоговых органов, вызванная фискальной направленностью политики в налоговой сфере, нестабильностью и неясностью законодательства существенно ухудшает положение налогоплательщика. Испытывают это на себе именно законопослушные налогоплательщики, поскольку криминальный бизнес находится вне налогового администрирования».
О совершенствовании налогового законодательства
Исходя из обозначенных проблем, Сергей Беляков внес на обсуждение участников заседания предложения по совершенствованию налогового законодательства. Как было сказано докладчиком, эту работу следует вести по двум направлениям. С одной стороны, необходима оценка и подготовка заключений на законодательные инициативы Правительства, а также участие при их рассмотрении в Правительстве, с другой — инициативная разработка предложений в сфере налогообложения.
В первую очередь, предложения бизнеса касаются регламентации процедур проведения налоговых проверок. Заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике отметил, что налоговые проверки из инструмента контроля за соблюдением налогового законодательства превратились в механизм экономического и правового давления на бизнес, что дискредитирует их первоначальный смысл. Смысл, который заключается в том, чтобы помочь налогоплательщику в правильном понимании и исполнении налогового закона, а не в реализации карательных функций. По мнению представителей компаний — членов комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике решение этой проблемы позволит существенно снизить издержки предприятий и обеспечит защищенность налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Соответствующий законопроект готовится Минфином. Сергей Беляков сообщил, что бизнес уже направил свои предложения к данному законопроекту и примет самое активное участие в его обсуждении. Кроме того, РСПП предложил отказаться от законопроекта о внесении изменений и дополнений в 20 и 40 статьи Налогового кодекса. Содержащиеся в нем позиции о контролировании цен по сделкам внутри страны и фактически открытый перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми не решают проблему уклонения от уплаты налогов, ухудшая при этом положение налогоплательщиков.
В докладе прозвучало, что подготовлен и направлен в Правительство ряд предложений по совершенствованию второй части Налогового кодекса, которые должны способствовать росту инвестиционной активности. Предложения эти касаются НДС и налога на прибыль. В части НДС предлагается следующее: при осуществлении капитального строительства возмещать НДС в налоговом периоде, в котором производились инвестиции; сократить срок возмещения НДС с трех до одного месяца; сократить срок возврата НДС по экспортным операциям; обеспечить одновременное признание НДС к уплате продавцом и к вычету покупателем при переходе на метод начисления. В части налога на прибыль предложения бизнеса направлены на стимулирование инвестиций в НИОКР.
В завершении доклада заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике подчеркнул, что в связи с уже предпринятыми действиями можно только приветствовать факт создания при Совете по конкурентоспособности рабочей группы по направлению «Совершенствование налогообложения и налогового администрирования». Это дало возможность бизнесу участвовать в обсуждении проблем налогового законодательства и налоговых инициатив Правительства, высказывать свою позицию. Результатом деятельности группы стали уже подготовленные рекомендации по направлениям совершенствования налогового законодательства. Этот документ рассматривался на заседании Совета по конкурентоспособности и был поддержан и предпринимателями и представителями Правительства.
РСПП за реформу недвижимости
В начале своего доклада по земельной реформе член комитета РСПП по реформе земельных отношений, советник Президента холдинговой компании «Промышленные инвестиции» Андрей Лазаревский обрисовал состояние дел в этой области.
«Бизнес-сообщество активно поддержало неизменную позицию Президента РФ о том, что продажа земельных участков под приватизированными предприятиями есть вторичная продажа, и такая продажа несправедлива. В. В. Путин говорил об этом на XIII и XIV съездах РСПП. В 2004 году дело сдвинулось. Был принят Федеральный закон, по которому религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, участки передаются бесплатно. Стоит напомнить, что идея о бесплатной передаче участков всем частным собственникам строений была предложена РСПП еще в 2002 году. Сегодня положено начало формированию полноценных объектов недвижимости, включающих и строение, и участок на нем.
Однако нельзя согласиться с тем, что право на полноценную недвижимость получают не все частные собственники зданий, строений и предприятий. Реализация указанного Федерального закона приведет к нарушению конституционных норм о равенстве прав граждан, о запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности, об отделении церкви от государства (п. 2 ст. 6; п. 2 ст. 8; п. 2 ст. 19; п. 2 ст. 14 Конституции РФ). Права на земельные участки, занятые недвижимостью граждан и организаций (кроме религиозных), до сих пор не защищены».
Андрей Лазаревский подчеркнул, что в докладе Минэкономразвития РФ к заседанию Правительства по земельной реформе в качестве главной цели этой самой реформы объявлено «переоформление» прав на земельные участки, для которого отводится жестко ограниченный срок. Однако по законодательству под «переоформлением» понимаются два противоположных действия — выкуп участков под строениями или заключение договора аренды на такой участок. По мнению РСПП, понуждение собственников недвижимости к отказу от права постоянного бессрочного пользования противоречит Конституции РФ, ее статьям 2, 18, ч. 2 и 3 ст. 55. Об этом же говорит Конституционный суд РФ (Постановление от 13.12.2001 №16-П). Замена предоставленного при приватизации права постоянного бессрочного пользования на аренду (при невозможности оформления участка в собственность из-за высокой цены и административных барьеров) есть фактическая экспроприация недвижимости. Вместо бессрочного права на участок владельцам недвижимости предлагается кабальный арендный договор. И, в данном случае, аренда у администрации застроенного участка, по своей сути, есть налог, только устанавливаемый в форме якобы «договора». Подмена налоговых отношений на «договорные» разбивает единое правовое поле страны на осколки-договоры, свидетельствующие о феодальном характере отношений власти к населению.
