Главная / Журнал / Архив номеров / Ресурсодобыча или "выращивание" наукоемких производств: каковы стратегические приоритеты? / РСПП/В сфере бизнеса / Общественный договор как альтернатива конфронтации /
Общественный договор как альтернатива конфронтации
Для бизнеса и государства сегодня есть два варианта развития взаимоотношений – конфронтация или необходимость заключения общественного договора на основе интеграции интересов и определения основных правил игры, которыми будут руководствоваться обе стороны. Такой вывод содержится в докладе исполнительного секретаря РСПП Игоря Юргенса, сделанном 23 октября на Российском форуме в Нижнем Новгороде.
Сопоставив в своем докладе запрос государства к бизнесу и бизнеса к государству, И. Юргенс обозначил их соответственно как обеспечение «политической лояльности» и встречный запрос о решении проблемы инвестиционного климата.
Запрос государства к бизнесу, как отметил И. Юргенс, выражается в пяти составляющих общей проблемы политической лояльности. Это, конкретизировал докладчик, «упорядочивание лоббизма, переход к его цивилизованным формам»; «отказ от деструктивных действий бизнеса по отношению к государству»; «формирование модели социально ответственного поведения бизнеса»; «совместное продвижение брэнда «Россия» на международной арене» и «солидарность в решении задач государственного масштаба».
В свою очередь, запрос бизнеса к государству состоит, согласно докладу Юргенса, в четырех тезисах в рамках решения проблемы инвестиционного климата. К ним отнесены «определенность и предсказуемость правил игры и реальная равноудаленность экономических субъектов (в том числе и государственных)»; «отказ от силовых методов при решении экономических споров»; признание проблемы иностранных инвестиций «проблемой государственного значения и отказ от политизации этой темы», наконец, «стабильность и благоприятный для развития бизнеса характер законодательства».
Социальная роль и ответственность крупного российского бизнеса на современном этапе не сводится к благотворительности, отметил вице-президент – исполнительный секретарь РСПП.
Он напомнил, что именно крупные негосударственные инвесторы «сыграли ключевую роль в поддержании стабильной работы ряда важных отраслей», так как стал реализовываться «цивилизованный переток финансовых средств из высокодоходных в менее доходные отрасли путем приобретения акций соответствующих предприятий крупными структурами». Благодаря крупным частным инвесторам была фактически решена «технологическая проблема-2003», о которой, отметил Игорь Юргенс, «много говорили недавно и скромно молчат сейчас».
Крупный бизнес, напомнил докладчик, инвестирует подготовку квалифицированных кадров для работы в условиях постиндустриального общества, а благотворительность и меценатство «эволюционировали от демонстративных проектов начала 90-х годов к целенаправленному сбережению национального достояния».
В вопросе о так называемой «проблеме природной ренты», отмечалось в докладе на форуме, нужна опора на реальное положение дел, а не на популистские инициативы политиков. В то же время И.Юргенс уточнил, что и бизнесу «необходимо отказаться от «новорусских» стереотипов поведения в пользу подчеркнутой сдержанности». «Демонстративная роскошь контрпродуктивна и усиливает неприятие бизнеса со стороны населения», – отмечалось в докладе.
Взаимоотношения бизнеса и государства в современной России прошли четыре этапа. В докладе И. Юргенса говорилось о том, что после начала становления диалога в период формирования самого бизнес-сообщества, на втором этапе стали заметным явлением «олигархические войны» вплоть до кризиса 1998 года. Третий этап, условно названный «осенью Бориса Ельцина», поставил вопрос о выборе пути развития диалога, которое привело на четвертом, «постолигархическом», этапе, к новым правилам игры, которые приняли и Владимир Путин, и крупный бизнес.
На региональном уровне, согласно оценкам И.Юргенса, сходные процессы привели к формированию трех моделей взаимодействия власти и бизнеса: «доминирование администраторов», «доминирование бизнеса», наконец, существуют регионы, где установлены «договорные отношения на взаимоприемлемых условиях».
|