Главная / Журнал / Архив номеров / Специальный выпуск журнала по итогам XIII съезда РСПП / Мнения / В. Чурилов. Большие проблемы малого бизнеса /
В. Чурилов. Большие проблемы малого бизнеса
– Какие проблемы малого и среднего бизнеса вы бы отметили в первую очередь?
– У большого бизнеса – большие проблемы, но и у малого, увы, – тоже большие. Главная и принципиальная проблема – это неэффективно работающая система государственной поддержки малого предпринимательства. На словах правительство говорит о том, что нужно «лелеять и холить малышей» в бизнесе. А на самом деле вот уже который год исполнение программы поддержки малого бизнеса не организовано и практически не финансируется. Приступы горячей любви к себе мы испытываем в предвыборные периоды, однако потом все возвращается на круги своя.
К сожалению, пока даже в Москве, где создана одна из лучших систем поддержки малого предпринимательства в стране, лишь около 7% малых предприятий занимаются непосредственно производством. Для малого бизнеса не хватает производственных площадей и оборудования, в то время как на крупных предприятиях имеются огромные неиспользуемые основные средства. Согласен, что реструктуризация крупных предприятий в более мелкие может принести значительный экономический эффект, однако система субконтракции крупных и малых предприятий, с которой начинается этот процесс, не налажена. Необходима целостная система шагов навстречу друг другу как со стороны крупного, так и со стороны малого бизнеса. Считаю, что проблемы субконтракции крупных и малых предприятий необходимо включить в число задач, над решением которых работает РСПП, сделать одним из элементов нашей промышленной политики.
– Как оцениваете работу РСПП в отношении малого бизнеса?
– Скажу прямо: организация работы РСПП по вопросам малого бизнеса очень напоминает мне недавнюю ситуацию в нашем хоккее. С одной стороны, звездная команда профессионалов, блестяще играющих в своих командах, но не очень сыгранных между собой. С другой, полное невнимание к «массовому спорту», коим, безусловно, является малый бизнес. Конечно, бюро правления РСПП занимается важными и нужными делами: вступлением России в ВТО, таможенной и налоговой политикой, реформами МПС и многим другим, но проблемы малого предпринимательства у нас явно не попадают в список приоритетных.
Комиссия по проблемам малого и среднего бизнеса начала свою работу три года назад, пережила смену руководства, но практически сделала за этот период недопустимо мало. А ведь основной прирост членов союза происходит за счет представителей малого бизнеса. Но их беды и нужды все еще остаются для нас задачами второго плана. Речь не идет о том, чтобы сделать РСПП «министерством по делам малого и среднего» бизнеса. Мы говорим о системе взаимодействия малых и крупных производственных предприятий.
Достаточно, к примеру, чтобы генеральный директор ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (Группа «Уралмаш – Ижора») К. А. Бендукидзе раз в год собрал, скажем, 100 малых предприятий – смежников своего большого производства – и отнесся к ним по-отечески, и дело сдвинется с мертвой точки. Сразу появятся и стандарты качества, и технологическая дисциплина, и гарантии поставок.
– Как относитесь к программам социальной ответственности бизнеса?
– Я поддерживаю пункт постановления съезда о разработке и реализации программ социальной ответственности бизнеса. Однако предлагаю расшифровать и дополнить его обязательством развивать малые предприятия, создавать новые рабочие места, формировать систему их микрокредитования. Образно говоря, не надо кормить малый бизнес рыбой: дайте ему удочку и научите ловить эту рыбу. Тогда он, именно он, накормит и себя, и всех остальных.
– Какие бы еще предложения вы внесли в деятельность РСПП, касающуюся малого и среднего бизнеса?
– На фоне недостаточного государственного и общественного внимания к малому бизнесу у некоторых моих коллег по РСПП создалось впечатление, что мы только и делаем, что плачемся со всех трибун и требуем особых льгот для себя. Уверяю вас, это не так. Мы живем и выживаем в гордом одиночестве. К сожалению, в стране никто не занимается пропагандой положительных сторон и примеров удачного бизнеса. Порой за телевизионный репортаж о малом предприятии просят больше стоимости самого предприятия.
Мне кажется, что в информационной политике РСПП нужно сделать значительный крен в сторону пропаганды малого предпринимательства. Нам, членам РСПП, необходимо все то, что составляет общественную жизнь организации, названной Российским союзом промышленников и предпринимателей, в результате чего «дворовые команды» в конце концов превращаются в звезд первой экономической величины.
Беседовала Елена БЫКОВА
|