|
Главная / Журнал / Архив номеров / Время решать задачи повышенной сложности / ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Промышленный портрет региона / Обновление - процесс постоянный /
Обновление - процесс постоянный
«Управляющая горная машиностроительная компания — РУДГОРМАШ», основанная в 2003 г., является генеральным поставщиком бурового, обогатительного и горно-шахтного оборудования, производимого на ОАО «Рудгормаш» — ведущем российском специализированном предприятии — производителе оборудования для горной промышленности.
Главными задачами УГМК являются стратегическое управление производством и его перспективным развитием, материально-техническое обеспечение, маркетинг и сбыт готовой продукции.
Более 55 лет завод поставляет свои изделия на сотни горных предприятий СНГ и стран дальнего зарубежья. За высокое качество продукции и организацию бизнеса «Рудгормаш» отмечен самыми престижными отечественными и международными наградами.
Подробнее о предприятии и его новой продукции рассказывает президент «Управляющей горной машиностроительной компании — Рудгормаш» доктор технических наук Анатолий Чекменёв и генеральный директор ОАО «Рудгормаш» Игорь Воробьев.
Испытание рынком
— Анатолий Николаевич, не секрет, что отечественное машиностроение пережило в конце века серьезный кризис. Как «Рудгормашу» удалось выстоять при переходе к жестким условиям рынка?
А. Чекменев. — В тяжелое время 90-х нам удалось выстоять, прежде всего, благодаря стабильному спросу на наше оборудование. Для сохранения уже наработанных рынков специалистами предприятия был разработан бизнес-план, предусматривающий совершенствование структуры управления, повышение качества и модернизацию выпускаемой продукции, активизацию инновационной политики. На основе анализа рынков было улучшено ценообразование, создана дилерская сеть, оптимизировано управление продажами, снабжением. Вместо стандартного моностанка СБШ-250 мы стали выпускать ряд моделей (легкие, средние, тяжелые), а также серьезно расширили спектр другой новой продукции. В 1998-м завод был сертифицирован по МС ИСО 9001-2000. Это позволило выиграть крупный тендер Мирового банка на поставку буровых станков в Индию.
Сегодня успешное решение комплекса данных задач сказалось на всех производственных показателях. Скажем, сейчас объемы реализации горной техники превысили цифру 2003 года в два раза и составили 1,3 млрд. рублей, а индекс удовлетворенности потребителей по сравнению с 2004 годом увеличился на 10%.
— Игорь Валентинович, какова география сбыта вашей компании, и как вы планируете расширять свое присутствие на рынках?
И. Воробьев. — География наших поставок довольно широка. Кроме присутствия в России, мы не упустили ни одного рынка, сложившегося еще в бытность СССР. Среди стран бывшего Союза это Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Армения, Азербайджан. Также остались за нами рынки Вьетнама, Монголии, Индии. Что касается расширения нашего присутствия, то в целом рынок горного оборудования сегодня очень насыщен, и увеличение объемов производства возможно лишь в случае предложения потребителям высококонкурентного оборудования.
— В таком случае, на каких принципах строится долгосрочная стратегия развития «УГМК-Рудгормаш»? И как она связана с обеспечением отечественной горнодобывающей отрасли?
А. Чекменев. — Без современного высокотехнологичного оборудования для открытых и подземных разработок полезных ископаемых вообще невозможно говорить о перспективах отечественных добывающих отраслей. Их острая нужда в надежной и мощной технике как раз и определила основные направления развития «УГМК-Рудгормаш». Наши стратегические программы в области производства касаются обеспечения выпуска оборудования высокого качества, внедрения автоматизированной системы планирования производства, повышения рентабельности за счет снижения издержек и применения энергосберегающих технологий. В области развития маркетинга планируем расширение сети региональных представительств, формирование региональных сервисных центров и складов запчастей, развитие комплексного сервисного обслуживания станков. В сфере создания новой техники продолжится разработка конкурентоспособных товаров, максимально отвечающих потребностям рынка. Также будет создано проектное управление процессами разработки конструкторской и технологической документации. И конечно же, будем проводить техническое перевооружение собственных мощностей в целях модернизации и улучшения качества выпускаемой продукции.
