Текущий номер журнала:
РСПП сегодня. XV съезд
|
|
|
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ |
щековая дробилка.ООО "Дарлинг" производит и реализует дробилку щековую ДЩ-01. Щековая дробилка от производителя -...
|
подробнее
|
|
Предлагаем Вам посетить город-герой Севастополь. В Севастополе более двух тысяч исторических памятников, способных рассказать историю...
|
подробнее
|
|
Задвижки Ду 150 Ру 25 титан, новые продаю марка:11Т 41НТ 25 30 штук, 120 000руб.шт. Куплю задвижки чугун...
|
подробнее
|
|
Воздушный компрессор 2ВМ10-63/9 2006г.в. по низкой цене. Компрессор устанавливается на крупных и средних компрессорных...
|
подробнее
|
|
Электродвигатели общепромышленные, взрывозащищенные, крановые: АИР, ВА, АИМР, ВРП, АВ, МТF, MTKF и другие. Электродвигатели SIEMENS....
|
подробнее
|
|
Предлагаем услуги по строительству ангаров, спортивных залов, ресторанов, магазинов, многоэтажное жилищное строительство, срубов, домов, коттеджей,...
|
подробнее
|
|
Официальный дилер предлагает со склада в Москве КАОЛИНЫ и МИКРОКАЛЬЦИТЫ производства ОАО "Новокаолиновый ГОК" и...
|
подробнее
|
|
Уважаемые Господа!!! Наша Компания предлагает Вам рассмотреть вопрос о возможности поставок в адрес Вашей Компании...
|
подробнее
|
|
FOREX Ульяновск спрэд 2 п,счёт 1 доллар
|
подробнее
|
|
Компанией ООО "Потенциал" занимается производством парогенераторов. Производительность парогенераторов от 15-250 кг/ч. Автоматика, Высокая надежность, Импортные...
|
подробнее
|
|
Полный список объявлений
|
|
Добавить объявление
|
|
|
Главная / Журнал / Архив номеров / РСПП сегодня. XV съезд / Комитеты и рабочие группы / Анатолий КАРАЧИНСКИЙ. На пути к образовательному прорыву /
Анатолий КАРАЧИНСКИЙ. На пути к образовательному прорыву
На самом первом заседании, состоявшемся в сентябре прошлого года, члены рабочей группы предложили более двух десятков проблемных вопросов, которые стоило бы включить в план текущей деятельности. Но мы прекрасно осознаем, что, не концентрируясь на нескольких первоочередных проблемах, не удастся достичь реальных результатов. Путем ранжирования была установлена первоочередность их решения.
Сегодня работа группы ведется по трем наиболее приоритетным направлениям: построение профессиональных стандартов, развитие рыночных механизмов социальных и образовательных кредитов, выработка общей стратегии модернизации системы начального и среднего профессионального образования.
Группа по реформированию образования — это открытая и независимая площадка для обсуждения. Кроме представителей бизнеса в нее входят ведущие специалисты из Министерства образования и науки РФ, Государственной Думы ФС РФ, крупнейших российских высших и средних учебных заведений.
Мы придерживаемся того принципа, что тщательное обсуждение способствует подготовке качественных проектов, которые потом будут осуществляться на практике.
Экономический процесс — это множество точек воздействия, мириады компонент, у каждой из которых свой вектор. Складываясь воедино, они и определяют общее движение нашего национального хозяйства. И сегодня уже нельзя не видеть, что один из векторов, значительно сдерживающих движение вперед по постиндустриальному пути развития экономики, — уровень российского образования. В то время как информация и знания становятся стратегическим ресурсом, обеспечивающим национальную безопасность, и о конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения, наше государство в этой области стремительно теряет позиции, еще недавно считавшиеся высокими даже по международным меркам.
