Главная / Журнал / Архив номеров / Частно-государственное партнерство / Главная тема / МЭРТ: Необходимо откорректировать законодательство /
МЭРТ: Необходимо откорректировать законодательство
О том, какие дальнейшие шаги необходимо предпринять в целях эффективной работы ЧГП, рассказывает помощник Министра экономического развития и торговли РФ Юрий ЛЮБИМОВ.
— Юрий Сергеевич, что на сегодняшний день уже сделано, чтобы схемы частно-государственного партнерства начали работать?
— В законе о концессиях предусматривается создание типовых соглашений по 14 видам объектов. Согласование Аппаратом Правительства РФ проектов первых четырех видов типовых концессионных соглашений мы ожидаем до конца года. За их подготовку отвечает Департамент инвестиционной политики министерства. Мы заинтересованы в скорейшем принятии этих документов.
— Отсутствие каких нормативных документов и рыночных механизмов будет сдерживать развитие ЧГП в стране в ближайшее время?
— В законе «О концессионнных соглашениях» есть недочеты, мы об этих проблемах знаем. Сейчас собираются мнения экспертных сообществ, и затем, разумеется, будет происходить доработка закона в этой части, а также будут вноситься изменения в законодательство, применимое к концессионным соглашениям.
Основные проблемы законодательного порядка, мешающие развитию концессии, на сегодняшний день таковы. Во-первых, по многим объектам концессии есть неопределенность в фигуре государственного собственника, что порождает определенные риски для инвестора.
Во-вторых, закон предусматривает возможность заключения лишь договоров аренды (субаренды) в отношении земель, на которых расположены объекты концессий, не упоминая о возможности предоставления сервитутов, хотя именно сервитут представляется наиболее удобным способом пользования землей в отношении многих объектов концессии. Для размещения большинства объектов предоставление сервитута было бы достаточно (например, для дорог или трубопроводов).
Необходимо откорректировать законодательство в части государственных гарантий обеспечения концедентом своих обязательств (Бюджетный кодекс, Гражданский кодекс и прочее).
Также для более эффективной реализации концессии целесообразно предусмотреть в законодательстве положения, позволяющие упростить порядок получения концессионером необходимых разрешений (лицензий и прочего).
Необходимо также привести в соответствие с новым законом законодательство о бухгалтерском учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Одной из основных проблем, волнующих инвестиционное сообщество, является отсутствие механизмов рефинансирования по концессионным соглашениям. Закон «О концессонных соглашениях» прямо запрещает залог объекта концессионного соглашения, а также прав концессионера, выбор которого происходит по конкурсу, по концессионному соглашению. Такое решение появилось в законе осознанно. Большинство объектов концессионных соглашений — это объекты, которые могут по своей природе находиться в государственной собственности в силу того, что они предназначены для общего пользования. Мы не можем допустить через механизм концессий возможность отчуждения в частную собственность объектов, которые должны быть государственными (например, автомобильные дороги).
Что касается налогового режима деятельности концессионера, то он должен устанавливаться не в законе о концессиях, а в Налоговом кодексе.
— Как вы оцениваете готовность бизнеса сотрудничать с государством на условиях ЧГП? Что может служить гарантом надежности такого партнерства?
— Мы, конечно, надеемся на активное развитие инвестиционного процесса в рамках ЧГП. У нас есть понимание того, что инвестиционная деятельность, осуществляемая в рамках концессионного соглашения, сопряжена с высокими рисками и требует больших вложений, поэтому разрабатывая закон и подзаконную базу, мы стремимся в максимальной степени помочь инвестору — снизить его риски.
По данным профильных министерств, уже на сегодняшний день есть большое число инвесторов, готовых к участию в концессиях по конкретным объектам. Концессионные проекты в рамках частно-государственного партнерства подготавливаются в разных областях.
— Готова ли сегодня такая отрасль, как ЖКХ, к применению механизмов частно-государственного партнерства?
— Привлечение частных инвесторов в ЖКХ практиковалось и до принятия закона «О концессионных соглашениях». Другое дело, что для этого использовались не совсем пригодные юридические средства, как правило, договоры аренды или подряда.
В области ЖКХ центральным вопросом остается проблема тарифов. Их повышение всегда является нежелательным для муниципалитетов, более того, муниципалитеты не в состоянии полностью контролировать размер тарифов, а ведь именно за счет взимания платы с потребителей инвестор расчитывает окупить свои вложения.
Тем не менее, мы ожидаем, что концессионный механизм будет запущен в первую очередь в области жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры.
— Какое влияние, на ваш взгляд, широкое практическое использование механизма ЧГП окажет на развитие инвестиционного рынка и внедрение новых инвестиционных инструментов в предпринимательскую деятельность?
— Концессионные договоры относятся к категории государственных контрактов, то есть договоров, в которых одной из сторон является государство. Такие контракты привлекательны тем, что они не ведут к сокращению государственной собственности.
В России, стране с высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов применение еще одной достаточно привлекательной для инвестора формы вложения своих средств могло бы дать значительные выгоды экономике. Применение этого вида договоров диктуется также недостатком у государства ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного ведения народного хозяйства.
С экономической точки зрения, механизм концессий позволяет сократить расходы государственного бюджета и привлечь дополнительные инвестиции в сферы, которые являются затратными и не очень рентабельными. С другой стороны, механизм позволяет привлечь внешние управленческие ресурсы в такие сложные сферы, как, например, ЖКХ. Это важно для стимулирования конкуренции. Развитие инвестиционного рынка требует дополнительных частных инвестиций.
С юридической стороны, особенностью закона «О концессиях» является то, что соглашение сконструировано как гражданско-правовой договор, хотя в мире существуют и другие модели. Данный подход — принципиальная позиция разработчиков закона.
— Известно, что в разных странах механизм частно-государственного партнерства имеет свои особенности. В чем предположительно может проявиться российский подход к ЧГП?
— В силу того, что в России инфраструктура находится в очень изношенном состоянии, а установить рыночную плату для пользователей не всегда возможно, следует ожидать, что в большинстве проектов ЧГП будет государственное софинансирование.
|