Конкурентное преимущество — заказчику
— В чем вы видите основную миссию своего предприятия? И что именно предлагаете сегодня рынку?
А. Чекменев. — Миссия нашего предприятия — проектирование, производство и обслуживание оборудования с гарантированно высокой производительностью и бесперебойной эксплуатацией в целях обеспечения конкурентного преимущества своим заказчикам: предприятиям добывающих и перерабатывающих отраслей, строительной индустрии, машиностроения, топливно-энергетического комплекса. Залог выполнения этой миссии — наш многолетний опыт работы на внутреннем и внешнем рынках. Скажем, к выпуску буровых станков шарошечного типа завод приступил еще в 1967 году. За это время мы поставили потребителям более 3 тыс. станков, в настоящее время свыше тысячи из них работает в странах СНГ, перекрыв нормативный срок эксплуатации в 2-3 раза, около 100 машин работает на угольных разрезах Сибири и Дальнего Востока. Сейчас поставляем им запчасти, изучаем их потребности и замечания, помогаем сервисным обслуживанием.
На сегодняшний день наше буровое оборудование имеет линейку из пяти моделей: 1) тяжелый буровой станок с диаметром бурения до 300мм с 18-метровой штангой; 2) станок СБШ-250 в нескольких вариантах в зависимости от условий эксплуатации и требований заказчика; 3) станок огневого расширения скважин СБТ-400; 4) станок для наклонного контурного бурения СБШ-190 и 5) станок для нерудных предприятий СБШ-160/200.
В 2006 году завершаются работы по созданию опытного образца СБШ-160/200 с дизельным приводом. Из обогатительного оборудования мы выпускаем несколько серий грохотов, сепараторов, а также широкий ряд транспортного и погрузочно-доставочного оборудования.
И. Воробьев. — Обновление выпускаемой техники для нас — процесс постоянный.
Значительных успехов наше предприятие достигло в производстве транспортного оборудования, в частности самоходных вагонов для калийной и угольной промышленности.
Серийно выпускаемый вагон 5ВС15М отлично зарекомендовал себя в работе комплекса с комбайном «Урал». Практически вся добываемая калийная руда на протяжении последних 30 лет вывозилась этим вагоном, а это составляло в лучшие годы 80-85 млн. тонн.
В результате совершенствования технологии горных работ появилась возможность перехода на вагоны повышенной грузоподъемности, и «Рудгормашем» в короткие сроки был создан и поставлен на серийное производство вагон ВС-30 грузоподъемностью 30 тонн, аналога которому нет ни в России, ни за рубежом.
Специалисты фирм Joy и Philips, посетившие рудники ОАО «Уралкалий», очень высоко оценили достоинства этого самоходного вагона и были удивлены, что подобная техника могла быть создана в России.
Параллельно с вагоном ВС-30 были начаты работы по созданию самоходного бункера-перегружателя БПС-25. Сегодня эта машина также поставлена на серийное производство.
Комплекс, включающий вагон ВС-30 и бункер-перегружатель БПС-25, позволяет повысить производительность добычных комбайнов на ОАО «Уралкалий» до 20%, что является существенным прорывом в механизации очист-ных работ и повышении производительности оборудования.
ОАО «Рудгормаш» является пионером в создании большегрузной доставочной техники на напряжении 1140 В. Переход на напряжение 1140 В позволяет увеличить длину камер до 300 м, что помимо повышения производительности сокращает в 1,5 раза удельный объем горно-подготовительных работ.
Сегодня наш завод серийно производит вагоны ВС-30 и бункер перегружатель БПС-25 на напряжение как 660, так и 1140 В.
В конце этого года приступим к производству универсальной модели вагона 10ВС-15 на напряжение 1140 и 660 В, который, по мнению специалистов, должен стать гордостью «Рудгормаша». Эта модель вагона создана в короткие сроки, успешно прошла промышленные испытания.