Проблема связана не только с недостаточным и нерегулярным бюджетным финансированием образовательных учреждений. Нынешняя система образования не соответствует социально-экономическим реалиям, запросам отечественного бизнеса, ориентированного на то, чтобы занять достойное место в глобальной экономической среде. В настоящее время есть целый перечень профессий, которым в нашей стране обучают, как было принято еще 10-20 лет назад. Усугубляется разрыв между уровнем образования в столичных городах и регионах, качественное образование становится менее доступным для широких слоев населения, а количественный рост числа высших негосударственных учебных заведений не сопровождается ростом их качества.
Очевидно, что задача реформирования образования безотлагательна, требует комплексного подхода и должна решаться только при непосредственном участии представителей делового сообщества. В соответствии с решениями XIV съезда РСПП вопросы развития профессионального образования относятся к приоритетным направлениям деятельности РСПП на ближайшую перспективу. Наша группа была создана для того, чтобы наладить системное взаимодействие бизнеса с образованием.
К кредитованию знаний – рыночный подход
Необходимость создания системы образовательного кредитования подчеркнул Президент РФ В. Путин в Послании к Федеральному Собранию РФ 26.05.2004 г.: «Считаю, что в интересах отечественного бизнеса — участвовать в подготовке необходимых экономике специалистов, используя для этих целей образовательные кредиты». На самом деле такая практика, хотя она и существует в нашей стране, на данный момент очень слаба. Количество банков, предоставляющих образовательные ссуды, незначительно. Да и условия кредитования мало подходят для студентов. Риски по невозврату кредитов финансовые учреждения компенсируют высокими процентными ставками.
Причина сложившейся ситуации объективна. В России пока еще нет целостной системы кредитования образования. Закон «Об образовательных кредитах», подготовленный в 2004 г., до сих пор не принят и, как отмечают эксперты, имеет существенные недоработки. К ним, например, относится и возможность кредитования не только качественного образования. В настоящее время наша группа занимается разработкой схемы, по которой студент мог бы сам возвращать деньги, после того как завершит обучение и устроится на высокооплачиваемую работу. Такое решение задачи наверняка повысит популярность кредитов и будет способствовать расширению доступности образования. В своей модели мы делаем ставку на кредитование именно качественного образования, поскольку только этот критерий позволит внедрить в систему отношений «студент — вуз — банк — работодатель» рыночный подход и гарантировать возвратность кредита для банка, снижение кредитного риска, а значит, и доступность образовательного кредита. Сегодня вузы охотно принимают студентов на платные места, но никак не заинтересованы в их трудоустройстве на места с достойным уровнем оплаты. Сделать учебные заведения ответственными за карьерное сопровождение своих выпускников может введение гарантии возврата кредитов со стороны государства. Такой инструмент одновременно мог бы стать еще одним мощным рычагом повышения качества образования рыночными методами. Естественно, что государство будет гарантировать возврат кредитов студентами только лучших вузов. Если учебное заведение выпадает из списка таких вузов, автоматически в него перестают вкладывать средства те частные финансовые структуры, которые кредитуют образование студентов. В идеале мы стремимся к тому, чтобы кредитование образования стало выгодным бизнесом. Тогда этот процесс действительно войдет в нашу жизнь как один из эффективных экономических инструментов.
СПРАВКА В составе Рабочей группы работает три подгруппы: • подгруппа «Социальные и образовательные кредиты» – руководитель Михаил Борисович Матросов;
• подгруппа «Профессиональные и образовательные стандарты» – руководитель Наталья Дмитриевна Машукова;
• подгруппа «Пути реформирования начального и среднего профессионального образования» – руководитель Виктор Михайлович Демин.
Бизнес задает высокие стандарты
РСПП считает, что разработка системы профессиональных стандартов должна стать основой для совершенствования системы профессионального образования. И на сегодняшний день в группе сложилось четкое понимание того, как должен происходить процесс институализации национальных квалификаций. Предполагается, что основные координирующие функции в обеспечении связи между потребностями рынка труда и образованием в перспективе должно выполнять Национальное агентство развития профессиональных квалификаций, которое могло бы быть создано уже в этом году. Этот орган обеспечит признание профессиональных стандартов, их интеграцию в систему профессионального образования, а также аккредитацию отраслевых центров по сертификации персонала; взаимодействие со сферой образования по разработке образовательных стандартов; гармонизацию национальной квалификационной рамки в процессе глобализации.
