Главная / Журнал / Архив номеров / РСПП сегодня. XV съезд / Комитеты и рабочие группы / Александр ВАРВАРИН. О системе органов альтернативного разрешения споров при РСПП /
Александр ВАРВАРИН. О системе органов альтернативного разрешения споров при РСПП
В Российском союзе промышленников и предпринимателей (работодателей) до осени 2002 г. не существовало органа, специализировавшегося на разрешении корпоративных конфликтов. Между тем, необходимость его создания становилась все более очевидной — количество обращений предпринимателей в адрес руководства РСПП с просьбой оказать содействие в разрешении споров неуклонно возрастало.
В связи с этим Бюро Правления РСПП приняло решение о создании Комиссии по корпоративной этике при РСПП. Позже в состав комиссии были включены представители «Деловой России» и «ОПОРЫ России», и она получила статус объединенной.
Задача Комиссии состояла в том, чтобы рассматривать действия участников корпоративных конфликтов на предмет соблюдения принципов корпоративной этики. На предварительном этапе рассмотрения конфликтной ситуации, перед тем, как дать этическую оценку действиям сторон спора, Комиссией также осуществлялись примирительные процедуры.
С самого начала в конструкции Объединенной комиссии по корпоративной этике присутствовал ряд недостатков:
— невозможность рассмотрения правовых споров;
— использование примирительных процедур исключительно в качестве вспомогательного механизма разрешения этических споров, переданных на рассмотрение комиссии;
— рекомендательный характер принимаемых решений.
На основе анализа указанных обстоятельств был сделан вывод о необходимости создания системы органов альтернативного разрешения споров, осуществляющих, помимо рассмотрения споров этического характера, также третейское разбирательство (рассмотрение правовых споров и вынесение обязательных решений) и медиацию (посредничество). При этом медиация рассматривается как способ разрешения не только этических, но и правовых споров.
Все перечисленные процедуры рассматриваются как самостоятельные направления, для каждого из которых создается специальный орган. Таким образом, система органов альтернативного разрешения споров, выстраиваемая РСПП, будет включать в себя:
• Объединенную комиссию по корпоративной этике при РСПП;
• Объединенную службу медиации (посредничества) при РСПП;
• Третейский суд по разрешению корпоративных споров при РСПП.
Задача Объединенной комиссии по корпоративной этике по-прежнему будет заключаться в том, чтобы рассматривать исключительно этическую составляющую действий сторон спора, не касаясь его правовых аспектов. Результатом деятельности Комиссии применительно к рассмотрению конкретного спора будет оценка действий его сторон на предмет соответствия принципам корпоративной этики. В дополнение к этому Комиссия будет рассматривать случаи (обстоятельства) отказа сторон от исполнения мировых соглашений, заключенных в ходе примирительных процедур, осуществляемых Объединенной службой медиации (посредничества) при РСПП.
Спор после его разрешения третейским судом может быть передан на рассмотрение Комиссии также с целью оценки обстоятельств дела на предмет соблюдения этических норм и применения мер общественного воздействия.
Основное изменение функций Комиссии по сравнению с теми, которые выполнялись ею ранее, состоит в том, что теперь примирительные процедуры большей частью будут осуществляться в рамках Объединенной службы медиации (посредничества).
Основной задачей Объединенной службы медиации (посредничества) при РСПП является проведение примирительных процедур вне зависимости от того, имеет ли спор правовой, либо этический характер. Целью примирительных процедур является содействие заключению сторонами спора мирового соглашения.
Для непосредственного проведения примирительных процедур в структуре Службы медиации формируется состав медиаторов (посредников), кандидатуры которых проходят предварительное утверждение Бюро Правления РСПП.
Урегулирование спора с участием медиатора может осуществляться лишь в том случае, если стороны спора дают согласие участвовать в примирительной процедуре. После получения согласия сторон руководитель Службы медиации назначает медиатора (посредника) с учетом предложений сторон спора.
Медиатор, привлекаемый для разрешения спора, обязан быть беспристрастным и независимым. В качестве медиаторов не могут выступать лица лично, прямо или косвенно заинтересованные в исходе примирительной процедуры.
При осуществлении примирительных процедур медиатор руководствуется принципами объективности, добросовестности, справедливости и основывается на обычаях делового оборота.
Медиатор имеет право организовать примирительные процедуры таким образом, каким он считает нужным, учитывая обстоятельства дела, пожелания сторон и необходимость наиболее быстрого урегулирования спора.
При наличии у медиатора оснований предполагать возможность урегулирования спора на условиях, приемлемых для сторон, он формулирует условия возможного урегулирования спора и представляет их сторонам на рассмотрение.
