Текущий номер журнала:
РСПП сегодня. XV съезд
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
щековая дробилка.ООО "Дарлинг" производит и реализует дробилку щековую ДЩ-01. Щековая дробилка от производителя -...
подробнее
Предлагаем Вам посетить город-герой Севастополь. В Севастополе более двух тысяч исторических памятников, способных рассказать историю...
подробнее
Задвижки Ду 150 Ру 25 титан, новые продаю марка:11Т 41НТ 25 30 штук, 120 000руб.шт. Куплю задвижки чугун...
подробнее
Воздушный компрессор 2ВМ10-63/9 2006г.в. по низкой цене. Компрессор устанавливается на крупных и средних компрессорных...
подробнее
Электродвигатели общепромышленные, взрывозащищенные, крановые: АИР, ВА, АИМР, ВРП, АВ, МТF, MTKF и другие. Электродвигатели SIEMENS....
подробнее
Предлагаем услуги по строительству ангаров, спортивных залов, ресторанов, магазинов, многоэтажное жилищное строительство, срубов, домов, коттеджей,...
подробнее
Официальный дилер предлагает со склада в Москве КАОЛИНЫ и МИКРОКАЛЬЦИТЫ производства ОАО "Новокаолиновый ГОК" и...
подробнее
Уважаемые Господа!!! Наша Компания предлагает Вам рассмотреть вопрос о возможности поставок в адрес Вашей Компании...
подробнее
FOREX Ульяновск спрэд 2 п,счёт 1 доллар
подробнее
Компанией ООО "Потенциал" занимается производством парогенераторов. Производительность парогенераторов от 15-250 кг/ч. Автоматика, Высокая надежность, Импортные...
подробнее
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Журнал / Архив номеров / РСПП сегодня. XV съезд / Комитеты и рабочие группы / Дмитрий ПУМПЯНСКИЙ. Созданы предпосылки реформы. Главный этап — впереди /

Дмитрий ПУМПЯНСКИЙ. Созданы предпосылки реформы. Главный этап — впереди

Реформу, основные направления которой определены Федеральным законом «О техническом регулировании», без преувеличения можно назвать одной из наиболее значимых в текущем десятилетии. В случае ее успешной реализации и принятия соответствующих регламентов будет не только создано новое российское техническое законодательство, но и сформирована четкая система отношений между производителем, потребителем и государством. Она позволит изменить характер взаимоотношений бизнеса и власти, сократить административное давление на производителей и одновременно усилить государственный контроль безопасности продукции на рынке. Поэтому отечественный бизнес крайне заинтересован в скорейшем претворении ее в жизнь. 

Не случайно Рабочая группа РСПП по техническому регулированию недавно была преобразована в Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.

Основной задачей Комитета является координация деятельности представителей промышленности, научной общественности, отраслевых ассоциаций и союзов с органами законодательной и исполнительной власти по вопросам технического в том, что не было принято действенной правительственной программы разработки самих регламентов.

Конечно, за последнее время многое, в том числе и благодаря инициативе бизнеса, удалось сделать. Принят ряд постановлений Правительства РФ и других нормативных актов. Они определили, в частности, порядок деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию, процедуры опубликования уведомлений по проектам технических регламентов и национальных стандартов, самих проектов технических регламентов и заключений экспертных комиссий по техническому регулированию. Был разработан порядок ведения и опубликования российских классификаторов технико-экономической и социальной информации, создания и функционирования федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

В настоящее время можно говорить о создании организационно-правовых предпосылок реформы. Но ее главный этап впереди. Предстоит запустить процесс разработки самих технических регламентов при активном участии бизнес-сообщества и создать основы для их дальнейшего практического применения.

Российский союз промышленников и предпринимателей считает необходимым решить следующие задачи:

1. В первую очередь должна быть заложена основа новой системы технического регулирования, ее методологический каркас, роль которого должны выполнять общие технические регламенты. И начать надо именно с них. Подготовив и приняв семь общих регламентов, предусмотренных ФЗ «О техническом регулировании» и правительственной программой, мы сможем, наконец, реально запустить реформу технического регулирования. Более того, сам процесс разработки и принятия этих регламентов станет основой позитивной правоприменительной практики для основополагающего закона «О техническом регулировании». Эта практика позволит лучше понять, надо или нет вносить поправки в этот закон, а если надо, то какие.