Для повышения конкурентоспособности оборудования, поставляемого для обогатительного комплекса горных предприятий, мы возобновили сотрудничество с научными учреждениями по созданию высокоэффективных магнитных сепараторов для постадийного выделения раскрытого магнетита, гравитационного концентратора с непрерывной разгрузкой тяжелой и легкой фракций. Осваиваем выпуск дисковых вакуум-фильтров с трубчатыми валами и магнитных приводных и натяжных барабанов ленточных конвейеров и т.п.
В последние годы мы внедрили новые износостойкие покрытия, расширили диапазон магнитной индукции в рабочей зоне барабанных сепараторов с постоянным магнитным полем до 0,25-0,5 Тл за счет магнитов из Ni-Fe-B. Хорошую оценку при испытаниях на ЛебГОК-ДСФ получили разработанные нами высокоэффективные просеивающие поверхности для предварительного грохочения. Освоены надежные приводы барабанных сепараторов.
ИЗ ИСТОРИИ
1949 г. Вступил в строй завод «Машмет», выпускавший оборудование для предприятий черной металлургии.
50-е гг. Освоение сложных машин для различных отраслей, в том числе обогатительного оборудования и самоходных буровых станков БУ-2 и БС-1.
1992 г. «Рудгормаш» награжден «Золотой звездой за качество, отвечающее мировым стандартам» (АРКА Европы).
1993 г. Создание ОАО «Рудгормаш».
2001 г. ОАО «Рудгормаш» получает Гран-при «Золотое руно» Всероссийского инвестиционного форума «Золотой запас Отечества».
2002 г. Буровой станок СБШ-250 признан лауреатом конкурса «100 лучших товаров России», а вагон шахтный самоходный 5ВС 15М получил диплом конкурса.
2003 г. Станок СБШ-250-МНА-32КП получил золотую медаль выставки «Экспо-Сибирь». Создан шахтный вагон ВС-30 грузоподъемностью 30 тонн.
2004-2005 гг. — начато серийное производство вагона ВС-30 и бункера-перегружателя БПС-25.
2006 г. — Золотая медаль за новые разработки и вклад в развитие промышленности Воронежской области. Поставка на серийное производство универсального вагона 10ВС-15. Изготовление опытного дизельного бурового станка СБШ-160/200-40Д.
Лицом к конкуренту
— Как все-таки вам удается противостоять агрессивной экспансии западных фирм? С кем приходится конкурировать?
И. Воробьев. — Мы конкурируем с зарубежными компаниями, пришедшими на постсоветское пространство. На традиционно наших рынках за последние два года они нарастили объемы своих продаж почти втрое. По буровому оборудованию конкурировать приходится с такими известными производителями, как Atlas Copco (Швеция) (доля ее рынка в 2005 году составила 31%), Tamrock (Финляндия (17%), а также с производителями горной техники России, Украины, Казахстана.
Правда, по каким-то видам оборудования на российском рынке мы остались монополистами: например, по шахтным вагонам занимаем практически 100% рынка техники для калийщиков (наши потребители — «Уралкалий», «Сильвинит», «Белорускалий»). По другим занимаем более скромную долю рынка, однако наши позиции можно назвать прочными, мы не сидим сложа руки.
Западные станки по ряду показателей лучше наших: это эргономика рабочего места, компьютерное оснащение, скорость выполения вспомогательных операций, качество гидравлики. Для повышения конкурентоспособности, мы начали оснащать свои станки импортной гидравликой и электрикой. Однако есть ряд выигрышных параметров, где мы традиционно на высоте: наш станок более ремонтопригоден и экономичен, его главные конкурентные преимущества — это цена, сервисное сопровождение и дешевизна эксплуатации. Например, при бурении импортным станком себестоимость погонного метра бурения значительно выше, чем у станка СБШ-250. Поэтому все больше предприятий отказываются от покупки импортного оборудования. Но расслабляться не стоит: западное оборудование за счет жесткой маркетинговой политики продвигается на наши рынки очень агрессивно.
И учить, и учиться
— Сотрудничает ли завод с вузами по кадровым вопросам? Как вы привлекаете на производство молодежь?
