|
Главная / Журнал / Архив номеров / Ресурсодобыча или "выращивание" наукоемких производств: каковы стратегические приоритеты? / Анализ тенденций / Этика бизнеса по-русски /
Этика бизнеса по-русски
Максим МОЧАЛОВ, генеральный директор компании «Интерполихим» (производство драгоценных металлов)
История и путь становления бизнеса в России никогда не имели «безоблачных» и «заповедных» условий развития и существования. Отношения бизнес-сообщества и государства в России всегда являлись основным отличием российских корпоративных традиций от всех остальных. Государство еще с времен Ивана Грозного рассматривало деловое сообщество как неисчерпаемый ресурс для своих целей и проектов. Бизнес крупный и средний создавался по решению правителей и чиновников. В эпоху Петра I купцов, отказавшихся реализовывать государственные программы, наказывали физически. Государство абсолютно четко определяло свою роль, позволяя определенные вольности в отношении с законом, но никогда не позволяло бизнесу быть приоритетным, логичным и естественным двигателем прогресса. Истории Демидовых, Морозовых и множества других талантливых бизнесменов тех времен и их непростые отношения с властью могут служить ярким тому подтверждением. Тем не менее след в развитии промышленности, культуры бизнеса ими был оставлен огромнейший. Термин «слово купеческое» стал нарицательным и сохранил свое положительное значение до современных дней. Вошли в легенду деловые этические нормы российского предпринимательства, когда многомиллионные сделки заключались устно и купеческое слово было самым дорогим эквивалентом, равнозначным только стоимости жизни. Результатом подобного стали следующие особенности корпоративных традиций: в России исключительное значение имели личные отношения партнеров и их доверие друг другу, бережное отношение к репутации и традициям, добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга.
«Особой любовью» к бизнес-сообществу, как к промышленному, так и особенно аграрному отличалась всем известная партия, взявшая на себя роль «вершителя» хода истории и эволюции в начале ХХ столетия, где государственная номенклатура единолично стала владеть всеми активами страны, жестоко подавляя любое проявление частного предпринимательства и индивидуализма.
Мы учились в советской школе, изучая экономику «развитого социализма», и, безусловно, «советская» ментальность являлась для многих основополагающей, в том числе и в культуре бизнеса, когда страна в конце 90-х оказалась в «капитализме». Страшные криминальные сводки раздела имущества, хроническое недоверие народа к государству и его программам, неуверенность в «завтрашнем дне», псевдо-приватизация – вот та почва, из которой должна была развиться культура и этика бизнеса России.
Сегодня представители бизнеса в России — это наиболее социально активная часть общества; люди, которые не боятся брать на себя ответственность и идти в те сферы, которые еще вчера казались им чужими.
В последние годы в России начался очень важный процесс глобализации бизнес-культуры, ее сближения с мировыми традициями. При этом мы приобретаем не только и не столько внешний европейский вид, сколько некие правила и кодексы, облегчающие взаимопонимание и совместную работу, в том числе и в судебной практике.
В России бизнесмены до недавнего времени в случае конфликта «разбирались» друг с другом собственными силами. В ход шли и «черный» пиар, и распространение ложной информации, и самые разнообразные незаконные методы борьбы. Выяснение отношений между предпринимателями, судебные разбирательства, которые из-за неэффективной системы подчас затягивались на неопределенное время, – все это отрицательно сказывалось и на ведение бизнеса, и на развитии российской экономики в целом. Да и в глазах деловых людей Запада российские бизнесмены выглядели не лучшим образом, что негативно влияло на инвестиционный климат страны, на ее промышленное развитие.
Теперь у российских бизнесменов появилась возможность урегулирования корпоративных конфликтов цивилизованными методами. В прошлом году в Российском союзе промышленников и предпринимателей (работодателей) создана комиссия по корпоративной этике, которая должна рассматривать претензии представителей бизнеса друг к другу. В марте 2003 года РСПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА России» заключили соглашение о сотрудничестве, цель которого – совершенствование и использование системы внесудебного разбирательства корпоративных споров. В июне этого года подписано соглашение о сотрудничестве между комиссией по корпоративной этике и Американской торговой палатой в России, членам Американской торговой палаты в случае возникновения конфликтных ситуаций на территории РФ рекомендовано обращаться в объединенную комиссию РСПП.