2. Должен быть тщательно проработан вопрос о перечне объектов технического регулирования. Возможно, более осторожно (или вдумчиво) надо относиться к отраслевому принципу подготовки специальных технических регламентов и принять во внимание тот факт, что любой производственный процесс, за некоторым изъятием, связанным с его спецификой, включает в себя набор конкретных элементов (или блоков). Вы найдете электросиловые установки, подъемные краны, лебедки, колесный транспорт и т.д. и на кондитерской фабрике, и на металлургическом заводе. Наверное, нет нужды переписывать общие требования к такому оборудованию в специальные технические регламенты для каждой отрасли, как это происходит сейчас.

3. Практика показала, что ряд формулировок закона «О техническом регулировании» устойчиво неверно интерпретируется разработчиками регламентов. Это ведет к включению в технические регламенты положений, предписывающих или запрещающих те или иные конструктивные или технологические решения, а также положений, дублирующих конкретные меры из инструкций по технике безопасности и охране труда. Эта ситуация в корне противоречит концепции закона и самой реформы и нуждается в срочной коррекции.

4. Сегодня в Российской Федерации действует более 360 технических комитетов, каждый из которых готовит свои предложения в Ежегодный план по стандартизации. За последний год было обновлено более 50 технических комитетов. Федеральное агентство по техническому регулированию не в состоянии провести сравнительный анализ этих предложений и в результате разными организациями предлагается создать аналогичные стандарты на одну и туже продукцию. Мы считаем, что здесь присутствует системный сбой. Необходимо радикально уменьшить количество технических комитетов, укрупнив их и приведя их систему в соответствие со структурой международных организаций по стандартизации. Это решение должно кардинально упростить процесс гармонизации нашей системы с международной.

5. Регионы не имеют возможности участия в реформе. 95% технических регламентов разрабатываются московскими организациями и в большинстве случаев разрабатываются ведомственными ФГУПами, которые в основном будут отражать точку зрения государства, но не бизнеса. Принять участие даже в заочной форме в обсуждении ТР невозможно, т. к. отсутствует единый информационный фонд разрабатываемых регламентов с актуальной информацией. Сроки публичного обсуждения большинства проектов технических регламентов минимальны — 2 месяца. За это время официальное уведомление о начале обсуждения не успевает даже доходить до регионов.

6. В России отсутствует собственная система независимой аккредитации, признанная международным сообществом. Ее отсутствие вынуждает участников международного рынка, и тех, кто только планирует выход за рубеж, прибегать к услугам зарубежных систем, таких как Lloyd, TUV и т.д. Это создает организационные проблемы, ведет к значительным материальным издержкам. Появляются благоприятные условия для промышленного шпионажа в отношении нашей продукции. И уж совершенно недопустимым является то, что отсутствие отечественной системы независимой аккредитации передает в руки зарубежных организаций инструмент запрета выхода нашей продукции на международный рынок. Последствия такой ситуации вполне понятны и осязаемы. Именно это положение вещей стало одной их основных причин снижения экспорта нашего машиностроения за последние пять лет.

7. Важный аспект темы технического регулирования, в котором бизнес видит свою прямую заинтересованность, — это защита интеллектуальной собственности и борьба с контрафактной продукцией. В качестве одного из направлений этой борьбы мы определили для себя развитие систем добровольной сертификации продукции, таких как проект «Марка года». РСПП готово активно сотрудничать с органами государственной власти в других проектах, направленных на решение этих проблем.

Решить перечисленные проблемы можно. Для этого необходимо обеспечить учет интересов всех сторон, которых касается реформа технического регулирования. В первую очередь это касается интересов бизнеса. Сегодня большинство российских предпринимателей не видят в реформе инструмент, который способен облегчить их жизнь или защитить их интересы. Скорее наоборот. Анализируя процесс подготовки технических регламентов и их качество, бизнес получает основания опасаться, что эта реформа приведет к дополнительному бюрократическому давлению, неоправданным экономическим издержкам и консервации технологического отставания. То есть ровно обратному эффекту по отношению к заявленным целям реформы. Сегодня налицо попытка «затолкать» в технические регламенты и принять в качестве федеральных законов всю доступную документацию, от технологических инструкций до инструкций по технике безопасности, утверждаемых сегодня на уровне начальника цеха или главного инженера завода.