Андрей Лазаревский привел и другие факты, вызывающие беспокойство в бизнес-сообществе. Первоначальное стремление Правительства РФ удешевить выкуп участков под давлением региональных властей обернулось законопроектом Минэкономразвития РФ об увеличении выкупной цены, ее привязкой к произвольно определяемой кадастровой стоимости. Последняя устанавливается на основе «потребительской ценности (полезности) земель» и оценки «рыночной стоимости» — при отсутствии не только рынка частных участков, но и самих земельных участков (кадастровая оценка проведена на 94 % площади страны, а кадастровый учет — на 3 %). Многократный рост цены выкупа в проекте прикрывается дополнительной платой за снятие «обременения» выкупаемых участков (запрета на изменение его использования), хотя само установление такого «обременения» противоречит Конституции РФ. Правительство РФ отказывается рассматривать проблему административных барьеров при выкупе, и даже умножает их, например, ущемляя права частных собственников недвижимости в проекте Водного кодекса.
Говоря о важности предоставления гарантированных прав на недвижимость, представитель земельного комитета подчеркнул, что они необходимы и гражданам, у которых в собственности есть строение или квартира, и бизнесу — для доступа к ипотечному кредитованию, для эффективного использования активов, для выявления действительной капитализации недвижимости (сегодня она занижена из-за неполноценности прав). Полноценная недвижимость выгодна и обществу, и государству. Создание класса собственников недвижимости будет способствовать становлению гражданского общества. Юридически полноценная недвижимость создаст благоприятный инвестиционный климат, обеспечит приток инвестиций и быстрый рост ВВП.
«Проблемы, возникшие с принятием закона о передаче участков религиозным организациям, — по словам члена комитета РСПП по земельной реформе, — могут быть решены путем распространения нормы о бесплатной передаче участков на всех частных собственников зданий и имущественных комплексов. Таким образом, будет положен конец искусственному разделению недвижимости за участок и строение, а вместо спекуляций на тему «земельной реформы» мы займемся развитием рынка недвижимости».
О факторах, усиливающих долгосрочную роль бизнеса
На заседании Координационного совета отраслевых союзов обсуждались также дальнейшие шаги по повышению социальной ответственности бизнеса, инициативы РСПП по внесению пакета поправок в Федеральные законы «Об объединениях работодателей» и «Об общественных организациях», предложения по упорядочению финансирования деятельности РСПП. По этим вопросам выступили руководитель департамента союза по социальной политике Федор Прокопов, вице-президент РСПП, депутат Государственной Думы РФ Елена Панина, вице-президент РСПП Валерий Никулин.
Федор Прокопов заострил перед собравшимися представителями отраслевых, корпоративных союзов важность принятой на XIV съезде РСПП «Социальной хартии», проинформировал участников заседания о компаниях, поддержавших принципы, изложенные в этом программном документе. К участникам заседания обратился и президент РСПП Аркадий Вольский. Он еще раз подчеркнул, что в основе Социальной хартии, обозначившей социальную миссию бизнеса, лежат многолетняя отечественная практика, а также такие основополагающие международные акты, как Всеобщая декларация прав человека, «Глобальная инициатива» Организации Объединенных Наций и многие другие. Эти принципы, реализованные в повседневной практике компаний, определяют важнейшие направления вклада каждого предприятия, трудового коллектива в устойчивое развитие страны.
Тема современного места бизнеса в реализации экономических задач была продолжена и при обсуждении внесения поправок в законопроекты «Об объединениях работодателей» и «Об общественных организациях». Как отметила Елена Панина, совершенствование этих законодательных документов продолжается уже пять лет. Одна из главных задач этой кропотливой работы — создание условий для эффективной роли делового сообщества. Этому и должны способствовать вносимые поправки РСПП, с одной стороны, нацеленные на обеспечение консолидации территориальных отделений вокруг центрального органа работодателей, а с другой — упрочнение горизонтальных связей между региональными, отраслевыми и корпоративными союзами и объединениями работодателей.
Галина ГЕРАСИМОВА
|
CALS-технологии - будущее авиастроения |
|
подробнее
|
|
Государственная поддержка ОПК. Реалии и возможности |
Интервью с генеральным директором Корпорации "Аэрокосмическое оборудование" С. Бодруновым по итогам заседания Экспертного совета по проблемам ОПК |
подробнее
|
|
Рынок оценочных услуг становится цивилизованнее |
Российская коллегия оценщиков на страже интересов и репутации оценочных компаний |
подробнее
|
|
Курс на эффективность инвестиций |
О том, как устоять в конкурентной борьбе на своем сегменте рынка, рассказывает генеральный директор ОАО "Связьинвест" В. Яшин |
подробнее
|
|
Рынок стекла: рубеж хрупкости уже преодолен? |
О защите отраслевых интересов и перспективах российского стекольного бизнеса рассказывает президент "Стеклосоюза", член правления РСПП В. Осипов |
подробнее
|
|
Заседание Координационного совета РСПП. Новые инициативы союза |
18 марта, накануне заседания Правления РСПП и ставшей уже традиционной встречи представителей делового сообщества с Президентом России Владимиром Путиным, состоялось заседание Координационного совета отраслевых корпоративных союзов и объединений, на котором обсуждались актуальные... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
 |
|