И. Воробьев. — Мы работаем с высшей школой по нескольким направлениям. О разработке новой продукции я вкратце сказал. А вот с МГТУ им. Баумана, Московским институтом экономики и управления в промышленности, с фирмой «Прогресс» (Санкт-Петербург) мы работаем по системе повышения квалификации кадров. На «Рудгормаше» разработана программа переподготовки руководителей среднего и высшего звена по различным узким специализациям, скажем, по системе менеджмента качества, экологического менеджмента и др.
Привлекаем молодежь различными путями. Студенты вузов проходят на заводе преддипломную практику. Причем их число увеличивается: например, за первое полугодие 2004 года их было 352 человека — вдвое больше по сравнению со всем предыдущим годом. Кроме того, мы получили лицензию на подготовку специалистов по рабочим специальностям, востребованным на заводе, с правом выдачи удостоверений государственного образца. По некоторым специальностям у нас созданы филиалы кафедр архитектурно-строительного и технического университетов, открыто представительство Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики. Сотрудники Рудгормаша обучаются в нем на льготных условиях. Еще мы направляем на учебу в вузы отличившихся рабочих с выплатой им стипендии.
Есть также программы поддержки молодых специалистов и рабочих. В течение года они получают надбавку к основному окладу. Если специалист проявляет себя, профессионально растет, то стремимся решить и его жилищный во-прос. Пожалуй, «Рудгормаш» — единственное в области предприятие, продолжающее по долевому участию строить жилье для своих работников. Да, пока его мало, но важен почин. Все-таки по 10-12 квартир в год мы на разных условиях своим сотрудникам предоставляем.
— В феврале 2006 года за новые разработки «Рудгормаш» получил диплом и золотую медаль Ежегодной Воронежской промышленной выставки и 7-й межрегиональной выставки РОСПРОМЭКСПО. Что для вас означает участие в подобных акциях — хорошую рекламу, расширение партнерства, приобретение новых идей, работу над ошибками?
А. Чекменев. — Пожалуй, все вместе. После разрушения распределительной системы СССР каждый покупатель может свободно выбирать своего поставщика. И хотя выставки не дают сиюминутной отдачи, в комплексе с другими мероприятиями они позволили «УГМК-Рудгормаш» позиционировать себя как успешного участника рынка горного оборудования, придать индивидуальность фирменной марке и, в конечном итоге, увеличить объемы продаж. Выставки дают возможность личного общения с потенциальным потребителем и представителями НИИ. А вся работа проделывается позже, когда на основании полученной информации мы формируем прогноз продаж, выделяем предпочтения покупателей и формируем предложения по совершенствованию своего оборудования.
Скажем, отделом маркетинга были опрошены предприятия, использующие новый буровой станок СБШ-250-32, и 56% респондентов сообщили, что он зарекомендовал себя как удобный и надежный. С учетом замечаний другой половины потребителей станок в нашем КБ был модернизирован, причем в процессе его доведения было внедрено два патентных изобретения и пять авторских свидетельств на полезную модель. Теперь он изготавливается в 10 вариантах, повысились его надежность и комфортность, а производительность возросла более чем на 30%.
Государство нам поможет?
— Некоторые политики предрекают, что отечественное машиностроение не выдержит вступления России в ВТО. Что вы думаете по этому поводу?
И. Воробьев. — Парадоксально, но я с ними согласен и полагаю, что поспешное вступление в ВТО для России не просто шаг в неизвестность, а прыжок в пропасть. Дело в том, что даже наличие у предприятия сертификата системы менеджмента качества по международным стандартам — еще не гарантия того, что оно выживет в условиях ВТО. Я не говорю, что вступать в ВТО не нужно: это объективная реальность, и рано или поздно наша страна вынуждена будет туда войти. Но пока Россия к этому не готова.
— Но речь о вступлении в ВТО идет с 1994 года, разве этого времени не достаточно хотя бы для начала подготовки к нему?