Одна из причин этого положения в том, что главную роль и в разработке программы технических регламентов, и в подготовке технических заданий на их разработку играют ведомства или их представители. Роль бизнес-сообщества практически сведена к нулю. Например, в Правительственной комиссии по техническому регулированию предприниматели просто не представлены.

Предусмотренные законом «О техническом регулировании» публичные обсуждения в форме общественных слушаний вряд ли способны компенсировать отсутствие учета позиции производственников на стадиях постановки задачи.

Во-первых, технический регламент — это серьезный документ, нагруженный специальной терминологией и написанный техническим языком. Такие документы более уместно обсуждать в узком кругу специалистов, прорабатывая вопрос за вопросом. Общественные слушания — хороший инструмент для документов несколько более публичного типа.

Во-вторых, подготовка технического регламента стоит больших денег и занимает много времени, и ошибка, заложенная в начале, способна свести всю работу к нулю, обесценивая все произведенные затраты.

Не случайно статья 18 нового закона Украины «О стандартах, технических регламентах и о процедурах оценки соответствия» прямо регламентирует:

«Центральные органы исполнительной власти, к полномочиям которых отнесена организация разработки технических регламентов, создают рабочие группы из представителей технических комитетов, центрального органа исполнительной власти по вопросам технического регулирования, других уполномоченных центральных органов…».

РСПП предлагает подключать технические комитеты по стандартизации к разработке регламентов, начиная с обсуждения их концепции.

Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия постоянно работает над решением перечисленных задач.

Для реорганизации системы технических комитетов по стандартизации в нефтегазовой отрасли и улучшения работы по актуализации и гармонизации стандартов при нашем Комитете создан Межотраслевой Совет по стандартизации в нефтегазовом комплексе. Разработаны положение, структура и план его деятельности на 2006-2007 гг.

Сегодня в наиболее запущенном состоянии находится стандартизация и техническое регулирование в целом в строительной отрасли. Ситуация усугубляется отсутствием работоспособных технических комитетов и наличием множества отраслевых союзов. Для создания единого координирующего органа по стандартизации было предложено организовать Межотраслевой совет по стандартизации в строительстве. Сегодня мы активно занимаемся этой работой при поддержке Комитета ТПП РФ по предпринимательству в строительстве и ЖКХ и Союза строителей.

Вероятно, создание подобных советов необходимо и в других отраслях экономики.

В прошлом году нами совместно с Национальным институтом технического регулирования было проведено анкетирование промышленных предприятий, которое показало их недостаточную информированность по существу проводимой реформы. Во многом это связано с отсутствием единой электронной информационной системы по техническому регулированию, создание которой было предусмотрено постановлениями Правительства РФ.

В результате предприятия не могут оперативно получать проекты технических регламентов или получают их уже после окончания срока обсуждения. Поэтому промышленные предприятия и отраслевые эксперты зачастую не могут внести свои предложения и замечания по законопроектам.

В июле 2005 г. РСПП специально обратился к Министру промышленности и энергетики России с требованием ускорить процесс создания единой информационной системы по техническому регулированию.

Хотя бы отчасти заполнить информационный вакуум призван сайт нашего Комитета (www.rgtr.ru), на котором ежедневно происходит актуализация информации в сфере технического регулирования, осуществляется оперативное информирование всех заинтересованных пользователей. В настоящее время сайт является одним из немногих доступных каналов для широкого круга лиц, интересующихся проблемами технического регулирования. Ежедневно его посещают более 600 пользователей.

Представители Комитета РСПП постоянно принимают участие в мероприятиях по техническому регулированию и связанными с ним вопросам. Одной из наших важных задач является проведение семинаров для вовлечения промышленников и предпринимателей в процесс разработки, принятия и практического применения технических регламентов и стандартов в рамках реализации Федерального закона «О техническом регулировании».

При взаимодействии с Проектом ТАСИС «Сближение технических норм и правил в Российской Федерации» был проведен ряд семинаров и других мероприятий с привлечением руководителей национальных органов по стандартизации Германии, Франции и экспертов по техническому регулированию Европейского Союза.

Проведен семинар в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург) по вопросам технического регулирования и стандартизации.