В настоящее время уже началась разработка самих профессиональных стандартов, в которой участвуют представители и эксперты отраслевых ассоциаций. Кроме того, нам предстоит разработать «переходные ключи» между группами профессий по видам экономической деятельности и специальностями в системе образования всех уровней, методику оценки квалификации персонала на соответствие требований профессиональных стандартов, предложить механизмы формирования системы добровольной сертификации персонала (подтверждение квалификаций). Создание профессиональных стандартов и признания квалификаций работников не может происходить без активного участия государства в институтализации системы профессиональных компетенций.
Как повысить статус СПО?
Если вопрос о том, где взять грамотных управленцев, стоит уже давно, то сегодня к ней прибавилась проблема катастрофической нехватки квалифицированных рабочих, мастеров. Система НПО и СПО в России не поставляет на рынок труда даже минимально необходимое количество высокопрофессиональных рабочих кадров. Одна из причин — начальное и среднее профессиональное образование, как правило, не является инвестиционно привлекательным. Поэтому нужно найти способы укрепить его связи с рынком труда, конкретными трудовыми коллективами. Для этого группой в настоящее время изучается проблема введения многоучредительства учреждений профессионального образования. Далее — принять законодательные и нормативные решения для создания условий взаимной заинтересованности образования и бизнеса в совместной деятельности по развитию материальной базы учебных заведений, формированию содержания образования и независимой оценке его качества, предоставлению баз для прохождения студентами производственной практики. Необходима реформа видов учебных заведений. На основе объединения начального и среднего профессионального образования целесообразно ввести новые виды учебных заведений, в которых будут действовать многоуровневые программы профессионального образования. Это позволит в большей степени обеспечить и потребности работодателей, и образовательные интересы личности. Работа по формулированию полной структуры преобразования системы НПО и СПО нацелена на получение конкретных результатов.
|
Диалог с властью нужен для того, чтобы мы играли по одним правилам |
Свою оценку прошедшей в Кремле встречи Президента РФ Владимира Путина и представителей деловых кругов президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин и члены Бюро Правления РСПП Анатолий Карачинский и... |
подробнее
|
|
Сергей БОРИСОВ: «Сотрудничество усиливает наши позиции» |
Накануне Съезда РСПП редакция нашего журнала обратилась к руководителям крупнейших российских объединений бизнеса с просьбой оценить результаты их взаимодействия с РСПП, высказать свое мнение об основных перспективных направлениях совместной работы. |
подробнее
|
|
Алексей МОРДАШОВ. Наша задача — консолидация бизнеса |
Деятельность Комитета по торговой политике предполагает не только определение позиции РСПП в отношении присоединения к ВТО, а также систему взаимодействия с отраслевыми союзами и ассоциациями, региональными объединениями, предприятиями и организациями... |
подробнее
|
|
Владимир ЕВТУШЕНКОВ. Партнерство государства и бизнеса в области промышленной политики |
Одним из главных достижений обширной и разносторонней деятельности Комитета по промышленной политике и конкурентоспособности за последние годы можно считать то, что обсуждение темы промышленной политики в нашем государстве перестало вестись... |
подробнее
|
|
Дмитрий ПУМПЯНСКИЙ. Созданы предпосылки реформы. Главный этап — впереди |
Реформу, основные направления которой определены Федеральным законом «О техническом регулировании», без преувеличения можно назвать одной из наиболее значимых в текущем десятилетии. В случае ее успешной реализации и принятия соответствующих регламентов... |
подробнее
|
|
Игорь ВДОВИН. Слагаемые инвестиционного климата |
1 марта 2006 г. Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ) объявило об открытии в сотрудничестве с Международным агентством гарантирования инвестиций (МАГИ) русскоязычного Центра прямых иностранных инвестиций. |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
 |
|