А. Чекменев. — Как гласит известная поговорка, если все время повторять «халва», во рту слаще не станет. За 10 прошедших лет Правительство России не сделало ни одного эффективного шага для исправления ситуации. Кстати, в связи с вступлением страны в ВТО в Воронеже создана межведомственная комиссия по вопросам социально-экономического развития. Комиссия проведет анкетирование более ста воронежских предприятий и по его результатам станет ясно, готов ли регион к грядущим переменам и какие предприятия нуждаются в поддержке. Что касается «Рудгормаша», то мы и без того уже испытываем жесточайшую конкуренцию со стороны западных производителей, контролирующих около 20% региональных рынков России. И хотя цена их станков в два и более раза выше воронежских, со снятием ввозных пошлин наша продукция станет неконкурентоспособной даже по цене.
И. Воробьев. — Для вступления в ВТО нужна разработанная на уровне государства программа, с описанием конкретных шагов постепенного вхождения туда. Один только уровень износа основных фондов в промышленности составляет в России порядка 80%. И наше предприятие в этом смысле ничуть ни хуже и не лучше других. Более того, машиностроение не самая рентабельная отрасль. Но ведь такая ситуация наблюдается и на рентабельных, и даже на валютнодоходных предприятиях! Свидетельство тому — последние энергокатастрофы в Москве.
Да, в прошлом году в техперевооружение Рудгормаша мы вложили порядка 10 млн. рублей собственных средств, в 2006 году на эти цели затратим более 50 млн. рублей, но для нас эти цифры слишком малы. Нормального рынка инвестиций в стране нет. «Длинных» денег не дает ни один банк, и хотя мы и работаем со Сбербанком, но только под определенные программы. Новое оборудование очень дорогое, окупаемость его — 7-10 лет, а кредит можно получить не менее чем под 14%. О каком равенстве с Западом может идти речь?
— А что вы как машиностроители скажете о сегодняшнем административно-налоговом прессе?
А. Чекменев. — В настоящее время уровень налогов и сборов, а также внебюджетных платежей в машиностроении России в среднем выше, чем на предприятиях других отраслей. Это связано в первую очередь с тем, что производство в отрасли требует больших трудовых и материальных затрат — отсюда высокая численность работников предприятий и низкая рентабельность. Кроме того, большинство предприятий отрасли попадают в категорию так называемых малых предприятий, следовательно, уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль, что также увеличивает налоговое бремя. Так, в среднем на нашем предприятии ежемесячные налоговые платежи составляют до 28% от выручки при высокой материалоемкости продукции. Кроме того, налоговые органы ежемесячно проводят до 3-5 камеральных проверок различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Данные проверки зачастую ежемесячно дублируют друг друга по одним и тем же вопросам, что отнимает массу сил и времени работников экономических служб (не говоря уже о материальных затратах, связанных с копированием тысяч документов).
— В чем, на ваш взгляд, должна выражаться поддержка государством своего машиностроения, и нужна ли она вообще?
И. Воробьев. — Российское машиностроение обязательно нуждается в поддержке государства. И выражаться она должна в индивидуальном подходе в области налогообложения для предприятий отрасли, отмене жестких сроков внесения авансовых платежей по налогам и внебюджетным платежам. Кроме того, необходимо не формально, а реально поддерживать предприятия, реализующие продукцию на экспорт. Так, наше предприятие для получения льготы (закрепленной законодательно) по НДС вынуждено зачастую обращаться в арбитражный суд, что увеличивает срок получения налоговых вычетов еще на 3-4 месяца.
— И все же не будем о грустном. Несмотря ни на что, «Рудгормаш» жив и реально планирует свое будущее. Каким оно вам видится?
А. Чекменев. — Наше видение — стать признанными на рынке, преуспевающим лидером отрасли, обеспечивающим удовлетворение ожидаемых и установленных требований заказчика. И мы будем подтверждать свое предназначение, удовлетворяя все заинтересованные стороны: заказчиков, персонал, акционеров, поставщиков и общество.