С целью изучения европейского опыта технического регулирования мы организовали Международную конференцию «Европейский опыт стандартизации и технического регулирования», которая прошла в октябре прошлого года в Брюсселе.

Основной целью конференции являлось изучение прикладных вопросов участия промышленных предприятий в работе по формированию технического законодательства и стандартов Европейского Союза.

В ходе двухдневной дискуссии было сделано более 20 докладов и сообщений по темам технического регулирования, стандартизации, сертификации, метрологии, надзора и контроля.

В 2006 г. Комитет РСПП планирует организовать деловую встречу технических руководителей крупнейших предприятий России с руководителями Института стандартизации Германии и отраслевых союзов. Ее цель — изучение опыта участия промышленных кругов в разработке европейских директив, международных и национальных стандартов, вопросов функционирования национальной системы аккредитации и оценки соответствия.

В июле 2006 г. в Женеве состоится заседание Европейской экономической комиссии ООН по вопросам развития международных методов технического регулирования.

По предложению нашего Комитета, после этого заседания будет проведен круглый стол, в котором примут участие, с одной стороны, руководители предприятий и органов государственной власти России, отвечающие за вопросы стандартизации, с другой — руководители и эксперты международной организации по стандартизации.

Мероприятие направлено на установление постоянного контакта между РСПП и ИСО, активизацию участия российских предприятий в деятельности ИСО по разработке международных стандартов, выработку программы участия России в процессе международной стандартизации.

Комитетом совместно с Ростехрегулированием ведется подготовка II Международной конференции по стандартизации и техническому регулированию, которая состоится в октябре 2006 г. в Берлине.

Нами также запланировано проведение трех региональных семинаров на территории России — в Санкт-Петербурге, Красноярске и Самаре. Их основной целью является разъяснение задач промышленных предприятий в новых условиях технического регулирования, установление тесного контакта в этом вопросе с региональными отделениями РСПП, центрами стандартизации и метрологии, другими заинтересованными организациями.

Проведение этих мероприятий — еще один конкретный шаг по выполнению основной задачи, которая стоит перед Комитетом — осуществлению взаимодействия и координации действий всех заинтересованных сторон по реализации реформы технического регулирования в России.

Реализация этих предложений позволит ускорить реформу технического регулирования и повысить конкурентоспособность российской промышленности.

Представляется, что такой подход реально заинтересует бизнес-сообщество в реформе технического регулирования и сделает его активным участником этого процесса.



Диалог с властью нужен для того, чтобы мы играли по одним правилам
Свою оценку прошедшей в Кремле встречи Президента РФ Владимира Путина и представителей деловых кругов президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин и члены Бюро Правления РСПП Анатолий Карачинский и...
подробнее
Сергей БОРИСОВ: «Сотрудничество усиливает наши позиции»
Накануне Съезда РСПП редакция нашего журнала обратилась к руководителям крупнейших российских объединений бизнеса с просьбой оценить результаты их взаимодействия с РСПП, высказать свое мнение об основных перспективных направлениях совместной работы.
подробнее
Алексей МОРДАШОВ. Наша задача — консолидация бизнеса
Деятельность Комитета по торговой политике предполагает не только определение позиции РСПП в отношении присоединения к ВТО, а также систему взаимодействия с отраслевыми союзами и ассоциациями, региональными объединениями, предприятиями и организациями...
подробнее
Владимир ЕВТУШЕНКОВ. Партнерство государства и бизнеса в области промышленной политики
Одним из главных достижений обширной и разносторонней деятельности Комитета по промышленной политике и конкуренто­способности за последние годы можно считать то, что обсуждение темы промышленной политики в нашем государстве перестало вестись...
подробнее
Дмитрий ПУМПЯНСКИЙ. Созданы предпосылки реформы. Главный этап — впереди
Реформу, основные направления которой определены Федеральным законом «О техническом регулировании», без преувеличения можно назвать одной из наиболее значимых в текущем десятилетии. В случае ее успешной реализации и принятия соответствующих регламентов...
подробнее
Игорь ВДОВИН. Слагаемые инвестиционного климата
1 марта 2006 г. Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ) объявило об открытии в сотрудничестве с Международным агентством гарантирования инвестиций (МАГИ) русскоязычного Центра прямых иностранных инвестиций.
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!