Текущий номер журнала:
Частно-государственное партнерство
|
|
|
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ |
Официальный дилер предлагает со склада в Москве КАОЛИНЫ и МИКРОКАЛЬЦИТЫ производства ОАО "Новокаолиновый ГОК" и...
|
подробнее
|
|
Уважаемые Господа!!! Наша Компания предлагает Вам рассмотреть вопрос о возможности поставок в адрес Вашей Компании...
|
подробнее
|
|
FOREX Ульяновск спрэд 2 п,счёт 1 доллар
|
подробнее
|
|
Компанией ООО "Потенциал" занимается производством парогенераторов. Производительность парогенераторов от 15-250 кг/ч. Автоматика, Высокая надежность, Импортные...
|
подробнее
|
|
Реализуем плиты стендовые монтажные поверочные чугунные с Т-пазами размер 2700х5000х380, E-mail: [email protected] Евгений т.ф.(812)252-09-68
|
подробнее
|
|
ЗАО "Металлургия специальных сплавов" реализует следующие материалы: марганец чешуйка (флэкс) Мн99,8 (МР-0), марганец азотированный МрН6Б...
|
подробнее
|
|
Продаём 10 картоматов по продаже карт экспресс оплаты операторов связи, АПКФ - 8 ( на...
|
подробнее
|
|
Уважаемые господа! Предлагаем оборудование для производства крышки "EASY-OPEN" диаметрами 72,8 мм, 83 мм, 99 мм,(или...
|
подробнее
|
|
Предлагаем оборудование фирмы Сименс со склада в Москве. Электродвигатели серий 1LG, 1LA, 1MA, 1MJ, частотные...
|
подробнее
|
|
Неликвидные электродвигатели. Электродвигатели с хранения на складе в Москве различных типов и исполнений. Новые. Большой...
|
подробнее
|
|
Полный список объявлений
|
|
Добавить объявление
|
|
|
Главная / Журнал / Архив номеров / Частно-государственное партнерство / Подробности / Реформа профобразования: задачи и цели /
Реформа профобразования: задачи и цели
В начале декабря в течение одной недели состоялись первые заседания сразу трех подгрупп в рамках деятельности рабочей группы РСПП по реформе образования. На них обсуждались актуальные вопросы направлений реформирования финансирования высшего образования, разработки профессиональных и образовательных стандартов, пути реформирования начального и среднего профессионального образования. Каждая из этих тем по-своему актуальна, заслуживает отдельного, обстоятельного разговора. Но, пожалуй, наиболее остро, учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в стране, нарастающую нехватку квалифицированных рабочих кадров, стоит вопрос реформирования начального и среднего профессионального образования. Как отметил руководитель рабочей группы РСПП по реформированию образования Анатолий Карачинский, в последнее время все больше ощущается заинтересованность в решении этой проблемы как в бизнес-сообществе, так и среди представителей исполнительной власти. Совершенно очевидно, что сегодняшнее состояние системы начального и среднего профессионального образования не удовлетворяет ни представителей образования, ни работодателей и требует принятия неотложных мер по ее реформированию.
Что имеется?
Сегодня более 26% населения, занятого в экономике России,— это специалисты со средним профессиональным образованием (СПО). Во всех ведущих отраслях (за исключением сферы науки, образования, финансов и управления) — на транспорте, в промышленности, лесном и жилищно-коммунальном хозяйстве, связи, торговле, здравоохранении и культуре доля специалистов со средним профессиональным образованием составляет от 28 до 45%, что превышает численность работников с высшим профессиональным образованием в полтора-два раза.
В настоящее время российская система среднего профессионального образования включает в себя 2700 колледжей и техникумов, почти половина из которых находится в ведении субъектов РФ, 37% — в федеральном подчинении, остальные относятся к муниципальному уровню.
Средние профессиональные учебные заведения, в которых обучаются более 2,7 млн. студентов, готовят квалифицированный персонал по 260-ти специальностям, почти половина из которых не имеет аналогов в системе высшего профессионального образования. Причем постоянно увеличивается количество докторов и кандидатов наук, работающих в системе СПО. Сегодня их насчитывается более 8,5 тысяч.
Особенность системы состоит в том, что она готовит практикоориентированных специалистов, которые заняты на особо сложных рабочих профессиях по обслуживанию и эксплуатации современной техники, операционных и информационных систем, на должностях линейных руководителей, инженерно-технических работников в производстве.