При достижении сторонами согласия об условиях урегулирования спора, медиатор составляет в письменной форме мировое соглашение, которое подписывается сторонами спора и заверяется медиатором.
При достижении мирового соглашения в ходе примирительных процедур, стороны могут договориться об избрании лица, выполнявшего функции медиатора, третейским судьей и просить его зафиксировать мировое соглашение в виде решения третейского суда.
Третейский суд по разрешению корпоративных споров при РСПП учреждается в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации».
К его компетенции отнесено рассмотрение корпоративных и иных споров, возникающих из гражданско-правовых отношений, при условии, что такие споры могут быть предметом третейского разбирательства.
Третейский суд может принимать к рассмотрению споры только в тех случаях, которые между сторонами заключено соглашения о передаче указанного спора на разрешение третейского суда.
Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда может касаться конкретного спора, определенных категорий или всех без исключения споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с конкретным правоотношением.
Структура третейского суда состоит из председателя суда и списка третейских судей, который утверждается Бюро Правления РСПП.
Для рассмотрения спора в третейском суде формируется состав третейского суда, состоящий из одного или трех третейских судей.
При формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона вправе избрать одного третейского судью или обратиться с просьбой о том, чтобы указанный судья был назначен председателем третейского суда. Третейские судьи, избранные сторонами или назначенные председателем третейского суда, избирают из списка судей третьего судью, являющегося председателем состава третейского суда.
Если спор разрешается третейским судьей единолично, этот судья должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.
Третейский суд рассматривает дела в закрытом заседании, если стороны не договорились об ином. Стороны могут договориться о разрешении спора без проведения слушаний на основе представленных материалов.
Все участники третейского разбирательства обязаны сохранять конфиденциальность в отношении полученной ими информации.
С согласия сторон рассмотрение спора третейским судом может быть приостановлено для проведения примирительных процедур. В этом случае спор передается в Объединенную службу медиации (посредничества) при РСПП, которая назначает медиатора.
На любой стадии третейского разбирательства сторонами может быть заключено мировое соглашение.
Решения третейского суда обязательны для сторон и могут исполняться с использованием механизмов государственного понуждения через исполнительное производство.
Для организационно-технического обеспечения деятельности органов альтернативного разрешения споров РСПП будет создано Некоммерческое партнерство «Центр по разрешению корпоративных споров». Решение об этом было принято Бюро Правления РСПП 15 февраля 2006 г.
Центр по разрешению корпоративных споров будет исполнять функции объединенного секретариата Комиссии по корпоративной этике, службы медиации и третейского суда:
— разрабатывать регламенты, положения и иные документы, регулирующие деятельность органов альтернативного разрешения споров, а также предложения по их изменению;
— разъяснять заинтересованным лицам компетенцию, порядок деятельности органов альтернативного разрешения споров и процедуры обращения в них для разрешения спора;
— оказывать сторонам спора содействие в правильном оформлении документов для передачи на рассмотрение органов альтернативного разрешения споров;
— готовить и направлять документы сторонам спора, медиаторам, арбитрам и третейским судьям.
В дополнение к вышеперечисленным Центр по разрешению корпоративных споров будет решать также следующие задачи:
— мониторинг корпоративных конфликтов в России и анализ причин, влекущих их возникновение;
— разработка методических рекомендаций по разрешению корпоративных конфликтов посредством процедур альтернативного разрешения споров;
— подготовка предложений по совершенствованию механизмов общественного воздействия в отношении участников хозяйственных отношений, не исполняющих решения органов альтернативного разрешения споров.
Функции по методическому руководству деятельностью органов альтернативного разрешения споров при РСПП выполняются Объединенной комиссией по организации процедур разрешения корпоративных споров и деловой этике, учрежденной решением Бюро Правления РСПП от 28 ноября 2005г.
Объединенная комиссия является «площадкой» для выработки согласованной позиции государственных органов и бизнес-сообщества по вопросам развития институтов альтернативного разрешения споров.
В состав Объединенной комиссии входят наиболее авторитетные представители бизнес-сообщества, государственные и общественные деятели.
Объединенная комиссия осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:
— анализ эффективности судебных процедур разрешения корпоративных споров, подготовка предложений по совершенствованию процессуального законодательства;
— популяризация и внедрение в России внесудебных процедур разрешения корпоративных споров;
— подготовка стандартов и рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования системы альтернативного (негосударственного) разрешения корпоративных споров;
— совершенствование механизмов общественного воздействия в отношении лиц, нарушающих принципы корпоративной этики.
Образованная при РСПП система органов альтернативного разрешения споров, на наш взгляд, является первой попыткой комплексного подхода к возможным механизмам негосударственного разрешения споров. Данная система должна стать существенным помощником бизнес-сообщества и будет способствовать снижению нагрузки на государственную судебную систему.
|