Алла ВИКТОРОВА
|
В центре внимания бизнеса и власти - образование |
В начале апреля был сделан еще один важный шаг по реализации механизма государственно-частного партнерства в решении острой задачи повышения качества российского образования. Если на встрече предпринимателей с Президентом РФ, состоявшейся... |
подробнее
|
|
РСПП и Минпромэнерго. Прямой диалог по вопросам промышленной политики |
«Российские предприятия могут и должны стать лидерами на постсоветском пространстве», — заявил глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко на первом совместном заседании коллегии Минпромэнерго РФ и Правления Российского союза промышленников и... |
подробнее
|
|
Масштабный проект компании "Балтэнерго" |
В номере 2/2006 мы представили крупномасштабный высокорентабельный инвестиционный проект прокладки подводного высоковольтного кабеля постоянного тока по дну Финского залива. Проект реализуется в соответствии с Энергетической стратегией России на период до... |
подробнее
|
|
Калужская область. Приоритеты региональной инвестиционной политики |
12 апреля в здании столичной мэрии состоялся III Калужский инвестиционный форум, организованный правительством Калужской области при поддержке правительства Москвы и информационного агентства «АК&М». |
подробнее
|
|
Инвестиции в России. Правила ведения бизнеса должны быть более понятными |
«Да, мы богатая страна. У нас огромная территория, располагающая многими объектами, интересными сегодня для западных инвесторов. Но есть еще и Корея, Китай, Латинская Америка, есть Африка, где тоже большие просторы... |
подробнее
|
|
Холдинг "ЭСТАР". Наш кодекс чести - служение делу |
Предприятия холдинга «ЭСТАР» («Электросталь России») присутствуют почти во всех регионах, от Дальнего Востока до Ростовской области, а его продукция известна не только в нашей стране, но и за рубежом. |
подробнее
|
|
Импорт новейшего оборудования как условие революционного скачка российского производства |
«О лавинообразном спросе на современные станки и оборудование в нашей стране говорить пока не приходится, но формирование такой тенденции уже начинает проявляться», — рассказывает генеральный директор группы компаний «СФ Технологии»,... |
подробнее
|
|
Развитие бизнеса - наша работа |
Костромской союз промышленников (КСП) создан в 2000 г. В мае 2001 г. КСП принят в члены РСПП, в 2002 г. на его базе создано Костромское региональное отделение РСПП, к настоящему... |
подробнее
|
|
ОАО "Мотордеталь". Конкурентоспособность нужно создавать сегодня |
ОАО «Мотордеталь» — один из основных производителей цилиндропоршневых изделий для карбюраторных и дизельных двигателей, работающий на российском рынке более 30 лет. Это самое крупное предприятие в Костроме, как по численности... |
подробнее
|
|
ООО "Костромарегионгаз". Природные ресурсы должны работать |
ООО «Костромарегионгаз» специализируется на поставках газа населению и предприятиям Костромской области, среди которых — крупнейшая в Европе Костромская ГРЭС, завод «Мотордеталь» и другие. Объемы поставок компании составляют свыше 3 млрд.... |
подробнее
|
|
ОАО "ВАСО": Концентрация высоких технологий |
Решение о строительстве Воронежского авиационного завода было принято в апреле 1929 г., а в марте 1932 г. предприятие было включено в число действующих. |
подробнее
|
|
Новый заряд "Энергии" |
К 2008 г. объем производства НПО ЭТХ «Энергия» возрастет до 1 млрд. руб. Предприятия НПО «Электротехнический холдинг «Энергия» вот уже более 40 лет остаются одними из ведущих предприятий России и стран... |
подробнее
|
|
ООО "Амтел-Черноземье". Шинная индустрия: новые стратегии развития |
В марте 2006 г. в Воронеже состоялось подписание рамочного соглашения о взаимном сотрудничестве компании Amtel-Vredestein («Амтел-Фредештайн») и администрации Воронежской области и прошла презентация новых инвестиционных проектов компании «Амтел-Черноземье». |
подробнее
|
|
IBG - уверенный лидер воронежского регионального страхового рынка |
ЗАО «Страховая бизнес группа» (IBG) работает на региональном страховом рынке уже более девяти лет. Эта компания — один из крупнейших налогоплательщиков Воронежа и Воронежской области, член Российского союза автостраховщиков, Российского... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
 |
|