Для большинства молодежи система среднего профессионального образования стала формой социализации, возможностью получения базовых профессиональных знаний, началом формирования карьеры.
В то же время, система СПО испытывает сегодня массу проблем. Ее структура, объемы, содержание, методы профессиональной подготовки и управления, сроки обучения, состояние учебно-материальной базы не в полной мере соответствуют требованиям экономики, тенденциям ее развития, потребностям личности и общества.
К сожалению, произошел очевидный разрыв связей учебных заведений с предприятиями и организациями. Усугубляются противоречия между потребностями общества и спросом рынка труда на специалистов. Уже сейчас налицо нехватка квалифицированных кадров со средним профессиональным образованием в реальном секторе экономики и в сфере услуг. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы этот дефицит станет еще более острым.
В учреждениях заметно ощущается снижение качества кадрового потенциала. Передача ряда средних специальных учебных заведений с федерального на региональный уровень снизила уровень управления ими и объемы финансирования.
Неэффективной, устаревшей выглядит законодательная и нормативная база, системы финансирования и налогообложения учебных заведений.
Система СПО требует принятия неотложных и конкретных мер по ее реформированию. В модернизации нуждаются не только внешние, но и внутренние условия, направленные на опережающий уровень развития. Изменения необходимы и в связи с вхождением России в Болонский и Копенгагенский процессы.
Что делать?
Приведенные выше цифры и факты содержались в докладе руководителя рабочей подгруппы «Пути реформирования начального и среднего профессионального образования», президента Союза директоров СПО России Виктора Демина.
Круг проблем, назревших в системе среднего профессионального образования, был очерчен достаточно четко. Другой вопрос, какие меры по повышению эффективности среднего профессионального образования могут быть предложены сегодня?
По мнению В. Демина, необходима, прежде всего, оптимизация структуры сети СПО с целью максимального приближения ее к рынку труда. Нужно отладить систему управления этой сетью по горизонтали и вертикали. Это позволит рационально использовать финансовые, материальные и кадровые потенциалы учебных заведений, оптимально планировать объемы подготовки.
Предлагается сформировать федеральные и отраслевые учебные заведения как экспериментальные площадки для развития системы СПО при подготовке специалистов по инновационным, наукоемким специальностям, имеющим особое значение в развитии экономики.
Необходима реформа видов учебных заведений и их организационно-правовых форм. На основе объединения начального и среднего профессионального образования целесообразно ввести новые, единые типы и виды учебных заведений, где будут реализовываться многоуровневые программы профессионального образования. Это позволит в большей степени обеспечить и потребности работодателей, и образовательные интересы личности.
Актуальной выглядит и реализация концепции профессионального образования в течение всей жизни, которая с успехом реализуется во многих зарубежных странах, а также создание средних специальных учебных заведений на базе конкретного предприятия, организации, вуза.
Что касается типологии профессиональных образовательных программ и уровней профессионального образования, нужно предоставлять большую академическую свободу конкретным учебным заведениям. Это позволит привлечь работодателей к формированию профессиональных образовательных программ.
Назрела необходимость осуществить переход на завершенные многоступенчатые модульные программы профессионального образования, основанные на компетенциях и вариативных образовательных стандартах. Важно оптимизировать перечень специальностей, обеспечить выдачу на каждой ступени обучения соответствующих удостоверений, сертификатов, дипломов, предоставить право отдельным колледжам в рамках обучения специалистов повышенного уровня реализовывать программы подготовки технологического бакалавра.
Реализация этих мер позволит работодателям участвовать в обеспечении качественной целевой подготовки специалистов, быстро реагировать на изменения потребностей экономики и личности. С другой стороны, создание системы многоступенчатого непрерывного образования на принципе «свободного входа и выхода» даст возможность студентам на разных этапах обучения выходить на рынок труда, станет для молодого человека привлекательным фактором.
Совершенно очевидно, что сегодня довузовское профессиональное образование, как правило, не выглядит инвестиционно привлекательным. Поэтому нужно найти способы укрепить его связи с рынком труда, конкретными трудовыми коллективами. Для этого необходимо, прежде всего, ввести многоучредительство учреждений профессионального образования. Далее — принять законодательные и нормативные решения для создания условий взаимной заинтересованности образования и бизнеса в совместном решении целого ряда вопросов. Речь идет об определении объемов подготовки кадров, развитии материальной базы учебных заведений, формировании содержания образования и независимой оценки его качества, предоставлении баз для прохождения студентами производственной практики.
