Главная / Журнал / Архив номеров / Специальный выпуск журнала по итогам XIII съезда РСПП / Мнения / В. Гродецкий. Мы не должны конкурировать с автомобилем прошлого века /
В. Гродецкий. Мы не должны конкурировать с автомобилем прошлого века
– Какие пути развития, в связи со сказанным на съезде, вы видите для промышленности вашего региона?
– Наш регион достаточно универсальный. Есть топливная энергетика, есть крупные машиностроительные заводы. Только на АО «Ижмаш» работают более 30 тысяч человек. Но, я считаю, что региональные особенности для развития экономики сегодня не имеют принципиального значения. В первую очередь, необходимо решать вопросы, которые волнуют все бизнес-сообщество. Они прозвучали в очень содержательном докладе Аркадия Ивановича Вольского. Он охватил все главные проблемы налогообложения, в том числе острейший сегодня вопрос о плате за землю. И ответ Президента дает надежду на его благополучное решение. В докладе прозвучала проблема о вступлении в ВТО. Для Удмуртии это тоже проблема кардинальная.
– Каково ваше мнение по этому вопросу?
– В любом случае мы должны конкурировать не с автомобилем прошлого века, а с тем, что есть сегодня лучшее в мире. Мы должны вступать в ВТО. Вся проблема в том, когда и как. На каких условиях? Они должны быть таковы, чтобы не была загублена наша, еще не твердо стоящая на ногах промышленность. Мы признаем необходимость вступления в ВТО, но к этому шагу надо подготовиться.
– Что сегодня мешает повышению конкурентоспособности отечественной продукции?
– У нас раньше была неплохая практика, когда государство обращало внимание на фундаментальную науку. Можете не поверить, но для развития тех направлений, которые, мы считаем, были бы сегодня прорывными, в первую очередь сейчас не хватает фундаментальных основ. Нет тех материалов, которые нам нужны. Нет той элементной базы, которая необходима. Потому что в последние 10–15 лет этими проблемами никто в стране не занимался. Теперь за передовыми разработками нам приходится обращаться в другие страны, но в результате мы попадаем в технологическую зависимость. Мы не предлагаем, а опять просим для себя. Наша промышленность не имеет тех финансовых ресурсов для развития, которые имеют сегодня западные предприятия. У нее нет научных разработок, передовых технологий, без которых ни одно предприятие не сможет двигаться вперед.
– Что может способствовать внедрению новейших технологий?
– Необходимо изменить существующее таможенное регулирование. Оно должно быть очень гибким и способствовать развитию рынка. Если современное оборудование, хорошие материалы пока не производятся в России, значит, государство должно убрать на все это таможенные пошлины. Когда мы создадим высококачественный продукт, мы заработаем в десятки раз больше. А у нас с помощью таможенных барьеров решаются какие-то однодневные задачи.
– Ограничение ввоза иномарок тоже ведь не повышает конкурентоспособности российских автомобилей?
– Но это не совсем так. Государство регулирует ввоз подержанных автомобилей, которые не очень-то надежны с точки зрения обеспечения безопасности на дорогах. Закрывается ввоз металлолома к нам – так давайте говорить. Второй вопрос – те машины, которые я назвал металлоломом, может, по качеству сегодня имеют преимущества перед нашими моделями. Но все равно это сброс старого к нам. Это надо понимать.
В последнее время мы сталкиваемся уже не с тем, что наша промышленность не может дать товаров, сколько надо. Недавно мы проводили социологическое исследование по одному из российских автомобилей. Желающих его приобрести – 60 тысяч человек в год. А оплатить могут только 10%. Если бы проблема повышения покупательной способности населения была бы решена, мы получили бы серьезное движение экономики. Здесь нужны государственные меры экономического характера.
– Семь лет назад вы провели реструктуризацию предприятия, отделили военный бизнес от гражданского. Каковы результаты?
— Это было необходимо сделать. Потому что никто никогда не станет инвестировать в военное производство. В гражданский бизнес начали поступать инвестиции. Мы создали совместное предприятие с фирмой Сименс по телекоммуникациям. Это то, что мы можем сделать на нашем уровне. Но для притока инвестиций определяющими вопросами все-таки являются привлекательность страны, стабильность экономических законов. Инвестиции же не подарок. Тот, кто вкладывает свои деньги в предприятие, имеет желание на этом и заработать. Зарубежные инвесторы при этом должны быть уверены, что они смогут вывезти свой капитал. И все произойдет так, как записано в договоренностях.
– Как на вашем предприятии решаются социальные задачи?
– Это очень важный вопрос. Я учился в Германии. И Германия всегда проповедовала социально ориентированную рыночную экономику. И уровень жизни этой страны об этом говорит. Мы тоже стараемся этого придерживаться. В последнее время у части общества большое раздражение возникает по поводу доходов представителей крупного бизнеса. Но ведь даже обеспеченному человеку гораздо приятнее жить в уважаемой стране, где можно спокойно работать, где люди довольны материальным положением. Все равно среди людей будет различие по обеспеченности. И тем не менее надо стремиться, чтобы основная часть населения принадлежала к среднему классу. Мы это понимаем. Поэтому в силу наших финансовых возможностей стараемся увеличивать заработную плату, помогать молодым семьям, как-то участвовать в строительстве жилья. Мы строим детские площадки, спортивные сооружения, реставрируем памятники.
– Какой вы видите промышленную политику России?
– Как подчеркнул Президент, она не должна стать инструментом в недобросовестной конкурентной борьбе. Промышленная политика — это ясные, твердые правила обеспечения промышленности как двигателя экономики.
Беседовала Галина Герасимова
|