Начало работы комиссии определено принятием 11 октября 2002 года Хартии корпоративной и деловой этики, а вслед за ней – Регламента разрешения споров комиссией по корпоративной этике. Главная составляющая хартии – институт собственности. Кто будет возражать против того, что надо держать свое честное слово, не усиливать социальную напряженность ради собственных интересов, заботиться о поддержании как собственной деловой репутации, так и репутации российского бизнеса в целом и т.п.? Но, судя по огромному количеству конфликтов в разных отраслях производства, в различных сферах бизнеса, на практике все выглядит иначе. И каждая из конфликтующих сторон уверена в своей правоте. Комиссия РСПП по корпоративной этике, позже переименованная в Объединенную комиссию по корпоративной этике при РСПП, призвана помочь в таких конфликтных ситуациях.
Она является общественным органом для внесудебного рассмотрения коммерческих споров на основе общих принципов бизнес-этики и принятых норм корпоративного поведения. Комиссия рассматривает споры, связанные с нарушением общих принципов корпоративной этики, сформулированных в хартии. Внесудебное рассмотрение коммерческих споров имеет немало преимуществ по сравнению с государственным судопроизводством: короткие сроки рассмотрения дел, более низкие судебные издержки, возможность заключения мирового соглашения. Очень важно, что конфликтующие стороны сами могут выбирать судей, то есть людей, которым доверяют, которых уважают, с чьим мнением считаются. В третейский суд РСПП входят известные личности, большинство из которых – бизнесмены. Оно и понятно, поскольку речь идет о корпоративных конфликтах. Каждая из конфликтующих сторон выбирает по одному арбитру, а те, в свою очередь, должны избрать третьего, нейтрального, арбитра. Арбитры решают, была ли нарушена корпоративная этика или нет.
Какие меры воздействия может применить третейский суд к нарушителю корпоративной этики? Например, внесение в так называемый список неблагонадежных корпоративных партнеров, или информирование широких общественных кругов и СМИ, или отказ всех членов РСПП от сотрудничества с нарушителем корпоративной этики и т.п.
Российское деловое сообщество формируется и развивается в глобальной среде; процессы и тенденции, оказывающие влияние на мировой бизнес, влияют теперь и на деятельность российских компаний. Корпоративная этика, социальная ответственность бизнеса, корпоративное управление и устойчивое развитие – эти концепции постепенно, но уверенно внедряются в практику нашего бизнеса. В свою очередь, бизнес во всем мире становится инициатором и активным участником прозрачных механизмов функционирования корпорации, социального диалога и правил поведения. Современная ситуация в России характеризуется необходимостью разработки и распространения практических систем и методик управления корпоративной этикой и социальной ответственностью как на уровне компании, так и на уровне делового сообщества в целом. Основными приоритетами при этом являются обеспечение взаимных, практических интересов и выгод для бизнеса и общества, отсутствие доминирования государства в разработке общепринятых прозрачных механизмов социального партнерства, использовании ведущих международных стандартов. И слова одного из классиков мирового бизнеса Генри Форда сегодня обретают истинный и глубокий смысл: «благополучие производителя зависит в конечном счете от пользы, которую он приносит народу».
И все же я хочу обратиться непосредственно к коллегам-предпринимателям. Господа! Так, может, мы перестанем пенять на «тяжелое детство», гнет государства и прочие невзгоды и просто избавим арбитражные суды и комиссию от работы по этике? И тогда, вполне вероятно, что не так уж много времени пройдет, чтобы с особенностями «новорусской» корпоративной этики можно было ознакомиться только в учебниках, в разделах «Как не нужно вести бизнес». Давайте вычеркнем из «белых» списков тех непорядочных партнеров, которые портят нашу деловую жизнь сегодня, и сами обеспечим друг другу «режим наибольшего благоприятствования»!
Максим МОЧАЛОВ
|
Общественный договор как альтернатива конфронтации |
Для бизнеса и государства сегодня есть два варианта развития взаимоотношений – конфронтация или необходимость заключения общественного договора на основе интеграции интересов и определения основных правил игры, которыми будут руководствоваться обе... |
подробнее
|
|
Стратегии устойчивости бизнеса как путь к интеграции в мировую экономику |
Стэнли Рут, партнер, руководитель группы по предоставлению услуг промышленным и торговым предприятиям PricewaterhouseCoopers о положительном корпоративном образе |
подробнее
|
|
Современные технологии как необходимое условие для создания газотурбинных двигателей |
Репортаж с международного семинара «Прогрессивные технологии для создания газотурбинного двигателя нового поколения». Для создания двигателей пятого поколения, по подсчетам специалистов, требуется 12–14 млрд. долларов, а такие затраты российские предприятия... |
подробнее
|
|
55 лет в «Авангарде» |
В развитии технологии производства специализированных изделий микроэлектроники создана гамма устройств на поверхностных и объемных акустических волнах с характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам. |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|