Обновления законодательной и нормативной базы требует система финансирования СПО. Необходимо сформировать механизмы и инструменты бюджетного финансирования на основе введения норматива численности студентов, ввести присвоение учебным заведениям соответствующего рейтинга по результатам работы и с учетом государственной важности подготовки специалистов конкретных специальностей. То есть «уравниловки» в этом важном вопросе быть не должно.
Вполне реальной и актуальной выглядит возможность привлечения средств граждан и работодателей для финансирования отдельных программ и проектов, направленных на решение конкретных социально-экономических задач регионов, отраслей, предприятий.
При решении всех этих важных вопросов, естественно, нельзя забывать и о дополнительных мерах по социальной поддержке, как студентов, так и преподавателей средних специальных учебных заведений. Для этого, как считает В. Демин, и на федеральном, и на региональном уровнях вполне реально прибегать к помощи представителей бизнес-сообщества.
Доклад руководителя рабочей подгруппы повлек горячее обсуждение участвовавших в заседании специалистов — представителей Министерства образования и науки РФ, крупнейших российских высших и средних учебных заведений. Было высказано немало интересных замечаний и предложений.
Однако главная на сегодняшний день задача, стоящая перед рабочей подгруппой, это, по мнению А. Карачинского,— определение реальных направлений работы для получения конкретных результатов.
На сегодняшний день существует несколько вариантов конечных целей работы подгруппы. Они, как планируется, будут обсуждаться на следующем заседании, которое должно состояться еще в 2005 г. На первом же собрании была представлена сама суть важной для страны проблемы, в решении которой Российский союз промышленников и предпринимателей намерен принять участие.
О дальнейшей работе этого и других подразделений рабочей группы РСПП по реформированию образования мы планируем рассказать в следующих номерах нашего журнала.
Виктор РОДИОНОВ
|
Реформа профобразования: задачи и цели |
В начале декабря в течение одной недели состоялись первые заседания сразу трех подгрупп в рамках деятельности рабочей группы РСПП по реформе образования. На них обсуждались актуальные вопросы направлений реформирования финансирования... |
подробнее
|
|
Восточный проект |
«Укрепление партнерских отношений России с Индией имеет огромную важность не только с точки зрения экономического сотрудничества, но и как стимул для собственного развития нашей страны, как фактор, обеспечивающий стабильность мира... |
подробнее
|
|
В Свердловском союзе создана комиссия по ВЭД |
Состоялось первое заседание Комиссии Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей по проблемам развития регионального внешнеэкономического комплекса. |
подробнее
|
|
Уральский инвестиционный форум |
8-9 декабря в Челябинской области прошел V Уральский инвестиционный форум «Привлечение капитала для развития предприятия: инструменты, возможности, опыт». Организаторами мероприятия выступили Правительство Челябинской области и Корпорация «Стратум». |
подробнее
|
|
Компания SAP предлагает новую модель управления бизнесом |
Как оптимизировать бизнес-процессы, снизить себестоимость, увеличить прибыль, сократить затраты и, в конечном итоге, добиться успеха? |
подробнее
|
|
"Сокол". Полет в будущее |
Горьковский авиационный завод построен в 1932 г. За 74-летнюю историю Нижегородский авиастроительный завод (НАЗ) «Сокол» выпустил более 43,5 тысячи самолетов, из них 19,2 тысячи истребителей ковали Великую Победу. С 1949... |
подробнее
|
|
ОАО "ГАЗ". Политика градообразующего предприятия |
ОАО «ГАЗ» – ведущее предприятие отечественного автомобилестроения с 73-летней историей. Это единственный завод в стране, выпускающий столь широкую гамму грузовых и легковых автомобилей, а также спецтехники. |
подробнее
|
|
Бюро Правления РСПП обсудило задачи до 2008 года |
Бюро Правления РСПП на заседании 14 декабря обсудило основные задачи, которые предстоит решить Союзу в ближайшее время. Как сообщил на пресс-конференции по итогам заседания Бюро президент РСПП Александр Шохин, начата... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|